Неостановка по требованию инспектора и штраф

Нежелательные и опасные последствия

Разумеется, если вы просто пропустили сигнал, т. к, например, совершали трудный маневр, или сам он был подан слишком поздно, никаких тяжелых последствий это не повлечет. Другой разговор, если вы проигнорировали сигнал намеренно и не остановились даже при повторной подаче соответствующего сигнала.

Невыполнение требования об остановке транспортного средства автоматически дает инспектору право начать преследование. Также он (гаишник) может передать информацию иному наряду ДПС. А тот, в свою очередь, и произведет принудительную остановку транспортного средства, водитель которого выказал неподчинение. Подтверждение этим словам можно найти в административном регламенте ГИБДД (ст.72). А если обратиться к ФЗ «О полиции», то узнаем, что инспектор вправе производить остановку транспортного средства, водитель которого пытался убежать, используя:

  • Различные спец-средства, разработанные специально для этих целей;
  • Временное ограничение /запрет движения на конкретных дорожных отрезках;
  • Патрульные и/или грузовые автомобили, выставленные на проезжей части на манер заслона;
  • Огнестрельное оружие.

Невыполнение требования об остановке транспортного средства автоматически дает инспектору право начать преследование. Также он (гаишник) может передать информацию иному наряду ДПС. А тот, в свою очередь, и произведет принудительную остановку транспортного средства, водитель которого выказал неподчинение. Подтверждение этим словам можно найти в административном регламенте ГИБДД (ст.72). А если обратиться к ФЗ «О полиции», то узнаем, что инспектор вправе производить остановку транспортного средства, водитель которого пытался убежать, используя:

Штраф за не остановку по требованию инспектора

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье рассмотрен штраф за не остановку по требованию сотрудника ГИБДД, а также меры, которые могут применяться полицейскими при данном нарушении.

Начну с того, что вероятность быть остановленным сотрудником ГИБДД не очень большая, т.к. полицейских на дорогах мало, а автомобилей много. Так что если Вас и попытаются остановить 1 – 2 раза в год, не имеет смысла сопротивляться. Как правило, остановка инспектором неприятностей водителю не приносит.

Ну а если Вы все же боитесь подобного развития событий, рекомендую Вам изучить бесплатный аудиокурс “Секреты общения с ГИБДД”:

Вернемся к штрафу за не остановку по требованию инспектора.

Рассмотрим пункт правил дорожного движения, в соответствии с которым водители должны подчиняться требованиям сотрудников ГИБДД об остановке:

6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

В общем-то все просто. Если на Ваш автомобиль показали полосатой палочкой, а затем показали куда-нибудь на обочину, следует в указанном месте остановиться.

1. Если Вас пытается остановить человек, похожий на полицейского, вне населенного пункта в темное время суток на неосвещенном участке дороги.

○ Последствия и меры к задержанию.

Если вы не остановились по требованию уполномоченного сотрудника правоохранительных органов, результат может быть разным. В первом варианте сотрудник просто проигнорирует ваше поведение. Обычно именно так поступают в отношении мототранспорты средств, что породило ошибочную уверенность водителей в том, что преследовать их нельзя. На самом деле инспекторы просто боятся, что в процессе преследования может произойти опасное ДТП с тяжелыми травмами для водителя мотоцикла, а потому преследуют только при откровенных нарушениях. Но такой вариант далеко не всегда срабатывает.

Гораздо чаще информация передается другим постам и вот уже они тоже дают сигнал остановиться. Скорее всего, второй уже пустится в погоню.

Если происходит серьезное нарушение, например, у инспектора появились сомнения в трезвости водителя, есть ориентировки на угнанный автомобиль или на задержание подозреваемых в иных преступлениях, то и первой неостановки будет достаточно для погони. Конечно, сначала инспектор громко предупредит об обязанности остановиться, а дальше может дойти даже до применения огнестрельного оружия в установленном порядке.

Стрелять будут стараться по колесам, у инспекторов нет желания отвечать за вред здоровью водителей, но могут причинить и другой ущерб машине. В дополнение скажем, что немало случаев применения силы к задержанным после погони водителям, зачастую это незаконно, но здоровья не прибавляет. Потому не стоит игнорировать законное требование инспектора остановиться. Проверка займет несколько минут, и вы спокойно поедете дальше.


