Основные правила действия ОСАГО в 2020 году

Все, что нужно знать об ОСАГО в 2020 году

Страховка автомобиля – это очень важное событие для каждого собственника транспортных средств, так как позволяет существенно повысить его безопасность.

Договоры по ОСАГО, которые будут оформляться в текущем году, предусматривают покрытие причиненного ущерба пострадавшему лицу. В случае, если страховая компания примет решение о невозможности покрытия всей суммы причиненного ущерба, то виновник ДТП будет доплачивать остаток из личных средств.

Отметим, что первый закон об ОСАГО приняли еще пятнадцать лет назад, а с тех пор правила заключения страховых договоров постоянно меняются. В июне минувшего года со стороны Госдумы был принят новый закон, регламентирующий изменения в определении сумм для страховых полисов. В скором времени вовсе планируется отказаться от использования территориального коэффициента, а также коэффициента мощности транспортного средства. Страховые организации могут сами определять тарифный коридор, но его рамки будут регламентированными. Нет сомнений в том, что все эти нововведения будут сказываться на стоимости страховых полисов. В сентябре минувшего года также были введены очередные нововведения. Они сводятся к тому, что КАСКО и ОСАГО оформляются на одном бланке.

Какие изменения стоит брать во внимание в нынешнем году?

Изменения в закон об ОСАГО, которые были внесены в июне минувшего года, описывают все ключевые нюансы оформления страховых договоров. Основная особенность – это изменение тарифных ставок. Тарифный коридор ориентировочно расширили на двадцать процентов. Стоит брать во внимание учет возраста и стажа автомобилиста на стадии определения цены страхового полиса. Не так давно было всего четыре категории, а теперь были введены пятьдесят восемь разных степеней. Оформлять страховой полис стоит не только на машину, но и на мотоцикл.

Все эти нововведения будут удобными в первую очередь для автомобилистов, так как появилась возможность определить стоимость страховки, учитывая личностные характеристики. Многие аналитики сходятся во мнении, что подобный расчет стоимости страхового полиса – справедливое решение.

Также водители обеспокоены вопросами о введении электронных полисов. На территории столицы они будут признаны равноценными бумажным аналогам классического образца. Есть возможность оформлять страховку ОСАГО даже в режиме онлайн, а личное посещение офиса страховой компании не будет требоваться.

Вячеслав Лысков отметил, что коэффициенты мощности силового агрегата, а также региона регистрации транспортного средства оказывают немалое воздействие на повышение стоимости страхового полиса. Их отмена не позволит автомобилистам сэкономить на страховке, так как последовало расширение тарифного коридора.

Предыдущие поправки привели к получению весьма сомнительных результатов, поэтому пока сложно представить, как будут оценены те изменения в законодательстве, которые внедрены с наступления 2020 года.

Некоторые водители могут обнаружить, что для них стоимость страховки повысилась от двух до тринадцати процентов. Здесь за пример берутся опытные водители и те, кто только недавно стал автомобилистом. Люди, которые прописаны за городом, как и ранее будут оформлять страховой полис с некоторыми скидками.

С января наступившего года существующие страховые компании имеют право самостоятельно менять тарифный коридор в пределах сорока процентов в любом направлении.

Недавние новости указывают на то, что с октября наступившего года коэффициент может повысится еще на тридцать процентов. Ноябрь будет особенно сложным месяцем, так как в нем начнут на практике проявляться все внедренные ранее поправки в законодательство. Среди хороших новостей стоит заметить, что повышаются лимиты выплат при угрозе здоровью или жизни. На данный момент существует ограничение в пятьсот тысяч рублей. Планируется повысить лимит до двух миллионов рублей.

Что касательно новых правил дорожного движения, то они указывают на то, что во время выдачи страховых полисов будут учитываться определенные критерии. К ним имеют отношение наличие непогашенных выплат по штрафам ПДД, стаж вождения, возраст клиента страховщика, а также число ДТП, в которых он был виновен. Специальные приборы смогут оценить стиль и манеру вождения автомобиля. В случае, если у водителя будет довольно большое количество нарушений правил дорожного движения, то стоимость страхового полиса для него существенно возрастает. Проанализировав эти критерии, страховая компания будет иметь возможность делать выводы о рисках наступления случаев, когда с их стороны потребуется осуществление выплаты.

Внесенные изменения в действующее законодательство явно указывают на то, что тарифный коридор будет существенно расширен.

Коэффициент по регионам будет убран, а лимиты немного снизятся с самого начала текущего года. Если у человека достаточно большой стаж вождения, то в этом случае можно оформить страховку с хорошей скидкой. Важно понимать, что в самом начале года мощностной коэффициент все еще будет сохранять свою актуальность, поэтому существенного снижения цен на ОСАГО ждать не приходится. Для расчета стоимости страховки потребуется предоставить данные о своем автомобиле, дате начала действия полиса и окончания, а также список лиц, которые будут допущены к управлению автомобилем или иным транспортом.

