Виды таможенных платежей

Ставки таможенных пошлин

  • Постоянные — фиксированы и не меняются в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств.
  • Переменные — изменяются или индексируются (адвалорные ставки).
  • Номинальные — указанные в таможенном тарифе величины.
  • Эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учётом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Таможенная декларация заполняется по детальной инструкции с правильным указанием всех кодов таможенных платежей в ГТД:

Таможенные платежи: все, что вам нужно знать о них сегодня

Все о таможенных платежах в ВЭД: виды таможенных платежей, расчет таможенных платежей и способы уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи являются одним из источников пополнения федерального бюджета России. В начале ноября Федеральная таможенная служба огласила следующие цифры: за десять месяцев 2019 года сумма таможенных платежей, перечисленных таможенными органами в федеральный бюджет, составила 4,69 трлн. рублей. За октябрь таможенники перечислили в бюджет 517,26 млрд. рублей.

Большую часть суммы уплаченных таможенных платежей составляют перечисления юридических лиц (импортеров/экспортеров, таможенных декларантов, брокеров и других участников внешнеэкономической деятельности).

Физлица тоже вносят свой вклад – в некоторых случаях уплата таможенных платежей и для них является обязательным делом. Например, взимание таможенных платежей с физлиц в виде пошлины происходит при ввозе дорогостоящих товаров, транспортных средств (пускай зачастую предназначенных для личного пользования).

Физлица тоже вносят свой вклад – в некоторых случаях уплата таможенных платежей и для них является обязательным делом. Например, взимание таможенных платежей с физлиц в виде пошлины происходит при ввозе дорогостоящих товаров, транспортных средств (пускай зачастую предназначенных для личного пользования).

Виды таможенных платежей и их общая характеристика

Введение

Таможенное дело и таможенная политика России – играют важную роль в развитии экономических отношений страны, способствуя ее интегрированию в мировое хозяйство.

В современных условиях, таможенная политика служит для обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны. Только высокоорганизованное таможенное дело страны, ее продуманная и сбалансированная таможенная политика могут оградить находящуюся сегодня в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, способствовать созданию условий для ее оживления, оздоровления и последующего подъема.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая непосредст­венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро­вольные» ограничения экспорта и т. д.).

Таможенные платежи – одна из важнейших статей пополнения государственного бюджета Российской Федерации. В данное время они занимают первое место в его формировании и составляют

40%. В государстве с нормально функционирующей экономикой это место занимают налоги, в России же это не так, поэтому тема требует особого внимания.

Важно оценить эффективность та­моженного налогообложения, дать общую характеристи­ку таможенных платежей, а также проанализировать расчеты и сформулировать основные проблемы в данной отрасли.

Виды таможенных платежей и их общая характеристика

В соответствии с таможенным кодексом РФ (раздел 3, глава19, 20, ст.110-125) и Законом РФ «О таможенном тарифе», при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации уплачиваются следующие таможенные платежи:

1) ввозная и вывозная таможенные пошлины;

2) налог на добавленную стоимость (НДС);

4) таможенные сборы (за хранение товаров, таможенное оформление, таможенное сопровождение и прочие).

1. Таможенная пошлина – платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или при его вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются решениями Правительства РФ на базе систематизации в соответствии с ТН ВЭД России.

Объектом обложения таможенными пошлинами согласно ст. 322 ТК РФ, являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество, т.е. основой для начисления таможенной пошлины являются: таможенная стоимость или соответствующее количество товара.

В России применяются следующие виды ставок пошлин:

– адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

– специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

– комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения.

По адвалорнымставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам – готовые изделия.

Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок для одного и того же товара – двухколонные, трехколонныетарифы,говоря иначе, это – минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим товарам; максимальные – к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также ко многим видам сельскохозяйственной продукции; льготные – к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений.

Классификация таможенных пошлин:

1.В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:

– фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов;

– протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров;

– антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары;

– преференциальные – льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.