Нередко встречается картина: инспектор остановил несколько машин сразу и бегает между ними. Он может просто не успеть добежать до вас. Скажите, что просто не увидели его, так как уже проехали мимо.

Имеет ли право водитель не остановиться по требованию инспектора ДПС?

Законность и безопасность остановки транспортного средства прописана правилами дорожного движения – это прежде всего отсутствие запрещающих знаков и создания аварийной ситуации (подробнее об этом говорится в 12-ой главе ПДД). Последнее также может являться поводом, чтобы нарушить требование инспектора об остановке. Существуют три основных момента, когда водитель не получит штраф за не остановку и требованиям патруля ДПС можно пренебречь:

  • В темное время суток вне стационарного поста. Это тем более актуально, если транспортное спецсредство не имеет святящейся окраски, сотрудник без жилета, а улица не освещена (П. 85 приказа N664). Во избежание недоразумений после подобного случая остановки лучше позвонить в территориальное ГИБДД и сообщить об инциденте.
  • Остановка может привести к сложной ситуации для участников движения и вызвать аварийную обстановку. В данном случае если инспектор требует торможения в подобной ситуации, то он нарушает п. 88 (Приказ 664), поэтому можно пренебречь его требованием.
  • Место имеет весьма ограниченную видимость (на резком повороте, перед крутым подъемом, на перекресте и т. п.). Если сотрудник это не учел и требует остановки, то он нарушает регламент по своей работе п. 87 (Приказ 664), что является основание не останавливаться в этом месте.

Возможность остановки по требованию инспектора ГИБДД нужно оценивать, исходя из обстоятельств, и всегда стараться избежать конфликтной ситуации с патрулем.

Кроме того, следует иметь ввиду, что инспектор, руководствуясь регламентом своей деятельности (приказ 664), может привлечь владельца транспортного средства к штрафам сопутствующих правонарушений (если таковые имеются). Это может быть превышение лимита скорости, обгон в неположенном месте, а также различные недочеты состояния самой машины (неграмотная настройка фар, неправильно установленный номер и т. д.). Поэтому сумма взыскания может существенно возрасти при обнаружении недочетов со стороны автовладельца. Стоит задуматься, можно ли в таком случае надеяться на отстаивание своей правоты, если машина находится далеко не в идеальном состоянии.

Неостановка по требованию инспектора и штраф

Бесплатная консультация автоюриста
Москва и МО : +7 499 938-67-53
СПб и область: +7 812 425-69-54
Фед. номер: 8 800 350-84-13 (доб. 102)

Читайте также:  Как организовать кадровое делопроизводство с нуля

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня – 21, за месяц – 687, за год – 11 345

Едва ли найдется хотя бы один автомобилист со стажем, которого никогда не останавливал сотрудник ДПС. Завидев на обочине инспектора, каждый из нас уже инстинктивно готовится к остановке по взмаху жезла.

А что будет, если не остановиться по требованию ГИБДД и поехать дальше, как ни в чем не бывало? Об этом мы и поговорим в очередной статье на сайте «Автоправовед».

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня – 21, за месяц – 687, за год – 11 345

Полная информация о сроках и размерах наказания за нарушения ПДД

Невыполнение требования сотрудника ГИБДД остановиться вовсе не означает желание водителя нарушить правила. Распространена ситуация, когда автолюбитель проигнорировал требование в силу недостаточности освещения для идентификации человека как инспектора ДПС.

Как обжаловать наказание?

Если же инспектор все же составил протокол и назначил штраф, несмотря на наличие оправдывающих водителя обстоятельств, то наказание можно обжаловать. На это дается 10 дней после составления протокола. Нарушитель должен установить ОГИБДД, к которому относился сотрудник, выписавший штраф, и написать жалобу на имя начальника отделения, приложив к ней доказательства невиновности. К сожалению, единственным весомым доказательством будет только запись с видеорегистратора.

На ней должно быть запечатлено одно из следующих обстоятельств:

  • инспектор на самом деле не подавал жеста остановиться или находился за препятствием, которое ограничивало видимость для водителя ТС;
  • жест, требующий остановки, был неявным, неточным, направлялся на другой автомобиль или был явно похож на случайное движение руки;
  • инспектор не имел светоотражающей формы в ночное время суток;
  • остановка в указанном месте могла привести к аварийной ситуации (это обстоятельство оправдывает только тех водителей, которые все же остановились, но не в указанном инспектором месте).

