При отсутствии страховки ее нужно получить

Что делать, если попал в ДТП без страховки?

На тот случай если вы попали в ДТП без страховки особых рекомендаций нет. Процедура его оформления ничем не отличается от порядка оформления ДТП при наличии страховки у его участников. Как уже было отмечено выше, оформление ДТП в таком случае происходит исключительно сотрудниками ГИБДД, возможность его оформления по «европротоколу» исключена. Каждому из участников подобного ДТП, независимо от их роли (статуса): виновный или потерпевший, при оформлении ДТП стоит убедиться в наличии в процессуальных документах контактных данных участников (паспорт, адрес, номер телефона). Именно на основании этих сведений определяется суд, в который в перспективе будут обращены требования о взыскании причиненного ущерба.

Важно! Оформление ДТП по европротоколу допускается только в том случае, если оба водителя застраховали гражданскую ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Алгоритм действий водителя при возникновении ДТП должен быть в любом случае соблюден:

  • вызвать сотрудников ГИБДД на место ДТП;
  • ни в коем случае до приезда сотрудников ГИБДД не передвигать транспортное средство и не покидать место аварии;
  • по возможности зафиксировать место аварии на фото или видеосъемку;
  • найти свидетелей ДТП и попросить их предоставить вам телефоны и адреса;
  • после того, как сотрудники ГИБДД произвели соответствующие действия, следует убрать с места ДТП транспортные средства, чтобы они не создавали препятствия другим водителям.

Сотрудниками ГИБДД в обязательном порядке должны быть произведены указанные действия:

  • составление схемы места ДТП;
  • осмотр транспортных средств и определение повреждений;
  • определение виновника ДТП;
  • опрос свидетелей (при наличии) или просмотр видеозаписи, зафиксировавшей происшествие;
  • оформление протокола.

После того, как инспектор произвел вышеперечисленные действия, он обязан выдать копию составленного протокола всем участникам ДТП. Данный документ выступает доказательной базой при определении виновности в суде одного из водителей.

Важно! Сроки возмещения имущественного вреда судом не устанавливаются.

Как получить выплаты потерпевшему в ДТП без ОСАГО

За выплатой пострадавшему необходимо обращаться в СК виновника ДТП. Если размер выплаты покажется заниженным, пострадавший имеет право предъявить СК виновника претензию. Это предусмотрено в п. 5.1 Правил обязательного страхования. Претензию необходимо обосновать и правильно оформить. Если страховщик откажет, придется действовать через суд.

Урегулировать вопрос можно и с виновником. Здесь также имеется два пути решения спорной ситуации:

  • по договоренности;
  • через суд.

Сначала сторонам стоит попытаться просто договориться. А при неудаче – обратиться в суд. Моральный ущерб в расчет не берется, поскольку ОСАГО этим не занимается. Если у виновника денег нет, но управлял он чужим ТС, получить компенсацию можно с владельца машины на основании ст. 1079 Гражданского кодекса (ГК).


Другое дело, что на прямое возмещение рассчитывать не приходится. Обратиться в «свою» компанию, потерпевший в ДТП без страхового полиса не сможет, потому что ее по факту нет. Разумеется, СК должна признать ДТП страховым случаем. Это основное условие любой страховой выплаты.

Штраф за отсутствие страховки ОСАГО

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про штраф за отсутствие страховки ОСАГО, который может быть наложен как на водителя, который забыл продлить просроченный полис ОСАГО, так и на водителя, который этот полис всего лишь оставил дома. Естественно, размер штрафа в первом и втором случае будет разным.

В рамках этой статьи будут рассмотрены несколько ситуаций, подразумевающих штраф за езду без страховки:

Напомню, что на pddmaster.ru доступна для скачивания таблица штрафов ГИБДД, которая в том числе включает и размер штрафа за отсутствие страховки.

В данном случае речь идет об управлении автомобилем водителем, не вписанным в полис ОСАГО. Например, такая ситуация может возникнуть, если Вам срочно потребовалось сесть за руль незнакомого автомобиля и на переоформление страховки нет времени.