В обязательном порядке автомобилисты должны иметь диагностическую карту на свое ТС при условии, что машина была произведена более трех лет назад. В этом случае придется проходить техосмотр.

Стоимость страхового полиса определяется индивидуально для каждого водителя.

На данный момент нет однозначного понимания, как именно проведенная реформа отразится на расценках страховых полисов. Аналитики настаивают на том, что эти меры будут способствовать снижению расценок на страховые полисы, как это было в минувшем году на примере грузовиков. Тогда среднестатистическая ставка была снижена примерно на восемьсот рублей. Что касательно владельцев легкового транспорта, то и для них предоставлены некоторые скидки. Статистические данные свидетельствуют, что на данном этапе удалось добиться среднестатистического удешевления полиса в районе сотни рублей. Также распространено мнение о том, что в ближайшем времени страховщики начнут снижать базовые ставки, чтобы обеспечить возможность предоставления услуг в конкурентной борьбе. Стоимость страхового полиса может значительно снизиться, а вот выплаты при наступлении страховых случаев будут более высокими.

Представители партии «Единая Россия» заверили, что автомобилисты могут быть уверенными в снижении стоимости на страховые полисы в пределах Москвы, а также дали положительный прогноз на весь предстоящий год. Ряд автовладельцев считает иначе. Из-за расширения тарифного коридора на сорок процентов может произойти повышение стоимости страхового полиса. Среднестатистическая страховка может оцениваться вплоть до девяти тысяч рублей, а коэффициенты в этом случае вовсе не будут учитываться. Есть вероятность, что ситуация сложится не самым благоприятным образом. Многие компании предоставляют электронные калькуляторы на своих сайтах, дающие им возможность просчитать точную стоимость страхового полиса.

Как изменится ситуация со штрафами по ОСАГО?

Известно, что за отсутствие страхового полиса ОСАГО водители будут нести наказание в виде штрафа. Не так давно распространился слух, что штраф может возрасти вплоть до пяти тысяч рублей за подобное нарушение. Власти отмечают, что подобные изменения не будут внедряться, а размер штрафа будет варьироваться от пятисот до восьмисот рублей. На данный момент предусматривается наказание за езду без ОСАГО в размере восьмисот рублей. Суть в том, что машина может быть остановлена многократно разными патрулями, а число штрафов не ограничено. Если автомобилист будет иметь при себе действующий страховой полис, то подобные проблемы для него не будут страшны.

При условии, что человек будет передвигаться на чужом транспортном средстве, сотрудники ГИБДД должны будут проверить, вписан ли водитель в страховой полис. Если соответствующей записи не будет, то выписывается штраф в размере пятисот рублей и при условии, что владелец автомобиля находится рядом. При его отсутствии выписывается штраф, а транспорт отправляется на штрафстоянку. Штраф будет выписан в случае, если водитель будет передвигаться без наличия действующего страхового полиса, утеряет его или предоставит поддельный документ. Также подобное наказание предусматривается в случае отсутствия записи о водителе или же предоставления документа от другой машины.

Практика показывает, что с каждым годом расценки на страховые полисы продолжают возрастать, поэтому порой автомобилистам намного проще время от времени платить штраф. Государство предпринимает соответствующие меры, чтобы автовладельцы начали страховать свои машины в текущем году. Например, была запущена проверка страховых полисов посредством камер на дорогах. На данный момент такая система работает только на территории столицы. Если у водителя не будет страхового полиса, то ему на почту придет извещение об уплате штрафа. Что касательно повышения штрафа до пяти тысяч рублей, то пока законопроект еще не был утвержден.

Ранее уже было выдвинуто предложение о повышении размера штрафа, но при этом большинство депутатов проголосовали против этого предложения. На данный момент подобный законопроект снова находится на рассмотрении. Суть в том, что число автомобилей, которые попадают в аварии без наличия страхового полиса, возросло в полтора раза. Было выдвинуто предложение о том, чтобы злостных нарушителей ПДД лишать водительских прав. В текущем году автомобилистов, которые эксплуатируют технику без страхового полиса ОСАГО, ожидает штраф в размере восьмисот рублей. Если управлять машиной, будучи не вписанными в страховой полис, то размер штрафа будет пятьсот рублей. Если просто забыть страховой полис, то последует наказание в таком же размере.

В некоторых случаях не предусматривается наказание в случае отсутствия полиса ОСАГО.

Например, если машина передвигается со скоростью до двадцати километров в час или куплена за пределами России, но имеется «зеленая карта». Также штраф не будет выписан, если у легковой машины имеется прицеп или транспорт не имеет гусеничного хода.

Из этого следует, что страхование ОСАГО – это обязательное требование для автомобилистов страны. В последующем планируется продолжать расширение тарифных коридоров. Пока сложно делать предположение о том, как именно будет меняться стоимость страховых полисов. Хоть тарифные ставки могут возрасти, водителям не стоит отказываться от оформления страхового полиса. На данный момент не планируется повышение размера штрафов, однако в последующем они неминуемо возрастут.