Основания для остановки ТС, а также перечень иных действий после остановки, которые инспектор может потребовать выполнить, описаны в п. 84-127 Приказа МВД №664. За невыполнение требования остановки водитель может быть привлечен к ответственности по ч.2 ст. 12.25, которая предусматривает штраф 500-800 руб. Точную сумму в пределах данного диапазона инспектор устанавливает самостоятельно при составлении протокола. Однако, независимо от размера штрафа, его можно сократить в 2 раза, если оплатить его в течение 20 суток со дня нарушения. Такую возможность водителям дает ст. 32.2 КоАП.

Ответственность за неподчинение

Важно знать! Когда сотрудник ГИБДД подает сигнал об остановке, водитель обязан подчиниться. В противном случае его ждут неприятные последствия.

Одним из вариантов является игнорирование ситуации. Такое часто происходит с мототранспортом, что породило миф, что преследовать их запрещено законодательно. На самом деле, это опасно в первую очередь для водителя мотоцикла, так как высока вероятность ДТП с тяжелыми травмами. Но такое бывает не всегда. Самыми распространенными последствиями игнорирования указаний инспектора являются следующие ситуации.


Одним из вариантов является игнорирование ситуации. Такое часто происходит с мототранспортом, что породило миф, что преследовать их запрещено законодательно. На самом деле, это опасно в первую очередь для водителя мотоцикла, так как высока вероятность ДТП с тяжелыми травмами. Но такое бывает не всегда. Самыми распространенными последствиями игнорирования указаний инспектора являются следующие ситуации.

Не остановился по требованию инспектора – оштрафуют ли?

Обязанностью каждого водителя есть чёткое соблюдение ПДД и, согласно пункту 6.11, видя соответствующий характерный жест инспектора он должен прекратить движение и остановить своё транспортное средство в том месте, куда было указано.

6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Но как быть, если вы по какой-то причине не остановили свой автомобиль, проигнорировав (умышленно или случайно) поданный сигнал? Какой размер штрафа предусмотрен за это?

  • признаки нарушения водителем ПДД;
  • подозрение в причастности к преступлению находящихся в транспорте людей;
  • очевидные признаки неисправности транспортного средства;
  • подобная вашей машина уличена в нарушении ПДД;
  • вы требуетесь в качестве очевидца преступления;
  • проведение спецопераций, инициируемых высшим руководством МВД и ГИБДД;
  • удостоверение личности, проверка документации автомобиля и документов на транспортируемые грузы –проводится на КПП и постах ГИБДД.

Неосуществление остановки: каким будет штраф?

Если водитель не остановился по требованию сотрудника ГИБДД, то в этом случае фиксируется нарушение, попадающее под штраф, установленный п. 2 ст. 12.25 КоАП РФ. Его величина — от 500 до 800 рублей. Данная норма действует с 2013 года, и в 2019-м новые правила, как и изменение суммы штрафа, вероятно, введены не будут (по крайней мере, пока что законодатель не выносит подобные инициативы на публику).

Читайте также:  С какого года инн и огрн указывается на одном документе

Отметим, что указанная «штрафная» норма также применяется, если попытку остановить автомобиль произвел не сотрудник ГИБДД, а представитель другого компетентного органа власти, у которого есть полномочия на осуществление контроля над транспортными средствами. Например, это может быть сотрудник Таможенной службы.

Далеко не во всех случаях сотрудник ГИБДД, которому не подчинился водитель и не остановил ТС, будет доволен одной лишь перспективой выписывания данному водителю штрафа на основании КоАП РФ. Вполне вероятно, что у него появится повод предпринять те или иные действия, направленные на принудительную остановку авто, которое промчалось мимо.

В сложных случаях — когда ситуация такова, что машину нужно остановить любой ценой, на трассу выставляется грузовик. При этом нельзя в качестве «стены» использовать грузовик, который перевозит опасные грузы, людей.

Если нарушены ПДД

Если остановка произведена в результате совершения административного правонарушения, то порядок действий для инспектора остается все тот же. Обратите внимание, что в связи с изменением в законодательстве сотрудник ГИБДД может останавливать машину не только в местах размещения стационарных пунктов. Сегодня это можно делать в любом месте.

