Новости раздела Взаимозависимые лица

Взаимосвязанные лица и налоговое право РФ

Среди финансовых и юридических терминов часто используется понятие «взаимосвязанные лица». Данный термин в чем-то схож с понятием «взаимозависимые лица», но в налоговом праве он не используется.

Взаимосвязанные лица – субъекты, соответствующие хотя бы одной из перечисленных ниже характеристик:

  • 1 лицо прямо (косвенно) контролирует другое;
  • один или несколько сотрудников работают в нескольких организациях, например директором в 1-й и 2-й компании является один и тот же человек;
  • несколько юрлиц связаны договорными правоотношениями и совместно работают с целью получения прибыли, включая расходы и убытки;
  • работник и работодатель;
  • 2 компании контролируются третьим лицом;
  • 2 лица прямо или косвенно контролируют третье лицо;
  • лица являются родственниками или членами одной семьи.

Понятие взаимосвязанности лиц приведено в ст. 37 приложения 1 к Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. Один из критериев, предопределяющих возникновение соответствующих последствий, — контролируемость сделок с участием взаимозависимых лиц. Изучим данный аспект подробнее.

  • для занижения налоговой базы в целях уменьшения сумм налога;
  • завышения налоговой базы в целях исчисления более крупного вычета.

Аффилированные лица: отличия

Важно понимать, что имеют свои отличия аффилированные и взаимозависимые лица. Так, про первых в НК РФ не сказано ни слова. Кроме того, родственные и семейные отношения на аффилированность никак не влияют в отличие от взаимозависимости.

Аффилированные лица – это больше термин из корпоративного права, который играет большую роль только в рамках антимонопольного законодательства, а также в бухгалтерской и банковской сфере.

Кого и для каких целей могут признать аффилированными лицами, сказано в Законе РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Имейте в виду: практически все сделки между взаимозависимыми лицами – контролируемые. Более того, к ним приравнен и ряд других сделок. Подробно этот вопрос регулирует ст. 105.14 НК РФ.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога. К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

  • внешнеторговые сделки с некоторыми товарами (нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни). Общегодовой доход по такой операции должен превысить 60 млн руб.;
  • сделки, в которых один из участников — контрагент-резидент государства или территории из Приказа Минфина от 13.11.07 №108н или его постоянный представитель в РФ (Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4);
  • когда контрагенты привлекают сторонних посредников между двумя взаимозависимыми лицами без ограничений по сумме дохода (Письмо Минфина России от 14.11.12 № 03-01-18/9-169).
  • внешнеторговые сделки с некоторыми товарами (нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни). Общегодовой доход по такой операции должен превысить 60 млн руб.;
  • сделки, в которых один из участников — контрагент-резидент государства или территории из Приказа Минфина от 13.11.07 №108н или его постоянный представитель в РФ (Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4);
  • когда контрагенты привлекают сторонних посредников между двумя взаимозависимыми лицами без ограничений по сумме дохода (Письмо Минфина России от 14.11.12 № 03-01-18/9-169).

Новости раздела Взаимозависимые лица

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
– Энциклопедия решений. Уведомление налоговых органов о совершенных контролируемых сделках;
– Энциклопедия решений. Налогоплательщики, обязанные представлять уведомления о контролируемых сделках;
– Вопрос: Организация должна подать уведомление о контролируемых сделках. Речь идет о сделках с взаимозависимыми лицами, являющимися иностранными организациями. Как определить сумму доходов по сделкам, совершенным в 2018 и 2019 годах, для целей ст. 105.14 НК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.);
– Вопрос: Директор организации планирует открыть юридическое лицо (ТОО) на территории Казахстана и поставлять от российского юридического лица товар в свое же казахское юридическое лицо для последующей реализации его на территории Казахстана. В настоящее время директор российского ООО не является его учредителем. В создаваемом ТОО указанное лицо будет единственным участником и руководителем. Российское ООО будет реализовывать товар казахстанской компании (кабели, лампы, включатели и т.п.). Какие могут быть налоговые риски у директора и российской компании? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.);
– Вопрос: В каком случае организации нужно составлять документацию по контролируемым сделкам со взаимозависимыми иностранными организациями, начиная с расходов/доходов 2019 года (интересует предельная величина доходов, начиная с которой сделки признаются контролируемыми)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2019 г.);
– Контролируемые сделки: подготовка уведомления за 2019 год (журнал “БУХ.1С”, N 5, май 2020 г.).