Известно, что за отсутствие страхового полиса ОСАГО водители будут нести наказание в виде штрафа. Не так давно распространился слух, что штраф может возрасти вплоть до пяти тысяч рублей за подобное нарушение. Власти отмечают, что подобные изменения не будут внедряться, а размер штрафа будет варьироваться от пятисот до восьмисот рублей. На данный момент предусматривается наказание за езду без ОСАГО в размере восьмисот рублей. Суть в том, что машина может быть остановлена многократно разными патрулями, а число штрафов не ограничено. Если автомобилист будет иметь при себе действующий страховой полис, то подобные проблемы для него не будут страшны.

Изменения в ОСАГО от 25 мая 2020 года: что изменилось и когда вступает в силу

На прошлой неделе, 25 мая, был утвержден Федеральный закон № 161 о внесении изменений в закон об ОСАГО. Часть новых правил начала действовать сразу, часть вступит в силу через 90 дней с момента утверждения. Давайте разберемся, что изменилось и что еще изменится в правилах страхования автомобилей.

Читайте также:  Будет ли повышаться курс доллара

С 25 мая начала действовать статья 2 принятого закона. Она вносит два ключевых изменения.

  1. До 30 сентября для приобретения полиса ОСАГО не нужно предъявлять диагностическую карту. Это позволяет заключать договор страхования онлайн без посещения офисов страховой компании и станции технического осмотра. Однако техосмотр проходить все равно придется: закон поясняет, что страхователь обязан не позднее одного месяца со дня отмены в регионе ограничительных мер (режима самоизоляции), но не позднее 31 октября 2020 года представить страховщику диагностическую карту либо свидетельство о прохождении технического осмотра. То есть прохождение техосмотра просто отложили до нормализации эпидемиологической обстановки. Более того, если автомобиль не застраховать в указанный выше срок не позднее одного месяца с даты отмены режима самоизоляции, то в случае ДТП по вине водителя без техосмотра страховщик имеет право взыскать с него компенсацию выплат потерпевшему по статье 14 закона об ОСАГО о регрессном требовании страховщика.
  2. До 30 сентября отменено право страховщиков на регрессное требование в случае ДТП к страхователям такси, автобусов и грузовиков, у которых на момент ДТП истекла диагностическая карта. Частных владельцев легковых автомобилей это не касается: подпункт «и» все равно распространяется только на владельцев такси, автобусов и грузовиков. А о том, в каких случаях страховая может требовать компенсации с обычного водителя, мы рассказывали в отдельном материале.

Прочие нововведения, о которых мы поговорим ниже, вступают в силу через 90 дней после опубликования нового закона – с 24 августа 2020 года.

В августе вступят в силу изменения, касающиеся тарифов ОСАГО, – произойдет та самая либерализация тарифов, которую так давно обсуждали. Факторов, влияющих на базовые ставки тарифов, станет больше, а коэффициенты, понижающие или повышающие итоговую стоимость, изменятся.

Базовые ставки тарифов для частных лиц будут зависеть от следующих дополнительных факторов, касающихся водителей:

  • административное или уголовное наказание за пьяную езду;
  • наказание за отказ от медицинского освидетельствования;
  • наказание за оставление места ДТП;
  • наказание за ДТП с пострадавшими или погибшими;
  • неоднократное наказание за проезд на красный свет;
  • неоднократное наказание за превышение скорости более чем на 60 км/ч;
  • неоднократное наказание за выезд на встречную полосу;
  • иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.

Неоднократные нарушения учитываются за полный год, предшествующий дате заключения договора, – то есть, если лихач остепенится и перестанет нарушать, ставка ОСАГО в следующем году снизится. А вот «иные факторы», пока крайне размыто обозначенные в законе, будут определены Банком России ближе к дате вступления поправок в силу.

Отдельные коэффициенты, применяемые сейчас, уйдут в прошлое: например, возможность управления автомобилем с прицепом больше не включена в список. В остальном ключевые коэффициенты на первый взгляд кажутся практически теми же:

  • территория использования, определяемая по месту прописки;
  • количество страховых выплат за ДТП, совершенные в прошлые годы страхователем или водителями, вписанными в полис (так называемый КБМ);
  • технические характеристики автомобиля;
  • ограничение по числу лиц, допущенных к управлению автомобилем (ограниченная или неограниченная страховка);
  • срок действия полиса ОСАГО (сюда же включили сезонное использование автомобиля);
  • иных обстоятельств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.

На практике коэффициенты еще могут быть скорректированы: к примеру, возраст и стаж водителей в качестве коэффициентов по-прежнему не упомянуты, и их могут убрать из «иных обстоятельств». А вот сами эти «иные обстоятельства» тоже будут окончательно сформированы Банком России позднее, до конца лета.

Потерпевших в ДТП обязали информировать страховщика о месте, дате и времени независимой экспертизы, которую они организовывают в случае, если сам страховщик не организовывает ее в установленные законом пять рабочих дней со дня поступления заявления.