Более того, новый регламент позволяет организовывать так называемые “засады”. То есть располагать свой автомобиль на участках дороги с ограниченной видимостью, прятать автомобиль в кустах и т.д.

Правда существует оговорка, что делать это можно только на дорогах, где происходит большое количество аварийных ситуаций, или если происходит фиксация нарушения на видеокамеру. Но доказать, что, например, первое условие не выполнено, практически нереально

Если нарушитель согласен, что он виноват, то инспектор выносит постановление о привлечение к административной ответственности. В случае, когда совершено серьезное преступление требующее проверки, или когда водитель не согласен с тем, что он является нарушителем ПДД, то инспектор составляет протокол.

Сотрудник ГИБДД обязан рассмотреть на месте вопрос о наличии или отсутствии оснований для прекращения дела. Они перечислены в ст. 24.5 КоАП. К наиболее употребляемому в данном случае относится такое основание, в результате которого дело должно быть прекращено, как совершение действий в условиях крайней необходимости.


Если остановка произведена в результате совершения административного правонарушения, то порядок действий для инспектора остается все тот же. Обратите внимание, что в связи с изменением в законодательстве сотрудник ГИБДД может останавливать машину не только в местах размещения стационарных пунктов. Сегодня это можно делать в любом месте.

Меры к задержанию

Если водитель уехал от ДПС, он должен понимать, что будут приняты меры по его задержанию. Что может сделать сотрудник дорожной полиции? Он может просто передать информацию на следующий пост по пути следования транспортного средства или же сам попытается догнать и задержать автомобиль.

Для того чтобы заставить водителя остановиться, инспектор может предпринять следующие меры:

  1. Использовать жезл или громкоговоритель.
  2. Перекрыть дорогу при помощи автомобиля с включенной сиреной.
  3. Использовать огнестрельное оружие (в исключительных случаях).

При этом точная сумма определяется сотрудником, который останавливал авто, исходя из указанных водителем причин неподчинения. Если инспектор тормозит автомобиль по причине фактов нарушения ПДД, водителя может ждать дополнительное наказание.

Не остановился по требованию инспектора ДПС – что за это будет?

Во-первых, перед тем, как выяснять, что будет за неостановку по требованию инспектора ДПС, давайте выясним, что обязывает Вас остановиться по первому взмаху жезла блюстителя закона. Здесь всё достаточно просто: по данным, актуальным на 2020 год, есть в ПДД соответствующий пункт – 2.4:

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах – также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Как видим, остановить нас может регулировщик, а регулировщик – это любой сотрудник полиции – это следует из определения соответствующего понятия в п. 1.2 тех же Правил дорожного движения:

“Регулировщик” – лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Это, кстати, ответ на не менее распространённый вопрос – имеет ли право останавливать автомобиль сотрудник ППС – обычный полицейский. Да, имеет, ведь он является сотрудником полиции (и, конечно же, он также обязан предъявить по первому требованию того, к кому он обращается, своё служебное удостоверение, чтобы, собственно, доказать, что он полицейский.

Итак, мы выяснили, что останавливать нас имеет право любой сотрудник полиции, в том числе инспектор ДПС, который и является полицейским. А вот что будет, если не остановиться по требованию инспектора ДПС? И здесь тоже всё просто: есть два варианта сиюминутного развития событий: либо будет погоня, либо таковой не будет. И первый вариант развития сюжета очень опасен – если у инспектора есть ориентировка на угнанный автомобиль, похожий на Ваш или любая другая ориентировка, то он имеет полное право применять специальные технические средства. Да-да, стрелять, по колёсам, а может и не по колёсам, а может и не попасть по колёсам, а попортить лако-красочное покрытие. При поимке в погоне возможных вариантов становится больше: вообще специальная норма наказания предусматривает совсем нестрогое наказание за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД – статья 12.25, часть 2:

Невыполнение законного требования сотрудника полиции или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

Но “по беспределу” может быть что угодно: от притянутой статьи 19.3, части первой, которая за неповиновение законному требованию сотруднику полиции предусматривает как максимальное наказание арест до 15 суток. Но на самом деле статья 19.3 неприменима по той простой причине, что вышеупомянутая 12.25 является более частной, а две статьи за одно нарушение применять нельзя (статья 4.1, часть 5 КоАП). Более того, можно получить за попытку скрыться и по почкам, но это уже совсем другая история, которую нельзя не иметь в виду, предпринимая попытку не остановиться по требованию ИДПС.

