НДС на транспортные услуги: ставки налога

Налоговая система при грузоперевозках для ИП и ООО, как работать с НДС

Для оптимизации НДС предусмотрены разные системы обложения, которые снижают фискальную нагрузку – УСН, ПСН и ЕНВД. Понятие грузовых перевозок подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по указанному адресу по контрактам. Для ведения бизнеса ИП или ООО по грузоперевозкам, достаточно пройти регистрацию и выбрать режим.

Чтобы определить систему обложения, нужно учесть масштабы бизнеса, количество применяемого транспорта, размер выручки. Одна из популярных систем обложения – УСН. Она предусматривает уплату налога по доходам в 6% или доходы минус расходы со ставкой 15%.

Система ЕНВД применяется, если численность транспорта – не более 20. При наличии нескольких ОКВЭД потребуется ведение раздельного учета. Наемного персонала должно быть не более 100 человек.

Система ПСН используется исключительно ИП. Перед тем, как работать ИП с НДС или организацией, нужно тщательно проанализировать преимущества и недостатки разных систем, чтобы выбрать подходящий вариант.

Нужно учесть такие параметры, как ограничения по количеству транспорта (их нет на УСН и ПСН), период действия (УСН – без ограничений). Необходимо учесть наличие ограничений по региону действия, численности человек, годовой выручки.

Нужно учесть такие параметры, как ограничения по количеству транспорта (их нет на УСН и ПСН), период действия (УСН – без ограничений). Необходимо учесть наличие ограничений по региону действия, численности человек, годовой выручки.

Услуги транспорта по нулевой ставке

Емельяненко Елена Александровна,
ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Многие организации привлекают транспортные компании при реализации товаров на экспорт иностранному контрагенту. По оказании услуг перевозчик нередко выставляет в адрес экспортера счет-фактуру со ставкой НДС 18 процентов. В этом случае проблемы возникают и у транспортной компании, которая должна будет заплатить налог за счет собственных средств, и у организации-экспортера, у которой возможны сложности с вычетом входного НДС. Сегодня мы поговорим об обязанности применения при перевозке экспортных товаров нулевой ставки НДС и ее документальном обосновании.

В 2005 году было много споров и неясностей в отношении обложения НДС операций, выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте. В текущем году эти недочеты были устранены 1. В п. 1 ст. 164 НК РФ появился новый пп. 9, где говорится, что вышеуказанные работы (услуги) облагаются НДС по налоговой ставке 0 процентов.

У многих бухгалтеров возникает вопрос: обязаны ли они при осуществлении транспортных услуг применять ставку 0 процентов или нет? Да, обязаны. Данную обязанность перевозчиков по применению именно нулевой ставки Минфин РФ еще раз подтвердил в Письме от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@. Подобное утверждение содержится также в Решениях ВАС РФ от 31.05.2006 N 3894/06, от 09.06.2006 N 4364/06.

Нулевая ставка применяется также к организациям, осуществляющим транспортно-экспедиционную деятельность, представляющую собой услуги «по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов» 2.

О документальном обосновании ставки НДС 0 процентовОрганизация, оказывающая услуги по транспортировке экспортных (импортных) товаров, обязана применять ставку НДС 0 процентов. Поэтому при выставлении счета-фактуры в графе 5 «Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога» должна быть указана стоимость выполненных работ (оказанных услуг) без налога, в графе 7 «Налоговая ставка» – налоговая ставка в размере 0 процентов, в графе 8 «Сумма налога» – соответствующая сумма НДС.

Если транспортная организация предъявит счет-фактуру со ставкой НДС 18 процентов, то налоговики посчитают, что нарушены условия ст. 169 НК РФ. В этой ситуации организация подведет российского заказчика, так как налоговые органы не возместят ему входной НДС. Данную позицию Федеральной налоговой службы разделяет и ВАС РФ 3. Для подтверждения нулевой ставки транспортной компании необходимо собрать комплект документов 4. С 1 января 2006 г. организации, осуществляющие перевозку автомобильным, морским, речным, воздушным транспортом, не представляют таможенную декларацию (или ее копию). Исключением является перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи; оказание услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах», исключили из пакета подтверждающих экспорт документов грузовую таможенную декларацию.

