Налоговое право

Обязанности налогоплательщиков (по Налоговому кодексу.)

  • Уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
  • об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);
  • обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);
  • об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);
  • об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Налоговое право. Краткий курс ( Коллектив авторов, 2016)

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Налоговое право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговое право. Краткий курс ( Коллектив авторов, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Налоговое право. Шпаргалка

3. Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения.

Налоговое право РФ

I Понятие, предмет и методы налогового права

Налоговое право как под отрасль финансового права – это совокупность норм права, регулирующая правоотношения, возникающие в сфере налогообложения.

1) Отношения по установлению и введению налогов и сборов. Введение налогов и сборов – это решение того или иного публичного субъекта, либо МО о взимании у него на территории налогов и сборов.

2) Отношения по взиманию налогов и сборов. Возникают в процессе исполнения конституционной обязанности по уплате налогов и сборов между частными субъектами – налогоплательщиками и публичными субъектами. Носят имущественные характер.

3) Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля. Относятся к организационным отношениям. Так же отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действийбездействий их должностных лиц, т. к. они непосредственно связаны с осуществлением контрольных мероприятий.

4) Отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В НП преобладает императивный метод регулирования налоговых отношений: преобладают обязывающие нормы, детально регламентируется поведение участников налоговых правоотношений. Вместе с тем присутствуют и диспозитивные элементы: право использовать налоговые льготы, право действовать в налоговых отношениях лично или через представителя, предоставление рассрочки и отсрочки уплаты налога…

II Налоговые правоотношения

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами НП общественные отношения, возникающие по поводу установления, введение и взимания налогов, осуществления налогового контроля, привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.

1) Возникают на основе прямых предписаний закона.

2) Одной из сторон правоотношений всегда выступает либо сам публичный субъект, либо действующий от его имени уполномоченный орган.

3) Властные правоотношения (ст. 2 НК).

4) Имеют в основном имущественный характер.

5) Направлены на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств (являются публичными).

6) Обладают высокой степенью конфликтности.

Структура: субъекты, субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения. В соответствии со ст. 9 НК участниками налоговых правоотношений являются:

– налогоплательщики и плательщики сборов

III. Понятие и система источников налогового права

Источники налогового права – официально признаваемые юридические формы, в которых содержатся налогово-правовые нормы. Они составляют иерархическую систему:

1. Конституция РФ

2. Международные договоры РФ

3. НК, иные ФЗ, содержание нормы налогового права.

4. Подзаконные НПА о налогах и сборах.

5. Особое место занимают решения КС РФ.

Международный договор по вопросам налогообложения представляет собой договор между государствами или иными субъектами МП, устанавливающим взаимные права и обязанности в сфере международных налоговых отношений.

1. Соглашения об избежание двойного налогообложения: заключаются с целью урегулировании таких юридических ситуаций, когда у налогоплательщика возникает образность по уплате налогов одновременно в двух государствах.

2. Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства

IV. Законодательство о налогах и сборах

1. Федеральный уровень: НК и принятых в соответствии с ним ФЗ о налогах и сборах.

2. Региональный уровень: состоит из законов о налогах субъектов, принятых в соответствии с НК.

3. НПА МО: НПА МО, принимаемые представительными органами МО в соответствии с НК

V. Подзаконные НПА о налогах и сборах

В соответствии со ст. 4 НК правом принимать подзаконные НПА по вопросам налогообложения наделены:

1. На федеральном уровне: Правительство РФ, федеральные ОИВ, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенных платежей.

2. На региональном уровне: исполнительные органы субъекта федерации.

3. На местном уровень: исполнительные органы самоуправления.

1) Издание подзаконного акта должно быть прямо предусмотрено актом налогового законодательства.

2) НПА должны быть изданы в пределах компетенции соответствующего органа.

3) НПА не должны изменять или дополнять акты законодательства о налогах и сборах.

VI. Место судебной практике в системе источников НП

Особое место занимают акты КС РФ. Источником НП являются те постановления и определения КС, которые:

– вынесены по итогам проверки конституционности НПА или отдельных норм НП;

– дают толкование тех положений Конституции, которые имеют значение для уяснения смысла значения отдельных норм и институтов НП.

К источникам НП относятся судебные акты ВАС РФ и ВС РФ. Эти акты, вынесенные как в рамках рассмотрения конкретных дел, так и принятые по результатам изучения и обобщения судебной практики, являются не только актами толкования норм права, но и, зачастую, содержат вновь сформулированные правоположения, имеющие обязательный характер для нижестоящих судов и потенциальные истцов и ответчиков сторон судебного процесса.