Новости

Инспекция заявила, что сделки между компанией и контрагентами нереальны. Один из аргументов: у компании и одного из контрагентов якобы есть общие сотрудники.

Численность сотрудников спорного контрагента в 2014 году – 0 человек, в 2015 – 6 человек (из них 4 – сотрудники налогоплательщика), в 2016 году – 0 человек. Налогоплательщика в 2014 году – 38 человек, в 2015 году – 40 человек, я в 2016 году 116 человек. Вот в такой ситуации инспекция заявляет о наличии общих сотрудников.

К счастью, суды адекватно отреагировали на этот странный аргумент словами «нельзя говорить о том, что у заявителя и ООО «РЭМ» имеется в широком смысле “наличие общих сотрудников”».

Кроме того, суды решили, что совмещение сотрудниками налогоплательщика работы у контрагента не имеет значения для разрешения дела. Ведь генеральный директор контрагента никогда не работал у налогоплательщика, а генеральный директор налогоплательщика никогда не работал у контрагента.

Компания «Южуралмост» проиграла суд с межрайонной инспекцией ФНС по Челябинской области, требующей взыскать с нее 1,3 млрд рублей по долгам ЗАО «Южуралавтобан». Такое решение принял 4 декабря Арбитражный суд Челябинской области.

Налоговикам удалось убедить судей, что предприятия являются взаимозависимыми.

Компания намерена обжаловать этот вердикт в суд вышестоящей инстанции.

В 2018 году руководство «Южуралавтобана» признало финансовую несостоятельность, когда налоговая служба предъявила фирме счет на сумму около миллиарда рублей. Эти суммы скопились за неуплаты НДС по ряду операций с посредниками за период с 2012-го по 2014 год. Деньги уходили в офшорные зоны, фирмы-однодневки, иностранные банки.

Из полученных по контракту из федерального и областного бюджетов на ремонт дорог 5,2 млрд рублей на счета ЗАО, после «прокрутки» вернулась примерно половина. Схемы с контрактами «Южуралавтобана» легли в основу уголовных дел в отношении экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича и депутата Госдумы Вадима Белоусова.

Ремонтом и обслуживанием дорог на Южном Урале занялась компания «Южуралмост». Контракты с ней послужили основанием для возбуждения ФАС дела в отношении Бориса Дубровского, руководившего регионом с 2014-го по 2019 год. Разбирательство закончилось досрочной отставкой главы региона, в МВД России в отношении Дубровского возбудили уголовное дело о превышении полномочий, но отозвали постановление.

Согласно пункту 1 статьи 105.1 НК взаимозависимыми для целей налогообложения признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия или результаты сделок, совершаемых этими лицами, или экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

В целях статьи 105.1 НК долей участия физлица в организации признается совокупная доля участия этого физлица и его детей в указанной организации.

При этом организации или физлица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами.

Кроме того, суд также может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 2 статьи 105.1 НК, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 указанной статьи.

При этом обратиться в суд с иском о признании лиц взаимозависимыми могут как лица, являющиеся сторонами сделки, так и налоговые органы.

Таким образом, при признании лиц взаимозависимыми следует исходить из совокупности положений, изложенных в статье 105.1 НК, делает вывод Минфин в письме № 03-12-12/1/39688 от 31.05.2019.

Имущественный налоговый вычет на покупку квартиры не предоставляется, если сделка купли-продажи совершается между физлицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 НК.

В частности, взаимозависимыми лицами признаются: физлицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

В то же время абзацем первым пункта 1 статьи 105.1 НК установлено, что если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия или результаты сделок, совершаемых этими лицами, или экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

При этом суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 2 статьи 105.1 НК.

В этой связи, если между супругой и бабушкой супруга, которые являются сторонами сделки купли-продажи квартиры, не будет установлена взаимозависимость, то супруга вправе претендовать на получение имущественного налогового вычета.

Такой вывод содержится в письме Минфина № 03-04-05/2228 от 18.01.2019.

