Проведение аукциона на право заключения договора аренды

Проведение торгов с целью получения земельного участка в аренду

Существует несколько различных способов подачи заявки на аренду земельного участка и получения земельного участка, основными из которых являются покупка и аренда.

При этом способов взять землю в аренду на торгах для данных целей также предусмотрено несколько. Наряду с арендой участка у частных лиц или предприятий, будущий арендатор может обратиться к такому способу, как участие в аукционе по аренде (или торгах). О преимуществах и возможных недостатках этого способа будет рассказано далее в статье.

  • Понятие торгов
    • Принятие решения о торгах
    • Публикация извещения о предстоящей процедуре в средствах массовой информации
    • Принятие заявок от претендентов и их регистрация в соответствующем журнале
    • Рассмотрение поданных заявок и документов
    • Проведение мероприятия
    • Оформление результатов
  • Порядок заключения договора
  • Срыв торгов: причины и последствия
  • Аренда участка без аукциона

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Законодательная база

Сама возможность проведения аукциона, порядок действий, необходимые документы от каждой стороны закреплены в нормативных актах:

  • Земельный Кодекс РФ;
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Налоговый Кодекс РФ;
  • некоторые региональные постановления, облегчающие процедуру взятия во временное пользование в конкретном субъекте. Региональные нормы обычно направлены на поддержку региона и привлечение арендаторов для строительства новых зданий, развитие промышленности и сельского хозяйства.
  1. подавшие заявление о проведении аукциона;
  2. оплатившие пошлину-взнос за участие;
  3. предоставившие необходимую документацию о планах на участок;
  4. не имеющие ограничения брать землю в аренду;
  5. лица и организации, имеющие достаточное количестве официальных документов, подтверждающих личность или регистрацию.

Как проводится?

Как проходят торги? В день аукциона все участники обязаны явиться на место проведения торгов. На входе проверяются личности посетителей, и каждому претенденты выдается табличка с его номером.

После сбора всех участников организатор объявляет технические характеристики лота и начинает торги за право аренды.

Минимальная цена уже указана в публикации. Размер годовой арендной платы составляет не меньше 1,5% кадастровой стоимости, рассчитанной не более 5 лет назад.

После объявления первоначальной цены все согласные поднимают номерные таблички, а организатор повышает цену.

Обычно шаг аукциона составляет 3%. Организатор продолжает повышать цену, пока не останется только один согласный претендент. Он объявляется победителем.

Во время аукциона ведется протокол собрания, в нем фиксируются:

  • дата, время и место проведения торгов;
  • информация обо всех участниках;
  • размер годовой аренды, установленный первоначально, а также предпоследняя и окончательная цена;
  • данные о претендентах предпоследнего и последнего шагов.

После объявления победителя протокол распечатывается в 2 экземплярах. Один из них остается у организатора, другой передается победителю.

Электронная версия размещается на сайте проведения торгов в течение суток с момента окончания аукциона.

Минимальная цена уже указана в публикации. Размер годовой арендной платы составляет не меньше 1,5% кадастровой стоимости, рассчитанной не более 5 лет назад.

Проведение аукциона

Порядок проведения аукциона на право заключения договора аренды следующий:

  1. Происходит регистрация явившихся участников, объявляется начало аукциона, его условия.
  2. Аукционист предлагает увеличить цену на «шаг аукциона», троекратно объявляет об этом. Участник, соглашающийся на эту цену, поднимает свою карточку. Так происходит несколько раз.
  3. Если после последнего объявления цены никто карточку не поднял, то договор заключается с участником, поднявшим карточку на предпоследней цене.

С победителем, назвавшим самую высокую цену, заключается договор.

В настоящее время всё больше аукционов проводятся через интернет в режиме онлайн. Однако для некоторых видов товаров электронный аукцион не предусмотрен.

Так, согласно п. 4 ст. 39.13 Земельного кодекса РФ порядок проведения аукциона на заключение договора аренды государственного земельного участка определяется федеральным законом. На сегодняшний день такой закон не принят, поэтому аукцион проводится в стандартном порядке, установленном ст. 39.12 ЗК РФ (письмо Минэкономразвития от 02.07.2015 № Д23и-3072).

Согласно п. 143 приложения 1 к приказу № 67 во время проведения аукциона на право заключения договора аренды должна вестись аудио- или видеосъемка, а по его результату оформляться протокол.

Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества

Торги проводятся в форме конкурсов и аукционов (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Основное различие состоит в том, что на аукционе состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене. А на конкурсе состязание между участниками проводится по совокупности условий (в числе которых может быть и условие о цене). Следовательно, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Порядок проведения конкурсов и аукционов в отношении государственного и муниципального имущества определен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 (далее Правила).

Торги проходят в несколько этапов:

  • извещение о проведении конкурса (аукциона),
  • разработка конкурсной документации и документации об аукционе,
  • подача и рассмотрение заявок,
  • торги,
  • заключение договора по результатам торгов.

Участником конкурса или аукциона может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель), претендующие на заключение договора аренды.

  • требования к участникам торгов,
  • условия допуска к участию в конкурсах и аукционах,
  • документы, которые заявитель должен представить для участия в торгах.

В частности, заявитель не допускается к участию в конкурсе (аукционе), если:

  • на день рассмотрения заявки имеется решение о приостановлении его деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях,
  • заявитель не представил необходимые документы,
  • документы, представленные заявителем, содержат недостоверные сведения,
  • заявитель не внес задаток, притом что требование о внесении задатка указано в извещении о проведении торгов.

Полный перечень случаев, когда заявитель не допускается к участию в торгах, предусмотрен пунктом 24 Правил.

Заявитель несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в представленных на торги документах.

Если конкурсная или аукционная комиссия установит факт недостоверности сведений в таких документах, она обязана отстранить заявителя от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения (п. 26 Правил).

Внимание! Организатор торгов не вправе устанавливать иные требования к участникам торгов, чем те, которые предусмотрены законом.

В частности, организатор торгов не вправе требовать от заявителя документы и сведения, не предусмотренные Правилами. Не может он потребовать от заявителя и представить оригиналы документов в тех случаях, когда Правила предусматривают представление их копий (п. 53 и 122 Правил).

Кроме того, организатор торгов не вправе устанавливать необходимость заключения каких-либо дополнительных договоров (например, агентских договоров), а при их отсутствии отказать в допуске к участию в торгах. Отказ в допуске к участию в торгах по основаниям, которые не предусмотрены в пункте 24 Правил, не допускается.

Совет

Необходимо тщательно проверить требования, содержащиеся в конкурсной документации (документации об аукционе).

Если такие требования к участникам торгов не соответствуют действующему законодательству (ГК РФ, Закону о защите конкуренции, Правилам и т. д.), то суд по заявлению заинтересованного лица может признать торги недействительными.

Организатор торгов имеет право установить для участников торгов обязанность по внесению задатка, о чем он указывает в информационном сообщении.

По окончании конкурса или аукциона победитель торгов и их организатор подписывают протокол о результатах торгов. В законодательстве предусматриваются последствия уклонения сторон от подписания такого протокола (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Так, если от подписания протокола уклоняется организатор, то участник торгов вправе взыскать двойной задаток, а также убытки, причиненные участием в торгах, в части, которая превышает сумму задатка. Если же от подписания протокола уклоняется победитель торгов, задаток ему не возвращается. Целью задатка, который вносится на торгах, является подтверждение серьезности намерения заявителя участвовать в торгах.

При проведении торгов на право аренды государственного и муниципального имущества задаток возвращается не только участникам, но и победителю торгов, а также участникам, отозвавшим свою заявку. Задаток возвращается и заявителю, не допущенному к участию в конкурсе или аукционе. Если торги не состоялись, задаток тоже подлежит возврату (п. 58, 100, 128, 134, 147 Правил).

С 12 июня 2012 года организатор аукциона обязан заключить договор с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, если заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя.

Аналогичные положения действуют с 12 июня 2012 года и в отношении конкурса. См., соответственно, пункты 101 и 151 Правил в редакции приказа ФАС России от 30 марта 2012 г. № 203 О внесении изменений в Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Если же аукцион (конкурс) признан несостоявшимся по основаниям, которые не указаны в пунктах 101 и 151 Правил, организатор вправе объявить о проведении нового аукциона либо конкурса. При этом организатор вправе изменить условия аукциона либо конкурса (п. 102 и 152 Правил).

Прежняя редакция Правил не допускала заключения договора в указанных случаях. Ранее организатор мог объявить о проведении нового конкурса или аукциона.

Если конкурсная или аукционная комиссия установит факт недостоверности сведений в таких документах, она обязана отстранить заявителя от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения (п. 26 Правил).