Постановление № 1-П от 21 января 2010 г.

VII. Действие актов о налогах и сборах во времени

По общему правилу акты налогового законодательства вступают в силу:

1. В отношении налогов: не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

2. В отношении сборов – не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования. Исключение:

– для ФЗ, вносящих изменения в НК в части установления новых налогов иили сборов, а так же актов законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и НПА представительных органов МО, вводящих налоги иили сборы. Такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их официального опубликования.

– акты законодательства, имеющие обратную силу могут вступать в силу со дня их официального опубликования.

Обратная сила актов налогового законодательства. П. 2 ст. 5 НК устанавливает, что акты налогового законодательства не имеют обратную силу, если она:

– устанавливают новые налоги иили сборы;

– повышают налоговые ставки, размеры сборов;

– устанавливают или отягчают ответственность за нарушение налогового законодательства;

– устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков.

Акты налогового законодательства, безусловно имеющие обратную силу:

– устраняют или смягчают ответственность;

Акты, которые устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков;

– акты налогового законодательства, которые отменяют налогисборы, снижают размеры ставок налоговсборов, устраняют обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение имеют обратную силу, если прямо предусматривают это.

Благоприятный для субъектов налогообложения характер акта должен быть понятен как субъектам, так и государственным органам, взымающим налоги.

IX. Действие налогового законодательства в пространстве и по кругу лиц

Субъектов налогового права можно разделить на 4 группы: публичные субъекты, уполномоченные ОГВ, организации, ФЛ.

X. Общая характеристика принципов налогообложения

Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства.

1. Общие принципы налогообложения (универсальные категории, действие которых проявляется во всех институтах НП).

2. Принципы налогообложения, регулирующие отдельные правовые институты.

Значение общих принципов:

1) Применяются как универсальные правовые категории на всей территории РФ

2) Используются при решении спорных вопросов налогообложения.

3) Обладают верховенством по отношению к иным нормам налогового права.

XI. Виды и содержание общи принципов налогообложения

1. Принцип законности (ст. 57 КРФ, п.1, 5 ст. 3 НК).

2. Принцип справедливости.

– принцип всеобщности: каждое лицо обязано участвовать в финансировании публичных затрат государства;

– принцип равенства: запрет на дискриминацию о какому-либо признаку;

– принцип соразмерности: означает определённые ограничения финансовых притязаний государства и включает требования пропорциональности (при установлении налогов учитывается фактическая возможность к уплате), экономическая обоснованность (п. 3 ст. 3 НК), допустимости (не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав).

3. Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики (. 4 ст. 3 НК).

4. Принцип единства системы налогов и сборов (п. 5 ст.3, п. 6 ст. 12 НК РФ): предполагает наличие единого закрытого перечня федеральных, региональных и местных налогов, взимание которых допустимо на территории РФ.

5. Принцип определённости налогообложения (п. 6, 7 ст. 3):

– акты налогового законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.

– все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

Читайте также:  Выписка из ЕГРН новая

XII. Принцип добросовестности и не злоупотребления правом

Сформулирован в судебной практике. Правовое регулирование отношений, возникающих при уплате налогов, основывается на презумпции добросовестности налогоплательщика. Однако это презумпция может быть опровергнута в суде налоговым органом в случае злоупотребления правами в процессе уплаты налогов.

Судебная практика устанавливает оценку действий налогоплательщика как добросовестного или недобросовестного на основе обоснованности получения им налоговой выгоды. Понятие «налоговая выгода» введено в НП ПП ВАС РФ от 12.12.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды. Под ней понимается уменьшение размера налоговой обязанности, т. е. уплата налога в меньшем размере. Она может быть получена:

– уменьшением налоговой базы;

– получением налогового вычета;

– применением более низкой налоговой ставки;

– получением права на возврат (зачёт) или возмещения налога из бюджета.

Если право на получение налоговой выгоды документально обосновано, а в ходе осуществления налогового контроля не доказано, что сведения, содержащиеся в документах, представленных налогоплательщиком в налоговый орган, не полны, не достоверны, или противоречивы, резюмируется добросовестность налогоплательщика и обоснованность полученной им налоговой выгоды. Однако, налоговым органам предоставлено право опровергнуть предоставленную презумпцию в суде путём предоставления убедительных доказательств. Критерии признания налоговой выгоды не обоснованы:

1) Несоответствие экономического смысла сделки и её формы.