Итак, для подтверждения нулевой ставки в налоговый орган представляются:

  • контракт (копия контракта) на оказание услуг по перевозке, заключенный между налогоплательщиком и иностранным (российским) лицом;
  • выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного (российского) лица – покупателя услуг на счет налогоплательщика в российском банке;
  • таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы и (или) ввезен на территорию Российской Федерации. Декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию России).

Согласно общим положениям Налогового кодекса указанные документы представляются в срок не позднее 180 дней считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.

Обратите внимание: данный порядок не распространяется на транспортные компании, которые не представляют в налоговые органы таможенные декларации 5. Налоговая база по НДС определяется для них согласно п. 1 ст. 167 НК РФ.

Нулевая ставка применяется также к организациям, осуществляющим транспортно-экспедиционную деятельность, представляющую собой услуги «по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов» 2.

Таблица с основными ставками НДС 2020 года

Таблица ниже содержит новые значения ставок НДС, которые будут применяться с 01.01.2020 года:

СтавкаОбласть применения
0%· Продажа товаров, предназначенных для экспорта, проходящих через таможенное оформление.
· Международные перевозки.
· Операции, осуществляемые организациями по транспортировке нефти и продуктов ее переработки.
10%· Реализация продуктов питания.
· Реализация товаров детского назначения.
· Реализация лекарственных препаратов и медицинских изделий.
· Реализация печатных и периодических изданий, относящихся к сфере обучения и культуры.
20%Все прочие операции, которые не попали в две предыдущие категории

2) перевозкой экспортируемых товаров на территорию государства – члена ЕАЭС;

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Посредническая деятельность экспедитора

При привлечении экспедитором для выполнения работ сторонних лиц подобные работы носят посреднический характер. Поэтому работа экспедитора в таких случаях регламентируется правилами о комиссионных и агентских отношениях. Экспедиторы праве выставлять клиентам необходимые документы, в том числе и счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Для того чтобы подтвердить посреднический характер экспедиторской деятельности обязательно выполнение условий:

  1. Составление договора, в котором указано, от чьего имени заключаются последующие договора на перевозку товаров ― от имени самого клиента или экспедитора. Отдельно стоит прописать и предполагаемый размер вознаграждения за предлагаемые услуги. Самостоятельное принятие на себя дополнительных функций без уведомления клиента может не рассматриваться как посредническая деятельность.
  2. В дополнение к договору необходимо наличие экспедиторских документов, таких как: поручение экспедитору с указанием выполнения условий и работ в рамках перевозки грузов, расписка, подтверждающая факт приемки-передачи товара, складские на отгрузку товаров.

Пример. Транспортная компания ООО «Чайка»по условиям заключенного договора на экспедиторские услуги получила следующие суммы от клиента: 2500 рублей на оформление документов вывоза со склада хранения. В качестве вознаграждения за перевозку товара предусмотрена сумма 38 000 рублей.

НДС на транспортные услуги: ставки налога

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Ставка НДС при оказании транспортных услуг

Порядок расчетов по налогу на добавленную стоимость установлен гл. 21 НК РФ. В п. 1 ст. 164 НК РФ определено, что по ставке 0 процентов облагаются следующие виды транспортных перевозок:

Ставка НДС 0%

Налоговый кодекс в пункте 1 статьи 164 определяет следующие типы транспортных услуг, не облагаемых НДС:

  1. транспортно-экспедиторское обслуживание при международных перевозках морским, речным, воздушным, автомобильным и ж/д транспортом, если точка отправления или доставки находится не на территории Российской Федерации;
  2. перевозка газа и непереработанной нефти в РФ или за пределы РФ;
  3. осуществление транзитного режима перевозки товаров;
  4. международные пассажироперевозки с багажом;
  5. до 2029 года не облагается НДС пригородные пасажироперевозки железнодорожным (электрички) транспортом;
  6. до 2029 года освобождены от уплаты НДС дальние железнодорожные перевозки пассажиров с багажом в пределах территории РФ;
  7. воздушное сообщение в Республику Крым и Севастополь.