Информация об изменениях:

Приказом ФАС России от 20 октября 2011 г. N 732 настоящее приложение дополнено пунктом 1.1

1.1. При проведении аукционов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 “О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия” (далее – Постановление N 333) пункт 3, подпункт 5 пункта 105, пункты 109, 110, 113, подпункты 3, 4 и 19 пункта 114, подпункт 2 пункта 121, подпункты 5 и 6 пункта 141 Правил не применяются.

2. Проводимые в соответствии с настоящими Правилами конкурсы являются открытыми по составу участников. Проводимые в соответствии с настоящими Правилами аукционы являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений.

3. Заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган.

– при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона “О защите конкуренции”, – уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

Но есть еще и “ложка дегтя”. Первое это то что начальная выставляемая на аукцион арендная ставка рассчитывается независимым оценщиком на основании рыночных ставок, а далее еще идет аукцион, где представляются ценовые предложения. А иногда такие, которые намного выше рыночных ставок. Достаточно часто после аукциона проигравшие произносят: “Да это НЕВОЗМОЖНО! Я знаю экономику этого бизнеса! Они точно разорятся с такой арендной платой!”

Читайте также:  Если бывший муж, отец ребенка платит маленькие алименты

Порядок проведения торгов на заключения договора аренды государственной (муниципальной) недвижимости

После выхода в свет моей публикации “Особенности сдачи в аренду недвижимого имущества гос и муниципальными образовательными учреждениями” я пришел к выводу, что было бы не лишним осветить и общий порядок проведения торгов на право заключения договора аренды федерального или муниципального недвижимого имущества.

Новая таблица от Марата Дзюнова по срокам в законе о госзакупках, 44-ФЗ.

Порядок проведения торгов по вышеуказанному предмету установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее — “Правила”). Настоящие Правила утверждены Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 (смотрите вложение).

В соответствии с п. 2 Правил конкурсы или аукционы являются открытыми по составу участников.

Организатором конкурсов или аукционов являются:

1) в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления — собственник имущества, от имени которого действует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по управлению имуществом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий функции по управлению имуществом муниципального образования (далее — собственник), или федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными на такие органы полномочиями в случае, если такие органы созданы, или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

2) в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленным на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными автономными учреждениями, государственными или муниципальными бюджетными и казенными учреждениями, государственными органами, органами местного самоуправления — уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

3) в отношении имущества, закрепленным за федеральным государственным унитарным предприятием — соответствующее федеральное государственное унитарное предприятие или иное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил, организатор конкурса или аукциона вправе привлечь для организации и проведения конкурса или аукциона на основании договора специализированную организацию. При этом данная организация не обладает правами изменять начальную (минимальную) цену договора, конкурсную или аукционную документацию, а также правом подписания соответствующего договора.

Для проведения конкурса или аукциона организатором создается конкурсная или аукционная документация соответственно.

На основании п. 10 Правил, число членов комиссии должно быть не менее пяти человек.

Конкурсной комиссией осуществляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации заявкам на участие в конкурсе, определение участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола об отказе от заключения договора, протокола об отстранении заявителя или участника конкурса от участия в конкурсе.

Аукционной комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, протокола аукциона, протокола об отказе от заключения договора, протокола об отстранении заявителя или участника аукциона от участия в аукционе.

В силу п. 17 Правил, участником торгов может быть любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, место нахождения и происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

П. 24 Правил содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа к участию в торгах. В него входят следующие основания:

  1. Непредставления необходимых документов, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
  2. Несоответствия требованиям, указанным в пункте 18 настоящих Правил;
  3. Невнесения задатка, если требование о внесении задатка указано в извещении о проведении конкурса или аукциона;
  4. Несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота);
  5. Подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, в случае проведения конкурса или аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”;
  6. Наличия решения о ликвидации заявителя — юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя — юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
  7. Наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

Информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее — официальный сайт торгов), без взимания платы. Данная информация также доступна для ознакомления на официальном сайте торгов без взимания платы.

Полагаю нецелесообразным вдаваться во все подробности процедуры проведения торгов, (так как эта тема достойна отдельной публикации). Отмечу лишь, что по общему правилу победителем конкурса признается участник торгов, предложивший лучшие условия, победителем конкурса — участник торгов, предложивший наиболее высокую цену договора.

В заключении настоящей статьи хотелось бы разъяснить следующий вопрос: является ли произвольным выбор организатора торгов между проведением конкурса или аукциона.

