Как поставить на учёт в Кадастре ранее учтенный земельный участок

Государственный кадастровый учет земельных участков

Государственный кадастровый учет земельных участков — это внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), которые свидетельствуют о существовании объекта и его индивидуальных характеристиках.

Для чего предназначен кадастровый учет участков

Возможность использования земельных участков в правовой жизни субъектов права соотносится с индивидуальными признаками таких объектов. Они должны иметь кадастровый номер, площадь, границы и другие уникальные сведения.

Наличие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости делает возможным совершать с ним сделки купли-продажи, аренды, дарения и другие.

Проведение кадастрового учета осуществляется при его:

  • образовании;
  • выделении части;
  • изменении индивидуально-определенных характеристик, например, границ или площади.

Процедура по внесению сведений в ЕГРН необходима и в случае, если нужна кадастровая оценка земельных участков: оценщик на основании осмотра и исходя из данных реестра устанавливает стоимость земельного участка.

Как осуществляется учет

Для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется правовое основание. На законодательном уровне установлены действия, которые выступают началом правоотношений для кадастрового учета, к ним относятся следующие:

  1. Сделки по отчуждению имущества.
  2. Наследование.
  3. Акты суда.
  4. Постановления судебных приставов.
  5. Документы государственных органов, подтверждающие переход права собственности.
  6. Межевой план.

Чтобы осуществить такую процедуру, как постановка на кадастровый учет земельного участка, необходимо обратиться с заявлением в Росреестр через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Заявление заполняется оператором МФЦ. Ниже вы можете ознакомиться с формой заявления.

Среди документов, которые надо предоставить вместе с заявлением в Росреестр, выделяют следующие:

  • паспорт гражданина;
  • доверенность (если обращается представитель);
  • документы, на основании которых осуществляется постановка на учет.

Если обращается юридическое лицо, необходимо предоставить дополнительно уставные документы: копию ИНН, копию ОГРН, копию устава, копию приказа о назначении руководителя. Документы предоставляют как в письменном, так и в электронном видах.

Срок оказания услуги составляет семь рабочих дней с момента принятия регистрирующим органом документов. Этот срок увеличивается на два рабочих дня, если обращение происходит через МФЦ.

Конечным результатом государственной услуги является внесение изменений в ЕГРН. При оформлении заявления указывается о необходимости получения выписки из ЕГРН или завершении всех процедур без ее выдачи, такая отметка ставится в двенадцатой графе заявления.

Дачная амнистия продлена: что успеть до 2021 года

Под понятием дачной амнистии подразумевается упрощенный порядок совершения процедур, необходимых для кадастрового учета и регистрации права на земельные участки, жилые дома или хозяйственные строения.

Дачная амнистия входит в понятие кадастровый учет земельных участков; 2020 год принес изменения в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 267-ФЗ. В cоответствии с ним, период действия упрощенного порядка продлен до 01.03.2021. Такой ограничительный срок затрагивает только объекты индивидуального жилищного строительства, поэтому для земельных участков временные ограничения отсутствуют.

Порядок действий при регистрации посредством дачной амнистии выглядит следующим образом:

  1. Обратиться в МФЦ с заявлением о госрегистрации права на объект. Заявление оформляется сотрудником многофункционального центра.
  2. Предоставить документы, которые могли бы подтвердить ваши права: акт госоргана или выписка из похозяйственной книги.
  3. Регистрация права и получение выписки из ЕГРН, подтверждающей факт регистрационных действий.

Вышеуказанный порядок применяется к земельным участкам, права на которые возникли до 25.10.2001. Регистрация происходит независимо от вида права, на основании которого был приобретен объект недвижимости (собственность, наследство, постоянное пользование).

Как дистанционно поставить на учет объект недвижимости

Официальный сайт Росреестра предоставляет возможность удаленного обращения с целью кадастрового учета объектов недвижимости, в т. ч. и земельных участков. Для прохождения всей процедуры вы должны провести кадастровые работы по межеванию земельного участка и по их окончанию получить межевой план. Он выполняется в цифровом формате XML с электронной подписью специалиста, осуществившего работы.

Для дистанционной постановки на кадастровый учет необходимо придерживаться следующих действий.

1. На главной странице портала в разделе «Электронные услуги и сервисы» выберите раздел «Государственный кадастровый учет».

2. В открывшемся окне «Подать заявление о ГКУ» ознакомьтесь с предъявляемыми требованиями к предоставляемым документам. Укажите вид объекта недвижимости (1), место его расположения (2), форму получения документа (3), форму предоставления отказа (4). После этого введите защитный код (5) и нажмите «Перейти к сведениям о заявителе» (6).

3. В появившейся форме заполните графы, указав вид заявителя (1), идентифицирующие и паспортные данные (2), контактные данные (3), согласие на обработку данных (4), подтверждение сведений (5) и нажмите «Перейти к прилагаемым документам» (6).

4. В окне «Подать заявление о ГКУ» укажите данные о направляемом документе (1), прикрепите межевой план в электронном файле XML-формата, заархивированном в zip (2), нажмите «Сохранить» (3).

5. Приложите остальные документы вышеуказанным способом, после чего подтвердите отправление документов в Росреестр на рассмотрение.

Общие положения о том, как поставить участок на кадастровый учет, указаны на портале «Госуслуги». Такая информация находится в соответствующем разделе.

Почему могут приостановить или отказать в процедуре учета земельного участка

При обращении за оказанием услуги по кадастровому учету можно столкнуться с решениями регистрирующего органа о приостановке или отказе.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможна приостановка по оказанию госуслуги. Среди них выделяют наиболее распространенные:

  • обращение лица, не имеющего полномочий на совершение учета;
  • отсутствие полного комплекта документов;
  • предоставленные на регистрацию материалы имеют недостоверные или спорные данные;
  • заявитель не обладает правами на объект недвижимости.

В случае выявления регистрирующим органом одного из оснований приостановки выносится соответствующее решение и доводится до заявителя. Максимальный срок на устранение недостатков составляет три месяца.