Если у пострадавшего просрочен полис ОСАГО, однако есть действующий КАСКО?

Потерпевший может рассчитывать на ремонт по КАСКО в таких ситуациях:

  • Виновный в ДТП не имеет действующего полиса ОСАГО. Пострадавшая сторона обращается к страховщику, в котором он оформил полис КАСКО. В такой ситуации автомобилисту не требуется взыскивать возмещение за ремонт транспортного средства с виноватого в аварии (в некоторых случаях это достаточно проблематично): он может скрыться с места происшествия, может потребоваться составить досудебную претензию и обратиться в суд. После восстановления автотранспорта пострадавшего страховщик, который оформил КАСКО, может взыскать ущерб с виновного в аварии водителя.
  • Виновный водитель имеет действующий полис автогражданки, а у пострадавшего есть КАСКО. При отсутствии у потерпевшего ОСАГО ему на выбор предоставляется 2 варианта:
  1. Восстановить ТС по КАСКО. Этот способ выгодный, если стоимость восстановительных работ больше максимальной выплаты по автогражданке. В такой ситуации пострадавший ремонтирует ТС в полном объёме, после чего страховщик взыскивает необходимую сумму со страховой виноватого и самого виновника дорожного инцидента.
  2. Восстановить машину по автогражданке виновного. Если затраты на восстановление авто превысят установленную законодательством сумму, пострадавшему недостающие деньги придётся самостоятельно взыскать с виновного в аварии.


В каждой ситуации действовать необходимо индивидуально. Важно найти хорошего юриста, который сможет отстоять права автомобилиста. Нередко страховщики добровольно выплачивают компенсацию, чтобы не доводить дело до суда и сберечь свою репутацию в таких ситуациях.

Штрафстоянка за отсутствие страховки

В руках сотрудников ГИБДД есть еще один вариант, который они могут использовать, если захотят довести дело до открытого конфликта. В КоАП существует статья 27.13, согласно которой инспектор может задержать транспортное средство, т.е. изъять его у водителя и отправить на штрафную стоянку. Данная мера ответственности предусмотрена в качестве пресечения неправильной эксплуатации автомобиля и применяется за целый ряд нарушений. Однако среди перечисленных пунктов статья 12.37 отсутствует полностью, а в статье 12.3 упомянут только первый пункт, где идет речь об отсутствии регистрационных документов на автомобиль.

Поскольку суммы штрафа по этим статьям существенно отличались, то сотрудники ГИБДД стремились применить максимальную сумму по ст. 12.37 (800 рублей), а водители настаивали на минимальном тарифе по статье 12.3 (100 рублей). Было написано множество жалоб и проведено бесконечное число разбирательств.

Читайте также:  Возврат денег за операцию через ОМС

Вот почему его не имеют права выписывать!

Всё очень просто! Ни неисполнение обязанности по страхованию автогражданки, ни управление без ОСАГО не относятся к категории длящихся нарушений. Хотя на первый взгляд кажется иначе – ведь закон предусматривает, что автовладелец должен застраховаться, а он этого не делает длительный срок.

Но дело в том, что закон Об ОСАГО предписывает, что владелец машины должен приобрести ОСАГО в 10-дневный срок после начала владения (п.2 статьи 4 ФЗ). Таким образом, правонарушение совершено на 11-й день после покупки автомобиля. Оно совершено один раз и больше не продолжается, и потому не является длящимся.

Такого же мнения придерживается и судебная практика в виде Верховного суда РФ, который в Постановлении пленума от 24 марта 2005 г. №5 указал следующее:

14. . Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Следовательно, если вас привлекли к штрафу за отсутствие страховки один раз, то правонарушение уже закончено, а вас законно привлекли к наказанию за него. И нельзя требовать прекращения нарушения, которое уже прекращено.

