Земли водного фонда: понятие, состав и целевое назначение

Что такое земли водного фонда? Характеристика, правовой режим и особенности оформления договора аренды

Наша страна обладает огромными запасами пресной воды: порядка 10 процентов мирового речного стока (больше только у Бразилии). Рациональное использование водных ресурсов в России признается одним из ключевых факторов реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Именно поэтому во всех вопросах водопользования приоритет отдается охране водных объектов, а не их использованию.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-74-50 . Это быстро и бесплатно !

Наша страна обладает огромными запасами пресной воды: порядка 10 процентов мирового речного стока (больше только у Бразилии). Рациональное использование водных ресурсов в России признается одним из ключевых факторов реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Именно поэтому во всех вопросах водопользования приоритет отдается охране водных объектов, а не их использованию.

Личное пользование

Касается только береговой линии. Она не может принадлежать частному лицу даже, если находится на его территории.

  • для видов деятельности, связанных с использованием плавсредств;
  • промыслы: охота, рыболовство, рыбоводство;
  • гидрографическая, геологическая, топографическая деятельность с целью обучения или проведения исследований, наблюдений;
  • организация водопоя или полива ЛПХ.

Земли водного фонда: правовой режим

Понятие земель водного фонда подразумевает под собой земли, где размещены различные водные объекты, зоны охраны подобных объектов, отводные полосы и охраняемые водоразборные зоны, различного рода гидротехнические сооружения и иные объекты, а также сооружения, отнесенные к водному хозяйству.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Составляющие водного фонда – это сосредоточение различных водных объектов, которые уже включены или подлежат включению в водный госкадастр.

Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

  • сам водный фонд;
  • акватории;
  • объекты;
  • ресурсы;
  • хозяйство;
  • режим.

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.

Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.

Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:

  • Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
  • Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Земли водного фонда общего пользования

Эта категория находится во владении муниципалитета и федеральных органов. Такие территории могут использоваться физическими лица свободно для бытовых нужд. Предпринимательскую деятельность юридические лица на территории земель этой категории вести не могут.

Объекты водного фона можно так же разделить на подземные и поверхностные.


В Российской Федерации земли водного фонда являются особо охраняемыми, при этом допустимо их использование для ведения легальной хозяйственной деятельности, при соблюдении целевого назначения.

Статья 102 ЗК РФ. Земли водного фонда

1. К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.

4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.

Пруды – это небольшие и неглубокие искусственные водоемы, нередко единичные, но могущие составлять каскады, или своего рода “вееры”. Они сооружаются на реках, ручьях, оврагах, логах, балках. Глубина, как правило, составляет около 3 – 5 м, а площадь акватории достигает квадратного километра .

Понятие, состав земель водного фонда.

К землям водного фонда относятся земли, занятые: морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, островами; прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов; гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода и заняты береговыми полосами водных путей.

Земли водного фонда подразделяются на две части: непосредственно покрыты водой (водопокрытые) и прилегающие к водоемам (предназначены для использования и охраны вод).

К водопокрытым относятся земли, занятые внутренними морями и территориальным морем, озерами, водохранилищами, реками, каналами и другими водными объектами.

Характерной чертой правового режима земель водного фонда является установление на отдельных земельных участках зон и полос с особым режимом использования и охраны. В ЗК и Водном кодексе выделено водоохранные зоны (ст. 87 ВК) прибрежные защитные полосы (ст. 60 ЗК и ст. 88 ВК) полосы отвода (ст. 63 ЗК и ст. 91 ВК) береговые полосы водных путей (ст. 64 ЗК и ст. 92 ВК) зоны санитарной охраны (ст. 93 ВК).

Зоны с особенными правовыми режимами в составе земель водного фонда.

Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве собственности, праве постоянного пользования и на условиях аренды. Они могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Читайте также:  Строка 020 в 6-НДФЛ - что входит и как ее заполнить

В государственной собственности находятся земли водного фонда, занятые водными объектами общегосударственного значения, и прилегающие к ним, удовлетворяющие государственные и общественные нужды.

В коммунальной собственности могут находиться земли, занятые водными объектами местного значения, и прилегающие к них, которые удовлетворяют общественные потребности.

Гражданам и юридическим лицам по решению органов исполнительной власти или местного самоуправления могут безвозмездно передаваться в частную собственность замкнутые естественные водоемы (общей площадью до 3 гектаров).

Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве постоянного пользования и на условиях аренды. Право постоянного пользования земельным участком водного фонда приобретают лишь государственные водохозяйственные организации для ухода за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей и др.

Право аренды земельного участка – это основанное на договоре срочное платное владение и пользование участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности.

Право собственности и право постоянного пользования землями водного фонда удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по месту расположения земельного участка. Формы государственных актов на право собственности и на право постоянного пользования земельным участком утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 2 апреля 2002 № 449.

