Основания для отмены сервитута

Статья 48. Основания прекращения сервитута

Статья 48 . Основания прекращения сервитута

Статья 48 . Основания прекращения сервитута

Каких затрат требует расторжение ограниченного права пользования?

Последствиями прекращения сервитута, могут быть определённые затраты, так как эта процедура считается одним из серьёзных юридически значимых действий.

Главным материальным вложением денежных средств станет уплата госпошлины за регистрацию отмены сервитута. В настоящее время эта сумма составляет от 500 до 2000 рублей в зависимости от того, кто является владельцем земельного участка – физическое или юридическое лицо.

В том случае, если при подготовке заявления и всех необходимых документов потребуется обратиться к юристу или нотариусу, услуги таких специалистов оцениваются в размере от 2000 до 15000 тысяч рублей, в зависимости от стоимости установленного обременения (такой расчёт определён нотариальным прейскурантом).

  1. Для того, чтобы суд вынес соответствующее решение, владельцу земельного участка необходимо обратиться с исковым заявлением об отмене обременения. В рамках искового заявления необходимо указать, в какое время был установлен сервитут, на какой срок он устанавливался, а также по какой причине должен быть отменён.
  2. К такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие законность требований об отмене сервитута. Кроме того, необходимо будет приложить и доказательства попытки урегулирования спора об отмене сервитута в досудебном порядке.
  3. Последним документом, который необходимо будет предоставить в суд, станет квитанция об оплате госпошлины за услуги суда. Ее сумма для физических лиц составит 300 рублей.

Каково документальное оформление?

Прекращение сервитута требует обязательной государственной регистрации. Для такой регистрации потребуется представление решения о прекращения сервитута, основанное на прекращении срока действия, указанного при оформлении договора на такое использование земельной территории.

Вступление в силу соглашения сторон о прекращении такого договора, подтвержденное актом органа местного самоуправления, выданным на основании заявления сторон о прекращении сервитута (такое заявление может готовить в свободной форме и требуется только предоставления правоустанавливающих документов на владение территорией и паспортных данных сторон соглашения).

На основании представленных документов в регистрирующем органе по месту расположения земельного участка делается специальная запись в Едином государственном реестре прав.

О том, подлежит ли сервитут государственной регистрации и какие для этого нужны документы, можно узнать здесь.

  1. Осуществления права прохода к прибрежной полосе.
  2. Использования территории для охоты и рыболовства, забора водных ресурсов.
  3. Размещения объектов, имеющих публичных интерес, таких как объекты инженерных коммуникаций, транспортной инфраструктуры и другое.

Что такое сервитут и его виды

Он представляет собой особую форму пользования недвижимостью, которая устанавливается с целью обеспечения нормализации условий жизни человека, владеющего площадями, место расположения которых значительно хуже смежных наделов. Ограничение действует на части площади для возможности пользования заинтересованным субъектом. Такие действия предусмотрены ст. 23 ЗК РФ. Ограничение может устанавливаться:

  1. По договоренности участников – когда обе стороны удовлетворены устанавливаемыми условиями пользования землей;
  2. По решению суда – определяется при обращении кого-либо из участников из-за возникших возражений по предлагаемым условиям;
  3. В определяемом нормативными актами порядке – необходимость использовать территорию муниципалитетом и другими госорганами и учреждениями.

Фактически это означает принятие хозяином участка ограничений в пользовании частью своего личного имущества в пользу иного землевладельца. Он может пойти на это добровольно при наличии следующих причин:

  • Другого субъекта вынуждают использовать его угодья внешние причины;
  • Ущерб от устанавливаемых ограничений незначителен для хозяина;
  • Владельцу в счет оплаты обязательств перечисляется определенная денежная сумма.

С подписанием договора или вручения соответствующего судебного постановления претендент является обладателем сервитута. При этом он получает возможность пользоваться частью чужого владения, какие-либо другие имущественные притязания рассматриваться не могут.

Сервитуты устанавливаются двух разновидностей:

  1. Частные. Ограничения применяются при заинтересованности смежных землевладельцев для нормального использования земельной недвижимости;
  2. Публичные. Устанавливаются государством с целью нормализации условий жизни населения муниципального образования.