Согласно пункту 4 статьи 269 НК в целях определения предельного размера процентов, подлежащих включению налогоплательщиком в состав расходов по контролируемой задолженности, на последнее число каждого отчетного периода рассчитывается коэффициент капитализации.

Коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующего доле участия взаимозависимого иностранного лица в российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, – на 12,5).

В случае если доля участия одного из взаимозависимых лиц, соответствующих критериям взаимозависимого иностранного лица, составляет 100 %, при расчете коэффициента капитализации необходимо принять долю этого участника.

Такие разъяснения дает Минфин в письме № 03-03-06/1/91744 от 17.12.2018.

ФНС в письме № СД-4-3/3027@ от 15.02.2018 разъяснила по вопрос учета при налогообложении прибыли операций по предоставлению беспроцентных займов.

Читайте также:  Можно надеяться на помощь адвоката?

Согласно пункту 1 статьи 269 НК по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. По контролируемым сделкам установлен другой порядок.

С 1 января 2017 года сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ, не признаются контролируемыми.

Таким образом, в случае совершения сделки по предоставлению беспроцентного займа (исходя из ставки 0%), доход в виде процентов по такому долговому обязательству отсутствует.

Согласно пункту 25 статьи 381 НК освобождаются от налогообложения организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц; передачи имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Является ли МУП и местная администрация, осуществляющей от имени муниципального образования права собственника имущества МУП, взаимозависимыми лицами?

Пунктом 5 статьи 105.1 НК предусмотрено, что прямое или косвенное участие муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми, что не исключает признания указанных в названном пункте организаций взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным статьей 105.1 ГНК.

Для целей пункта 5 статьи 105.1 НК к иным основаниям признания российских организаций взаимозависимыми лицами относится в том числе наличие у организации полномочий по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа другой организации.

Однако назначение местной администрацией руководителя МУП осуществляется от имени муниципального образования в рамках реализации прав собственника имущества соответствующего унитарного предприятия и, таким образом, может рассматриваться как форма муниципального контроля за деятельностью унитарного предприятия.

В Минфине полагают, что назначение местной администрацией руководителя МУП возможно приравнять к прямому участию муниципального образования в казенном предприятии и, соответственно, не рассматривать в качестве иного основания признания российских организаций взаимозависимыми лицами.

Управление ФНС по Ульяновской области предлагает налогоплательщикам самим скорректировать обязательства при применении заниженных цен в сделках между взаимозависимыми лицами.

Согласно ст. 105.3 Налогового кодекса РФ налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в связи с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не соответствующих рыночному уровню, благодаря чему избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

У налогоплательщиков есть возможность самостоятельной корректировки налоговой базы и сумм налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц в случае применения в сделках с взаимозависимыми лицами цен, не соответствующих рыночному уровню.

Согласно пункту 1 статьи 129.3 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.

Самостоятельная корректировка налоговой базы в случаях применения не рыночных цен по сделкам с взаимозависимыми лицами будет свидетельствовать о добросовестном исполнении налогоплательщиком своих обязанностей и не будет являться основанием для проведения проверок налоговым органом.

Сумма недоимки, выявленная налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период. При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

Корректировки по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц).

Верховный Суд РФ в решении по делу № А81-4494/2016 подтвердил правомерность взыскания инспекцией налоговой задолженности с зависимой организации. Об этом сообщает на своем сайте Федеральная налоговая служба.

По результатам выездной налоговой проверки налогоплательщику были доначислены налоги, пени и штрафы на сумму более 66 млн рублей. Однако взыскать задолженность налоговый орган не смог, так как налогоплательщик переоформил всю недвижимость и перевел свою финансово-хозяйственную деятельность на вновь созданное юридическое лицо. При этом решение о реорганизации налогоплательщика и учреждении новой организации ООО было принято после назначения выездной проверки.

В связи с этим инспекция обратилась в суд с заявлением о признании налогоплательщика и вновь созданной компании зависимыми организациями и взыскании с последней налоговой задолженности.

Суды трех инстанций признали налогоплательщика и вновь созданную компанию зависимыми лицами, а требования налогового органа о взыскании суммы задолженности по налогам законными. Верховный суд отказался передать кассационную жалобу налогоплательщика на рассмотрении Судебной коллегии, подтвердив таким образом решения нижестоящних судов.