2) Отсутствие деловой цели сделки.

3) Невозможность реального осуществления операции.

4) Неосмотрительность в выборе контрагента.

Последствия недобросовестного поведения налогоплательщика – отказ в удовлетворении требований, связанных с получением налоговой выгоды.

5. Особое место занимают решения КС РФ.

Курс лекций по налоговому праву

Курс лекций по налоговому праву

Лекция 1 Предмет и метод налогового права / Lecture 1 the scope and method of the tax law

0:30 – План лекции

02:05 – Цели и задачи курса

07:30 – Список литературы

16:25 – Понятие предмета налогового права – критерии

36:30 – Отношения, регулируемые налоговым законодательством

44:35 – Определение предмета налогового права

48:55 – Практическое значение предмета налогового права

57:50 – Изменение предмета налогового права. Проблема параллельного налогового права («распредмечивание»)

01:10:45 – Императивный метод налогового права

01:15:35 – Диспозитивный метод налогового права

Лекция 2 Понятия налога и сбора / Lecture 2 the Concept of tax and fee

01:45 – План лекции

02:25 – Литература по теме

07:35 – классификация определений налога

09:40 – историческое развитие понятия налога

15:15 – Анализ понятия налога

28:10 – Понятие законно установленного налога

37:55 – Соотношение понятий сбора, пошлины, парафискалитета

41:25 – Понятие сбора и его отличие от налога

01:02:30 – современные тенденции при определении сбора и налога (параллельное налоговое право)

Лекция 3 Источники налогового права / Lecture 3 Sources of tax law

02:26 – План лекции

02:55 – Литература по теме

04:07 – Характеристика системы источников налогового права

20:45 – Акты субъектов и местного самоуправления по налогам

23:05 – Проблемы подзаконного нормативного регулирования

35:50 – Международные акты по налогам

41:45 – неофициальные источники налогового права

42:20 – Характеристика разъяснений фискальных органов

46:20 – Проблема оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

52:38 – Оценка последствий оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

01:02:00 – Характеристика судебной практики. Окончание

Лекция 4 Толкование налоговых норм / Lecture 4 the Interpretation of tax provisions

00:35 – План, литература по теме

03:30 – способы толкования налоговых норм

05:36 – толкование в пользу налогоплательщика

20:25 – Толкование понятий в Налоговом кодексе

21:15 – Толкование отраслевых понятий, терминов, институтов

33:40 – Толкование понятий с налоговым содержанием

43:10 – Последствия несоблюдения отраслевого законодательства

50:40 – Методология толкования налоговых норм

58:31 – Применение зарубежных источников для толкования налоговых норм. Окончание

Лекция 5 Пробелы в налоговом праве и их последствия / Lecture 5 Gaps in tax law

0:32 – План Лекции пробелы и аналогия в налоговом праве

02:09 – Литература по теме пробелы и аналогия в налоговом праве

07:45 – Соотношение толкования и аналогии, значительность пробелов в налоговом праве

13:01 – Понятие пробела в налоговом праве и его отличие от других явлений (квалифицированное молчание, ошибочность регулирования)

28:15 – Способы обнаружения пробелов в налоговом праве

41:33 – Последствия обнаружения пробелов в налоговом праве

47:15 – Аргументы за и против применения аналогии в налоговом праве

01:03:12 – Значение аналогии в налоговом праве. Принцип универсальности воли законодателя

01:07:31 – Алгоритм применения аналогии в налоговом праве (пределы аналогии, правила выбора нормы)

01:19:55 – Проблема отсутствия подзаконного акта, на который ссылается законодательная норма

01:28:22 – Варианты применения законодательной нормы в отсутствие подзаконного акта, на который ссылается норма

01:35:24 – Соотношение п. 7 ст. 3 Налогового кодекса, пробела и аналогии

01:39:03 – Тактика применения терминов пробел и аналогия в налоговом споре. Окончание