Но по части 2 статьи 12.37 КоАП ответственность предусмотрена не только за неисполнение обязанности, но и за управление без страховки ОСАГО. И в этом случае предписание тоже незаконно, потому что правонарушение в виде езды прекращено уже в момент остановки вас сотрудником ГИБДД.

Но в этой норме есть подвох. По сути в таком случае каждое новое начало движения образует новый состав для наказания. То есть штраф за езду без полиса вам могут выписывать хоть каждый день и хоть каждую минуту.

Такого же мнения придерживается и судебная практика в виде Верховного суда РФ, который в Постановлении пленума от 24 марта 2005 г. №5 указал следующее:

ОСАГО отсутствует у виновника

При наличии ОСАГО всевозможные расходы потерпевшего, ставшие следствием аварии, покрывает СК виновного. Это касается как денег, потраченных на починку автомобиля, так и тех, что ушли на лечение. Если же у виновника ДТП нет полиса, то ему придётся возмещать причинённый ущерб своими силами. Причём в данном случае при расчётах не учитывается износ ТС, а размер возмещения не ограничен лимитами. Общая сумма складывается из средней по рынку данного региона стоимости деталей и работ.

Причины, по которым ОСАГО отсутствует, ровным счётом ни на что не влияют. Они не могут быть основанием для освобождения от ответственности либо смягчать степень вины.

Просить компенсацию за моральный вред смысла не имеет. Такая выплата возможна только в случае спора со страховой.

Штраф за езду без страховки

Ответственность каждого водителя должна быть застрахована — таково требование закона.

Это означает, что управляющий машиной человек обязательно должен иметь полис ОСАГО. Какими будут последствия за езду без страховки, и велика ли сумма штрафа, расскажем далее.


Закон содержит строгое требование о приобретении каждым водителем страховки, которая предъявляется по требованию сотрудника ГИБДД.

Наказание для юридических лиц

Какие меры пресечения будут применены в адрес того, кто эксплуатирует служебное ТС без полиса? Использование авто, которое числится на организации, так же должно производиться со страховкой. Это выгодно прежде всего для гражданина, управляющего автомобилем, так как санкции будут наложены в его адрес, следовательно, пополнять государственную казну на 800 рублей будет вынужден он сам.


Если при остановке инспектором было выяснено, что гражданин, управляющий транспортом отсутствует в полисе ОСАГО, он будет вынужден оплатить штраф в размере 500 рублей. Причем неважно, находится владелец ТС в салоне своего авто, рядом с этим гражданином, или его там нет. Если инспектор узнает, что в качестве пассажира едет владелец ТС, то штрафные санкции могут быть применены и в его адрес, за то, что дал разрешение на управление тому, кто не вписан в полис.

Что будет, если ездить без ОСАГО?

ОСАГО в последнее время стало горячей темой: в частности, самая важная новость – это то, что новые базовые ставки уже согласованы и должны вступить в силу в начале 2019 года. Однако находятся и такие автовладельцы, которые считают установленные законом правила по страхованию автогражданской ответственности необязательными к выполнению, а потенциальную ответственность – маловероятной. Чем же рискуют те, кто выезжает на дорогу без полиса ОСАГО? Разбираемся при поддержке компанииРосгосстрах “”.

М еньшее из зол, ожидающих водителей, которые ездят без страховки – это штраф, который за это предусмотрен. Согласно части 2 статьи 12.37 КоАП, «неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей».

Обратите внимание: получение штрафа за отсутствие полиса ОСАГО не отменяет запрета на управление не застрахованным транспортным средством – то есть, штрафовать за это нарушение инспекторы могут постоянно, даже чаще раза в день.

Еще одно важное замечание касается ситуации, когда полис ОСАГО оформлен, но отсутствует у водителя. В этом случае автовладелец обезопасил себя от проблем при аварии, но не от штрафа: такая “езда без страховки” тоже является нарушением и наказывается согласно части 2 статьи 12.3 КоАП: “управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе , страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей”.