Приказом ФАС от 10.02.2010 № 67 также утвержден перечень недвижимого имущества, в отношении заключении договоров которого может осуществляться в форме конкурса (далее — “Перечень”). К данному перечню относятся:

  1. Объекты железнодорожного транспорта;
  2. Объекты трубопроводного транспорта;
  3. Морские и речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;
  4. Аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
  5. Объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;
  6. Гидротехнические сооружения;
  7. Объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
  8. Системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод;
  9. Метрополитен и другой транспорт общего пользования;
  10. Нежилые помещения инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, предоставляемые бизнес-инкубаторами в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства.

И напротив, как следует из п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 № 333 “О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия” (также находится во вложении) сделки по продаже имущества федерального государственного унитарного предприятия осуществляются путем продажи имущества на аукционе.

Таким образом, во всех остальных случаях организатор торгов правомочен самостоятельно выбирать вид торгов.

В соответствии с п. 2 Правил конкурсы или аукционы являются открытыми по составу участников.

Договор аренды государственного (муниципального) имущества может быть продлен без проведения торгов неограниченное количество раз

Частью 9 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ предусмотрены условия, при одновременном соблюдении которых договор аренды государственного (муниципального) имущества заключается на новый срок с тем же арендодателем без проведения торгов. Сделать это можно, если:

  • размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в РФ, если иное не установлено другим законодательством;
  • минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, составляет не менее трех лет. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

ФАС РФ разъяснила, что при соблюдении данных требований пролонгировать договор аренды без проведения торгов можно неограниченное количество раз при условии, что законом не установлено ограничение срока договора. Согласие собственника на заключение нового договора аренды с тем же арендатором является обязательным. Напомним, что соответствующее согласие выдается собственником в письменной форме.

Ранее ФАС РФ разъясняла, что максимальный срок договора аренды, заключенного с тем же арендатором с соблюдением правил п.п. 9–11 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, не может быть продлен по этим же основаниям (п. 13 Разъяснений от 05.06.2012).

Проанализировав данное положение, ФАС РФ пришел к выводу, что неразмещение информации о проведении конкурсов (аукционов) на этом сайте является основанием для признания сделки незаключенной.

Регулирование размеров платежей

Когда осуществляется заключение договора аренды на торгах, одновременно регулируется порядок, время и сумма платежей.

По результатам определяется стоимость участка. Заявки на принятие участия в предстоящем аукционе рассматривает специальная комиссия.

Когда организатор мероприятия заканчивает оформление протокола по рассмотрению составленных заявлений, желающим присваивается статус участвующих.

Одержавшим победу на торгах считается лицо, выразившее желание оплачивать самую высокую цену. Граждане, получившие в аренду недвижимость, проводят ее осмотр самостоятельно.

Лица, организующие торги, имеют право отменить предстоящее мероприятие на протяжении трех дней со времени принятия окончательного решения об отмене. Каждого участвующего на предстоящих торгах организаторы обязаны известить лично и вернуть предварительно уплаченный задаток.

Задаток может быть возвращен в следующих ситуациях:

  1. Если заявитель не допускается к предстоящему аукциону на протяжении трех дней с начала оформления справки о приеме заявок от участвующих.
  2. Если лицо, составляющее заявку, отзывает ее, после принятия организатором предстоящего аукциона со дня его завершения. При этом организатор торгов должен получить письменное уведомление.
  3. Если участник не победил в аукционе, задаток будет ему возвращен в течение трех суток с того дня, когда был составлен протокол аукциона, свидетельствующий о результатах проведенного мероприятия.

Возможно, Вам будет также интересна статья о нюансах заключения договора аренды квартиры.

Статью об оформлении договора аренды гаража читайте здесь.


Возможно, Вам будет также интересна статья о нюансах заключения договора аренды квартиры.

Читайте также:  Какие документы нужно подать на УДО в данном случае?

Решение 22т-17

Дело № 22т-17

Организатор аукциона:

Администрация МО «Ленский муниципальный район»

165780, Архангельская область, Ленский район, с. Яренск, ул. Бр. Покровских, д. 19

Заявитель:

ООО «Парнас»

152925, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Бабушкина, д. 29

РЕШЕНИЕ

29 ноября 2017 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

Руководитель Архангельского УФАС России

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

в присутствии представителя от ООО «Парнас» – (по доверенности),

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

13.11.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступила жалоба ООО «Парнас» (далее – заявитель) на действия организатора аукциона (аукционной комиссии) при проведении аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Ленский муниципальный район», по лоту № 1 (извещение № 210917/0470161/01).