Сервитуты устанавливаются двух разновидностей:

Основания для прекращения частного сервитута

Прекращения сервитута частного характера возможно, согласно законодательству, по нескольким причинам:

  • Лицо, в чью пользу был составлен акт, отказалось от своих прав на использование чужого земельного участка.
  • Закончились основания для использования чужого земельного участка для определенных работ. К примеру, все коммуникации уже были подведены, необходимость в проходе и реализации чужой земли отпала.
  • Невозможность использования своего права на сервитут на чужом участке земли. Чаще всего такое происходит в тех случаях, когда при прокладке электрической сети через соседний участок возникают определенные ситуации, при которых выполнение названных действий становится невозможным. В этом случае прекращение сервитута происходит как бы автоматически. Что при этом не означает, что требуется получить соответствующий акт об отмене права ограниченного использования чужой собственности.

Способов для прекращения прав на ограниченное пользование землей существует не так уж и много, все они оговорены в земельном праве, поэтому чаще всего истолковываются даже гражданами без юридического образования верно.

Способов для прекращения прав на ограниченное пользование землей существует не так уж и много, все они оговорены в земельном праве, поэтому чаще всего истолковываются даже гражданами без юридического образования верно.

Основания для прекращения сервитута

Сервитут можно отменить в случае серьезных изменений связанных с участком земли.

Например, на участке земли, который обременен сервитутом, был обрушен берег или построена дорога.

Сервитут также может быть отменен в случае слияния пользователя сервитута и собственника земли в одно лицо (покупка участка, например). В судебном порядке сервитут может быть отменен, если правообладатель нарушает ранее установленные договоренности (не вносит плату за участок, или использует его в иных целях).

Срочные сервитуты автоматически отменяются после окончания срока действия договора.

  1. Согласно законодательству, частный сервитут может быть прекращен в случае, когда собственник участка земли заявляет о желании отменить сервитут, в связи с тем, что обстоятельства, при которых земля была обременена сервитутом, были исчерпаны или уже не актуальны. Также можно требовать отмены частного сервитута через суд в тех случаях, когда участок земли, обремененный сервитутом, нельзя использовать по ранее заявленным целям в связи с теми или иными причинами.
  2. Основания для прекращения действия публичного сервитута чаще всего сводятся к исчерпыванию общественных нужд на участок, которые и повлекли установление самого сервитута.

ЗК РФ не устанавливает обязательного проведения публичных слушаний в случае прекращения действия публичного сервитута. Не смотря на отсутствие такого уточнения в Кодексе, некоторые локальные нормативные акты предусматривают проведение такой обязательной процедуры, чаще всего это касается отмены действия постоянного сервитута.

Чаще всего сервитут расторгается по взаимному согласию сторон. Если основания, по которым сервитут был установлен, исчерпаны, стороны могут расторгнуть сервитут в законном порядке и без лишних проблем. Для этого составляется акт об отмене сервитута, после чего происходит государственная регистрация отмены.

Общие понятия о сервитуте

Причинами ограниченного пользования чужим участком являются:

  • обеспечение прохода или проезда. Это наиболее частое применение сервитута. Есть земельные участки, которые не имеют доступа к дороге и попасть на который, кроме как через смежный земельный участок, не получится;
  • обслуживание жилого дома;
  • строительные и изыскательские работы;
  • доступ к забору воды (например, к колодцу);
  • ремонт или прокладка водопроводных, электрических и других сетей и т. п.

В случаях, когда без наложения ограничения на соседний участок невозможно реализовать право пользования другим земельным участком, допускается назначение сервитута.

Общие правила окончания сервитута прописаны в статье 48 ЗК РФ и 276 ГК РФ.

Наложение сервитута происходит по соглашению между сторонами и по решению суда. Эти документы обязательно регистрируются в Росреестре, в результате возникает обременение на земельный участок с указанием лица, в пользу которого данное ограничение наложено.

Аналогично, снять сервитут можно также двумя способами:

  1. заключением соглашения о его расторжении;
  2. по решению суда.

Скачать для просмотра и печати:

Специального нотариального удостоверения договора не требуется. Лицо, в пользу которого был назначен сервитут, и собственник обремененного участка единовременно обращаются в МФЦ и подают новое соглашение в Росреестр. По итогу регистрации обе стороны получают назад документ со штампом регистрирующего органа, как доказательство его исполнения.