Читайте также:  Можно ли открыть ИП в 16 лет

В том же случае, если сотрудники ДПС за Вами не погнались, риск быть наказанным за неостановку по требованию полиции вообще становится минимальным. Но скорее всего Вас остановят на ближайшем посту или просто ближайший увидевший Вас экипаж ДПС, и с каждым разом риск погони только увеличивается.

Ну, допустим, Вы не остановились по требованию инспектора и благополучно доехали до дома. В этом случае, скорее всего, остаётся только риск применения статьи 12.25 с штрафом 500-800 рублей. Вам на почту придёт предложение явиться в отделение ГИБДД для рассмотрения допущенного Вами нарушения. Реагировать на это предложение или нет – дело добровольное. В случае неявки дело рассмотрят без Вас и вынесут соответствующее постановление, которое также вышлют заказным письмом по почте по месту регистрации.

Но Вы можете ещё и оспорить такое постановление за неостановку по требованию полиции или явиться на разбор в отделение ГИБДД для оспаривания. Дело в том, что есть ещё и регламент, предназначенный для полицейского, который обязывает его соблюдать определённые правила – это Административный регламент МВД, вводимый Приказом №185, в частности, пункт 22 (актуально на 2020 год:

22. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться чётко и быть понятными для участников дорожного движения.

Таким образом, если Вы докажете (увы, но презумпция невиновности у нас работает довольно странным образом, поэтому доказывать невиновность здесь приходится водителю), что сигнал сотрудника ДПС Вам был непонятен:

  • Он выбежал для остановки слишком поздно и попросту не успел добежать до дороги, чтобы его увидели.
  • Было непонятно, на какой именно автомобиль указывал инспектор и какой пытался остановить.
  • У Вас имеется запись регистратора или свидетели, которые докажут нерасходящимися показаниями вышеуказанное.
  • Жест остановки был подан с нарушением (выдержка из тех же ПДД: “Требование об остановке транспортного средства подаётся с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.“)
  • Дело происходило ночью, жезл инспектора не светился или сам инспектор был одет не в светоотражающую форму.

В том же случае, если сотрудники ДПС за Вами не погнались, риск быть наказанным за неостановку по требованию полиции вообще становится минимальным. Но скорее всего Вас остановят на ближайшем посту или просто ближайший увидевший Вас экипаж ДПС, и с каждым разом риск погони только увеличивается.

Наказание за игнорирование остановки по требованию инспектора

Игнорировать требования сотрудников полиции — не самая правильная позиция. Если что-то вызывает протест водителя, то лучше впоследствии подать жалобу на действия представителей власти. Но как быть, если по какой-то причине владелец авто не выполнил эти указания? Какой штраф за неостановку по требованию инспектора ДПС определен российским законодательством?

Размер штрафа за подобное правонарушение определен в КоАП РФ — от 500 до 800 руб. Конкретную сумму определяет непосредственно сотрудник дорожной полиции. Но как присудить штраф, если автолюбитель не остановился? В таких ситуациях сотрудники правоохранительных органов могут начать преследование неостановившегося авто.


Если водитель не остановился, то предусмотрено несколько вариантов развития событий. Во-первых, полицейский по рации передаст сведения о неостановившемся автомобиле на ближайший пункт ДПС или дежурному, а тот сообщит их всем экипажам.

Водитель нарушил, но инспектор не остановил

Это менее рискованная ситуация. И причин здесь может быть множество:

  • инспектор увидел нарушение, но не остановил, потому что ему было попросту лень, и это нарушение со стороны сотрудника,
  • он был занят более грубым нарушением ПДД другим водителем, и потому предпочёл из двух зол предотвратить меньшее,
  • он, на самом деле, не заметил проступка – к примеру, если вы задели сплошную при повороте налево, а ДПС издалека этого просто не увидел.

В данном случае это, конечно же, не отменят возможности понести наказание, так как само событие нарушения ПДД, если оно было, никуда не девается. Вот только вероятности того, что вас привлекут к ответственности, здесь ещё меньше.

Добавить комментарий