Плата за специальное пользование земельными участками водного фонда вносится их собственниками или пользователями (в том числе и арендаторами) в виде земельного налога или арендной платы по ставкам, установленным действующим законодательством.

Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве постоянного пользования и на условиях аренды. Право постоянного пользования земельным участком водного фонда приобретают лишь государственные водохозяйственные организации для ухода за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей и др.

Понятие и виды земель водного фонда

Элементы, которые введены в структуру территорий водного фонда, перечислены в Водном Кодексе РФ. Статьи данного документа оговаривают, что эти земли имеют в своем составе водные объекты, ресурсы, а также береговые полосы, водозаборные зоны и гидротехнические сооружения.

Участки, относимые к водному фонду, определяются как возобновляемые, но из-за уязвимости природных ресурсов и их ограниченности, на территориях действует особый правовой режим, регулируемый законодательством.

Территории, относимые к землям водного фонда, делятся на 2 большие группы:

Водный фонд РФ: правовой режим земель и что это такое

Большой объем воды на планете не является гарантией того, что этот водный ресурс не уменьшится и не ухудшится по качеству.

Поэтому во всех странах разрабатываются эффективные методы, которые позволяют сохранить водный фонд для будущего, использовать его бережно и практично.

Одной из таких мер в РФ стало выделение особой категории земельных участков – земли водного фонда. Выделение категории обеспечивает не только разработку и соблюдение мер по защите, но и возможность придать территориям соответствующий правовой режим земель.

Земли водного фонда – бесценный ресурс планеты, являющийся хотя и возобновляемым, но ограниченным. Такая категория имеет свои правила эксплуатации площадей, перехода в другую категорию, правовой статус.

Если рассматривать конкретно эти территории, то к землям относятся те участки, на которых располагаются различные водные объекты, водообразные зоны, находящиеся под охраной, сложные и простые гидротехнические сооружения, объекты водохозяйственные. Могут быть водные объекты искусственного происхождения и природного (моря, озера, реки).

ВНИМАНИЕ! Правила эксплуатации территорий водного фонда определяются и Земельным, и Водным Кодексом государства.


Если рассматривать конкретно эти территории, то к землям относятся те участки, на которых располагаются различные водные объекты, водообразные зоны, находящиеся под охраной, сложные и простые гидротехнические сооружения, объекты водохозяйственные. Могут быть водные объекты искусственного происхождения и природного (моря, озера, реки).

Земли водного фонда

Главная » Земля » Земли водного фонда

На просторах страны огромное количество объектов водного фонда, которые включают в себя реки, озера, моря, созданные водохранилища.

Кроме этого, в недрах земли сосредоточено большое количество пресной воды. Уникальность географического расположения сильно влияет на параметры места концентрации водного ресурса. Скопления воды в пределах границы России формируют водный фонд РФ.

Для более детального решения вопросов в отношении водных формирований государство разработало специальное законодательство, но базовые нормы регулирования участков водного фонда заложены в ЗК РФ.

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА.

Статья 102. Земли водного фонда

Землями водного фонда называются земли, на которых располагаются водные объекты, водоохранные зоны этих объектов, полосы отвода и охранные зоны водозабора, различные гидротехнические сооружения и другие объекты и сооружения водного хозяйства.

1. К землям водного фонда относятся земли( по Гаранту это):

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.

4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК и водным законодательством.

Основным правовым актом водного законодательства является Водный кодекс РФ.

К землям водного фонда относятся земли, покрытые водой длительный период времени или большую часть года. Например, не относятся к землям речного фонда земли, заливаемые во время половодья рек или во время морских приливов.

Водный кодекс РФ рассматривает как единый объект воды водоема, его дно и берега. В связи с этим прибрежная зона водного объекта также относится к категории земель водного фонда.

На землях водного фонда может проводиться строительство и эксплуатация объектов, необходимых для удовлетворения питьевой потребности людей, а также для оздоровительных, бытовых и других целей. При соблюдении определенных требований и правил на землях этой категории могут быть возведены энергетические, сельскохозяйственные, промышленные, транспортные, рыбохозяйственные и другие муниципальные или государственные объекты.

В процессе использования водных объектов может производиться изъятие воды (водозабор) или эти объекты используются как транспортные пути, служат для сброса сточных вод и других целей. Водный объект или его часть может служить одновременно выполнению нескольких целей, а также передаваться нескольким лицам или одному лицу.

Водное законодательство требует, чтобы все водопользователи принимали меры по сокращению потерь воды, уменьшению ее изъятия, предотвращали возможное загрязнение водных объектов, их истощение.

Объекты гидроэнергетики должны осуществлять водопользование только с учетом интересов всех других водопользователей. При этом также должен тщательно соблюдаться приоритет бытового-хозяйственного и питьевого водоснабжения, а также интересы рыбного хозяйства, позволяющего воспроизводить рыбные запасы.