Причиной для отказа может послужить только неисполнение требований, которое явилось основанием для приостановления кадастрового учета. Такое исключительное положение закреплено в ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Что такое наложение земельных участков и как это исправить

Несмотря на современные технические устройства для измерения, используемые в кадастровом учете, на практике возникают ситуации, при которых происходит наложение земельных участков или внесение неточных данных в ЕГРН. Наложение объектов представляет собой несовпадение и пересечение границ регистрируемых объектов.

Если границы вашего участка являются неверными и в результате этого он наложился на другой, обратитесь к кадастровому инженеру и выполните работы по уточнению границ. Он составит межевой план, в котором укажет, что он подготовлен в связи с исправлением ошибки. После этого следует обратиться в Росреестр с заявлением о кадастровом учете в связи с изменением описания границ объекта. К заявлению прикладывается межевой план, составленный с изменениями. Ошибка будет исправлена путем уточнения границ объекта недвижимости. По результатам рассмотрения заявления Росреестр вынесет решение о внесении изменений.

В случае если неверными являются границы соседнего участка и его владелец не согласен на добровольное изменение контура, спор придется решать в судебном порядке. Решение суда является основанием, по которому исправится кадастровая ошибка; наложение земельных участков судебная практика не ставит в основание установления фактов нарушения прав истца. Такая позиция установлена Определением Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 18-КГ14-159 — один лишь факт наложения границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца не доказывает нарушение прав последнего.

В Кадастровой палате рассказали, как внести в ЕГРН ранее учтенный объект

Эксперты Кадастровой палаты по Краснодарскому краю разъяснили, какие документы необходимо подготовить, чтобы внести в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведения о ранее учтенном объекте.

Сперва разберемся, зачем нужно вносить данные в ЕГРН и какие объекты недвижимости называют ранее учтенными.

На сегодняшний день ЕГРН – единственная официальная база, содержащая актуальную информацию об объектах недвижимости. Сведения, внесенные в ЕГРН, являются приоритетными и более достоверными, чем любые другие удостоверяющие документы. Такие сведения могут понадобиться, например, при продаже недвижимости или для подтверждения существования объекта с определенными характеристиками. Поэтому необходимо вовремя подавать документы на государственный кадастровый учет и регистрацию прав.

С момента вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» 1 января 2017 года произошло слияние двух информационных систем – Единого государственного реестра прав и Государственного кадастра недвижимости. Данные, собранные до 2017 года, перенесены в ЕГРН.

К ранее учтенным относят земельные участки, которые поставлены на учет в ЕГРН до 1 марта 2008 года, либо не учтены вовсе, но права на них зарегистрированы (и не прекращены), а объекту присвоен условный номер.

Чтобы внести сведения о ранее учтенном участке в ЕГРН, можно подать соответствующее заявление или запросить сведения о нем. В случае поступления запроса сведений, данные будут внесены не зависимо от того, кто подал запрос: правообладатель, любое другое лицо, организация в рамках межведомственного взаимодействия.

Вместе с заявлением о внесении сведений в ЕГРН правообладателю необходимо предоставить документ, подтверждающий право на участок, либо подтверждающий ранее осуществленный государственный учет или государственную регистрацию права. Внесение данных на незарегистрированный объект может производиться на основании технической документации, например, технического паспорта, если таковой уже находится в распоряжении органа регистрации прав (передан ранее органом технической инвентаризации по госконтракту) или предоставлен органом технической инвентаризации по запросу органа регистрации прав.

Если же данные об объекте недвижимости отсутствуют либо орган технической инвентаризации не ответит в установленный срок, будет принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте.

Помимо этого, есть еще несколько оснований для отказа (установлены в 2 ч. 8 ст. 69 Закона №218-ФЗ):

  1. представленные документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте и на момент издания;
  2. в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения:
  • позволяющие считать объект недвижимости ранее учтенным;
  • для земельного участка, здания или помещения – о площади объекта недвижимости;
  • для сооружения – об основной характеристике (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении
  1. сведения об объекте уже содержатся в едином государственном реестре недвижимости.

Напоминаем, что с 29 июня 2021 года вступает в силу 518 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому органы местного самоуправления смогут проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Данные о правообладателях будут вноситься в ЕГРН без участия собственников на основании сведений, содержащихся в архивах загсов, налоговых, органов внутренних дел и нотариусов.

Узнать, внесены ли сведения о недвижимости в ЕГРН можно с помощью с помощью электронных сервисов Росреестра и Федеральной кадастровой палаты по выдаче сведений из ЕГРН. Пользователям достаточно выбрать нужные виды выписок, перейти в корзину и оплатить их. Сразу после оплаты документы можно скачивать и отправлять на печать. Распечатать выписку можно самостоятельно, причем неограниченное количество раз. Выписка заверена электронной подписью, которая делает ее юридически равнозначной бумажной.

Как поставить на учёт в Кадастре ранее учтенный земельный участок

О земельных участках, являющихся ранее учтенными земельными участками

Исходя из содержания частей 4, 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ), ранее учтенными земельными участками являются:

– земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (до 1 марта 2008 г.);

– земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон N 122-ФЗ);

– земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.

При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках такие сведения согласно части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ могут быть внесены в ЕГРН на основании:

имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном земельном участке;

представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”;

представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по запросу органа регистрации прав документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет земельного участка или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него.

Согласно части 1 статьи 49 Закона N 218-ФЗ документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются:

Читайте также:  Срок подачи заявления об увольнении — за сколько дней предупреждают работодателя и работника?

акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

Например документами, устанавливающими или удостоверяющими право гражданина на земельный участок являются:

нотариально удостоверенные договоры о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на праве личной собственности (заключенные после 26 августа 1948 г. и действующие на момент обращения в орган регистрации прав), акты об отводе земельных участков для строительства, решения исполкомов местных Советов народных депутатов принятые до 26 августа 1948 г. об отводе гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в случае невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности) (Инструкция о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденная приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 г. N 380);

договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности (приказ Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 26 марта 1949 г. N 244 “Об утверждении типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности”, утратил силу в связи с изданием приказа Госстроя РСФСР, Минкоммунхоза РСФСР от 6 октября 1965 г. N 67).