Заявитель указал на допущенные, по его мнению, нарушения при регистрации и допуске представителя ООО «Парнас» к участию в рассматриваемом аукционе.

По мнению заявителя, учитывая, что время регистрации участников, место регистрации участников не было указано в аукционной документации, а также отсутствие определения четкого временного периода для регистрации участников до аукциона, участники аукциона не могли реализовать свое право на участие в аукционе. Как следует из обычаев делового оборота и разъяснений соответствующих органов, при проведении аукциона регистрация участников аукциона проводится не менее чем за 30 минут до начала самого аукциона. Однако, данный формат администрацией не соблюден.

В 10.03. аукцион уже был признан несостоявшимся и договор аренды был заключен с единственным участником, который был зарегистрирован.

Кроме того, заявитель сослался на то, что указанное организатором аукциона целевое назначение – под офисы, не соответствует существующему назначению здания, в отношении которого проходил аукцион. При этом, в отношении имущества, которое было предметом аукциона, предшествующим арендатором были произведены неотделимые и отделимые улучшения. Их возмещение, по мнению заявителя, должен был обеспечить победитель аукциона, если бы им стал не предшествующий арендатор. Данная информация отсутствовала в аукционной документации.

Администрация МО «Ленский муниципальный район» не согласилась с жалобой по основаниям, изложенным в письме от 17.11.2017 № 6674, указав на отсутствие нарушений при проведении аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Ленский муниципальный район», по лоту № 1 (извещение № 210917/0470161/01).

Комиссия Архангельского УФАС России в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрела жалобу с учетом следующего.

21 сентября 2017 года на сайте http://torgi.gov.ru было размещено извещение № 210917/0470161/01 о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в собственности МО «Ленский муниципальный район».

Аукцион проводился в отношении лота № 1: право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Россия, Архангельская обл, Ленский р-н, Урдома пгт, Ленина ул, д. 7, общей площадью 2 831,5 кв.м (нежилые помещения), сроком на 5 лет.

Организатор аукциона − администрация МО «Ленский муниципальный район».

Целевое назначение – под офисы.

Дата начала подачи заявок – 22.09.2017.

Дата окончания подачи заявок – 18.10.2017.

Дата, время и место определения участников аукциона (рассмотрения заявок и документов претендентов) – 23.10.2017 в 10:00.

Дата, время и место проведения аукциона – 30.10.2017 в 10:00.

Заявки на участие в аукционе подали ИП Сидорова А.А., ООО «Северные зори» и ООО «Парнас».

Как следует из протокола № 1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению № 210917/0470161/01 от 23.11.2017 к участию в данном аукционе были допущены ИП Сидорова А.А. и ООО «Парнас».

В соответствии с протоколом № 2 проведения открытого аукциона по извещению № 210917/0470161/01 от 30.10.2017 участие в аукционе принял только один участник – ИП Сидорова А.А., в связи с чем было принято решение о признании аукциона несостоявшимся и о заключении договора аренды на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона, с ИП Сидоровой А.А.

На основании части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 5 названной статьи предусмотрено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливается федеральным антимонопольным органом.

Приказом Федеральной антимонопольной службой от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила).

Правила последовательно и императивно определяют требования к аукционной документации, к участникам торгов, устанавливают порядок подачи заявок на участие в аукционе, порядок вскрытия конвертов с заявками, процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в аукционе, не предоставляя организатору аукциона права применять иной порядок.

Согласно пункту 103 Правил, извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

В извещении о проведении аукциона должны быть указаны следующие сведения (пункт 105 Правил):

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора аукциона;

2) место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество;

3) целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору;

4) начальная (минимальная) цена договора (цена лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом, в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования указанным имуществом;

5) срок действия договора;

6) срок, место и порядок предоставления документации об аукционе, электронный адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена;

7) требование о внесении задатка, а также размер задатка, в случае если в документации об аукционе предусмотрено требование о внесении задатка;

8) срок, в течение которого организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона, устанавливаемый с учетом положений пункта 107 настоящих Правил;

9) указание на то, что участниками аукциона могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие право на поддержку органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в случае проведения аукциона в отношении имущества, предусмотренного Законом № 209-ФЗ.