Нулевое налогообложение за пределы Российской Федерации предусматривает предоставление налогоплательщиком соответствующих документов, в числе которых копии договоров с контрагентом, документов товаросопровождения и таможенных деклараций, в течение 180 дней со дня, когда была поставлена таможенная отметка в отношении указанной перевозки.

В случае просрочки периода в 180 дней уплачивается НДС по стандартной ставке в 18%.

Применение ставки в 10% ограничивается 31 декабря 2017 года и действует в соответствии с подпунктами 1 и 6 Федерального закона от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ “О внесении изменений в главу 21 Налогового Кодекса Российской Федерации”.

Последствия

В Письме от 14.06.2016 № СД-4-3/10498@ ФНС дала следующие рекомендации.

1. Транспортно-экспедиторские услуги будут облагаться НДС по ставке 0%, если одновременно выполняются два условия:

договор транспортной экспедиции соответствовует требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

услуги оказываются именно при организации международной перевозки.

При этом нужно руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленной ГОСТ Р 52298-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования».

2. В силу пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров судами, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами РФ.

Что касается транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, ввозимых в РФ или вывозимых из РФ и не предусмотренных в п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги облагаются НДС на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке 18% (сейчас – 20%).

И да, при этом налоговики предложили учитывать п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 33.

Однако в Письме от 22.06.2016 № 03-07-08/36183 Минфин сообщил, что оказываемые российской компанией на основании договора транспортной экспедиции услуги по перевозке товаров, ввезенных автотранспортом от российского порта до пункта назначения, находящегося на территории России, к услугам, перечисленным в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не относятся. В других подпунктах п. 1 ст. 164 НК РФ они не поименованы. Поэтому в отношении таких услуг нулевая ставка НДС не применяется.

Но немного позже – в Письме ФНС России от 04.07.2016 № СД-4-3/11936@ – был сделан следующий вывод. Транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки от пункта отправления, расположенного за пределами территории РФ, до пункта назначения, расположенного на территории РФ, подлежат обложению НДС по ставке в размере 0% независимо:

от количества перевозчиков, участвующих в оказании услуг по перевозке товаров;

ставки налога, применяемой налогоплательщиками-перевозчиками, которые оказывают услуги по перевозке товаров.

Однако в Письме от 22.06.2016 № 03-07-08/36183 Минфин сообщил, что оказываемые российской компанией на основании договора транспортной экспедиции услуги по перевозке товаров, ввезенных автотранспортом от российского порта до пункта назначения, находящегося на территории России, к услугам, перечисленным в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не относятся. В других подпунктах п. 1 ст. 164 НК РФ они не поименованы. Поэтому в отношении таких услуг нулевая ставка НДС не применяется.

Случаи применения стандартной ставки в 18%

За исключением приведенных выше ситуаций, п. 3 ст. 164 НК РФ обязывает всех налогоплательщиков при использовании основной системы взимания налогов облагать НДС транспортные услуги в размере 18%.

В отношении перевозок для иностранных компаний, не имеющих филиалов в России, но транспортирующих грузы из пунктов отправления и назначения на ее территории, отечественные перевозчики обязаны уплачивать налог по обычной ставке 18% ( подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ). На тех же условиях уплачивают налог зарубежные перевозчики, оказывающие услуги отечественным компаниям внутри страны.

ВАЖНО! В подобных ситуациях предприятие, пользующееся услугами зарубежных компаний, выполняет функции налогового агента. Основанием для этого служит то, что место оказания услуги будет определяться по заказчику, соответственно, налоги должны быть переведены в бюджет РФ.