2. По объекту обложения:

– импортные. Накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны.

– экспортные пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

– транзитные пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

3. По происхождению:

автономные. Вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

– конвенционные устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТВТО;

– преференциальные пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

4. По типам ставок:

– постоянные. Таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

– переменные. Таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

5. По способу вычисления:

– номинальные. Таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

– эффективные. Реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин:

2. Налог на добавленную стоимость (НДС)– форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения (косвенный налог).

С 1 февраля 1993г. товары и транспортные средства, ввозимые на российскую таможенную территорию, облагаются налогом на добавленную стоимость, который относится к категории косвенных налогов и представляет собой форму изъятия в бюджет части до­бавленной стоимости. Применение налога осуществляется в соот­ветствии со ст.112 ТК РФ, Законом РФ «О налоге на добавленную сто­имость», принятой в его развитие инструкцией ГТК и Государст­венной налоговой службы России и рядом других нормативных актов.

По общему правилу ставка НДС на продовольственные товары (исключая подакцизные) и на товары для детей – 10%, на остальные, включая подакцизные – 20%.

Ставки НДС не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную территорию РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательст­вом РФ.

Следует обратить внимание на то, что ряд товаров освобожда­ется от уплаты НДС. К ним относятся:

-товары, предназначенные для официального пользования ино­странных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и администра­тивно-технического персонала этих представительств, включая чле­нов их семей, проживающих вместе с ними;

-российская и иностранная валюта, банкноты, являющиеся закон­ными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизмати­ки), а также ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты, векселя и др.);

-товары, являющиеся гуманитарной помощью в соответствии с порядкам, определяемым Правительством РФ;

-оборудование и приборы, используемые для научно-исследова­тельских целей;

-технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалид­ности и реабилитации инвалидов, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и ме­дицинская техника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства;

-товары, происходящие с территории государств — участников СНГ и ввозимые в Россию;

-товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предпри­ятий с иностранными инвестициями;

-товары, ввозимые в рамках безвозмездной технической помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межпра­вительственными соглашениями, а также в соответствии с договора­ми с иностранными организациями и фирмами о проведении совмест­ных научных работ и др.

НДС исчисляется в валюте контракта, т. е. в той же валюте, в которой заявлена таможенная стоимость товара.

Читайте также:  Жалоба на председателя садового общества

Налог на добавленную стоимость поступает в федеральный бюджет Российской Федерации.

3. Акциз— это косвенный налог, входящий в состав цены отдельных товаров.

Товары, облагаемые акцизом, называются подакцизными товарами. Акциз взимается как с отечественных, так и с им­портируемых товаров. Являясь экономической нетарифной мерой, акциз на импортируемые товары способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и импортируемыми товарами. В то же время акцизы по ввозимым товарам служат одним из источников по­полнения доходной части федерального бюджета. Доля акцизов в объеме таможенных платежей составляет хотя и небольшую долю, но она имеет тенденцию к увеличению. Основной причи­ной резкого увеличения доли акцизов является то, что с 1996 г.

Таможенной службе поручено взимать акциз не только с импортируемых товаров, но и с экспортируемых (нефть, газовый конденсат, природный газ).

Номенклатура отечественных и импортируемых подакцизных товаров одинакова и определяется в за­конодательном порядке. В настоящее время к подакциз­ным отнесены следующие товары: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного и спирта-сырца), спиртосодержащие растворы в соответствии с перечнем, утверждаемым. Правительством Российской Федерации, алко­гольная продукция (спирт питьевой, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за ис­ключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая газовый конденсат, бен­зин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию Российской Федерации, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством Российской Федера­ции), а также отдельные виды минерального сырья в соответст­вии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

При расчете суммы акциза по подакцизным товарам, ввози­мым на территорию Российской Федерации и вывозимым с нее, применяются специфические и адвалорные ставки, кото­рые определяются Федеральным законом РФ “Об акцизах”, из­менениями и дополнениями к нему.