Как следует из пункта 114 Правил, документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать:

1) в соответствии с пунктами 120 – 122 настоящих Правил требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению;

2) форму, сроки и порядок оплаты по договору;

3) порядок пересмотра цены договора (цены лота) в сторону увеличения, а также указание на то, что цена заключенного договора не может быть пересмотрена сторонами в сторону уменьшения;

4) порядок передачи прав на имущество, созданное участником аукциона в рамках исполнения договора, заключенного по результатам аукциона, и предназначенное для поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием имущества, права на которое передаются по договору, в случае если создание и передача такого имущества предусмотрены договором;

5) порядок, место, дату начала и дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. При этом датой начала срока подачи заявок на участие в аукционе является день, следующий за днем размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе устанавливаются в соответствии с пунктом 103 настоящих Правил;

6) требования к участникам аукциона, установленные пунктом 18 настоящих Правил;

7) порядок и срок отзыва заявок на участие в аукционе. При этом срок отзыва заявок на участие в аукционе устанавливается в соответствии с пунктом 128 настоящих Правил;

8) формы, порядок, даты начала и окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе в соответствии с пунктом 118 настоящих Правил;

9) величину повышения начальной цены договора (“шаг аукциона”);

10) место, дату и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе;

11) место, дату и время проведения аукциона;

12) требование о внесении задатка, размер задатка, срок и порядок внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка в случае установления организатором аукциона требования о необходимости внесения задатка. При этом, в случае если организатором аукциона установлено требование о внесении задатка, а заявителем подана заявка на участие в аукционе в соответствии с требованиями документации об аукционе, соглашение о задатке между организатором аукциона и заявителем считается совершенным в письменной форме. Установление требования об обязательном заключении договора задатка между организатором аукциона и заявителем не допускается;

13) размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок его предоставления в случае если организатором аукциона установлено требование об обеспечении исполнения договора. Размер обеспечения исполнения договора устанавливается организатором аукциона. При этом требование об обеспечении исполнения договора при проведении аукциона в отношении имущества, предусмотренного Законом № 209-ФЗ, не устанавливается;

14) срок, в течение которого должен быть подписан проект договора; составляющий не менее десяти дней со дня размещения на официальном сайте торгов протокола аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя;

15) дату, время, график проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору. Осмотр обеспечивает организатор аукциона или специализированная организация без взимания платы. Проведение такого осмотра осуществляется не реже, чем через каждые пять рабочих дней с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте торгов, но не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

16) указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается;

Читайте также:  Инвалидность после инфаркта

17) указание на то, что условия аукциона, порядок и условия заключения договора с участником аукциона являются условиями публичной оферты, а подача заявки на участие в аукционе является акцептом такой оферты;

18) копию документа, подтверждающего согласие собственника имущества (а в случае заключения договора субаренды, также и арендодателя) на предоставление соответствующих прав по договору, право на заключение которого является предметом торгов;

19) копию документа, подтверждающего согласие собственника имущества (арендодателя) на предоставление лицом, с которым заключается договор, соответствующих прав третьим лицам, или указание на то, что передача соответствующих прав третьим лицам не допускается.

В данном случае при проведении аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Ленский муниципальный район», по лоту № 1 необходимая информация, предусмотренная Правилами, присутствовала в извещении и аукционной документации, которые были размещены на сайте http://torgi.gov.ru, в том числе сведения о целевом назначении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору.

В частности, в извещении и аукционной документации было определено: целевое назначение – под офисы.

Довод заявителя о том, что указанное в аукционной документации целевое назначение – под офисы, не соответствует существующему назначению здания, в отношении которого проходил аукцион, не может быть принят во внимание при рассмотрении данного дела в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку последующие правоотношения между арендатором и арендодателем в рамках договора аренды, заключенного по итогам торгов, имеют уже исключительно гражданско-правовой характер. Каждая из сторон договора, в том числе арендодатель, несет соответствующую ответственность за ненадлежащее исполнение его условий.

Кроме того, в жалобе заявитель сослался на отсутствие в аукционной документации информации о произведенных предыдущим арендатором улучшениях в отношении имущества, которое было предметом аукциона.

Однако, поскольку Правила не предусматривает обязанности указывать такую информацию в извещении и аукционной документации (пункты 105, 114 Правил), данный довод также не может быть признан обоснованным.