Оформление электронного полиса ОСАГО с участием посредников теперь официально включено в подпункт «ф» пункта 1 статьи 26 закона об ОСАГО: они обеспечивают «обмен информацией между страхователем и страховщиком при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа».

А еще с конца апреля МВД будет передавать страховщикам данные о нарушениях водителей, влияющих на размеры базовых ставок страховых тарифов – то есть утаить от страховщика штрафы не получится.

В завершение отметим, что некоторые грядущие изменения еще не конкретизированы: неясно, какие «иные факторы» будут влиять на базовые ставки и применяться в качестве коэффициентов. Поэтому мы вернемся к вопросу, когда Банк России сформирует четкий список, и окончательно разберемся с тем, от чего будет зависеть стоимость полиса ОСАГО с конца лета.

  • территория использования, определяемая по месту прописки;
  • количество страховых выплат за ДТП, совершенные в прошлые годы страхователем или водителями, вписанными в полис (так называемый КБМ);
  • технические характеристики автомобиля;
  • ограничение по числу лиц, допущенных к управлению автомобилем (ограниченная или неограниченная страховка);
  • срок действия полиса ОСАГО (сюда же включили сезонное использование автомобиля);
  • иных обстоятельств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.

Правила ОСАГО в 2020 году — изменения в страховании

В отличие от пресловутого КАСКО, страхование по типу ОСАГО является обязательным. Данная мера носит социальный характер: ее задачей является страхование не транспортного средства частного лица, а его гражданской ответственности. В данном статье мы остановимся на изменениях в правилах ОСАГО 2020 года — о них следует знать каждому автовладельцу.

В отличие от пресловутого КАСКО, страхование по типу ОСАГО является обязательным. Данная мера носит социальный характер: ее задачей является страхование не транспортного средства частного лица, а его гражданской ответственности. В данном статье мы остановимся на изменениях в правилах ОСАГО 2020 года — о них следует знать каждому автовладельцу.

Последние изменения в ОСАГО с 2020 года: свежие новости о правилах, тарифах

В области страхования регулярно появляются нововведения. В стороне не остается и обязательная страховка автогражданской ответственности (ОСАГО). Так, Центробанк часто публикует новости о смене правил составления полиса, расчете его стоимости, применяемых коэффициентах. Какие изменения в ОСАГО с 2020 года следует ожидать автовладельцам – подробный разбор в данной статье.


В области страхования регулярно появляются нововведения. В стороне не остается и обязательная страховка автогражданской ответственности (ОСАГО). Так, Центробанк часто публикует новости о смене правил составления полиса, расчете его стоимости, применяемых коэффициентах. Какие изменения в ОСАГО с 2020 года следует ожидать автовладельцам – подробный разбор в данной статье.

Страхование физических лиц в офисе СК

Полисы ОСАГО в основном покупают частники – владельцы автомашин. Поэтому процесс продажи страховок максимально упрощен и отрегулирован всеми компаниями. Если вы планируете оформление в офисе, то в 2020 г. вам нужно захватить с собой оригиналы:

  • паспорта (если к пользованию машиной допущены другие люди, то их паспорта тоже нужны, исключение – «открытая» страховка, где список водителей и их данные не требуются);
  • водительского удостоверения (только вашего или всех, кто будет пользоваться автомобилем);
  • диагностической карты (выдается на СТО, в ней отражается техническое состояние автомобиля, карту получить надо заранее, иначе вам откажут в заключении договора ОСАГО);
  • СТС (свидетельства о регистрации а/м), если его еще нет – ПТС (если вы получили электронный техпаспорт, стоит взять у продавца выписку);
  • заявление на бланке, который выдадут в офисе.

Будьте внимательны при заполнении заявки на ОСАГО. Если вы укажете недостоверную информацию или ошибетесь, могут появиться проблемы при оформлении договора или выплате компенсации. Полис признают недействительным, вас оштрафуют и заставят платить за ремонт поврежденной по вашей вине чужой машины самостоятельно. Штраф в 2020 г. сохранится в том же размере – 800 р. Однако отсутствие действующей страховки доставит вам немало проблем.

Индивидуальные тарифы ОСАГО с 24 августа 2020 года

На первый план выходит индивидуальный подход к каждому водителю. Если человек часто нарушает правила дорожного движения, то и цена полиса ОСАГО возрастает.

Наиболее сильно на стоимость полиса будет влиять аварийность в течение года, а также нарушение правил дорожного движения. Если водитель хотя бы раз попался на обгонах в неположенных местах, на превышении скорости свыше 60 км/ч, проезде на красный свет светофора или за «пьяную езду», то страховщики вправе скорректировать стоимость полиса в сторону увеличения.

Но куда денутся региональные коэффициенты, делавшие ранее страховку для Москвы очень дорогой, а для жителей глубинки – очень дешевой?

Но куда денутся региональные коэффициенты, делавшие ранее страховку для Москвы очень дорогой, а для жителей глубинки – очень дешевой?