ФНС в своем письме № ЕД-4-13/23938@ от 27.11.2017 разъяснила порядок применения п.9 ст. 105.3 НК (определение цены по результатам биржевых торгов).

Согласно пункту 1 статьи 105.3 НК в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с настоящим разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Определение таких потенциальных доходов производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно пункту 1 статьи 105.17 НК контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Таким образом, положения статьи раздела V.1 НК, в том числе пункт 9 статьи 105.3 НК, регулируют порядок определения цен в сделках, подлежащих налоговому контролю в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, предусмотренному статьей 105.17 НК.

В случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтенную при налогообложении в рамках выездных и камеральных проверках.

Однако многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в рамках выездной и камеральной проверки в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции.

Согласно пункту 1 статьи 105.17 НК контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Взаимозависимые лица и контролируемые сделки: позиции и рекомендации

Президиум Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 года утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и ст. 269 Налогового кодекса РФ (далее – Обзор). Cуд обобщил практику по вопросам, возникающим при взаимной зависимости лиц и подконтрольности сделок. В данной статье мы разберем основные правила применения положений раздела V.1 Налогового кодекса РФ, отраженные в указанном Обзоре.

–определения базы для исчисления страховых взносов –осуществлением выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества (п. 7 ст. 421 НК РФ).

ВС дал толкования по налоговым спорам взаимозависимых лиц

Верховный суд РФ представил 29-страничный обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса РФ, утвержденный 16 февраля Президиумом ВС.

Обзор подготовлен по результатам анализа материалов судебной практики и поступивших от судов вопросов, связанных с применением положений НК РФ, устанавливающих правила налогового контроля за сделками, которые могут совершаться на нерыночных условиях взаимозависимыми лицами, и корректировки налоговых баз по таким сделкам.

В обзоре определены позиции Верховного суда по 14 аспектам разрешения дел данной категории. В частности, ВС отмечает, что суд вправе признать лица взаимозависимыми для целей налогообложения в случаях, не указанных в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ, если у контрагента налогоплательщика (взаимозависимых лиц контрагента) имелась возможность оказывать влияние на принимаемые налогоплательщиком решения в сфере его финансово-хозяйственной деятельности.

В судебной практике возник вопрос об обстоятельствах, которые должны учитываться при использовании судом предоставленного ему законом права на признание лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

Как установлено пунктом 1 статьи 105.1 НК РФ, взаимозависимыми признаются лица, особенности взаимоотношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых между ними, и (или) экономические результаты деятельности этих (представляемых ими) лиц.

Лица признаются взаимозависимыми в случаях, прямо предусмотренных пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ, в частности, по основаниям, связанным с участием в капитале, осуществлением функций управления, служебной подчиненностью.

Помимо указанных формально-юридических признаков взаимозависимости пунктом 7 статьи 105.1 НК РФ суду предоставлено право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям – если отношения между этими лицами содержательно (фактически) обладают признаками, указанными в пункте 1 статьи 105.1 НК РФ, то есть имеется иная возможность другого лица определять решения, принимаемые налогоплательщиком.

Разрешая вопрос о применении данной нормы, необходимо учитывать, что признание участников сделки взаимозависимыми в силу пункта 1 статьи 105.3, пункта 1 статьи 105.14 НК РФ имеет своей основной целью определение круга таких операций налогоплательщика, в отношении которых существует риск их совершения на коммерческих или финансовых влияющих на цену условиях, отличных от тех, которые имели бы место в отношениях между независимыми друг от друга контрагентами, действующими самостоятельно и на строго предпринимательских началах, то есть в своих собственных экономических интересах.

Поэтому на налоговом органе лежит бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих, что при отсутствии предусмотренных пунктом 2 данной статьи признаков контрагент налогоплательщика (взаимозависимые с ним лица) тем не менее имел возможность влиять на определение условий совершаемых налогоплательщиком сделок, а налогоплательщик действовал в общих экономических интересах группы, к которой он принадлежит (к выгоде третьих лиц), был связан в полноте свободы принятия решений в сфере своей финансово-хозяйственной деятельности, что должно было сказаться на условиях и результатах исполнения соответствующих сделок.