Относительно довода о том, что в аукционной документации отсутствовало определение четкого временного периода для регистрации участников аукциона, необходимо отметить следующее.

Пункт 141 Правил предусматривает, что аукционная комиссия непосредственно перед началом проведения аукциона регистрирует явившихся на аукцион участников аукциона (их представителей). В случае проведения аукциона по нескольким лотам аукционная комиссия перед началом каждого лота регистрирует явившихся на аукцион участников аукциона, подавших заявки в отношении такого лота (их представителей). При регистрации участникам аукциона (их представителям) выдаются пронумерованные карточки.

Аналогичные требования содержатся и в пункте 35 документации рассматриваемого аукциона, что свидетельствует об отсутствии нарушений в указанной части со стороны организатора аукциона.

Как следует из протокола № 2 проведения открытого аукциона по извещению № 210917/0470161/01 от 30.10.2017 участие в аукционе принял только один участник – ИП Сидорова А.А., в связи с чем было принято решение о признании аукциона несостоявшимся и о заключении договор аренды на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона, с ИП Сидоровой А.А.

Вышеназванное решение обусловлено требованиями пункта 151 Правил, который предусматривает такую обязанность для организатора аукциона.

Факт участия в аукционе единственного лица подтверждается, в том числе, аудиозаписью аукциона, которая была представлена администрацией МО «Ленский муниципальный район».

Согласно данной аудиозаписи аукцион начался 30 октября 2017 года в 10.00, от участников на аукционе присутствовала только ИП Сидорова А.А.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, у Комиссии Архангельского УФАС России не имеется.

Как следует из представленных материалов, по результатам торгов между администрацией МО «Ленский муниципальный район» и ИП Сидоровой А.А. был подписан договор аренды муниципального имущества от 10 ноября 2017 года, согласно условиям которого целевое назначение имущества – размещение под офис (пункт 1.3), срок действия договора – 5 лет со дня заключения (пункт 1.5).

Учитывая изложенное, а также руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Архангельского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Признать жалобу ООО «Парнас» необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии Д.В. Бугаев

Члены Комиссии Е.И. Красильникова

21 сентября 2017 года на сайте http://torgi.gov.ru было размещено извещение № 210917/0470161/01 о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в собственности МО «Ленский муниципальный район».

Кто проводит торги?

Аукцион проводится специально назначенным лицом – аукционистом.

Согласно федеральному законодательству и муниципальным актам это могут быть органы государственной власти, местного самоуправления, или граждане и компании, имеющие свободные в обороте земельные участки.


Земля под индивидуальное жилищное строительство может быть реализована через публичный аукцион по общим правилам. Участок не должен иметь обременений, а также не должен был быть изъят государством.

Субаренда

  • учреждение заключило с арендатором договор аренды по результатам торгов или в случае, когда торги признаны несостоявшимися;
  • право на заключение договора аренды предоставлено арендатору на основании государственного или муниципального контракта.

При выполнении требований этой нормы в субаренду могут передаваться площади любого размера – в этом смысле Закон № 135-ФЗ не устанавливает ограничений (разд. 12 Разъяснений ФАС). Если же данные требования не соблюдаются, рассматриваемое имущество передается в субаренду в общем порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, – посредством проведения торгов либо без них, но уже по иным исключениям.

Как сказано в разд. 17 Разъяснений ФАС, данные торги могут проводиться и до момента истечения срока действующего договора, но с учетом того, что новый договор должен вступать в силу по истечении срока действующего на момент проведения торгов договора. К моменту вступления в силу договора, заключенного по результатам торгов, государственное или муниципальное имущество должно быть свободным от прав третьих лиц (за исключением случаев закрепления его за учреждениями на праве оперативного управления).

Предоставление земельного участка в Подмосковье через торги в собственность или аренду

Источник: Министерство имущественных отношений Московской области

Физические и юридические лица могут приобрести или арендовать земельный участок, находящийся в собственности Московской области, через торги. Соответствующую услугу предоставляет Министерство имущественных отношений Подмосковья. О том, какие документы понадобятся для обращения за госуслугой и сроках ее оказания, читайте в материале портала mosreg.ru.

Ограничение на участие в торгах по продаже земельных участков

Источник: ©, сайт администрации Сергиево-Посадского района

Земли сельскохозяйственного назначения не могут иметь в собственности:
– лица без гражданства, иностранные юридические лица и иностранные граждане;
– юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства составляет более 50%.
Перечисленные категории участников торгов могут только арендовать земли сельскохозяйственного назначения.
Одному физическому или юридическому лицу предоставляется в собственность не более 25% от общей площади сельхозугодий, которые находятся на территории одного подмосковного муниципалитета.