Лекция 6 Принципы налогового права / Lecture 6 Principles of tax law

0:30 – Общие замечания план

02:40 – Литература по теме

07:05 – Характеристика принципов, их функции

14:21 – Классификация принципов

24:40 – Принцип законности

31:37 – Принцип равенства

40:30 – Принцип экономической обоснованности

57:40 – Единство экономического пространства

01:00:22 – Тактика применения принципов в налоговом споре

01:04:45 – Примеры из практики

01:08:46 – Принцип определенности. Окончание

Лекция 7 Система налогов и сборов / Lecture 7 the system of taxes and fees

01:30 – План лекции

02:50 – Литература по теме

06:05 – Проблема Единого налога

14:20 – Понятие системы налогов и сборов

26:17 – Принципы построения системы налогов и сборов

37:30 – Нарушение системности при регулировании системы налогов и сборов

45:35 – Система налогов и сборов, закрепленная в Налоговом кодексе

55:45 – Классификация налогов

01:03:30 – Тенденции развития системы налогов и сборов

Лекция 8 Субъекты налогового права / Lecture 8. Subjects of tax law

00:27 – План Лекции

01:16 – Литература по теме

06:18 – Физические лица как субъекты налогового права

15:32 – Исполнение физическими лицами обязанностей налогоплательщика

28:12 – Прекращение обязанностей налогоплательщика у физического лица

34:42 – приобретение статуса налогоплательщика организациями

43:08 – Крупнейшие налогоплательщики, консолидированная группа налогоплательщиков

51:36 – Налоговые органы как субъекты налогового права

01:04:47 – Тенденции при определении полномочий налоговых органов

01:15:11 – Налоговые агенты как субъекты налогового права

01:20:28 – Тенденции в регулировании обязанностей налоговых агентов

01:29:09 – Банки как субъекты налогового права

Лекция 9 Налоговый контроль / Lecture 9 Tax control

00:27 – План лекции

01:25 – Литература по теме налоговый контроль

06:45 – Тенденции в налоговом контроле

30:00 – Формы налогового контроля

32:20 – Камеральная налоговая проверка (особенности, задачи)

38:28 – Тенденции при проведении камеральной налоговой проверки

50:14 – Выездная налоговая проверка (тенденции, особенности)

1:03:05 – Соотношение камеральной и выездной проверок

1:07:30 – Значение процедурных нарушение при проведении контроля

1:19:26 – Контроль за трансфертным ценообразованием

1:30:55 – Контроль цен в неконтролируемых сделках

1:39:13 – Налоговый мониторинг

Лекция 10 Налоговая ответственность / Lecture 10 Tax liability

00:25 – План лекции о налоговой ответственности

02:05 – Литература по теме налоговая ответственность

06:21 – Тенденции в развитии налоговой ответственности

09:25 – понятие налоговой ответственности

12:51 – Формализованность налоговой ответственности

18:08 – Соотношение пени и налоговой ответственности

37:13 – вина как условие привлечения к налоговой ответственности

52:22 – обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

57:13 – налоговые правонарушения

01:07:25 – Соотношение административной и налоговой ответственности

01:16:00 – Соотношений уголовной и налоговой ответственности

01:29:25 – Практические рекомендации при оспаривании налоговой ответственности


37:13 – вина как условие привлечения к налоговой ответственности

Налоговое право в правовой системе России

Понятие налогового права можно рассмотреть с разных сторон:

  • как учебный предмет;
  • как отрасль юридической науки.

Нас интересует второе его значение. Как отрасль права – это система правовых норм, которые созданы для регулирования общественных отношений в вопросах установления, введения, взимания налогов.

Предмет налогового права – это весь комплекс отношений, которые устанавливаются между государством и гражданами по поводу выплаты и реализации налогов, а также вычисления их размера, установлению контроля за процессом их сбора с целью не допустить злоупотреблений.


В качестве субъектов, или участников, отношений в сфере действия налогового права являются:

  • налогоплательщики (граждане, организации);
  • государство в лице специально созданных органов власти: налоговые инспекции, таможня, налоговая полиция.

Принципы налогового права

  • равное распространение на всех граждан государства;
  • действие на всей территории.

Предмет налогового права – это весь комплекс отношений, которые устанавливаются между государством и гражданами по поводу выплаты и реализации налогов, а также вычисления их размера, установлению контроля за процессом их сбора с целью не допустить злоупотреблений.

Правоведение

Классифицировать налоги можно по различным основаниям.

Прямые, косвенные и целевые налоги

Прямые налоги – непосредственно превращенный к налогоплательщику – к его доходу, собственности и другим объектам налогообложения (в случае прямого налога юридический и фактический плательщик предоставлены тем же лицом).

Косвенные налоги – установленный в форме надбавки к цене реализуемых товаров и не связанный непосредственно с доходом или собственностью фактического плательщика (своего рода косвенные налоги акциз, НДС).

Правовое обязательство платежа косвенного налога передано к предприятию, делающему определенные продукты.