Учитывая при этом содержание пункта 2 статьи 105.1 НК РФ и расширенный по сравнению со статьей 20 НК РФ состав указанных в данной норме признаков взаимозависимости, возможность признания лиц взаимозависимыми на основании пункта 7 статьи 105.1 НК РФ не ограничена случаями, когда в соответствии с законодательством участники сделки признавались бы аффилированными лицами, дочерними и зависимыми организациями и т. п.

В то же время влияние, оказываемое по экономическим причинам, например, в силу преимущественного положения на рынке одного из участников сделки, не должно приниматься во внимание при решении вопроса о признании лиц взаимозависимыми (пункт 4 статьи 105.1 НК РФ).

Установление факта взаимозависимости лиц по обстоятельствам иным, чем перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ, осуществляется судом с участием налогового органа и налогоплательщика в ходе рассмотрения дела, касающегося обоснованности вынесения решения о доначислении налога, либо при разрешении требований налогового органа о взыскании доначисленной задолженности (подпункт 4 пункта 2 статьи 45 НК РФ).

Обзор подготовлен по результатам анализа материалов судебной практики и поступивших от судов вопросов, связанных с применением положений НК РФ, устанавливающих правила налогового контроля за сделками, которые могут совершаться на нерыночных условиях взаимозависимыми лицами, и корректировки налоговых баз по таким сделкам.

3. Организация и лицо

3.1 Если лицо, в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами – супругом или супругой, родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и не полнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями), подопечными, имеет полномочия:

По назначению или избранию единоличного исполнительного органа организации;

По назначению или избранию не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации.

3.2 Если лицо осуществляет полномочия ее единоличного исполнительного органа.

По назначению или избранию единоличного исполнительного органа организации;

Сделки с иностранными взаимозависимыми лицами

С 2019 года сделки с иностранными взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (п. 3. ст. 105.14 НК РФ). Напомним, ранее в статье 105.14 НК РФ для сделок между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не являлась налоговым резидентом РФ, не было предусмотрено суммового критерия. Поэтому все такие сделки признавались контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов (письмо Минфина России от 24.01.2018 № 03-04-06/3828). Теперь же отменено безусловное включение в уведомление всех сделок с иностранными взаимозависимыми лицами.

Читайте также:  Обзор новых документов Единый налог на вмененный доход

Для сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, а также для сделок с контрагентами, зарегистрированными в офшорах, суммовые критерии не поменялись и по-прежнему составляют 60 млн руб. (п. 7. ст. 105.14 НК РФ).

Таким образом, с 2019 года все внешнеторговые сделки, удовлетворяющие условиям пункта 1 статьи 105.14 НК РФ, будут контролироваться, если сумма доходов по ним за календарный год превышает 60 млн руб.

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» суммовые критерии различаются в зависимости от года, за который составляется уведомление, и хранятся в регистре сведений Границы включения сделок в уведомление, просмотр которого доступен по соответствующей гиперссылке на третьем этапе Помощника. Как видно из рисунка 3, список границ на 2019 год существенно сократился.

Рис. 3. Суммовые критерии на 2019 год

1С:ИТС

О подготовке уведомления о контролируемых сделках в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0) см. в разделе «Технологическая поддержка прикладных решений» .

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» поддержана обновленная форма и формат уведомления о контролируемых сделках, а также возможность его автоматического заполнения.

Аналитика Публикации

– при совершении сделок, когда проведение оценки является обязательным (п. 10 ст. 105.3 НК РФ).

Статья 105.1 НК РФ. Взаимозависимые лица

1. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее – взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

2. С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

3. В целях настоящей статьи долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи, в указанной организации.

4. Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

5. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

6. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.

7. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

Статья 105.1 НК РФ. Взаимозависимые лица

1. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее – взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

2. С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

3. В целях настоящей статьи долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи, в указанной организации.

4. Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

5. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

6. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.

7. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

Сделки с российскими взаимозависимыми лицами

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес поправки в статью 105.14 НК РФ, согласно которым с 2019 года изменились критерии признания сделок контролируемыми. Новые критерии применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора (письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/7636@).