При проведении на водных объектах таких работ, как извлечение затонувшей древесины, торфа, взрывных работ, прокладка донного кабеля, возведение различных надводных и подводных сооружений требуется получение лицензии на водопользование.

Занятия туризмом, спортом, рыболовством, а также массовый отдых граждан может поводиться только на участках земель водного фонда, определенных органами местного самоуправления после предварительного согласования со специальными государственными органами, в компетенцию которых входит решение данного вопроса.

В случае возникновения пожара разрешено использовать воду для его тушения из абсолютно любого водоема и в любых количествах. Плата за эту воду не взимается и получение разрешение на это не требуется. Если водный объект специально предназначен для тушения возможных пожаров, то брать из него воду для каких-либо других целей категорически запрещено.

Читайте также:  Должен Ли Гражданин Рф Носить С Собой Паспорт

48. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА. СООТНОШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА С ФОНДОМ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ.

Земли запаса – это земли, основное целевое назначение которых еще не определено и которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам. Землями запаса могут быть земли, одновременно отвечающие трем условиям:

1. земли должны находиться в государственной и муниципальной собственности;

2. земли не должны быть предоставлены гражданам и юридическим лицам;

3. земли не должны использоваться до их перевода в иные категории и последующего предоставления различным лицам.

Поскольку земли запаса исключены из сферы хозяйственной эксплуатации и оборота, данные земли не могут считаться ничейными, бесхозными и т. п., поскольку:

1) они продолжают числиться в земельно-кадастровой документации, где относительно объективно закреплена вся необходимая правовая, экономическая и хозяйственная информация о них;

2) земли запаса недопустимо самовольно занимать, совершать с ними сделки, которые законны лишь при наличии регистрации их в местной администрации;

3) в отношении этих земель, как и земель, находящихся в собственности, пользовании, обороте и т. д., государственные органы планируют и составляют программы повышения плодородия, охраны и иные мероприятия, осуществляемые в любом цивилизованном государстве.

Государственные органы (местная администрация) обязаны держать на учете эти земли, как перспективу обеспечения людей, желающих вести хозяйство на земле, и для организаций, нуждающихся в получении земли для других целей.

Не могут считаться землями запаса и бросовые земли, собственники (да и другие пользователи земель) которых остаются еще по кадастровой документации титульными владельцами этих земель. Лишь после того, как в документацию будут внесены изменения и произойдет фактическая сдача угодий представителю местной администрации, данные угодья можно относить к числу земель запаса, распространяя на них режим свободного хозяйственного оборота.

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, который формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1) при добровольном отказе от земельного участка;

если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

2) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Существовала неопределенность, к какой категории земель должны быть отнесены земли, включенные в фонды перераспределения земель: остаются ли они в составе земель сельскохозяйственного назначения или переводятся в земли запаса.

В ЗК эта неопределенность ликвидирована:

– определен на законодательном уровне правовой режим земель фонда перераспределения земель (статья 80);

– земли, включенные в фонд перераспределения земель, выделены из состава земель запаса (статья 103);

– земли, включенные в фонд перераспределения земель, отнесены к собственности субъекта Российской Федерации (статья 18);

В состав земель запаса также входят земли в случае консервации:

П.1 ст. 14 ЗК РФ: земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, подлежат ограничению в использовании, исключению из состава земель с/х назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации.

Также консервации подлежат:

– С/х угодья с сильно истощенными почвами, подверженными опустыниванию

– олень пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом

– земли в случаях, когда использование по целевому назначению с данными признаками деградации приводит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки

– земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или Радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 49 | Нарушение авторских прав

1. К землям водного фонда относятся земли( по Гаранту это):

Кому принадлежат

Они считаются владением федеральным. Собственниками водных объектов являются субъекты Российской Федерации, различные муниципальные образования. Также это может быть собственность юридического или физического лица, если такое владение не противоречит нормам законодательства:

  • Водный объект отчуждается вместе с землей, на которой он располагается.
  • Участок с водным объектом не может быть разделен, если при этом требуется и разделение объекта (например, пруда, обводненного карьера).


Более точное представление о категории и ее особенностях можно понять, если рассмотреть состав земель, которые в нее включаются:

Особенности и классификация

Правила использования, воспроизводства и охранения земель, относящихся к лесному и водному фондам, регулируется Лесным и Водным кодексами РФ, иными нормативными законодательными актами лесного и водного законодательства, а также локальными актами местного самоуправления.

В земли водного фонда входят территории:

1. Понятие и общая характеристика земель водного фонда

Землями водного фонда признаются земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов (п. 1 ст. 102 ЗК РФ). Эти земли могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворе- ние потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

Правовой режим земель водного фонда определяется сущностью вод, которые являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом.