Подписание соглашения

Дальше составляется допсоглашение о расторжении договора или Постановления руководителя органа власти. Здесь время для подготовки документов ограничивается 30 днями со дня вынесения решения об отмене действия обременения.

Читайте также:  Куда можно пожаловаться или подать жалобу на таксиста

Подготовка и подписание дополнительного соглашения должны произойти в течение этого срока.

Регистрация должна пройти в срок не больше 10 дней с момента подписания соглашения или вынесения Постановления.

Проблемы прекращения сервитута

«Штатным» способом прекращения сервитута можно считать истечение срока, на который он установлен. При этом необходимо иметь в виду, что если сервитут установлен соглашением с лицом, не являющимся собственником служащего участка (землепользователем, землевладельцем, арендатором публичного земельного участка – ст. 39.24 ЗК), сервитут может быть установлен только на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком (п. 4), а со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка прекращается (п. 5).

Статья 276 ГК устанавливает «экстраординарные» случаи прекращения сервитута: если отпали основания, по которым сервитут был установлен и если служащий участок из-за установленного сервитута не может использоваться по своему целевому назначению. В обоих случаях, как прямо указывается в норме, потребовать прекращения сервитута может только собственник служащей вещи.

Между тем очевидно, что в прекращении сервитута порой может быть заинтересован и сам сервитуарий – например, если необходимость в сервитуте отпала, но платить за него приходится. Такая заинтересованность тем более вероятна, когда участок, в пользу которого установлен сервитут, приобретает новый собственник. Каким же образом сервитуарий может добиваться прекращения своего права?

Вряд ли для этих целей можно использовать по аналогии саму ст. 276 ГК: согласно ей сервитут может быть прекращен в судебном порядке и лишь в прямо указанных случаях: отпадения оснований, по которым он был установлен и невозможность использовать служащий участок в соответствии с его целевым назначением из-за наличия сервитута. Отпадение оснований, разумеется, в некоторых случаях может использоваться сервитуарием как повод для прекращения сервитута, но, во-первых, почему для этого необходима судебная процедура? Во-вторых, сервитуарий, как представляется, должен иметь возможность прекращения сервитута и независимо от сохранения объективных оснований для его существования. Второе же основание для сервитуария вообще не имеет перспектив.

В первом приближении может показаться, что способы прекращения сервитута могут различаться в зависимости от способа его установления. Если сервитут был установлен соглашением собственников служащего и господствующего участков, можно предположить, что и прекращение сервитута прежде всего должно допускаться в том же порядке, поскольку собственник служащего участка мог этим соглашением установить в свою пользу такие условия, которые представляют для него определенную выгоду (например, размер платы), лишение которой должно получить его одобрение. Гражданское право знает такой способ прекращения сервитутов. Например, ст. 546 испанского ГК предусматривает его в п. 6. Статья 301.5. проекта изменений российского ГК в части вещных прав в п. 1 предусматривает, что сервитут может быть прекращен по соглашению собственников вещей, связанных сервитутом.

Поскольку сервитут по своему смыслу не предполагает (по крайней мере, теоретически) возможности собственника служащей «заработать» на сервитуте, допущение одностороннего отказа сервитуария от сервитута, установленного договором, также не выглядит принципиально недопустимым. В конце концов, осуществление гражданских прав (а к нему относится, безусловно, и отказ от права) своей волей и в своем интересе относится к основным началам гражданского законодательства. В подобном случае по аналогии закона казалось бы логичным использовать нормы про отказ от права собственности. В соответствии со ст. 236 ГК лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Поскольку сервитут как право на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, отказ от сервитута должен осуществляться посредством подачи сервитуарием заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; сервитут прекращается с даты государственной регистрации прекращения права (аналогия с п. 2 ст. 53 ЗК РФ). Ниже такой подход ставится под сомнение.

Может ли в случае «договорного» сервитута нарушение одной из сторон его условий служить основанием для расторжения договора в порядке, предусмотренном ст. 450 ГК – например, в случае нарушения сервитуарием обязанности по оплате сервитута? На первый взгляд, ст. 276 ГК исчерпывающе указывает случаи прекращения сервитута, исключая возможность применения ст. 450. Однако буквальное прочтение последней дает формальный повод говорить, что к договорным сервитутам можно применять следующий подход: требовать расторжения соглашения о сервитуте можно: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК, т.е. ст. 276.