Теперь внутрироссийские сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми при одновременном выполнении двух условий:

  • сделки имеют особенности, изложенные в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ (например, по признаку уплаты НДПИ, применения спецрежимов, признаку применения инвестиционного налогового вычета и т. д.);
  • сумма доходов по сделкам с особенностями за соответствующий календарный год превышает суммовой порог в 1 млрд руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Таким образом, сделка между взаимозависимыми российскими лицами не признается контролируемой, если она не имеет особенностей. При этом для всех видов контролируемых сделок действует только одна граница контролируемости, и ее размер существенно вырос. Напоминаем, что раньше граница рассчитывалась по каждому признаку отдельно. Теперь же сумма всех контролируемых сделок складывается и сверяется с границей в 1 млрд руб.

По отношению к плательщикам налога на прибыль организаций изменились признаки определения контролируемости. Раньше отдельно контролировались сделки по признакам:

  • применения ставки 0 %;
  • резидентов особых экономических зон (или участников свободных экономических зон), налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль;
  • участников региональных инвестиционных проектов, применяющих пониженные ставки по налогу.

В 2019 году для взаимозависимых плательщиков налога на прибыль контролируется только одно обстоятельство: применяет ли другая сторона другую ставку по налогу к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена сделка (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Читайте также:  Правила пребывания граждан Казахстана в России

В программе данное обстоятельство отражается в карточке договора с участником контролируемой сделки с помощью флага Стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль (рис. 1).

Если на третьем этапе Помощника сделки с указанным контрагентом пройдут отбор по суммовому критерию, то сделка с разными ставками налога на прибыль попадет в документ Лист 1А с кодом 131 (Приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ в ред. приказа ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@).

Изменения коснулись и сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами, а именно сделок, совершенных с участием независимых формальных посредников. К таким посредникам относятся лица, не выполняющие никаких дополнительных функций и не принимающие на себя никаких рисков (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Законом № 302-ФЗ для таких сделок установлен суммовой порог в размере 60 млн руб. Напомним, ранее в статье 105.14 НК РФ непосредственно для сделок с участием невзаимозависимых посредников пороговая сумма не была установлена, что порождало различные толкования. По мнению Минфина России, такие сделки признавались контролируемыми независимо от суммы доходов (письмо от 04.09.2018 № 03-12-12/1/62949). А по мнению Верховного Суда РФ, суммовые пороги должны были устанавливаться в зависимости от того, кто являлся действительными сторонами сделки (без учета посредника) (п. 5 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК РФ, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017). Теперь же данная неопределенность устранена.

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» суммовые критерии различаются в зависимости от года, за который составляется уведомление, и хранятся в регистре сведений Границы включения сделок в уведомление, просмотр которого доступен по соответствующей гиперссылке на третьем этапе Помощника. Как видно из рисунка 3, список границ на 2019 год существенно сократился.

Лица, приравненные к взаимозависимым

Существуют сделки, участники которых приравниваются к взаимозависимым. В отношении них также возможна проверка. Они должны соответствовать критериям ст. 105.14 НК РФ. В соответствии с ней, таковыми являются следующие виды субъектов, участвующих в правоотношениях:

  • посредники, не несущие риски по сделке и не осуществляющие другой деятельности. Считается что это может использоваться для целей снижения налогов;
  • компании (ООО, АО и другие) и граждане, годовые обороты по договору между которыми составляют свыше 60 млн. рублей;
  • стороны, если, как минимум, 1 из участников сделки имеет иностранный статус (нерезидент РФ, иностранные лица).

Помимо автоматических оснований для признания этого статуса, существует возможность самостоятельного признания лиц таковыми (уведомление налоговой инспекции). Кроме того, это может сделать суд, приняв соответствующее решение, если ситуация соответствует имеющемуся в законе определению.

Новые правила позволяют осуществлять контроль по следующим налогам:

Взаимозависимые лица: живем по новым правилам

В.Г. Акимова,
партнер, руководитель группы налоговой практики «Пепеляев Групп»

Мы продолжаем занятия в заочной Школе трансфертного ценообразования. Очередная тема – «взхаимозависимые лица».
По мнению автора статьи С.В. Савсериса, много вопросов вызывает норма пункта 6 статьи 105.1 НК РФ о праве сторон сделки самостоятельно признавать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.