ОСАГО-2020: что изменилось и как с этим жить

С 1 апреля 2020 года Российский союз автостраховщиков (РСА) пересчитал для всех водителей коэффициент «бонус-малус» (КБМ), от которого напрямую зависит стоимость полиса ОСАГО. Впервые с момента введения новой системы расчета КБМ определятся за календарный год, а не за год действия полиса, как было ранее, при этом для многих водителей полисы стали дешевле.

Читайте также:  Какой срок действия у официальной копии трудовой книжки?

Бонус-малус — это система тарифных коэффициентов, которые применяются для расчета страховой премии в зависимости от аварийной истории водителя. Коэффициент зависит от того, сколько ДТП совершил водитель по своей вине в течение года, и варьируется от 0,5 до 2,45. Те, кто в течение нескольких лет не попадал в аварии, имеют минимальную стоимость страховки, а самым беспечным водителям полис ОСАГО обойдется почти в пять раз дороже.

Еще два года назад Центробанк собирался кардинально поменять принцип расчета коэффициента бонус-малус, но потом было принято более мягкое решение: рассчитывать КБМ на каждый календарный год, а не на период действия полиса, и привязывать его значение к водителю, а не к автомобилю. Это позволило исправить целый ряд недостатков старой системы.

Во-первых, у одного водителя в базе данных РСА могло быть несколько КБМ, если он был вписан в разные полисы ОСАГО на несколько машин. Во-вторых, если водитель совершал аварию на автомобиле с полисом без ограничения допущенных к управлению лиц, то такое ДТП никак не влияло на его личный коэффициент. Наконец, при смене автомобиля водитель полностью терял скидку за безаварийность, если прежде ездил по полису без ограничений.

Еще одной проблемой являлся срок давности — накопленный КБМ сгорал, если водитель в течение года не заключал новый договор ОСАГО. Это, с одной стороны, давало возможность аварийным водителям обнулять свой коэффициент, а с другой — лишало законной скидки тех, кто не садился за руль больше года.

Новая система позволяет избежать задвоения КБМ и путаницы при оформлении полиса, если у водителя были какие-либо ДТП. Сейчас один и тот же коэффициент действует в течение года независимо от происходящих аварий. «Больше всего жалоб страховщики получали именно на неправильный расчет КБМ. У человека могло быть несколько коэффициентов, потому что он мог быть вписан в несколько полисов. В итоге его КБМ мог меняться в течение года», — объяснил автоэксперт и главный редактор радио «Автодор» Игорь Моржаретто.

Фактически новая система расчета коэффициентов вступила в силу еще с 1 апреля 2019 года, причем водители, у которых числилось несколько КБМ, получили своего рода амнистию — им присвоили единое наименьшее значение КБМ, то есть разом уменьшили стоимость полиса. Календарный год потребовался на накопление статистики по каждому водителю, и сейчас все они впервые получили новые актуальные коэффициенты, объясняет директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

По его словам, главная новация заключается в том, что теперь обновление значения КБМ происходит только один раз в год — 1 апреля. При расчете коэффициента учитывается информация об аварийности водителя за период с 1 апреля по 31 марта предыдущего года. То есть, например, авария, произошедшая после 1 апреля 2020 года, будет учтена в значении КБМ только в 2021 году.

Кроме того, новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем, которая не обнуляется даже в случае перерыва в вождении: все накопленные скидки или повышающие коэффициенты будут сохраняться, добавил Денис Макаров: «В результате этой новации система определения КБМ стала еще более справедливой и прозрачной для автовладельцев. Кроме того, такой подход позволяет исключить случаи задвоения КБМ, а также снизить риск возможных ошибок или злоупотреблений при его применении».

По данным РСА, после пересчета и чистки двойных коэффициентов КБМ число водителей, получивших скидку на ОСАГО, выросло на 5% — до 89%, то есть абсолютное большинство водителей сейчас платят меньше стандартной цены полиса. «Модернизация расчетов осуществлена для удобства автовладельцев. Новая система уже показала свою эффективность — количество жалоб на страховщиков в ЦБ снизилось практически наполовину», — прокомментировал президент РСА Игорь Юргенс.

Страховщики согласны с тем, что в среднем стоимость полиса снизилась довольно заметно, причем помимо перерасчетов КБМ на нее повлияло и прошлогоднее изменение тарифного коридора базовых ставок на 20% вверх и вниз, что позволило страховщикам давать больше скидок. «Вместе с расширением тарифного коридора это изменение уже привело к снижению стоимости ОСАГО в 2019 г. для подавляющего большинства автомобилистов — средняя премия по ОСАГО по итогам года упала в целом по рынку на 5%», — подсчитал Денис Макаров.

На текущий момент все технологические процессы полностью отлажены, система работает в автоматическом режиме и не требует личного участия персонала, заверили в РСА. Опрошенные Autonews.ru страховщики подтвердили, что КБМ по каждому водителю рассчитывается автоматически электронной системой, к которой подключены все агенты.

Кроме того, РСА продолжает модернизацию базы данных в расчете на увеличение числа клиентов в будущем. Как заявил Игорь Юргенс, следующий этап доработок намечен на лето, когда будут введены новые протоколы контроля актуальности данных.