Перевозка может осуществляться как в рамках обычного договора купли-продажи, так и выступать объектом отдельной сделки для посреднической компании. Тонкость состоит в невозможности принять НДС к вычету с подобных операций, если он уплачивается в полном объеме покупателем продукции. В качестве обоснования этой точки зрения можно привести письмо Минфина России от 06.02.2013 № 03-07-11/2568. Посредник использует в роли базы для налогообложения только размер своего вознаграждения (письмо Минфина России от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

При осуществлении посреднических операций в области грузовых и пассажирских перевозок продавец является и поставщиком услуг, в связи с чем он должен выставить отдельный счет-фактуру не только на реализуемый собственный продукт, но и на выполненные транспортные работы. Более того, в строке 2 указанного документа он должен записать в качестве поставщика услуги транспортную компанию, фактически ее оказывающую, а не наименование своей фирмы. Об этом четко говорится в правилах заполнения счетов-фактур.

Даже если при выполнении посреднического контракта в роли агента выступает предприятие на упрощенной системе налогообложения, на него все равно возлагается обязанность рассчитать и перевести НДС в бюджет.

При соблюдении требований подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, а именно наличии в собственности не более 20 единиц техники, перевозчикам разрешается рассчитывать и уплачивать единый налог на вмененный доход. Реализуя ЕНВД, компания также освобождается от обязательств по уплате НДС.

ИП с НДС и ИП без НДС: в чем разница

На практике встречается и абсолютно противоположная ситуация, когда у ИП на общем режиме есть право не платить НДС. В соответствии со ст. 145 НК РФ ИП на ОСНО может реализовать свое право на освобождение от уплаты этого налога при условии, что выручка от основной деятельности без учета НДС за три следующих друг за другом месяца была менее 2 млн. рублей.

Образец заполнения счета-фактуры см. В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента комиссионера транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. Согласно подп. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком.

На практике встречается и абсолютно противоположная ситуация, когда у ИП на общем режиме есть право не платить НДС. В соответствии со ст. 145 НК РФ ИП на ОСНО может реализовать свое право на освобождение от уплаты этого налога при условии, что выручка от основной деятельности без учета НДС за три следующих друг за другом месяца была менее 2 млн. рублей.

Налогообложение ВЭД

Если вы работаете с иностранными контрагентами, налоги приходится платить немного иначе. Рассмотрим особенности налогообложения ВЭД по импорту и экспорту товаров и услуг.

Помимо налогов для ввоза или вывоза товара придется уплатить и таможенную пошлину. Таможня — это еще один контролер вашей деятельности помимо ФНС. Она отвечает за валютный контроль операций российских лиц с иностранными партнерами. Рассмотрим каждый налог по импорту и экспорту товаров.

Экспорт в страны ЕАЭС

При перемещении товаров в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Белоруссию, Армению, Казахстан или Киргизию – применяется упрощенный таможенный регламент, поэтому перечень документов, необходимых для обоснования применения ставки в 0%, достаточно ограничен. Продавец должен предъявить в налоговую службу следующие бумаги:

  • транспортные и товарные документы на экспортный груз;
  • заявительные документы на ввоз товаров и подтверждение уплаты покупателем косвенных налоговых платежей;
  • контракт между российским продавцом и покупателем из стран ЕАЭС.

Поскольку между таможенной и налоговой службами налажен двусторонний электронный обмен данными о ввозе/вывозе товаров, предъявление документов в бумажном варианте не обязательно. Фирме-экспортеру достаточно сформировать реестр необходимой документации в электронном виде и передать его в налоговую инспекцию.

Налоговые органы при камеральной проверке могут затребовать банковские выписки или счета-фактуры по экспортной сделке, поэтому продавцу целесообразно подготовить копии документов для приложения к декларации по НДС.

Минфин сообщил, когда транспортные услуги облагаются НДС по нулевой ставке

Минфин сообщил, когда транспортные услуги облагаются НДС по нулевой ставке. Федеральная налоговая служба распространила письмо Министерства финансов, подготовленное в ответ на её запрос. В нём затрагивался ряд проблем, в частности, налогообложение услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы РФ несколькими видами транспорта. Речь также шла о применении НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг.