При этом организации, уполномоченные на осуществление технической инвентаризации и (или) государственного технического учета, не были уполномочены на осуществление государственного, в том числе кадастрового учета земельных участков.

Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. (далее – ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (статья 194) земельную регистрацию, которая заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.

Статьей 196 ЗК РСФСР 1922 г. устанавливалось, что в процессе земельной регистрации составлялись следующие акты:

общая волостная карта землепользований; карты отдельных селений;

общий волостной реестр (список) землепользований;

реестры усадебных участков всех селений волости; реестр земельных обществ волости.

Постановлением Совмина СССР от 31 декабря 1954 г. N 2529 “О едином государственном учете земельного фонда СССР” с 1955 г. вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда. Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований.

Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 1 июля 1970 г., предусматривалось (статьи 118, 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.

Постановлением Совмина СССР от 10 июня 1977 г. N 501 “О порядке ведения государственного земельного кадастра” было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 г. государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:

земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;

государственная земельнокадастровая книга района (города);

государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;

государственный земельный кадастр СССР.

Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Кроме того, в законодательстве СССР отсутствовало понятие “имущественный комплекс”, а применялись такие понятия как “землепользование” – в настоящее время земельный участок и “домовладение”.

Понятие “домовладение” определено Инструкцией о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37 (далее – Инструкция), согласно которой единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание; домовладение – это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.

Инструкция была разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.

Таким образом, документы, в частности, технические паспорта, изготовленные по результатам технической инвентаризации и учета домовладений, не являются документами, подтверждающими государственный учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством земельных участков, на которых такие домовладения расположены, а также правоустанавливающими либо правоудостоверяющими документами на такие земельные участки, и, следовательно, документами для внесения в ЕГРН сведений о таких земельных участках как о ранее учтенных объектах недвижимости.

Согласно части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных земельных участках в ЕГРН, в том числе в случае, если:

имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади земельного участка.

Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.

Что нужно сделать, чтобы поставить ранее учтенный земельный участок на кадастровый учет

Земельные участки, не поставленные на кадастровый учет, не могут выступать полноценными объектами различных сделок по отчуждению: купли-продажи, мены, дарения, передаче по наследству. Несмотря на то что некоторые из земель могли быть учтены ранее, в соответствии с новыми правилами, они все равно должны быть поставлены на учет в ЕГРН.

В чем суть процедуры постановки на кадастр в отношении ранее учтенных наделов, вы узнаете из этой статьи.

Что такое ранее учтенный земельный участок?

Этим термином называют участок земли, права (владения, собственности, застройки или аренды) на который были зарегистрированы до 01.03.2008 года. При этом кадастровый учет в отношении такого участка произведен не был.

Самостоятельное определение ранее учтенного участка возникло с принятия Закона «О государственном кадастре недвижимости» 27 июля 2007 года.

Границы земельных наделов, учтенных «по-старому», не имеют четких параметров. На учет в кадастре по новым правилам они не поставлены, так как ГКН образовался лишь в 2007 году. Поэтому в Госкадастре содержатся только примерные данные по таким земельным объектам, взятые из каких-то старых записей, архивов.

На практике бывают и такие случаи, что информация о том или ином участке может просто отсутствовать. Тогда, при обращении в Росреестр за выпиской из ЕГРН, сотрудники этого органа просто не могут выдать официальный документ, который подтверждал бы хоть какие-то данные о запрашиваемой недвижимости.

С появлением ГКН госорганы осуществляют постепенную постановку на учет всех имеющихся участков. Но что делать, если гражданину-собственнику нужно срочно продать свой ранее учтенный участок? Ведь до тех пор, пока он не будет поставлен на кадастровый учет, сделка по поводу этого надела просто не состоится.

В таком случае собственнику надо знать, как поставить на учет ранее учтенную землю. Именно об этом читайте далее подробно.

Постановка на учет: порядок действий

Для начала не помешает определиться с перечнем документов, которое нужно будет подать в регистрирующий орган – Росреестр. Именно он уполномочен совершать различные регистрационные действия с недвижимостью, будь то регистрация права собственности или постановка на кадастровый учет земельного надела.

Обращаться нужно именно в то отделение Росреестра, которое расположено в том же районе (городе), что и ранее учтенный земельный объект. Такой территориальный принцип действует по всей стране.

документы для оформления земельного участка

Без этих документов заявление о постановке на учет у заинтересованного лица не примут:

  • для физлица – паспорт гражданина РФ;
  • для юрлица – учредительные документы (Устав, свидетельства ИНН и ОГРН, документ о назначении директора);
  • если собственник участка – несовершеннолетний, то согласие от органа опеки и попечительства на проведение учета;
  • если документы подает или подписывает представитель, то нотариальная доверенность на него.

Далее, заявителю нужно подготовить следующие бумаги:

  • заявление, заполненное по установленному образцу;
  • свидетельства о праве собственности на участок или другой правоустанавливающий документ (договор дарения, купли-продажи, мены, свидетельство о наследстве и др.);
  • межевого плана (с подписанным актом согласования границ) – добровольное право заявителя в его представлении;
  • документа разрешения земельного спора, если таковой возник при согласовании границ;
  • чек в подтверждение оплаты госпошлины.

Все вышеперечисленные документы, кроме самого заявления, подаются в нотариально заверенных копиях.

Порядок рассмотрения, сроки и стоимость

  1. Сначала нужно прийти в отделение Росреестра, обратиться к специалисту и подать вышеназванные документы.
  2. После подачи, если весь пакет был предоставлен заявителем, специалист выдает расписку о том, что документы приняты. В ней также указана дата, когда лицу нужно подойти за результатом рассмотрения. Одновременно с этим, межевому плану присваивается идентификационный номер.
  3. Во время рассмотрения заявления, Росреестр запрашивает в других госорганах копии документа о категории земель и разрешения на использование надела. На данное действие отводится 5 рабочих дней.
  4. В результате рассмотрения заявления принимается решение о постановке на учет ранее учтенной земли.