Прежде всего необходимо задуматься о том, возможно ли расторжение на основании ст. 450 договора, на основании которого возникло (причем, видимо, не в результате исполнения договорного обязательства) ограниченное вещное право. Сама ст. 450 ГК каких-либо ограничений не содержит, однако ст. 453 на этот счет более информативна: при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде (п. 1); при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (п. 2). Пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора» также указывает на то, что по смыслу п. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора. Таким образом, институт расторжения договора все же подразумевает договоры обязательственные. Впрочем, судебная практика не испытывает сомнений, расторгая договоры пожизненной ренты с иждивением в отношении жилого помещения, из которых тоже – без обязательственной прелюдии, – возникает ограниченное вещное право.

Однако расторгать договор можно, как указывает ГК, при существенном нарушении договора другой стороной, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. На что могли рассчитывать стороны, заключая договор об установлении сервитута? В случае возмездного сервитута собственник служащей недвижимости прежде всего рассчитывал на получение определенных средств за пользование сервитутом. Ее получение, безусловно, могло подвигнуть собственника к добровольному установлению обременения.

Однако сервитут (даже договорный) устанавливается не в пользу контрагента собственника служащего участка, а в пользу самого господствующего участка, восполняя его объективно существующие недостатки. Иными словами, основным «выгодоприобретателем» здесь выступает сама господствующая недвижимость – или, точнее, некий абстрактный, неперсонифицированный ее обладатель. Отметим, что и в п. 1 ст. 301.5 проекта говорится о том, что сервитут «связывает вещи». С этой точки зрения собственник господствующего участка, выступивший в качестве стороны договора, функционально не более чем «представитель» господствующей недвижимости, и нарушение договора в части оплаты с его стороны, по идее, не должно влечь последствия, предусмотренные ст. 450 ГК.

Основное возражение, однако, все же может основываться на том, что плата за пользование сервитутом не должна служить побудительным мотивом для его установления, и нарушение обязательства по оплате не должно считаться нарушением договора, в результате которого другая сторона в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при его заключении. Кроме того, поступление этой оплаты обеспечено самой господствующей недвижимостью – у кредитора есть, на что обратить взыскание.

Необходимо отметить, что проект изменений ГК в части вещных прав допускает прекращение вещного права вследствие неисполнения его обладателем обязанности по оплате. Например, эмфитевзис может быть прекращен по инициативе собственника земельного участка, если эмфитевт не вносит установленную плату два года подряд (п. 6 ст. 299.6); право застройки может быть прекращено досрочно по требованию собственника земельного участка в случае, когда лицо, имеющее право застройки, имеет задолженность по внесению платы за право застройки в размере не менее чем двухгодичной платы, после направления лицу, имеющему право застройки, письменного предупреждения о необходимости устранения нарушения в разумный срок (п. 4 ст. 300.6). Между тем эти вещные права устанавливаются на основании договора с собственником, который прежде всего в результате его заключения рассчитывает именно на получение оплаты, и потому подобные примеры не могут служить основанием для каких-либо аналогий.

Читайте также:  Платежка на авансовый платеж по прибыли 2020

Если же нарушение соглашения об установлении сервитута заключается в нарушении сервитуарием границ сервитута или иных условий пользования им, собственник господствующей недвижимости может прибегнуть к негаторному иску.

Таким образом, в существующем правовом регулировании нарушение установленных договором об установлении сервитута условий может парироваться средствами защиты иными, нежели расторжение договора.

Могут ли стороны договора об установлении сервитута предусмотреть в самом договоре основания для его расторжения? Судебная практика, насколько можно судить, ничего предосудительного в этом не видит. Например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 22.03.2012 по делу № А11-2564/2011 отмечается, что расторжение договора на основании его положений не допускается лишь потому, что сервитуарий «не допустил существенных нарушений соглашения о сервитуте». По всей видимости, исходя из изложенного выше, такие условия договора допускаться не должны.