В настоящее время действует ВК РФ, принятый Госут дарственной Думой 18 октября 1995 г.1.

Предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом. Под ним понимается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющих границы, объем и черты водного режима.

В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускаются только на обособленные водные объекты. Под ними понимаются небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (замкнутые водоемы).

Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из закона.

Водные объекты, находящиеся в государственной соб- ственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам (ст. 35 ВК РФ).

В федеральной собственности находятся: поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов Федерации;

подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Федерации;

водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся средой обитания ана- дромных и катадромных видов рыб;

трансграничные (пограничные) водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации; водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

Читайте также:  Кто такие антиколлекторы и какие у них методы работы?

иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ.

В собственности субъектов Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Федерации и не отнесенные к федеральной собственности.

Полгоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств, ширина бечевника не может превышать 20 метров.

Территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, именуется водоохранной зоной. Правовой режим на этой территории определяется Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 14041.

На водоохранных зонах устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиливания и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются органами исполнительной власти субъектов. Федерации по представлению бассейновых и других территориальных органов Министерства природных ресурсов РФ.

Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается в размере от 50 м (при протяженности реки до 10 км) до 500 м (при протяженности реки свыше 500 км). Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. км — 300 м, от 2 кв. км и более – 500 метров.

Границы водоохранных зон магистральных и межхозяйственных каналов совмещаются с границами отвода земель под эти каналы.

На территории городов и других поселений размеры и границы водоохранных зон устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами.

Минимальная ширина прибрежных полос для всех водоемов устанавливается в размере от 15 до 100 м в зависимости от вида угодив, прилегающих к водному объекту (пашня, луга, сенокосы, лес, кустарник) и крутизне склона.

В поселениях при наличие ливневой канализации и на- бережной в каждом конкретном случае допускается границу прибрежных защитных полос совмещать с парапетом набережной.

Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах население информируется в установленном порядке.

В пределах водоохранных зон запрещается: проведение авиационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод; складирование навоза и мусора;

заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков; проведение рубок главного пользования; проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций й других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к перечисленным ограничениям, запрещаются: распашка земель; применение удобрений;

складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство ку- почных ванн;

установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и

выделение участков под индивидуальное строительство;

движение автомобилей, тракторов, кроме автомобилей специального назначения.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос. Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятие земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора на пользование водным объектом (ст. 46 ВК РФ).

Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда. Этот документ признается одним из оснований возникновения прав пользования водным объектом. Он может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов. Лицензия вступает в силу после ее регистрации.

Распорядительная лицензия является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, на основании которого осуществляется переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому.

Договором пользования водным объектом признается соглашение органа исполнительной власти субъекта Федерации с водопользователем о порядке использования и охраны водного- объекта или его части. Названный договор может быть заключен в следующих видах:

договор долгосрочного пользования водным объектом; договор краткосрочного пользования водным объектом; договор установления частного водного сервитута. Договор пользования водным объектом считается заключенным с момента его регистрации специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. К таким договорам применяются положения гражданского законодательства о сделках, договорах и аренде, если иное не установлено ВК РФ.

После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным (ст. 58 ВК РФ).

водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

Что разрешено и что запрещено?

В статьях Водного кодекса определены основные понятия охраняемых водных зон, характерных объектов и хозяйств с установлением особого правового режима. В пределах каждой такой территории осуществляется соответствующая деятельность по фактическому сохранению и проведению необходимой очистки учётного ресурса, включая в себя совершенствование технологий, чистку поверхностей, контроль эксплуатации и многое другое. Ссылаясь на это, можно назвать деятельность, которая в охраняемых зонах категорически запрещена. Запрещено:

  • Использовать стоки для водного снабжения почвы;
  • Размещать отходники, отстойники, кладбища, скотомогильники;
  • Осуществлять авиационно-химические опыления;
  • Организовывать нерегулируемое движение транспорта, стоянки, если для этого нет специально оборудованных мест;
  • Размещать горючие, смазочные вещества, ремонтировать и мыть транспортные средства;
  • Нелегально устанавливать и эксплуатировать судостроительные организации, неутверждённые верфи, сооружения внутреннего водного пути;
  • Хранить и использовать полезные ископаемые;
  • Незаконно добывать полезные ископаемые;
  • Организовывать свалки;
  • Вести некоторые виды хозяйственной деятельности.

В свою очередность, земли, относящиеся к земельному водному фонду, разрешено использовать для проектирования, последующего ведения строительства, эксплуатации разрешённого хозяйственного и иного сооружения, если оно оснащено специальным оборудованием, а именно:

  • Центральной канализацией;
  • Системой водоотвода;
  • Техникой для сбора отхода и фильтрования сточной воды.

Во владении государства находятся объекты, которые:

Добавить комментарий