После прохождения всей процедуры на руки лицу, подавшему заявление, выдается кадастровый паспорт земельного участка – доказательство факта постановки на учет в ЕГРН. Для того чтобы Росреестр выдал этот документ, гражданин или юрлицо должны предъявить специалисту паспорт (или доверенность/документ на директора) и расписку.

Общий срок рассмотрения заявления и принятия решения о постановке на учет составляет 10 рабочих дней.

траты на оформление дома

За что нужно будет заплатить владельцу ранее учтенного участка?

  • Госпошлина за постановку на учет в кадастре для юрлиц – 600 руб. и выдачу паспорта в бумажном виде и 300 руб. – в электронном;
  • Госпошлина за те же действия для физлиц – 200 руб. и 50 руб. соответственно.
  • Оплата кадастровых работ + оформление кадастрового плана: ее размер зависит от площади участка, его местонахождения и региона, где проводятся такие работы. В среднем подобные услуги стоят от 15 тысяч рублей и более, а оказывают их частные геодезические компании.

предоставление земельного участка без торгов в аренду

Частный сервитут устанавливается по договоренности сторон.

В некоторых случаях (например, при возведении постройки) земельный участок может быть предоставлен в аренду без торгов. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Как рассчитвается земельный налог для юридических лиц? Пошаговая инструкция здесь.

Особенности

особенности оформления дома

  1. Если земельный надел был ранее учтен, то при постановке его на кадастровый учет нет острой необходимости в проведении кадастровых работ, с целью уточнить его границы. Достаточно приложить имеющийся старый кадастровый план, даже с неуточненными границами, а кадастровые работы по уточнению провести позже.
  2. Росреестр может отказать заявителю в постановке на кадастровый учет земельного объекта, который был ранее уже учтен, по следующим основаниям: в Госкадастре специалисты не нашли никакой информации о месторасположении испрашиваемого участка; нет сведений о характерных точках, обозначающих его границы; пределы участка, который учтен позднее, пересекаются с границами надела, который заявитель хочет поставить на учет в данный момент.
  3. Если гражданин захочет снять ранее не учтенный надел с кадастрового учета, он сможет это сделать только через суд, потому что законодательные правила снятия с учета такой группы земель нигде не закреплены.

Процедура внесения новых сведений в ЕГРН в отношении уже учтенных отрезков земли очень схожа с той, что проводится применительно к участкам, которые еще не были на учете. Тем не менее стоит учитывать свои особенности и трудности, а также знать, к каким ситуациям может привести отсутствие вовремя занесенных сведений по земельному объекту в официальный реестр.

Информация для землевладельцев: что значит ранее учтенный земельный участок

foto11278-2

Для государства и его граждан земля является особой ценностью, поэтому все операции с ней, особенно продажа и покупка, строго регулируется законодательством.

Земельные участки подразделяются по статусу, видам и целевому назначению, и по закону вся информация о них обязательно собрана в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Однако случается, что земельный участок не зарегистрирован в реестре, обычно это касается ранее учтенных земельных участков, которые можно отнести к особой категории имущества.

Читайте также:  Образец проекта муниципального контракта на оказание услуг по 44 ФЗ

Ранее учтенный земельный участок — что значит этот статус, как происходит его оформление в собственность граждан? Ответы на вопросы ищите в статье.

Что это означает?

foto11278-3

Федеральный закон №221 «О кадастровой деятельности», который регулирует порядок учета и регистрации объектов недвижимой собственности, вступил в силу 24.07/2007 года.

А начиная с 2017 года, все сведения о недвижимом имуществе граждан собираются в едином реестре (ЕГРН) Федеральной службы государственного кадастра и картографии ЕГРН.

До этого единого порядка кадастрового учета не было. Объекты капитального строительства учитывались БТИ, а земли – органами власти.

Все участки, которые прошли регистрацию с 2007 по 2015 год в двух реестрах — кадастровом и прав на недвижимое имущество – получили статус учтенных. Эти объекты подверглись кадастровому учету, то есть прошли процедуры межевания, установления границ, присвоения кадастрового номера, а также — регистрации права собственности или аренды.

Все объекты недвижимого имущества, зарегистрированные до 24.07.2007 г. с присвоением им условных номеров, согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» получили статус ранее учтенных. Это же касается земель с актуальными имущественными правами, которые по каким-то причинам в реестр не внесены.

ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 устраняет необходимость двойной регистрации недвижимости. Для сбора сведений теперь создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Ранее учтенные участки в основном регистрируются по упрощенной схеме, то есть:

  1. Обладатель недвижимости сам подает заявление.
  2. Предоставляет документы, подтверждающие право на участок, которые были получены до 20.10.2001 года.
  3. Не считается обязательной процедура межевания.
  4. Не требуется получать акты органов местной власти о том, что земельный участок предоставлен в собственность. Отделение Росреестра, куда подается заявление о регистрации, должно самостоятельно запрашивать эти документы у органов местной власти.

Доказать свое законное право на землю и свести к минимуму риск мошеннических действий можно только при наличии официальной регистрации в Едином государственном реестре.

Отсутствие точных границ и записей о местоположении земли рано или поздно вызывает проблемы с соседями, а иногда и приводит к судебным разбирательствам.

foto11278-4

Особенно много трудностей возникает при желании передать или получить права на эту землю:

  • при дарении,
  • продаже,
  • наследовании.

Ни один официальный документ без регистрации объекта оформить невозможно.

На участках, которые не проходили процедуру межевания, потребуются кадастровые работы, так как такой объект учтен без границ, соответственно его площадь указана неточно (декларированная площадь). Межевой план передается в регистрирующий орган для того, чтобы зафиксировать точные сведения о границах.

Как узнать статус ЗУ?

Владельцу важно точно знать, включен ли ранее учтенный земельный участок в ЕГРН. Ведь органы регистрации могут внести его даже без уведомления владельца.