Вторая и куда более серьезная проблема, подстерегающая автовладельца без полиса ОСАГО – это ДТП по его вине. В этом случае возмещение нанесенного ущерба полностью ложится на виновника аварии: отсутствие страховки отменяет выплаты потерпевшему со стороны страховой компании, но не отменяет часть 1 статьи 1064 Гражданского кодекса, гласящую, что «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

Читайте также:  Как восстановить свидетельство о разводе?

Многие из тех, кто сознательно отказывается от приобретения полиса ОСАГО, любят бравировать тем, что готовы сами отвечать за свои поступки, а также подчеркивать, что у них большой водительский стаж. Однако когда дело доходит до ущерба в несколько сотен тысяч рублей, выплаты потерпевшим в ДТП с такими «уверенными в себе» водителями в подавляющем большинстве случаев назначаются через суд. Тем не менее, цифры удручают: число штрафов, выписанных в 2017 году за отсутствие страховки, выросло на 40% по сравнению с прошлым годом и составило 2,8 миллиона! Иными словами, почти 3 миллиона водителей в прошлом году сознательно или неосознанно выехали на дороги, не имея действующего полиса ОСАГО. При этом в 2015 году таких нарушений было меньше буквально на порядок: штрафы получили всего 189 тысяч автовладельцев.

Сейчас, по состоянию на декабрь 2018 года, введение автоматической проверки наличия ОСАГО при помощи дорожных камер только планируется – то есть, штраф за отсутствие ОСАГО с камеры получить нельзя. Однако запустить сервис автоматической проверки ОСАГО, испытанный летом этого года в Москве, должны уже в следующем году в 15 регионах, в числе которых будут Татарстан, Великий Новгород, Нижний Новгород, Челябинск и другие. Водителей предлагают штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО не сразу: камеры будут фиксировать номера и проверять, оформлена ли на автомобиль страховка, и если нет, то проводить повторную проверку через 10 дней. Если и по истечении этого срока автомобиль не будет застрахован, то его владельцу в автоматическом режиме будет выписан штраф.

Единственно верный способ избежать штрафов за отсутствие страховки, а также гарантированно обеспечить выплату компенсации при аварии – это оформить полис ОСАГО. При этом выбор страховщика не менее важен, чем собственно приобретение полиса: оформлять страховку нужно в надежной страховой компании, такой как Росгосстрах. В этом случае выплаты по ОСАГО будут своевременными, а риск того, что страховщик обанкротится или потеряет лицензию, будет сведен к нулю. Если у вас еще нет полиса ОСАГО, или он закончится через пару недель, новый можно оформить прямо сейчас.

Сейчас, по состоянию на декабрь 2018 года, введение автоматической проверки наличия ОСАГО при помощи дорожных камер только планируется – то есть, штраф за отсутствие ОСАГО с камеры получить нельзя. Однако запустить сервис автоматической проверки ОСАГО, испытанный летом этого года в Москве, должны уже в следующем году в 15 регионах, в числе которых будут Татарстан, Великий Новгород, Нижний Новгород, Челябинск и другие. Водителей предлагают штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО не сразу: камеры будут фиксировать номера и проверять, оформлена ли на автомобиль страховка, и если нет, то проводить повторную проверку через 10 дней. Если и по истечении этого срока автомобиль не будет застрахован, то его владельцу в автоматическом режиме будет выписан штраф.

Отсутствие страховки

Для начала нужно определиться с тем, что если страховой полис не оформлен, но вы не управляете своим авто и также не передаёте кому-либо ещё управление им, то штрафа никакого не последует, так как на это не будет оснований.

Если вы всё же садитесь за руль машины и полиса ОСАГО у вас нет, то штраф будет равен 800 рублям.

Таким образом, если вы погасите свои обязательства перед бюджетом в срочном порядке, вы получите скидку в размере 50%, вследствие чего потребуется оплатить всего 400 рублей.