Специфические ставки акциза устанавливаются в рублях за единицу измерения подакцизного то­вара.

При исчислении суммы акциза по адвалорным ставкам в качестве налогооблагаемой базы берется величина, включающая таможенную стоимость подакцизного то­вара, таможенную пошлину и таможенные сборы за таможенное оформление.

Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едины­ми по всей стране. Исключение составляют подакцизные виды минерального сырья, ставки акциза на которые дифференци­руются по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий

При таможенном оформлении особое значение придается оформлению подакцизных товаров.

Общая сумма акциза при ввозе на территорию Российской Федерации нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых данным налогом по разным ставкам акцизов, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров.

Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств – участников Содружества Независимых Государств, предъявленным к таможенному оформлению до 1 июля 2001 года, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются решениями Правительства РФ на базе систематизации в соответствии с ТН ВЭД России.

Тарифные преференции, или преференциальные ставки

Применяются в отношении отдельных стран и товаров, ввозимых из этих государств на таможенную территорию ТС. Они определены решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии ТС № 130 от 27.11.2009 г. в виде перечней:

  • «Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».

Происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран определяется по Правилам, которые утверждены в Соглашении между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 г.

В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» говорится, что государства, образующие вместе с Россией зону свободной торговли, освобождаются от уплаты ввозных пошлин при перемещении товаров на территорию РФ. В некоторых случаях на отдельные виды товаров устанавливаются тарифные квоты. Под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом ТС.

При этом участники зоны свободной торговли существенно не влияют и не координируют действия в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования ВЭД с третьими странами.

В отличие от тарифных преференций, они не носят персонифицированный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Тарифные льготы предоставляются в соответствии с «Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании». Согласно ТК ТС вопрос предоставления тарифных льгот безоговорочно отнесен к ведению ТС вне зависимости от того, применяются ли они при ввозе или вывозе товаров.

Сроки уплаты

Декларантам необходимо оплачивать пошлины, сборы и остальные платежи в положенный срок.

  • Ввоз. 15 дней с момента, когда товары были предъявлены в таможенный орган или после завершения таможенного транзита внутри таможенной территории.
  • Вывоз. Чёткого срока нет, но он связан с подачей декларации.
  • Изменение таможенного режима. Оплата производится в день завершения изменения.
  • Нецелевое использование товаров после выпуска. Плательщик обязан уплатить таможенные платежи в день нарушения ограничений и распоряжений грузом.
  • Нарушение условий и требований к таможенным процедурам. Также в день совершения нарушения.
  • Незаконный ввоз грузов. Не позже 5 дней с момента обнаружения у юрлиц таких товаров.

Предусмотрена рассрочка и отсрочка уплаты платежей в таможню. Подробную информацию смотрите в ТК ТС.

Если не удалось оплатить платежи своевременно, то:

ГАРАНТ:

Согласно письму ФТС России от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 абзац первый пункт 3 статьи 318 настоящего Кодекса не применяется с 1 июля 2010 г., за исключением случаев вывоза из РФ в государства – члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин. Вместо него применяются статья 70 ТК ТС и Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны

Федеральным законом от 18 февраля 2006 г. N 26-ФЗ в пункт 3 статьи 318 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • Суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • Расходов на транспортировку;
  • Расходов на погрузку и выгрузку;
  • Расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.
Читайте также:  Сверка расчетов с бюджетом

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС. К таможенным сборам относятся:

  • Сбор за таможенное оформление – размер устанавливается Правительством РФ (Смотреть);
  • Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Декларированная стоимость груза при импортеРазмер ставок сборов за таможенное оформление
Включительно до 200000 рублей375 руб.
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей750 руб.
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей1500 руб.
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей4125 руб.
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей5625 руб.
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей15000 руб.
Свыше 10000000 рублей22500 руб.

Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

Таможенные платежи

– уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК ТС;
– помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;
– уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
– если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 2 (двум) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
– помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
– обращения товаров в собственность государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза;
– обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза;
– отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
– при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств-членов таможенного союза;
– возникновения обстоятельств, с которыми ТК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

ГЛАВА 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей

2. При несоблюдении положений настоящего Кодекса о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных настоящим Кодексом для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

Структура таможенных платежей

Структура этого вида пошлин за анализируемый период имеет следующий вид:

  • ввозная таможенная пошлина – 0,1 млрд. рублей;
  • вывозная таможенная пошлина – 1 609,30 млрд. рублей;
  • таможенный сбор – 13,8 млрд. рублей;
  • НДС – 1 545,90 млрд. рублей;
  • акциз – 45,90 млрд. рублей;
  • прочие таможенные платежи – 3,50 млрд. рублей.

В данной ситуации следует помнить, что ввозная таможенная пошлина распределяется в виде долей между странами-учасниками таможенного союза.

Структура этого вида пошлин за анализируемый период имеет следующий вид:

Виды таможенных платежей

1. Понятие и виды таможенных платежей.

2. Возникновение и прекращение обязательств по уплате таможенных платежей. Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей. Общие правила принудительного взыскания.

3. Обеспечение исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей.

4. Таможенные льготы и преференции.

1.Согласно ТК РБ можно выделить следующие виды таможенных платежей:

1)ввозная или вывозная таможенные пошлины

2)специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины

3)НДС, который взимается при ввозе товара на таможенную территорию

4)акцизы, которые взимаются при ввозе товара на таможенную территорию на строго определенные товары

Таможенная пошлина – обязательный платеж в республиканский бюджет, который взимается таможенными органами РБ в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Основную часть таможенных пошлин практически во всех странах мира, как и в РБ составляют именно ввозные таможенные пошлины (импортные пошлины). Импортные пошлины предназначены для:

1)для защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции на определенные товары

2)для эффективного структурирования ввозимых товаров с целью поддержания экономики и т.д.

Вывозные таможенные пошлины устанавливаются на товары, произведенные на территории РБ, а в некоторых случаях и за ее пределами. Экспортные пошлины предназначены для:

1)ограничения вывоза за пределы страны тех товаров, которые необходимы для национальной экономики

2)сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки

Как правило, импортные ввозные пошлины и вывозные экспортные пошлины предназначены для пополнения доходной части республиканского бюджета.

Ставки ввозных и вывозных пошлин утверждаются указами Президента. Указ Президента №699; 31.12.1997 №700; 18.06.2009 №320.

Специальные таможенные пошлины применяются как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию РБ на каких условиях и в таком количестве, которые могут нанести ущерб конкурирующим отечественным товарам.

Антидемпинговые таможенные пошлины применяются в случаях импорта на таможенную территорию РБ товаров по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране экспорта.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РБ тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии и если такой ввоз может нанести материальный ущерб отечественным товарам либо препятствует организации или расширению производства таких товаров.

НДС – один из основных налогов в РБ, который представляет собой форму изъятия в бюджет некоторой части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. объектом НДС является ввоз товаров на таможенную территорию РБ и иные обстоятельства, с которыми законодательство РБ связывает возникновение налогового обязательства по уплате НДС.

Акциз – косвенный налог, который входит в состав цене отдельных товаров (подакцизные товары). Акциз может взиматься как с отечественных, так и с иностранных товаров.

Таможенные сборы представляют собой плату за совершение юридически значимых действий со стороны таможенных и иных органов. Таможенные органы РБ могут взимать следующие таможенные сборы:

1)за таможенное оформление

2)за таможенное сопровождение товаров

3)за выдачу квалификационного аттестата специалиста таможенного оформления

4)за принятие таможенными органами предварительного решения

5)за выдачу марок, выдачу знаков для обозначения товаров и т.д.

6)за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей и т.д.