Фактический плательщик является потребителем этих продуктов, который покупает его по ценам, повышенным суммой косвенного налога.

Целевые налоги – налоги включены в список в трастовые внебюджетные фонды.

Целевые налоги – налоги включены в список в трастовые внебюджетные фонды.

Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПРАВА

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно. Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Читайте также:  Определение совместной собственности в браке

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

В современной России налоговая система нормативно определена в НК.

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей, являются:

– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

– безвозмездность передачи материальных ценностей;

– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

5. Понятие, предмет и метод налогового права

Налоговое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.

Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер – выполнение налоговой обязанности, которая означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств их собственником. Указанные общественные отношения (налоговые правоотношения) и составляют предмет налогового права.

Предмет налогового права – это совокупность правовых отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществлению налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов налогоплательщиков, государства и органов местного самоуправления.

Отношения, которые входят в предмет регулирования налогового права, могут быть разделены на несколько групп:

1) отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;

2) отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;

3) отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых и квазиналоговых отношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностей иными обязанными лицами – налоговыми агентами, банками и т.д.;

4) отношения по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов;

5) отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Кроме того, в предмет налогового права могут входить и некоторые группы отношений, регулируемых таможенным законодательством, однако для этого необходимо специальное указание на это в налоговом законодательстве.

Участниками общественных отношений в сфере налогообложения, составляющими предмет правового регулирования налогового права, выступают физические и юридические лица, в том числе:

1) налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы внебюджетных фондов и др.;

2) органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля, и кредитные организации.

Предмет правового регулирования, его границы могут быть уточнены с помощью метода. Метод правового регулирования любой отрасли права обычно определяется как совокупность юридических средств, посредством которых обеспечивается регламентация общественных отношений. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются цели и решаются задачи правовой регламентации.

В налоговом праве выделяют два метода:

1) публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод, императивный метод). Основной чертой этого метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства;

2) гражданско-правовой метод (или диспозитивный метод, метод координации, метод автономии). Применение этого метода в налоговом праве предполагает использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта налогоплательщика (метод координации). Например, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит, отсрочку или рассрочку платежа на основе специального соглашения.

Так как отношения, регулируемые налоговым правом, по большей части относятся к сфере публичного права, императивный метод правового регулирования применяется в налоговом праве чаще. Диспозитивный метод используется, например, при регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового и инвестиционного налогового кредита.

Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер – выполнение налоговой обязанности, которая означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств их собственником. Указанные общественные отношения (налоговые правоотношения) и составляют предмет налогового права.

Содержание

  • 1 Определение понятия
  • 2 Налоговое право России
  • 3 Международное налоговое право
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 См. также
  • налоговое право – подотрасль финансового права [5] ;
  • налоговое право – самостоятельная отрасль права [6] ;
  • налоговое право – комплексная отрасль законодательства [7] ;
  • налоговое право – институт бюджетного права [3] ;
  • налоговое право – сложный институт финансового права [8] .

Налоговое право

9.7. Понятие и место налогового права в системе национального права

Налоговое право по своему содержанию регулирует исключительно общественные отношения, связанные с взиманием налогов, т.е. порядком установления, взимания и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему государства.

Для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет налогового права, важное значение имеет п. 1 ст. 1 НК, в которой, на легальном уровне, предпринята попытка очертить границы общественных отношений, наполняющих налоговое право. Данная налоговая правовая норма определяет следующее: «Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством».

На основе анализа налогового законодательства Республики Беларусь весь комплекс общественных отношений в сфере налогообложения можно подразделить на пять групп:

– отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов.

– отношения в сфере налогообложения (по исполнению налогового обязательства).

– отношения в сфере налогового контроля.

– отношения в сфере защиты прав субъектов налогообложения.

Под методом правового регулирования понимается совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на определенные общественные отношения. Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер – выполнение налогового обязательства означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств.

Читайте также:  Нужна ли онлайн-касса при патенте в 2020 году

Важным критерием при определении природы налогового права в системе права выступает метод правового регулирования, под которым понимается совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Метод правового регулирования реализуется также в степени влияния на поведение участников общественных отношений, на характер их взаимосвязей. Следовательно, метод налогового права характеризуется как властно-имущественный, обусловленный на властном подчинении одной стороны другой и свойственен и другим отраслям права, например административному, но при регулировании налоговых отношений данный метод приобретает свою специфику, которая заключается в конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. Круг государственных органов, уполномоченных давать предписания участникам налоговых отношений, составляют налоговые органы, относящиеся к финансово-кредитным органам государства. Другой чертой метода налогового права является широкое применение императивных (т.е. однозначных, не допускающих выбора) норм налогового права в целях формирования государственного бюджета за счет доходов и имущества формирования государственного бюджета за счет доходов и имущества налогоплательщика.