Интерес представляет также позиция специалиста в отношении порядка применения пункта 4 статьи 105.1 НК РФ о необходимости исключать из сферы регулирования нового закона сделки, на условия и результаты которых участники оказывают влияние в силу своего особого положения на рынке.

Уверены, что российским читателям будет интересна также статья иностранного эксперта о практике применения транс-фертных цен в европейских странах, которая опубликована в рубрике «Зарубежный опыт» этого номера.

Обращаем ваше внимание, что занятия в Школе трансфертного ценообразования завершатся в конце года практическим семинаром. Будут обсуждены все «наработки» за год: разъяснения Минфина России и ФНС России, рекомендации экспертов, в том числе опубликованные в «Налоговеде». Участники семинара получат сертификаты об успешном окончании обучения.

С. В. Савсерис,
партне “Пепеляев Групп”, канд. юрид. наук

С 2012 г. действует новая формулировка понятия «взаимозависимые лица» (п. 1 ст. 105.1 НК РФ). Автор останавливается на отдельных, наиболее важных, аспектах нового понятия, оценивает его применимость на практике, дает рекомендации налогоплательщикам

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых сделок и (или) на экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

При этом принимается во внимание влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

Лица признаются взаимозависимыми в следующих случаях:

  • по одному из формальных критериев, предусмотренных в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ;
  • самостоятельно этими лицами, если их отношения соответствуют определению взаимозависимости (пункт 1 статьи 105.1 НК РФ);
  • судом – по любым иным основаниям, не предусмотренным пункт 2 статьи 105.1 НК РФ, если отношения между лицами обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ.

Формальные критерии. Следует отметить, что по сравнению с нормами статьи 20 НК РФ, которая применяется к налоговым правоотношениям, возникшим до 2012 г., в статье 105.1 значительно расширен перечень формальных критериев признания лиц взаимозависимыми.

Формальные критерии признания лиц взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ) – всего их 11 – могут быть условно разделены на пять групп:

  • по доле прямого или косвенного участия – более 25%;
  • по полномочиям на избрание органов управления – не менее 50%;
  • по управлению организациями одними и теми же физическими лицами – более 50% состава органов управления;
  • по полномочиям единоличного исполнительного органа;
  • по родству и должностному подчинению – для физических лиц.

Введены новые критерии, которых не было (ранее их было три), – в частности, критерии по полномочиям на избрание органов управления, по полномочиям единоличного исполнительного органа.

Увеличен размер доли прямого и косвенного участия, необходимый для признания лиц взаимозависимыми – 25% вместо 20%.

Доли прямого и косвенного участия. Введены нормы, устанавливающие порядок определения размера доли прямого и косвенного участия. Если по статье 20 НК РФ доля косвенного участия определялась как произведение долей непосредственного участия одной организации в каждой последующей, то в новой статье 105.2 предусмотрено правило суммирования долей косвенного или прямого участия в каждой из «цепочек» участия.

Для примера рассмотрим схему.

Прямое и косвенное участие

На схеме доля прямого и косвенного участия определяется по формуле:

0,15 × (0,4 × 0,4) + (0,3 × 0,4) = 43%.

Для сравнения: по правилам статьи 20 НК РФ доля косвенного участия в этой ситуации была бы равна 16% (0,4 × 0,4).

Дополнительные обстоятельства. Вызывает вопросы норма пункта 4 статьи 105.2 НК РФ, согласно которой при определении доли участия суд может использовать дополнительные обстоятельства, – не совсем понятно, каким образом выявленные судом дополнительные обстоятельства могут повлиять на размер доли как арифметической величины.

Например, стоит ли корректировать долю участия, если акционер де-факто не пользуется правом влияния на условия совершаемых сделок, – стоит ли признать в этом случае его долю участия менее 25% или оставить неизменной долю в 51%.

До выработки судебной практикой единообразного подхода к толкованию этой нормы мы рекомендуем исходить из того, что приоритетное значение имеет изложенный выше арифметический подход к определению доли участия.