На сайте ФНС приводится подготовленный Минфином документ – письмо от 02.08.2011 № 03-07-15/72. В нём Министерство сформулировало свою позицию. В частности, специалисты финансового ведомства отметили:

Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации. При этом под пунктами отправления и назначения товаров следует понимать пункты, между которыми фактически осуществляются услуги по перевозке, предусмотренные договором, заключенным налогоплательщиком, оказывающим данные услуги.

Таким образом, услуги по международной перевозке товаров, фактически оказываемые налогоплательщиками между пунктами, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой – на территории иностранного государства, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов. В случае перевозки товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации несколькими видами транспорта разными налогоплательщиками, в отношении услуг по их перевозке между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, нулевая ставка не применяется.

В соответствии с положениями указанного пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса нулевая ставка применяется также в отношении оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой – за пределами территории Российской Федерации. При этом договор транспортной экспедиции должен соответствовать положениям гл. 41 “Транспортная экспедиция” Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 “О транспортно-экспедиционной деятельности”, а услуги, включенные в указанный перечень, – Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 “Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования”, утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.

Учитывая изложенное, поддерживается позиция ФНС России, изложенная в Письме от 29.03.2011 N КБ-4-3/4883, о налогообложении налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов:

  • транспортно-экспедиционных услуг, если такие услуги предусмотрены указанным перечнем и оказываются на основании договора транспортной экспедиции, соответствующего нормам действующего законодательства, регламентирующего транспортно-экспедиционную деятельность, при организации международной перевозки, в том числе с использованием нескольких видов транспорта;
  • непоименованных в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса услуг, оказываемых в рамках договора транспортной экспедиции, применение нулевой ставки по которым определено иными нормами п. 1 ст. 164 Кодекса.

По нашему мнению, нулевая ставка налога на добавленную стоимость должна применяться в отношении транспортно-экспедиционных услуг также в том случае, если оформление экспедиторских документов для оказания данных услуг в соответствии с действующим законодательством, регулирующим транспортно-экспедиционную деятельность, не требуется.

В случае если на основании законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности при оказании транспортно-экспедиционных услуг требуется оформление экспедиторских документов, но такие документы не оформлялись или были оформлены с нарушениями, то данное обстоятельство в совокупности с другими неправомерными действиями налогоплательщика может послужить основанием для отказа в применении нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении указанных услуг.

(rar-архив, 505 Кб)

При применении письма следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, а является разъяснением по конкретному запросу.

Напомним, подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе “Справочник налогов 2011”. Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе “Календарь бухгалтера”.

В соответствии с положениями указанного пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса нулевая ставка применяется также в отношении оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой – за пределами территории Российской Федерации. При этом договор транспортной экспедиции должен соответствовать положениям гл. 41 “Транспортная экспедиция” Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 “О транспортно-экспедиционной деятельности”, а услуги, включенные в указанный перечень, – Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 “Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования”, утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.

НДС при экспорте: возврат налога и применение нулевой ставки

Вывоз товаров и собственной продукции за пределы России – финансово выгодная операция для налогоплательщиков. Законодательство предусматривает особенный порядок начисления и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) для предприятий, участвующих в экспортной деятельности:

  • ставка НДС по отгруженным на экспорт товарам/услугам установлена в размере 0%;
  • налог, уплаченный при покупке предназначенных для вывоза за рубеж изделий, подлежит возмещению из государственного бюджета.

Ввиду необходимости возврата из бюджета уплаченного на российской территории НДС фискальные органы с особенным вниманием относятся к предприятиям, применяющим экспортные операции. Необоснованно заявленное возмещение НДС или несоблюдение регламента подтверждения права на применение льготной ставки налога чревато солидными доначислениями платежей в бюджет и штрафными санкциями.

Вывоз товаров и собственной продукции за пределы России – финансово выгодная операция для налогоплательщиков. Законодательство предусматривает особенный порядок начисления и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) для предприятий, участвующих в экспортной деятельности:

Читайте также:  Средняя зарплата в России по отраслям и регионам
Добавить комментарий