Виды таможенных сборов, а также порядок их взимания и ставки предусмотрены указом Президента от 24.01.2007 «О таможенных сборах».

Согласно законодательству выделяют следующие виды ставок таможенных пошлин:

1)адвалорная ставка – применяется, когда таможенная пошлина исчисляется в процентах от таможенной стоимости товаров

2)специфическая ставка – применяется, когда таможенная пошлина исчисляется в определенном размере за единицу товара

3)комбинированная ставка – складывается из 2 предыдущих видов ставок и рассчитывается как с таможенной стоимости товара, так и с их объема в натуральном выражении. Может уплачиваться большая из них или обе.

2. Возникновение и прекращение обязательств по уплате таможенных платежей. Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей. Общие правила принудительного взыскания.

Таможенные платежи

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями статьями
81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 ТК ТС. ( ст. 80 ТК ТС ) .

Читайте также:  Что в приоритете на дороге знак или разметка - 2020 год

Какими они бывают?

Стоит отметить несколько основных видов таможенных сборов:

  • за совершение действий, которые относятся к выпуску товарной продукции;
  • за осуществление таможенного сопровождения;
  • за хранение различных товаров.

Исчисление сумм может осуществляться исключительно в валюте РФ, при этом в тех ситуациях, при которых для этого нужно проводить пересчет иностранной валюты, используется действующий курс иностранной валюты к рублю, определенный на данный момент официально Банком России и действующий на день регистрации декларации уполномоченными органами.

Понятие и виды таможенных платежей предусматривают выплату указанной суммы вместе с подачей декларации, в то время как сборы за сопровождение оплачиваются до начала фактического проведения данной процедуры, а за хранение оплата осуществляется до предоставления владельцу товаров со склада временного хранения.

  • за совершение действий, которые относятся к выпуску товарной продукции;
  • за осуществление таможенного сопровождения;
  • за хранение различных товаров.

Виды таможенных платежей и их краткие характеристики

Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе Российской Федерации.

Виды таможенных платежей определены Таможенным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым к ним относятся: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных средств; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.

Таможенные платежи в зависимости от их вида;

могут уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации.

Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В зависимости от направленности перемещения товаров таможенные пошлины подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные), транзитные.

Импортные (ввозные) пошлины устанавливаются на ввозимые в Россию товары и предназначены для решения следующих задач: – защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику, – оптимизации соотношения между экспортом и импортом с позиций требований платежного и торгового балансов страны; – рационализации структуры ввозимых на территорию РФ товаров; – создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ; – пополнения доходной части федерального бюджета РФ.

Экспортные (вывозные) пошлины устанавливаются на товары, произведенные на территории России и вывозимые за ее пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуются следующие цели: – ограничение вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны; – сдерживание вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирование экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки; – пополнение доходной части бюджета страны.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, провозимых через территорию страны в другие страны (транзитом). Они могут устанавливаться для: – регулирования (сдерживания) потоков определенных групп товаров через территорию страны; – пополнения государственной казны.

Следует отметить, что в настоящее время транзитные пошлины почти не используются в мире. В России они полностью отсутствуют.

Для расчета величины таможенных пошлин используются ставки, предусмотренные таможенным тарифом (ставки таможенных пошлин). Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации. Как правило, они дифференцированы в зависимости от кода товара по ТН ВЭД СНГ и страны происхождения товара.

В зависимости от способа исчисления ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды: – адвалорные (от латинского advalorem – от стоимости) – определяются в процентах от таможенной стоимости товаров; – специфические — устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Как правило, в российской практике специфические ставки устанавливаются в ЭКЮ; – смешанные (комбинированные) — когда для расчета размера таможенной пошлины используются и адвалорные и специфические ставки.

Для защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от импорта определенного товара используются особые виды пошлин. В зависимости от цели применения особых пошлин они делятся на специальные пошлины; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины.

Специальные пошлины могут использоваться в качестве защитной меры: от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции.