Может показаться, что сумма является незначительной, и ввиду обязанности уплаты такого небольшого штрафа, можно пренебречь оформлением страховки. Однако нужно учитывать такие нюансы, как:

  • В таком случае вы нарушите Закон.
  • При наступлении аварии, виновником которой будете являться вы, вам придётся выложить гораздо большую сумму, нежели потратили бы на оплату полиса.

В соответствии с законодательством сумма возмещения ущерба водителем, не застраховавшим свою гражданскую ответственность, должна рассчитываться в таком же порядке, в котором рассчитывал бы страховщик.
Вас могут штрафовать неограниченное число раз. Мнение о том, что, получив штраф, вы уже можете не переживать, потому что в этот день вам другой инспектор не будет иметь право выписать ещё один штраф, ошибочно.

Количество выписанных в день штрафов за одно и то же правонарушение неограниченно.


Давайте рассмотрим, сколько составляет штраф за управление автомобилем или другим транспортным средством без страховки ОСАГО в разных случаях.

ДТП без ОСАГО у виновника и машина не его

Если виновник аварии без ОСАГО и не является владельцем автомобиля, участвующего в ДТП, то оформлять исковое заявление можно, как на виновного водителя, так и на собственника транспортного средства. Например, если виновник попал в ДТП на служебном автомобиле, то исковое заявление можно составить на юридическое лицо — его работодателя.

Выплаты будут произведены даже в тех случаях, когда нет виновного в ДТП, либо он не установлен или у виновника нет полиса ОСАГО.

Последствия просроченного полиса

Срок действия страховки напечатан на полисе и определен точным интервалом между двумя датами. Число в конце периода определяет последний день законного пользования ОСАГО. Дальше с таким бланком ездить нельзя.

Проходить техосмотр с получением карты диагностики и оформлять новый полис нужно заранее, не дожидаясь окончания действующего бланка.

Время потребуется для записи на станцию, уполномоченную проводить осмотр и выдавать диагностическую карту. Полдня займет осмотр и выдача заключения. Еще несколько дней потребуется для устранения возможных неисправностей, потому что транспортное средство с поломками не будет допущено к эксплуатации. Карту с замечаниями не примет страховая компания для оформления документа об ОСАГО . Придется дожидаться разрешительного заключения.

За просроченный страховой полис автолюбителю грозит административный штраф 800 рублей, поскольку бланк с истекшим сроком, недействителен. Выходит, что полиса страхования ОСАГО у водителя нет. На штрафстоянку авто у владельца ТС не эвакуируют.

В случае ДТП виновник аварии без страховки возмещает ущерб сам, а эта сумма намного выше установленного КоАП штрафа. Потерпевший в любом случае получит компенсацию. Покупка страхового документа в этом случае обойдется дешевле, нежели полная оплата ремонта автомобиля пострадавшей стороны.

Насколько хотят увеличить штраф за отсутствие страховки :

Если в аварии пострадал автомобиль без ОСАГО, ему выпишут штраф за отсутствие полиса, но ущерб возместит страховая организация виновника .


В случае ДТП виновник аварии без страховки возмещает ущерб сам, а эта сумма намного выше установленного КоАП штрафа. Потерпевший в любом случае получит компенсацию. Покупка страхового документа в этом случае обойдется дешевле, нежели полная оплата ремонта автомобиля пострадавшей стороны.

Штраф ГИБДД за ОСАГО с дорожных камер

По некоторым данным, начиная с 2016 года и вплоть до 2020 года, в Самаре и Казани проводился масштабный эксперимент, переводящий штрафы за езду без страховки-автогражданке под юрисдикцию дорожных камер.

Автоматические комплексы фиксации дорожных нарушений объединили с базами страховщиков. Это позволило умной электронике в режиме реального времени сопоставлять номера машин с информацией о купленных полисах. Любое расхождение в данных автоматически приводило к отсылке штрафа.

Автоматические комплексы фиксации дорожных нарушений объединили с базами страховщиков. Это позволило умной электронике в режиме реального времени сопоставлять номера машин с информацией о купленных полисах. Любое расхождение в данных автоматически приводило к отсылке штрафа.