Может ли сервитутарий прибегнуть к отказу от сервитута в случае его установления судебным решением? Могут ли собственники вещей, связанных принудительно установленным сервитутом, заключить соглашение о его прекращении? Статья 301.5 проекта говорит о том, что сервитут (независимо от его вида) может быть прекращен по соглашению собственников вещей, связанных сервитутом (п. 1). Прежде всего отметим, что такое соглашение в любом случае не должно влечь нарушение прав третьих лиц (например, обладателей ограниченных вещных прав на господствующий участок). Кроме того, вновь возникает вопрос о возможности подобных соглашений относительно сервитута, который обусловлен прежде всего объективными обстоятельствами и служит не лицу, а вещи. Если быть последовательным, придется признать, что подобного рода соглашения без каких-либо дополнительных аргументов – например, отпадения обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута, допускаться не должны. Это относится и к договорному сервитуту, коль скоро ст. 274 ГК, говоря об объективном характере сервитута, не делает различий между принудительными и добровольными сервитутами.

Интересна позиция проекта. Он, как уже отмечалось, допускает соглашение о прекращении сервитута без подобных оговорок, но для прекращения по требованию одной из сторон устанавливает два условия – сервитут «может быть прекращен по требованию», т.е. в судебном порядке, и только при отпадении обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута (п. 2 ст. 301.5). Получается, что сервитуарий может отказаться от своего права только через суд и при наличии указанного обстоятельства, но путем соглашения может это сделать произвольно?

Но если мы исходим из объективности сервитута, «связывающего вещи», то не может допускаться и его прекращение по воле собственников, которые могут руководствоваться мимолетными субъективными соображениями? Тот же аргумент может быть приведен и против одностороннего отказа от сервитута – будь он добровольный или принудительный. Таким образом, получается, что природа сервитута противится распространению на него принципа диспозитивности распоряжения принадлежащими лицу субъективными правами?

Если же нарушение соглашения об установлении сервитута заключается в нарушении сервитуарием границ сервитута или иных условий пользования им, собственник господствующей недвижимости может прибегнуть к негаторному иску.

Основания для отмены сервитута


Кроме предусмотренного прекращения на основании естественных причин, сервитут может отменяться на иных основаниях. Право на прекращение возникает у собственника обременённого земельного участка (ЗУ), при условии нарушения его имущественных прав. Т.е. сервитут может быть прекращен на основаниях:

Выводы

При заключении договора обременения стороны должны учитывать следующее:

  • действие соглашения может быть прекращено только в случаях, указанных законом;
  • если владелец и пользователь не могут договориться, нужно обращаться в суд;
  • расторжение соглашения приводит к тому, что стороны теряют установленные права и обязанности;
  • действие соглашения можно возобновить, если возникнуть основания снова воспользоваться участком.

Владелец земельного участка, который стал объектом накладывания ограничения, не всегда может предусмотреть все варианты использования его земли. Вторая сторона может злоупотребить своими правами, нарушить условия договора и т. д. Поэтому собственнику лучше знать о своих правах и процедуре обращения в суд.

Владелец земельного участка, который стал объектом накладывания ограничения, не всегда может предусмотреть все варианты использования его земли. Вторая сторона может злоупотребить своими правами, нарушить условия договора и т. д. Поэтому собственнику лучше знать о своих правах и процедуре обращения в суд.

Статья 48. Основания прекращения сервитута

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

3. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

4. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;

2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;

3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:

в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом;

более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

4) обладатель публичного сервитута отказался от него.

5. При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

6. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

1) нарушение порядка установления публичного сервитута;

2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

5) в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

Как правильно обращаться в суд с иском об установлении сервитута

Обязательно ли соблюдать досудебный порядок урегулирования спора об установлении сервитута?

Нет, законодательство не содержит такого требования.

Г. обратился с иском к В. об установлении сервитута, но райсуд вернул ему заявление, указав, что он забыл соблюсти досудебный порядок урегулирования спора (п. 3 ст. 274 ГК). Упомянутая норма на этот случай не распространяется, возразила апелляция: достаточным основанием для обращения в суд лица, требующего установления сервитута, является недостижение сторонами соглашения о его установлении или условиях. С учетом специфики предъявляемого требования или его условий как вещно-правового способа защиты, по смыслу ч. 5 ст. 4 АПК, направление дополнительно претензии в случае недостижения сторонами соглашения об установлении сервитута или его условиях не требуется.