Еще одной проблемой являлся срок давности — накопленный КБМ сгорал, если водитель в течение года не заключал новый договор ОСАГО. Это, с одной стороны, давало возможность аварийным водителям обнулять свой коэффициент, а с другой — лишало законной скидки тех, кто не садился за руль больше года.

Какие изменения вносятся в ОСАГО с 1 апреля 2020 года

Страхование автогражданской ответственности является практически обязательной мерой в большинстве стран мира. В последние годы на территории России нововведения начали проводиться с весьма высокой регулярностью. Изначально ОСАГО была создана в качестве меры, которая повысит безопасность на дорогах и станет гарантией возмещения ущерба, но сейчас становится все сложнее понять, что она собой представляет.

Представители власти говорят, что все изменения делаются для того, чтоб улучшить положение автовладельцев, защитить их права, но на деле страховка из года в год только дорожает, хотя выплаты при этом не растут. В 2020 году появились новые изменения, которые касаются ОСАГО.

  • изменен порядок перерасчета безаварийной скидки;
  • изменен коэффициент стажа и возраста;
  • изменен базовый тариф.

ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ РЕФОРМЫ ОСАГО В 2020 ГОДУ?

Количество страховых компаний увеличивается, а поэтому к 2020 году ожидается рост конкуренции за водителей. Страховщики будут предлагать индивидуализированные выгодные соглашения по страхованию, чтобы максимально увеличить спрос.

Но, к сожалению, не обойдется и без роста цен на страховые полисы. Эти суммы используются организациями для выплат компенсаций пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Такие нововведения способствуют устранению из сферы страхования малых компаний, которые предлагают маленькие цены на страховой полис, но не могут выплатить полную сумму компенсации.

Как уже говорилось, планируется учитывать коэффициент «бонус-малус» не за один год, а за всю страховую историю конкретного водителя. Подразумевается, что водители станут бережнее относиться к другим участникам дорожного движения, а также меньше нарушать ПДД. Рост интенсивности административных правонарушений на дороге напрямую скажется на стоимости полиса в сторону увеличения его цены.

Успешной практикой стала возможность оформлять полис ОСАГО онлайн. Помимо страховых полисов постепенно и другие документы переводятся в электронный формат. Данные вносятся в закрытую базу данных, доступ к которой имеет лишь определенная государственная структура в случае необходимости.

Для оформления полиса физическим лицом

Способ №1: посещение офиса СК

При покупке полиса ОСАГО в 2020 году непосредственно в офисе страховщика при себе необходимо иметь такие документы:

  1. Действующую диагностическую карту с указанной оценкой технического состояния машины, произведенной перед визитом в офис СК.
  2. На полученном у менеджера страховой заполненный бланк заявления.
  3. Регистрационную карточку авто — СТС, в случае новой машины — ПТС. В случае получения электронного паспорта на приобретенный в автосалоне автомобиль стоит попросить соответствующую выписку.
  4. Паспорт владельца машины или всех допускаемых к управлению данным автомобилем лиц. В случае открытой страховки (без ограничений) необходим только паспорт автовладельца.
  5. Водительские удостоверения всех вписываемых в страховку водителей. Для открытого полиса достаточно удостоверения только владельца машины.

Способ 2: оформление через интернет

В 2020 году возможность оформить электронное ОСАГО через интернет стала еще проще и удобнее. Для этого достаточно ввести в программу данные из:

  1. Диагностической карты: номер и срок ее действия.
  2. СТС или паспорта транспортного средства: дату выдачи, серию и номер.
  3. Паспорта владельца машины или паспортов допущенных к эксплуатации машины лиц.
  4. Водительских прав: даты выдачи, их номера и серии.

Обязательно вносить в программу точные и проверенные сведения. В противном случае страховка ОСАГО может быть признанной недействительной, а страховщик вправе отказаться от взятых на себя обязанностей в вопросе выплаты компенсации. А на владельца такой страховки может быть наложен штраф за отсутствующую «автогражданку», который в 2020 году будет равным 800 рублям.

  1. Диагностической карты: номер и срок ее действия.
  2. СТС или паспорта транспортного средства: дату выдачи, серию и номер.
  3. Паспорта владельца машины или паспортов допущенных к эксплуатации машины лиц.
  4. Водительских прав: даты выдачи, их номера и серии.

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2020 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2020 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

Электронный полис в Федеральном законе о страховании автотранспорта ОСАГО от 2020 года

Последние изменения 2019 года в ФЗ №40 об ОСАГО, внесенные по инициативе Центрального Банка России, в основном коснулись обязанности страховых компаний, имеющих лицензию, заключать договор обязательного страхования в электронном виде.

Читайте также:  Как переехать в Испанию из России

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим ФЗ.

П. 7.2 ст. 15 ФЗ от 25.04.2002 N 40

Поправки в закон об ОСАГО предусматривают следующие возможности для владельцев автомобилей.