Антидемпинговые пошлины предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам.

Под демпингом понимается ситуация, когда экспорт товаров и их реализация в стране-импортере осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Компенсационные пошлины вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии.

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным внутренним налогам. Облагаются НДС товары, ввозимые на таможенную территорию РФ. Имеется специфика установления и взимания НДС при торговле России со странами – членами СНГ .

НДС на импортируемые товары выполняет две функции: во-первых, функцию по регулированию внешнеэкономической деятельности с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке; во-вторых, фискальную функцию, связанную с пополнением доходной части федерального бюджета.

НДС исчисляется в валюте контракта,

т. е. в той же валюте, в которой заявлена таможенная стоимость товара.

Акциз — это косвенный налог, входящий в состав цены отдельных товаров.

Товары, облагаемые акцизом, называются подакцизными товарами. Акциз взимается как с отечественных, так и с импортируемых товаров. Являясь экономической нетарифной мерой, акциз на импортируемые товары способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и импортируемыми товарами.

Номенклатура отечественных и импортируемых подакцизных товаров одинакова и определяется в законодательном порядке.

При расчете суммы акциза по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации и вывозимым с нее, применяются специфические и адвалорные ставки, которые определяются Федеральным законом РФ “Об акцизах”, изменениями и дополнениями к нему.

При исчислении суммы акциза по адвалорным ставкам в качестве налогооблагаемой базы берется величина, включающая таможенную стоимость подакцизного товара, таможенную пошлину и таможенные сборы за таможенное оформление.

Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными по всей стране. Исключение составляют подакцизные виды минерального сырья, ставки акциза на которые дифференцируются по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.

Таможенные сборы – представляют собой плату за услуги, связанные таможенным оформлением, таможенным сопровождением и хранением и др.

Таможенные сборы уплачиваются:

– за таможенное оформление – при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации;

– за таможенное сопровождение – при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита;

– за хранение – при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

Экспортные (вывозные) пошлины устанавливаются на товары, произведенные на территории России и вывозимые за ее пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуются следующие цели: – ограничение вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны; – сдерживание вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирование экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки; – пополнение доходной части бюджета страны.

Виды сборов и налогов

Виды таможенных платежей классифицируются на экспортные и импортные. Они отличаются порядком выплаты, ставками и необходимой документацией. Ввозная пошлина – это обязательный вид платежа в сфере международных перевозок. Его оплата основывается на факте пересечения границы и не подлежит рассмотрению. Также клиент совершает оплату:

  • НДС;
  • Пошлина;
  • акциз;
  • таможенные сборы.

Стоит обратить внимание на то, что акциз – это косвенный вид налога, который взымается только при ввозе определенных видов товаров. Сюда можно отнести табак, алкоголь, кожу и меха. В случае отсутствия соответствия характеристикам подакцизного товара данный платеж не совершается, а заказчик освобождается от обязательства.

Таможенные сборы взымаются за выполнение определенных действий сотрудниками специальных служб. Каждый клиент может ознакомиться со списком работ и необходимых процедур для определения целесообразности совершения платежа данного вида.

В случае оформления импортного договора взымается только два вида платежа – пошлина и сбор. В данной ситуации порядок проведения операции весьма упрощается из-за сокращения пакета необходимых документов.

Все виды платежей имеют различное предназначение. Юридические и экономические сборы взымаются в соответствии с регламентами ст. 70 Таможенного Кодекса Российской Федерации.

Стоит учитывать, что при исчислении общей стоимости услуг могут применяться льготы и квоты. Те или иные скидки задействуются к определенному виду товара или стране-экспортеру.

Понятия и формулы расчета отображены в федеральных законах и нормативных актах, поэтому не подлежат рассмотрению. Только квалифицированный и опытный специалист может быстро определиться с необходимым методом регулирования, пакетом требуемых документов и порядком оформления всех бумаг.

Добавить комментарий