Для выяснения статуса земельного участка необходимо на официальном портале Росреестра воспользоваться:

  1. Публичной кадастровой картой по ссылке. На этом сайте собрана информация обо всех участках, включенных в ГКН. Если известен кадастровый номер участка, то узнать местоположение, территорию, где он располагается. Здесь же можно найти ближайшее отделение Росреестра. Услуга бесплатная.
  2. Онлайн-сервисом со справочной информацией по объектам недвижимости по ссылке. Ответ будет получен в виде файла.

На практике единственными сведениями о ранее учтенной земле являются только ФИО владельца. Поэтому лучше явиться в МФЦ или местное отделение Росреестра с паспортом и с оригиналами документов на участок.

Специалист проверит кадастровый номер и, при его наличии, примет письменную заявку на получение выписки из Кадастра недвижимости. Это занимает 15 дней.

Когда нужно оформлять?

Любые ранее учтенные объекты, в том числе земельный участок, требуют включения в реестр только при отсутствии информации об этих объектах. Обычно они не имеют паспортов и выписок, так как не занесены в Госреестр, хотя ст. 45 Закона о кадастре прописывает обязательность этой процедуры.

Кадастровый паспорт содержит полную информацию об участке. Для получения этого документа необходимо зарегистрировать участок, то есть внести его в Госреестр.

foto11278-5

Это позволит:

  • проводить любые операции с этим участком;
  • исключить возможность проведения любых незаконных действий с этой землей;
  • обеспечить взаимодействие всех органов власти и организаций, предоставляющих услуги, так как вся информация собрана в одном месте;
  • облегчить жизнь владельцев недвижимости, потому что им не нужно долго собирать документы и ходить по учреждениям.

Ранее учтенные земли могут быть сняты с кадастрового учета без ведома его владельца. Обычно это делается по следующим причинам:

  1. После раздела участка право собственности на вновь образованные части земли не оформлено.
  2. Земля имеет особый, «временный», статус. Это означает, что участок прошел регистрацию до 01.01.2017 г, но право собственности на него не зарегистрировано до истечения его временного статуса. Такие объекты должны быть внесены до 01.03.2022 года.
  3. Земля получена в наследство и запись о правообладателе «старого» участка в ЕГРН не сделана или же земля была по каким-то причинам снята с кадастрового учета.

Перед началом процедуры снятия с учета Кадастровая палата направляет обладателю уведомление об этом на его электронную почту или на домашний адрес, где указываются возможные последствия, если владелец не предпримет необходимых шагов. Обычно ему дается срок до 6 месяцев на оформление права собственности.

Если участок уже снят с учета на момент подачи заявления, то дело рассматривается судом. Снятый с регистрации участок получает статус неразграниченного (свободного).

Процедура оформления в собственность граждан

foto11278-6

Внесение ранее учтенного земельного участка в реестр производится по обращению любых заинтересованных лиц. Предварительно необходимо удостовериться, что ЕГРН сведений об участке действительно не содержит.

Внесение сведений возможно двумя способами:

  1. Подается заявление с просьбой внести объект в ЕГРН, написанное по форме, утвержденной для кадастрового учета или госрегистрации.
  2. Подается запрос на получение сведений о ранее учтенном объекте.

Заявление или запрос можно передать в ближайшее отделение МФЦ или в электронном виде по Интернету. На сайте Госреестра нужно найти раздел «Электронные услуги», оставить свое заявление, подкрепленное электронной подписью по ссылке.

Для того, чтобы внести данные о ранее учтенном объекте, согласно п. 9 ст. 3 ФЗ №137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», потребуются:

  • документы, устанавливающие или подтверждающие право собственности;
  • документы о ранее учтенном участке, которые уже имеются в регистрирующем органе;
  • заявление гражданина, владеющего участком.

Регистрация права собственности на ранее учтенные земли производится по заявлению правообладателя или его доверенного лица при предоставлении правоустанавливающей документации, а также квитанции об оплате пошлины.

Основанием для включения данных в единый реестр может стать один из следующих документов:

  • свидетельство о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования;
  • акт органа местной власти о праве собственности на землю;
  • решение госоргана о предоставлении участка конкретному лицу;
  • выписка из похозяйственной книги;
  • договор аренды, действующий на момент обращения;
  • документы с подтверждением ранее осуществленного государственного учета или регистрации прав собственности, предоставленные в Кадастровую палату из соответствующих органов по ее запросу.

Информация об объектах недвижимости вносятся в Госреестр бесплатно. После обращения гражданина Кадастровая палата не позднее 5 дней обязана включить все сведения и документы в кадастр. При оформлении через МФЦ этот срок продлевается до 9 дней.

Выписка из ЕГРН будет выдана через 5 дней после внесения. Это прописано ч. 5, 7 ст. 69 Закона о регистрации. Следовательно, вся процедура занимает 10-15 дней с момента подачи заявления или запроса.

Заявитель получает лично или по электронной почте выписку из ЕГРН. Внутри документа указывается новый статус участка – учтенный. Именно он позволяет полноценно распоряжаться участком. Если межевания проведено не было, то земельный участок получает статус «учтенный без границ».

Когда и как подаются дополнительные сведения о землях?

При изменении каких-либо параметров участка необходимо обновить кадастровый паспорт. Подача дополнительных сведений осуществляется в зависимости от того, какое изменение имеет место. Каждый случай индивидуален, поэтому вначале нужно получить консультацию юриста, специалиста БТИ или Росреестра.

foto11278-7

Дополнительные сведения обычно касаются:

  • площади участка;
  • его адреса или местоположения;
  • стоимости;
  • категории или вида разрешенного использования;
  • изменении права собственности или ограничении прав собственника;
  • ландшафта участка: появления, исчезновения природных или иных объектов.

Документы принимает местное отделение МФЦ или Кадастровая палата. Можно явиться лично, отправить документы через Интернет или по почте. Обратиться может только собственник или его доверенное лицо.