Читайте также:  Как перевести ООО в другой регион

В каком суде – общей юрисдикции или арбитражном – должно рассматриваться дело о сервитуте?

Нужно учитывать субъектный состав участников спора и характер правоотношений.

Ч. 3 ст. 22 ГПК установлено, что суды рассматривают и разрешают дела за исключением экономспоров и других дел, отнесенных к ведению арбитражей. Последние рассматривают дела с участием организаций, являющихся юрлицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица и имеющих статус ИП. В то же время, одно обстоятельство, что сервитут испрашивается в отношении недвижимого имущества, которое может быть использовано для предпринимательской деятельности, в отсутствие у сторон спора статуса ИП, не свидетельствует о том, что дело носит экономический характер и подлежит рассмотрению АС.

Пример: райсуд прекратил производство по иску И. к обществу об установлении сервитута, исходя из того, что у заявителя есть статус ИП, а при обращении с требованиями он просил установить сервитут в отношении земельного участка с назначением “для производственных целей”. Служитель Фемиды счел, что спор носит экономический характер и с учетом субъектного состава подлежит разрешению арбитражем.

Может ли быть установлен сервитут для обеспечения прохода или проезда к самовольной постройке?

Общество обратилось в суд с иском к Л. об установлении бессрочного сервитута для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, принадлежащий ответчику, в целях обслуживания здания истца. В ходе рассмотрения дела было установлено, что объект, являющийся по техпаспорту материальным складом, был полностью демонтирован. На месте прежнего здания без разрешения на строительство и разрешительной документации истцом возведен новый объект капстроительства с иными техническими характеристиками, право собственности на который в установленном законом порядке истцом не оформлено. Суд пришел к выводу, что истец как лицо, самовольно построившее новый объект, не приобрел право собственности на данную постройку и не вправе требовать от собственника соседнего земельного участка права ограниченного пользования названным участком (сервитута).

Если основания, по которым установлен сервитут, отпали, кто именно должен обращаться в суд?

Это может сделать как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут.

Суд установил сервитут, обременяющий земельный участок, принадлежащий предпринимателю. В последующем общество – собственник участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут, предъявило требование о его прекращении. АС счел, что формулировка п. 1 ст. 276 ГК не позволяет удовлетворить иск, поскольку такое право принадлежит только собственнику земельного участка, обремененного сервитутом. Апелляция поддержала доводы нижестоящей инстанции. Кассация, отправляя дело на пересмотр, обратила внимание на следующее: спорная норма ГК предусматривает, что по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Однако такая формулировка не означает, что сервитут не может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут, в случае, когда объективно потребность в использовании чужого земельного участка отпала. В данном случае нужно было оценить доводы и доказательства, представленные обществом в обоснование требования о прекращении сервитута.

В случае, если условия сервитута лишают собственника земельного участка возможности его использовать.

Основания для отмены сервитута

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статья 48 ЗК РФ. Основания прекращения сервитута

Земельный кодекс Российской Федерации” N 136-ФЗ в последней редакции:

Статья 48 ЗК РФ. Основания прекращения сервитута

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

3. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

4. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;

2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;

3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:

в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом;

более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

4) обладатель публичного сервитута отказался от него.

5. При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

6. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

1) нарушение порядка установления публичного сервитута;

2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

5) в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

Вернуться к оглавлению документа : Земельный кодекс РФ в последней редакции

более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

Основания прекращения сервитута — бумаги, оформление и регламент

Владелец земли имеет право распоряжаться участком по своему усмотрению — он может сдавать его в аренду, ему разрешается строить на такой земле любые законные постройки и так далее. Но в некоторых случаях его право на распоряжение объектом может быть ограничено с помощью сервитута. При этом нужно понимать, что подобное ограничение в большинстве случаев устанавливается лишь на определённый срок, а при возникновении некоторых обстоятельств сервитут может быть отменён в добровольном порядке или через суд. Каковы основания прекращения сервитута? Как выглядит порядок отмены обременения? И каким образом оформляется расторжение? Ниже эти вопросы в деталях будут рассмотрены.

Установление подобного ограничения возможно лишь в исключительных случаях, когда человек не может какими-либо другими способами реализовать свои имущественные права.

Добавить комментарий