1 Приобретается полис теперь на сайте вашей компании-страховщика, не посещая офис последней.

Доступ к интернет-сервису компании можно получить через официальный портал Российского союза автостраховщиков. С помощью ресурса проверяется наличие действующей лицензии, начисление страховой премии и рассчитывается правильный КБМ.

2 Действующая редакция правил страхования ОСАГО позволяет получить электронный полис водителям-новичкам, данные о которых отсутствуют в единой базе.

3 Оплата электронного документа производится банковской картой на официальном сайте страховщика.

3 С последними изменениями в законе связана вмененная страховым организациям обязанность по обеспечению бесперебойной работы своих интернет-сервисов.

Информационные системы организаций должны обеспечить оформление полиса на протяжении 30 минут с момента направления через портал соответствующего заявления. Центробанк будет осуществлять контроль договоров электрострахования.


Электронный полис, хранящийся в дальнейшем в личном кабинете, отправляется на е-мейл, указанный при регистрации. Также можно получить бумажный документ на соответствующем бланке, оплатив услугу доставки почтой.

Порядок компенсации

Для получения выплаты или необходимого ремонта пострадавший обязан действовать в установленном законодательством и страховым соглашением порядке. Общая процедура выглядит так:

  1. В момент происшествия виновник и пострадавший составляют извещение для страховой компании о произошедшем случае. При необходимости делают фотографии и видеозапись для подтверждения фактов и обстоятельств случившегося.
  2. Если законодательством установлена обязанность вызова сотрудников ГИБДД, вызывают автоинспектора для составления справки, постановления или протокола.
  3. Если причиненный ущерб ТС составил более 100 000 рублей по предварительной оценке водителя, он должен получить документы от сотрудника ГИБДД о произошедшем для получения компенсации от страховщика. Поэтому необходимо проехать на ближайший пункт с виновником и получить справку, протокол или постановление.
  4. Ставят в известность страховщика о том, что произошел такой случай в течение 15 дней с того момента, как у страхователя появилась эта возможность.
  5. Подают заявление и все обязательные документыв страховую компанию для получения возможности компенсировать свои убытки.
  6. Получают направление от СК на прохождение экспертной оценки ущерба и проходят ее в назначенное время. Проведение экспертизы должно быть назначено не позднее 5 дней с момента подачи заявления.
  7. Предоставляют акт проведенной оценки в СК.
  8. Ожидают денежную выплату не позднее 20 дней после подачи обращения.
  9. Если компенсация осуществляется в натуральном виде, то восстановительный ремонт должен быть проведен в течение 30 дней с момента обращения владельца ТС. В исключительных случаях, когда требуется сложный ремонт, срок может быть увеличен.

Если страхователя не устроило качество ремонта, либо сроки и порядок выплаты денежных средств, он имеет право подать претензию в СК в течение 10 дней. При игнорировании страховщиком данной претензии страхователь имеет право обратиться в суд для решения вопроса.


Если страхователя не устроило качество ремонта, либо сроки и порядок выплаты денежных средств, он имеет право подать претензию в СК в течение 10 дней. При игнорировании страховщиком данной претензии страхователь имеет право обратиться в суд для решения вопроса.

Основные правила действия ОСАГО в 2020 году

Для «штрафников» предусмотрен повышенный тариф

ДТП с пострадавшими — одна из причин получения высокого тарифа по ОСАГО

Фото: Илья Бархатов / 74.RU

В третьем и заключительном чтении Госдума приняла поправки к закону об ОСАГО: той, более мягкой версии, которая обсуждалась ещё в конце прошло года. Наиболее значимым изменением является возможность заряжать повышенный тариф для систематических нарушителей. А для ковидных времён в законе прописана возможность покупать ОСАГО без диагностической карты.

Коэффициент нарушений? Нет, его не будет

Растиражированная СМИ версия, что к нарушителям могут применять повышающий коэффициент, неверна. На самом деле страховщикам лишь разрешили устанавливать повышенный базовый тариф для определённых категорий водителей.

Сейчас базовый тариф страховщик выбирает из коридора 2746–4942 рубля, но есть нюанс: тариф должен быть единым для каждой территории. Объясняет директор страхового агентства «Центра страхования» Кирилл Смолин:

— Сегодня для конкретного города, например столицы региона, страховщик обязан выбрать из коридора 2746–4942 рубля какое-то значение базового коэффициента, допустим, 4300 рублей. И все клиенты с пропиской в этом городе будут получать именно этот базовый тариф, который потом умножается на ряд коэффициентов, включая и территориальный. Так вычисляется размер страховой премии.

В новой же версии закона об ОСАГО для конкретной территории можно устанавливать разные значения базового тарифа для аккуратных водителей и регулярных нарушителей. Например, для одного базовая ставка будет 2800 рублей, для второго — 4900. Конкретные значения будут выбирать страховые компании.