Следует особо отметить критерий, который указан в подпункте 9 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ. Он представляет собой исключение из общего порядка определения доли при последовательном участии одной компании в другой. Согласно этой норме компании признаются взаимозависимыми, если доля прямого участия каждой предыдущей компании в каждой последующей составляет более 50%. Последовательное умножение долей в этом случае не применяется – ведь возможность влияния на условия совершаемых сделок сохраняется, даже если результат умножения долей будет меньше 25%.

Прямое / косвенное участие. Весьма ограниченное применение, на наш взгляд, будет иметь пункт 5 статьи 105.1 НК РФ, согласно которому прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований в российских организациях не может служить основанием для признания таких организаций взаимозависимыми. Если учитывать существующую практику передачи принадлежащих государству акций в государственные корпорации, то компании можно будет признать взаимозависимыми лишь в силу того, что их основной (единственный) акционер – это государственная корпорация. Например, следует признать взаимозависимыми все компании, акции которых переданы в госкорпорацию «Ростехнологии».

Учет доминирующего положения на рынке. Принципиальное значение, по нашему мнению, имеет норма пункта 4 статьи 105.1 НК РФ, которая устанавливает, что если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказываются благодаря их преимущественному положению на рынке или иным подобным обстоятельствам, обусловленным особенностями совершаемых сделок, то такое влияние не может быть основанием для признания лиц взаимозависимыми в целях налогообложения.

Данная норма будет применяться и в том случае, если одна из сторон сделки не занимает доминирующего положения, но, тем не менее, в силу коммерческих причин от нее зависит другая сторона сделки. Например, поставщик технически сложных комплектующих имеет возможность диктовать условия сделки, если переход на другой вид комплектующих требует от покупателя существенных затрат либо может повлечь убытки, остановку производства, другие риски и негативные последствия.

Право сторон на самостоятельное признание себя взаимозависимыми. Много вопросов вызывает пункт 6 статьи 105.1 НК РФ о праве сторон по сделке самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ для сторон сделки не установлена процедура самостоятельного признания себя взаимозависимыми лицами, поэтому остаются вопросы:

  • могут ли стороны признать себя взаимозависимыми лишь в отношении одной сделки (если влияние было оказано на условия этой сделки);
  • могут ли стороны признать себя взаимозависимыми на определенный срок (если «особые» отношения между ними существуют только в этот период);
  • необходимо ли солидарное решение сторон сделки или одна сторона может признать себя взаимозависимой с контрагентом;
  • следует ли подавать специальное уведомление (заявление) в налоговый орган;
  • необходимо ли сторонам сделки указать налоговому органу основания признания себя взаимозависимыми (указание на скрытые основания позволят налоговому органу учитывать их при контроле цен в последующие периоды).

До выработки единого подхода, если между компаниями совершены сделки, отнесенные к контролируемым, и компании полагают, что им следует признать себя взаимозависимыми, мы рекомендуем согласовать свои намерения и одновременно подать в налоговый орган уведомления (ст. 105.16 НК РФ). При принятии такого решения необходимо также учитывать, что штраф за непредставление уведомления составляет всего 5 000 руб. При этом представление уведомления будет означать, что компании будут подвергнуты проверке в соответствии с установленной процедурой.

Иные основания признания лиц взаимозависимыми.Пункт 7 статьи 105.1 НК РФ содержит норму, которая аналогична содержащейся в статье 20 НК РФ – суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 статьи 105.1 НК РФ.

Согласно сложившейся судебной практике по спорам о признании лиц взаимозависимыми налоговый орган не должен обращаться в суд с отдельным иском о признании сторон сделки взаимозависимыми. Суд может подтвердить правильность примененного налоговым органом подхода при рассмотрении налогового спора о результатах налоговой проверки.

Здесь следует вспомнить правовую позицию Конституционного Суда РФ1: право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 статьи 20 Кодекса, может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах. По нашему мнению, в настоящее время нет юридических причин для отказа от применения этой правовой позиции при рассмотрении споров, основанных на применении статьи 105.1 НК РФ.

Иные основания признания лиц взаимозависимыми.Пункт 7 статьи 105.1 НК РФ содержит норму, которая аналогична содержащейся в статье 20 НК РФ – суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 статьи 105.1 НК РФ.

Добавить комментарий