До 1 октября оформить полис ОСАГО можно без диагностической карты и прохождения техосмотра

keport / Depositphotos.com

Владимир Путин подписал закон, по которому с учетом сложившейся социально-экономической обстановки в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции граждане смогут заключать договоры об ОСАГО со страховыми компаниями в период с 1 марта по 30 сентября без представления диагностической карты либо свидетельства о прохождении технического осмотра, что позволит гражданам продолжить эксплуатацию автомобиля. Представить указанные документы страховой организации можно будет не позднее чем через один месяц со дня отмены ограничительных мер, принятых органами госвласти на территории преимущественного использования ТС, но не позднее 31 октября 2020 года. Если по прошествии одного месяца со дня отмены таких ограничений произошел страховой случай, а автовладельцем диагностическая карта либо свидетельство о прохождении техосмотра не были предоставлены, страховщик, который выплатил страховое возмещение потерпевшему по такому договору, вправе требовать всю сумму страхового возмещения с лица, причинившего вред, которая была выплачена потерпевшему (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 25 мая 2020 г. № 161-ФЗ).

Принципиально важными являются также поправки в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – Закон № 40-ФЗ), предусматривающие индивидуализацию при формировании размера страховой выплаты по договорам ОСАГО (они вступят в силу через три месяца). В частности, страховщики могут рассчитывать страховые премии по договорам ОСАГО, ориентируясь лишь на предельные размеры базовых ставок страховых тарифов, установленные Банком России в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей ТС, от собственника ТС (физлицо или юрлицо), а также от назначения и (или) цели использования автомобиля (для специального назначения, для оперативных служб, для бытовых и семейных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности (такси)). В границах минимальных и максимальных значений базовых ставок страховых тарифов страховщики вправе устанавливать значения базовых ставок страховых тарифов, руководствуясь наличием факторов, характеризующих водителя, например, назначением водителю по полису ОСАГО или самому страхователю административных или уголовных наказаний за конкретные правонарушения (преступления) в сфере безопасности дорожного движения (управление ТС в состоянии опьянения, нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, если оно повлекло причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц, либо назначение административного наказания в виде лишения права управления ТС за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения, оставление места ДТП, участником которого он являлся). При этом установлен срок, в течение которого такие факторы могут быть учтены страховщиком в случае заключения договора ОСАГО – в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления ТС в полном объеме или со дня окончания срока уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Также страховщиками подлежат учету неоднократное в течение года до заключения договора, привлечение указанных лиц к административной ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за превышение установленной скорости движения ТС на величину более 60 км/ч или за выезд на полосу встречного движения (за исключением случаев фиксации данных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техсредствами, и случаев, если данные правонарушения сопровождались наступлением страхового случая), наличие в заключаемом договоре ОСАГО условия, предусматривающего возможность управления ТС с прицепом к нему в случае, если страхователем является юрлицо и иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании ТС и на потенциальный размер причиненного вреда.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Помимо ранее установленных условий (п. 2 ст. 9 Закона № 40-ФЗ) для коэффициентов страховых тарифов Банком России дополнительно будет учитываться количество произведенных страховщиками страховых возмещений в предыдущие периоды как с участием допущенных к управлению ТС водителей, указанных в полисе ОСАГО, так и страхователя в случае отсутствия такого условия в договоре, а если страхователем является юрлицо будет учитываться численность парка застрахованных ТС. Отдельно оговаривается, что учету подлежит и отсутствие в договоре ОСАГО условия, предусматривающего управление ТС только указанными страхователем водителями, а при наличии такого условия – их водительских навыков (стажа управления по категории ТС, возраста).

Страховщики должны указывать в методике расчета страховых тарифов применяемые ими факторы при установлении значений базовых ставок страховых тарифов и на своих сайтах обеспечить возможность расчета страхователем страховой премии.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Читайте также:  Можно при замене паспорта использовать старое фото?
Добавить комментарий