Как рассчитывается ОСАГО
Страховщики выбирают базовый тариф из коридора 2746–4942 рубля и умножают его на восемь коэффициентов, которые учитывают мощность двигателя, период использования машины, аварийность водителя (коэффициент бонус-малус), возраст и стаж водителя, территорию использования, срок страхования и наличие грубых нарушений. Последний коэффициент зависит не от штрафов ГИБДД, а от нарушений правил страхования.

Важно не путать этот принцип с системой бонус-малус, при которой водитель, попадающий в ДТП, получает повышенные коэффициенты аварийности (КБМ). В новом законопроекте речь идёт не об аварийности, а именно о количестве грубых нарушений.

За какие нарушения грозит дорогое ОСАГО

Список есть в законопроекте. Во-первых, это пьяная езда, отказ от освидетельствования, побег с места ДТП, а также все нарушения, которые привели к травмам или гибели людей. Для получения высокого тарифа достаточно одного подобного нарушения.

Во-вторых, есть три нарушения, для которых повышенный тариф действует в случае их многократности. Это проезд на запрещающий сигнал светофора (регулировщика), превышение скорости более чем на 60 км/час и выезд на встречную полосу (если запрещено).

Но есть важная оговорка: не учитываются нарушения, зафиксированные автоматическими комплексами. То есть выявить их должен инспектор, установив при этом личность водителя.

Под исключения попадают нарушения, которые повлекли ДТП, сказавшиеся на КБМ водителя, — эта оговорка сделана, чтобы не наказывать водителя дважды (повышенным КБМ и высоким тарифом одновременно).

Есть и ещё одна интересная формулировка: повышенный тариф может применяться при наличии «иных факторов, существенно влияющих на вероятность причинения вреда и на потенциальный его размер». Пока не совсем ясно, что имеется в виду, но, например, под это определение могут попасть владельцы мощных спортивных машин или автомобилей определённой марки.

Как мы будем покупать ОСАГО в будущем

Представители страхового сообщества оценивают закон неоднозначно. Вместо чёткого «коэффициента нарушений» в нём прописано лишь право страховщиков завышать тариф на своё усмотрение, поэтому сумма надбавки для «штрафников» будет зависеть от страховой компании и даже конкретного населённого пункта (ведь базовый тариф выбирается для каждой территории).

По закону полную тарифную сетку страховщик должен опубликовать на своём сайте, указав также, при каких условиях назначается повышенный тариф. Эти условия могут быть разными для страховых — закон не обязывает их назначать высокий тариф для нарушителей, а лишь даёт такую возможность. Например, бывшему лишённику прав за пьяную езду в одной страховой могут предложить слегка повышенный тариф, а в другой — максимальный.

Новый закон вступит в силу через 90 дней после опубликования, то есть не ранее конца лета.

Диагностические карты поставлены на паузу

В законе также прописана возможность продавать ОСАГО без предоставления страховщику диагностической карты техосмотра, но только на период, когда действуют ограничительные меры из-за пандемии. Предельный срок такой «прощёнки» — 30 сентября.

Но если в регионе ограничительные меры отменили раньше, водитель обязан предоставить страховщику диагностическую карту в течение месяца. Если этого не сделать, в случае ДТП по вине автовладельца к нему может быть применён регресс: то есть страховая сначала заплатит пострадавшему, а потом взыщет всю сумму с самого клиента.

Оформлять лёгкие ДТП в период пандемии лучше всего по системе европротокола, тем более с октября прошлого года она стала более щедрой. Только убедитесь, что ДТП подходит под критерии европротокла.

С прошлого года при спорах по ОСАГО автомобилисты обязаны сначала обратиться в страховую, а потом к омбудсмену. Только после этого можно идти в суд.

Список есть в законопроекте. Во-первых, это пьяная езда, отказ от освидетельствования, побег с места ДТП, а также все нарушения, которые привели к травмам или гибели людей. Для получения высокого тарифа достаточно одного подобного нарушения.

Ошибка при оформлении полиса ОСАГО

Страховой агент может допустить ошибку при оформлении полиса, поэтому гражданам рекомендуется внимательно проверять все указанные в ОСАГО сведения перед оплатой. Нужно отладить правильность заполнения таких данных как:

  1. Фамилия, имя и отчество страхователя;
  2. Название машины;
  3. Регистрационный номер;
  4. Номер кузова;
  5. Срок страхования;
  6. Реквизиты водителей.

Если недочет был замечен уже дома, необходимо обратиться в страховую компанию для внесения изменений в бланк. Устранение недочета происходит путем заключение дополнительного соглашения к страховому договору. Такое соглашение называется аддендум. Страхователю будет выдан новый полис, повторяющий условия старого. Изменится только номер ОСАГО и исчезнет допущенная агентом ошибка.

В некоторых случаях допускается внесение изменений прямо в старый бланк полиса. При этом все подписи и правки должны быть заверены печатью страховщика, иначе они считаются недействительными.

Несмотря на то, что страховщики не имеют права отказывать в оформлении ОСАГО, граждане до сих пор сталкиваются с проблемой покупки полисов. Существуют три основания для отказа оформить страховку:

Добавить комментарий