Что предоставить:

  • заявление;
  • паспорт;
  • документы на право собственности;
  • документ, содержащий сведения об изменении.

Госпошлина не уплачивается. Срок внесения изменений составляет не более 18 календарных дней, при обращении в МФЦ – 21 день.

Документы заявитель получает лично. Обычно это выписка из Кадастрового паспорта с внесенными изменениями.

На что еще обратить внимание?

При проведении любых операций с ранее учтенными землями необходимо обратить внимание на некоторые моменты, которые затрудняют или делают невозможным обращение с ними. Особенно это важно для тех, кто решил приобрести такой участок.

Ранее учтенные земельные участки можно разделить на два вида:

foto11278-8

    Участки, не имеющие установленных границ на местности. То есть по закону они не обладают всеми свойствами земельного участка — точками границ, координатами этих точек.

При подаче документов необходимо учитывать некоторые нюансы, несоблюдение которых могут привести к отказу. Важно удостовериться, что собранные документы полностью соответствуют требованиям законодательства РФ и действовали в месте выдачи на момент их выдачи.

Заявителю будет отказано, если по запросу кадастровой службы не поступит ответ от органа государственной или местной власти, БТИ. Это рассматривается как отсутствие необходимого документа или сведений.

Кроме того, в поданных документах могут отсутствовать сведения, позволяющие считать участок ранее учтенным, а также информация о площади или основной характеристике участка.

Видео по теме статьи

Как оформить ранее учтенный земельный участок, подскажет видео:

Заключение

Все приведенные данные о ранее учтенных участках отражают существующую ситуацию с массовым переоформлением и приватизацией, сложности формирования государственного кадастра недвижимости.

Это своего рода переходный период, который завершится постановкой на учет последнего ранее учтенного участка. Однако каждый случай имеет свои особенности, поэтому владельцу участка рекомендуется внимательно изучить все нюансы и тонкости законодательства для этой сферы.

Особенности ранее учтенного земельного участка

ranee uchtennyj zemelnyj uchastok 1

Права на землю

Фото 1

Земельные участки являются одним из объектов пристального внимания со стороны государства. И для того чтобы осуществление этого контроля было проще, удобнее и быстрее, была сформирована кадастровая палата и сам кадастровый реестр (список объектов), который включает в себя все сведения о зарегистрированных площадях земли. Поскольку кадастр постоянно обновляется, стало актуальным понятие ранее учтенного участка.

Статус земельного участка ранее учтенный, плюсы и минусы

Ранее учтенный земельный участок – это площадь земли, поставленная на учет до марта 2008 года. Почему определен именно этой датой? Именно в этом году в марте стал действовать закон ФЗ № 221 от 24 июля 2007 о систематизации информации о статусе земельных наделов. Согласно ему вся информация о земле должна содержаться в кадастре.

Данные о ранее учтенных участках в кадастровой палате неполные, поскольку не содержат сведения о границах участка. Если в документах на землю есть необходимая информация, то можно обратиться с ними в регистрирующий орган для их внесения. Если нет – то необходимо провести межевание участка, то есть установление его точных границ.

Плюсом такого надела земли является то, что для его постановки на учет не требуется проходить затратную по времени и силами процедуру постановки на учет. Для регистрации таких земель требуется межевание, а также внесение достоверных сведений о ранее учтенном земельном участке.

Минусом является то, что зачастую данные о таких участках, содержащиеся в кадастре, являются неточными и неверными.

Порядок постановки на учет определяется следующими нормами права:

  • ФЗ от 24.07.2007 № 221 ФЗ (в редакции от 03.07.2016) – о кадастровой деятельности;
  • ФЗ от 13.07.2015 № 218 ФЗ (в редакции от 28.02.2018) – о государственной регистрации недвижимости
  • Приказ Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (в редакции от 11.12.2017) – о регистрации.

Особенности ранее учтенных участков

Особенностью таких наделов является то, что они не зарегистрированы в Росреестре по новым правилам. Информация о них может содержаться в реестре недвижимых объектов, а может и не содержаться, поскольку сведения для их внесения брались из старых архивов и документов.

Фото 2

Владелец такой земли не имеет полных прав на распоряжение тем или иным объектом, находящимся у него в собственности. Он не может продать, подарить или же передать в наследство эту площадь земли, прежде чем не пройдет регистрацию земли по новым правилам, включая выделение границ участка.

Нередко бывают случаи, в которых информация о земле в государственном кадастре вовсе отсутствует. И при обращении владельца за выпиской из ЕГРН компетентный орган отказывает в ее выдаче по причине отсутствия каких-либо официальных сведений и документов.

Внесение сведений в Кадастровый реестр, корректировка и уточнение границ

Сведения в реестр по кадастру вносятся по имеющейся информации о земле. Если такие данные не являются внесенными в реестр, это вовсе не означает, что имущество перестает быть вашим. На него ложится запрет по реализации в виде продажи, дарения, передачи в наследство и обмена. В таких случаях необходимо пройти процедуру регистрации земельного участка.

Читайте также:  Справедливо ли требовать от работников находиться в отпуске за свой счет?

Если надел является ранее учтенным, то для того, чтобы поставить его на учет по новым правилам, необходимо определить его границы. Для этого обратиться в специализирующийся орган с заявлением о межевании участка.

Если в кадастровом реестре не содержится вообще никаких данных об участке земли, они вносятся по заявлению на основе официальных документов. Если в реестре содержится недостоверная информация, то она может быть скорректирована на основе имеющихся официальных документов.

Как поставить на кадастровый учет ранее учтенный земельный участок

Для того чтобы иметь полный список прав на площадь земли, владелец должен его поставить на учет. Поставить на учет участок можно следующим образом:

  1. Собрать документы для регистрации.
  2. Обратиться в регистрирующий орган либо в обслуживающий центр, предоставляющий такие услуги.
  3. По истечении 30 дней прийти за паспортом на объект.
  4. Получить на основании заявления и необходимых документов свидетельство, подтверждающее право на надел.