Однако применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта-налогоплательщика.

Широкое применение императивного метода правового регулирования в налоговой сфере обусловлено спецификой регулируемых посредством данного метода общественных отношений – налоговых, которые опосредуют основанное на властном предписании безвозвратное и безвозмездное изъятие государством части денежных средств у их собственников.

Императивный метод в регулировании налоговых отношений имеет свои особенности:

– преобладание позитивных обязываний, которые выполняют роль прямого правового регулятора налоговых отношений. Поведение налогоплательщика и иных участников налоговых отношений обусловлено предписаниями, выраженными в нормативных налогово-правовых актах, принятых государством в лице его уполномоченных органов в одностороннем порядке. В отличие от юридических дозволений и запретов, позитивные обязывания предусматривают определенную модель поведения, которую должен реализовать субъект налогового права, вступающий в те или иные правовые отношения;

– ограничение правовой инициативы субъектов налогового права – это означает, что плательщик налогов не вправе по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять их содержание. Но это не исключает возможность проявления инициативы со стороны физических и организаций в сфере реализации их права на налоговые льготы;

– юридическое неравенство субъектов налогового права, выражающееся в различии содержания их правосубъектности. Государство, как субъект налогового отношения, наделено более широкими правами, чем другой субъект этого отношения – налогоплательщик, т.е. государство в данном правоотношении выступает в качестве управомоченного субъекта, а налогоплательщик – в качестве обязанного.

– тесная связь с экономической политикой. проводимой государством.

Таким образом, исходя из специфики предмета и метода правового регулирования, налоговое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между различными субъектами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля.

– отношения в сфере защиты прав субъектов налогообложения.

Система налогового права. Налоговое право в системе российского права.

Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем имеет свою систему. Система налогового права обусловлена:

  • структурой законодательства о налогах и сборах,
  • потребностями практики развития налогообложения.

Система налогового права — это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Системе налогового права свойственны: единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

Единство юридических норм, определяется:

  • единством выраженной в них государственной воли;
  • единством принципов, а также конечных целей и задач налогового законодательства;
  • единством механизма правового регулирования налоговых отношений.

В то же время нормы налогового права различаются по: характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям.

Система налогового права, впрочем, как и любого другого, — это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.

К Общей части налогового права относятся:

  • нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы РФ;
  • принципы формирования налогового законодательства;
  • правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения;
  • основные черты правового положения участников налоговых отношений.

Особенная часть содержит:

  • нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей;
  • круг плательщиков по каждому налогу;
  • объекты налогообложения;
  • налоговую базу;
  • порядок исчисления и уплаты.

Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы РФ и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. Она представлена тремя уровнями: федеральные, региональные и местные налоги.

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики.

3. Определенность. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная, должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Налоговое право и конституционное право. Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, поскольку содержит основополагающие нормы и принципы других отраслей права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их публичной значимостью и государственно-властной природой. Нормы Конституции РФ не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства.

Налоговое право и финансовое право. О том, что налоговое право входит в систему финансового права свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования. Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных денежных средств. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права. Весомым аргументом служит конституционно установленный принцип единства финансовой политики. Налоговая политика является частью финансовой, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.

Налоговое право и бюджетное право. Являясь частью системы финансового права, налоговое право взаимодействует с иными финансово-правовыми общностями. Так, образование бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в большей степени осуществляется на основе норм налогового права, регулирующих государственные доходы. Отношения же, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведение налогового контроля, не составляют предмета бюджетного права. Значит, предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования.

Налоговое и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Однако установлен приоритет налоговых норм над гражданскими – согласно ст. 2 ГК РФ не относятся к числу гражданских имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством. Налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения.

Налоговое и административное право. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия. Административное право определяет правовой статус государственного аппарата.

Налоговое и уголовное право. С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства. С другой – квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Система налогового права. Налоговое право в системе российского права.

Система налогового права. Налоговое право в системе российского права.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

Правоведение

местные налоги устанавливаются и вводятся в действие федеральным законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, являются обязательными к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Коллектив авторов – Налоговое право. Краткий курс

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Налоговое право – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.

Добавить комментарий