Как получить услугу

Чтобы подать заявление и необходимые для получения услуги документы в министерство имущественных отношений региона, можно обратиться лично в территориальное подразделение или многофункциональный центр.
Кроме того, у заявителя есть возможность воспользоваться электронной формой на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

Необходимые документы

Источник: РИАМО, Александр Кожохин

В качестве обязательных документов заявитель должен представить заявление на участие в торгах, свидетельство о госрегистрации юридического лица и учредительные документы юридического лица.
К дополнительным документам относятся:
– подтверждающий личность заявителя документ;
– заверенный перевод на русский язык документов о госрегистрации юридического лица, если в роли заявителя выступает иностранное юридическое лицо;
– платежный документ, подтверждающий перечисление установленного задатка в счет оплаты по договору (размер задатка указывается в документации и информационном сообщении по проведению аукциона).

Результат и сроки предоставления услуги
В качестве результата оказания услуги заявитель получает:
– акт приема-передачи в случае продажи земельного участка;
– договор аренды или купли-продажи участка или отказ в заключении договора;
– протокол о результатах торгов или отказ в допуске к участию в торгах;
– уведомление о признании торгов несостоявшимися;
– возврат внесенного задатка и документов.
Для юрлиц срок регистрации документов составляет один рабочий день, максимальный срок оказания услуги – 60 рабочих дней.

Отказ в предоставлении услуги
Основаниями для отказа в предоставлении услуги или ее приостановлении может быть отказ министерства от проведения торгов, отсутствие задатка на момент рассмотрения заявок на участие в аукционе, отсутствие необходимых для участия в аукционе документов или содержащиеся в них недостоверные сведения.
Кроме того, в услуге могут отказать лицу, которое не имеет права быть участником конкретного аукциона. Если заявитель числится в реестре недобросовестных участников аукциона, это также может стать основанием для отказа в предоставлении услуги.

Порядок обжалования отказа
Обжаловать порядок предоставления услуги заявитель может в Министерстве имущественных отношений или Министерстве государственного управления Московской области при личном письменном обращении, через региональный портал госуслуг, портал правительства Подмосковья или сайт Минмособлимущества, а также через многофункциональный центр.
Срок рассмотрения жалобы в региональном Мингосуправления не превысит 30 дней и будет равен периоду проверки фактов о нарушении порядка предоставления услуги. В Министерстве имущественных отношений жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней.
С более подробной информацией о составлении жалобы можно ознакомиться на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

В качестве обязательных документов заявитель должен представить заявление на участие в торгах, свидетельство о госрегистрации юридического лица и учредительные документы юридического лица.
К дополнительным документам относятся:
– подтверждающий личность заявителя документ;
– заверенный перевод на русский язык документов о госрегистрации юридического лица, если в роли заявителя выступает иностранное юридическое лицо;
– платежный документ, подтверждающий перечисление установленного задатка в счет оплаты по договору (размер задатка указывается в документации и информационном сообщении по проведению аукциона).

Правила проведения торгов за возможность заключения договора об использовании земли

Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), договор аренды на землю, собственником которой является государство или муниципалитет, заключается на торгах, которые организуются в форме аукциона. В данном случае действуют следующие общие правила:

  • аукционы проводятся в открытой форме;
  • в лице организатора подобных торгов может выступать собственник такого имущества (государство), орган исполнительной власти конкретного субъекта РФ, представитель местного самоуправления и др.;
  • по решению организатора аукциона полномочия по его подготовке и проведению (составление документов, публикация извещений и т.д.) могут быть переданы сторонней организации на основании заключенного договора;
  • за организатором сохраняются права и обязанности (независимо от того, кто выполнял функции по подготовке и реализации мероприятия);
  • организация, которая была привлечена для проведения такого аукциона, не может одновременно выступать его участником;
  • в отношении юридических лиц или граждан может быть установлено требование о внесении задатка для участия в торгах, размер которого устанавливается организатором;
  • два и более земельных участка, являющихся государственной или муниципальной собственностью, не могут быть объединены в один лот аукциона.

Помимо вышеизложенного, все претенденты должны отвечать следующим требованиям:

Добавить комментарий