Для получения этой услуги можно обратиться в кадастровую палату, за которой закреплен данный участок. Обратите внимание, что именно в кадастровую палату по месту расположению площади земли. При обращении не по месту расположения надела откажут в регистрации.

Регистрирующие органы работают в будни в рабочие часы, когда и большинство населения также заняты работой. В таком случае для удобства людей созданы многофункциональные центры, оказывающие услуги по приему различных документов и заявлений. Этот центр затем сам направляет необходимые документы в палату. Однако забирать кадастровый паспорт придется уже самостоятельно в учреждении регистрации. После того как будет сдан пакет бумаг и заявление о постановке на учет, на руки выдадут расписку о получении этих документов. В расписке указывается, когда и куда необходимо подойти для получения готового кадастрового паспорта. С этой распиской и с документом, удостоверяющим личность, можно обращаться в назначение место в определенный день. После получения паспорта на участок необходимо оформить и свидетельство о праве собственности. На это оформление также потребуется пакет документов и заявление на получение.

Если нет возможности лично обратиться в регистрирующий орган или многофункциональный центр, можно отправить документы с заявлением по почте заказным письмом. Важно не ошибиться с указанием адреса кадастровой палаты. И не менее важно, чтобы весь пакет документов был нотариально заверен.

В период всеобщей глобализации есть возможность получения услуги через интернет. Сделать это можно либо отправив документы по электронной почте, либо оставив заявку с помощью сервиса Госуслуги. Чтобы отправить по электронной почте документы, нужно иметь электронно-цифровую подпись для инициализации заявителя.

Для оставления заявки с помощью сервиса Госуслуг можно воспользоваться либо официальным сайтом государственных услуг в интернете, либо специальным приложением. Необходимо, чтобы заявитель был зарегистрированным пользователем с уточненными и авторизованными данными. Если это все есть, то смело можно заходить на портал и выбирать в списке услуг ту, что желаете получить. Затем потребуется вносить анкетные данные и отправить заявку. В ответном письме придет информация о том, в какое время и в каком месте можно забрать кадастровый паспорт.

Однако не всегда по заявлению владельца участка ему выдают указанный паспорт на этот участок. Бывают ситуации, когда государственный орган, осуществляющий постановку на учет, выносит решение о приостановке рассмотрения заявления либо об отказе. Все эти решения вносятся небезосновательно. К примеру, приостановление может быть по причине нехватки каких-либо документов в предоставленном заявителем списке либо предоставление неверных сведений. В таких случаях дается некоторое время на исправление данной ситуации. Отказ также может быть вынесен по причине того, что заявитель обратился в палату не по месту нахождения участка земли, если ему не принадлежит этот участок либо он находится под арестом по решению суда. Список оснований для отказа или приостановления рассмотрения решения не является исчерпывающим.

Фото 3

В случае с учтенной ранее землей потребуется определить точные границы ее территории, для этого проводят межевание. Необходимо соблюдать важное условие, чтобы эти границы не совпадали с границами других соседних наделов, которые уже зарегистрированы в кадастре.

Если имеется старый паспорт на объект, можно к списку документов приложить его, даже если по сведениям из этого документа невозможно точно определить границы, а работы по выделению этих самых границ провести позднее.

В ходе работ по уточнению границ проводятся замеры на территории по имеющимся у владельца документам. При этом следует очень внимательно отнестись к этому процессу, поскольку неточное определение границ влечет за собой неблагоприятные правовые последствия.

Документы, необходимые при обращении в Росреестр

При обращении в регистрирующий орган нужно предоставить следующий список документов:

  1. Заявление.
  2. Паспорт.
  3. Свидетельство о праве собственности.
  4. Выписка из похозяйственной книги.
  5. Договор купли-продажи либо аренды.
  6. План отмежеванного участка.
  7. Квитанция об оплате госпошлины.

Фото 4

Судебная практика

При образовании спорных моментов, перед тем как обратиться в судебные инстанции, рекомендуется подать заявление в вышестоящий орган на досудебное рассмотрение спора. Если такой способ не помог, то тогда необходимо обратиться в судебные органы с иском.

Как показывает практика, все дела, связанные с земельными правоотношениями, решаются в частном индивидуальном порядке. Судебная практика по этим вопросам не является источником права.

Возможные проблемы

За вступлением в силу нового порядка постановки на учет земельных участков последовало возникновение немалого количества проблем. К одной из них относится то, что не обо всех объектах недвижимости, таких как земельные наделы, загородные и многоквартирные дома, содержатся какие-либо сведения в государственном реестре. В связи с этим не все собственники могут в полной мере распоряжаться принадлежащим им по праву имуществом. В реестре должны учитываться достоверные сведения обо всех объектах недвижимости. Чтобы внести эти сведения, необходимо учесть временные затраты, потраченные на эту процедуру. Зачастую возникают ситуации, когда необходимо как можно скорее получить паспорт на объект недвижимого имущества, а информации об объекте нет. Объединением всех проблем является наличие неточностей в официальных данных и документах.

Таким образом, ранее учтенный участок довольно несложно поставить на учет, если не учитывать всех проблемных ситуаций, которые могут возникнуть.

Как поставить на учёт в Кадастре ранее учтенный земельный участок

фото5

Что значит статус «ранее учтенный земельный участок»? Это понятие не всегда существовало в юридической практике. Государственный учёт земли и её владельцев производится давно, но с течением времени порядок изменялся. 24 июля 2007 года был принят Федеральный Закон №221- ФЗ «О Кадастровой деятельности», установивший новый алгоритм внесения данных. С 1 января 2017 года некоторые положения закона были уточнены, а кадастровый учёт объектов недвижимости стал осуществляться в рамках закона — это ФЗ№ 218 от 25 июля 2017 года «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно законодательству участки бывают следующих видов:

  • поставленные на учёт;
  • ранее учтённые;
  • перешедшие в архив;
  • временные;
  • аннулированные.

фото1

Ранее учтённым считается участок, сведения о котором содержались в государственных органах до 24 июля 2007 года, или собственник (застройщик) которого вступил в свои права с 1 марта 2008 года, но участок не был зарегистрирован в Кадастре.

СПРАВКА! Создание Государственного Кадастра недвижимости привело к необходимости дублирования уже имеющихся сведений об объектах недвижимости в государственной базе. Отсутствие данных о конкретной единице земли приводит к проблемам с оформлением документов, например, кадастрового паспорта.

Внесение сведений в кадастровый учет

Для внесения сведений в ГКН собственник земли самостоятельно обращается в Кадастровую службу. Другой порядок законом не предусмотрен. При обращении с собой необходим пакет документов, являющихся основанием для записи в ГосКадастр.

Процедура уточнения границ участка, если они не определены

Как уточнить границы? Процедура межевания необходима для обозначения конкретных параметров участка земли на местности. В ранее указанных сведениях не содержалось результатов уточнения границ, в расположении указывался адрес и общая площадь.

Границы должны быть указаны для постановки на учёт в органах Кадастра и получения основных документов на собственность. Межевание проходит в несколько этапов:

  • подготовительный, в ходе которого инженер изучает имеющуюся документацию на земельную площадь;
  • основной — непосредственное определение границ и поворотных точек группой геодезистов, при котором участвует кадастровый инженер, владелец участка и соседи;
  • отчётный — проверка сведений и подготовка плана по полученным замерам.

фото2

СПРАВКА! Процедура проходит в обычном порядке, если границы не являются предметом судебного спора, не были выявлены ошибки в данных или не обнаружено наложение границ.

О том, что вы хотите зарегистрировать границы, соседи информируются заранее. Факт получения уведомления подтверждается подписью. Если выявлено наложение границ, процесс оформления может затянуться и потребовать достижения компромисса.

Заявление о постановке на учет

Заявление о внесении сведений заполняется непосредственно владельцем участка и обязательно содержит пункты:

  • ФИО заявителя;
  • наименование документа, удостоверяющего личность;
  • серия и номер паспорта, кем и когда был выдан документ;
  • данные свидетельства о праве собственности на землю, праве пожизненно наследуемого владения или бессрочного пользования с датой вступления его в силу, выписка из похозяйственной книги или другой документ, подтверждающий права собственника;
  • адрес и телефон обратившегося лица;
  • способ получения кадастрового паспорта: в территориальном органе учёта, почтовым отправлением;
  • подпись заявителя.

ВНИМАНИЕ! Также указывается количество экземпляров кадастрового паспорта. В начале заявления прописана строка «Прошу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке в соответствии с прилагаемыми документами».

К заявлению прилагаются документы:

  • свидетельство, подтверждающее права владельца на земельную площадь (договор дарения, купли-продажи, подтверждение права наследования и т.д.);
  • план, полученный в результате межевания;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • документ, подтверждающий личность заявителя;
  • нотариально заверенная доверенность, если заявление подает не собственник;

Заявление и копии бумаг передаются в отделение Кадастра, территориально относящееся к участку. Если в орган учёта обращается юридическое лицо, перечень бумаг дополняется учредительными документами. После передачи пакета бумаг уполномоченному специалисту, заявитель получает расписку с датой и подписью сотрудника.

фото3

Сумма государственной пошлины для физического лица — 200 руб., для юридического — 600 руб. при получении документа в бумажном формате. В электронной форме паспорт стоит дешевле, физическое лицо заплатит 150 руб., юридическое — 300 руб. С момента обращения до выдачи готового документа проходит 7–10 дней.

Что означает статус снятие участка с учёта?

Не всегда требуется поставить на учёт землю, порой нужно произвести обратную процедуру. Снятие с учёта ранее учтенного участка земли имеет место, когда происходит изменение границ надела или его разделение между собственниками. В большинстве случаев приходится прибегать к помощи суда, поскольку с законодательной точки зрения установленного порядка решения подобных вопросов нет. Обойтись без судебного органа можно в нескольких случаях.

  • Планируется провести раздел между лицами, обладающими свидетельствами о правах собственности на этот надел. Необходимо только произвести фактическое разделение.
  • Ранее указанная информация о собственности была временной.
  • Данные о земле содержались в органах учёта, но регистрация прав не была осуществлена в течение 2 лет.

При этом понадобится заявление в установленной форме, в котором указана просьба собственника снять его недвижимость с регистрационного учёта, и документ, подтверждающий права владельца.

СПРАВКА! Обращение можно оформить лично или в электронном виде. Если решение государственного органа не является положительным, стоит обратиться в суд.

Владелец земельной площади получит отказ если:

  • недвижимость не состоит на учёте в Земельном Кадастре;
  • комплект документов не отвечает требованиям уполномоченного органа;
  • на исправление документов отводилось 3 месяца, но результаты не были предъявлены;

Отказ оформляется в письменной форме и передаётся владельцу, который далее защищает свои интересы в суде.

фото4

На практике возможны разные ситуации и иные варианты их решения. Например, гражданин является законным владельцем дома, но документ, подтверждающий его права на землю, был утерян. В органах Кадастра собственник получил отказ в дубликате бумаги, подтверждающий его полные права, поскольку специалисты утверждали, что никаких сведений нет, и ранее участок не был учтен. В процессе разбирательства Кадастр была признана кадастровая ошибка, проведено ее исправление, и информация о земле была удалена из базы Государственного Реестра.

Судебная практика

При обращении в суд собственник также должен составить заявление, которое содержит обязательные пункты.

  1. Наименование инстанции, которой направляется заявление.
  2. Сведения о заявителе.
  3. Подробно описание сложившейся ситуации, ранее предпринятых действий и других нюансов.
  4. Требование о снятии с учёта ранее учтенного участка.

К заявлению прикладываются документы, подтверждающие собственность лица, бумаги с информацией об участке и письменный отказ в снятии с учёта, полученный от кадастрового органа. Также потребуется квитанция о выплате государственной пошлины. В течение месяца уполномоченный орган изучает обстоятельства и документы. При отсутствии вопросов, выносится положительное решение, которое направляется в государственный орган для дальнейшего исполнения.

Ссылка на основную публикацию