Административная Ответственность ИП

Срок давности привлечения к ответственности ИП, его наказание

Срок давности привлечения предпринимателей к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП:

  • 2 месяца в общем случае;
  • 3 месяца, если дело рассматривается судьей.

Кроме того, ст. 4.5 предусматривает специальные сроки, например 2 года за нарушение законодательства о бухучете.

В п. 14 ПП ВС РФ от 24.03.2005 № 5 уточняется, что:

  1. Отсчет срока давности начинается со дня, следующего за днем совершения правонарушения.
  2. Если форма правонарушения — бездействие, отсчет начинается со дня, следующего за последним днем периода, в котором должна была быть исполнена обязанность.
  3. При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения и составления должностным лицом протокола.

Если дознаватель или следователь не усмотрел в совершенном деянии признаков преступления и отказал в возбуждении уголовного дела (на это рассмотрение/решение им дается 3 дня в соответствии со ст. 144 УПК РФ), то отсчет срока для привлечения к административной ответственности начнется со дня совершения правонарушения (ч. 4 ст. 4.5 КоАП).

Превалирующая часть наказаний за административные правонарушения — это наложение штрафа на ИП.

Другим видом наказания может быть административное приостановление деятельности и дисквалификация ИП.

Приостановление и дисквалификация назначаются только судьей (ч. 1 ст. 3.11, ч. 1 ст. 3.12 КоАП).

Отметим, что для ИП, которые зарегистрированы как малые или средние предприниматели, продлен срок уплаты административных штрафов – читайте подробнее.

Суд рассматривает дело об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя в течение 2 месяцев, его решение вступает в силу через 10 дней после принятия.

Плати налоги и спи спокойно (налоговая ответственность ИП)

Налоговое законодательство относится к нарушениям особо трепетно и карает за нерадение о государственной казне быстро и неотвратимо. Наказания устанавливаются по суду или во внесудебном порядке, если сумма штрафа не превышает 5 тыс. руб. по 1 налоговому нарушению за отчетный период.

Чем наказывают ИП за налоговые нарушения:

  • штрафами в фиксированной сумме (за непредоставление документов, искажение информации, нарушение учета финансов, пропуск сроков декларации и т.п.);
  • штрафами в виде % от суммы недоплаченного налога;
  • пенями за просрочку выплат;
  • блокировкой расчетного счета в банке – за задержку налоговых деклараций.
  1. Штраф выпишут бизнесмену за нарушения законодательства об охране и организации труда. Размеры определяются отдельными статьями КоАп и ТК РФ.
  2. Дисквалификация – запрет заниматься определенной деятельностью от 1 до 3 лет может быть применена при рецидивах нарушений.

Административная ответственность индивидуальных предпринимателей

Индивидуальный предприниматель является субъектом права, поэтому по ряду оснований может привлекаться к разным видам ответственности: гражданско-правовой (ст. 24 ГК); за нарушения трудового законодательства (ТК); налоговой ответственности (ст. 122 НК); административной; имущественной; уголовной (УК).

Трудовых отношений:

Преступление — нарушение правил охраны труда, которое причинило тяжкий вред здоровью либо смерть человека (ст. 143 УК РФ). Верховный Суд в постановлении Пленума № 1 от 23.04.1991 г. указал, что работодатели привлекаются к уголовной ответственности по этой статье, если не устранили известное им нарушение правил охраны труда, не обеспечили соблюдение правил при проведении конкретных работ либо дали указание, противоречащее этим правилам.

Индивидуальный предприниматель может быть оштрафован на сумму до 200 тысяч рублей или приговорен к 180 часам принудительных работ в соответствии с уголовным законодательством в случае отказа в приеме на работу беременной женщины или женщины, имеющей детей до трех лет (ст. 145 УК РФ).

Индивидуальный предприниматель не несет уголовную ответственность по статье 145.1 Уголовного кодекса за невыплату зарплаты более двух месяцев. Ведь субъектом данного преступления может быть только руководитель юридического лица.

Это не означает, что предприниматель не отвечает за невыплату зарплаты своим работникам. У них есть возможность взыскать с бизнесмена-работодателя причитающиеся денежные средства с процентами (ст. 236 ТК РФ). А также они могут потребовать возмещения убытков в гражданско-правовом порядке, то есть на основании норм главы 59 ГК РФ.

  • уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ);

Административная ответственность

По общему правилу, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица. 3 Например, за неиспользование кассовой техники при розничной торговле (статья 14.5 КоАП РФ) или за нарушение закона о рекламе (статья 15.3 КоАП РФ) ИП привлекают к ответственности именно как должностное лицо, 4 а это означает, что штраф он заплатит: в первом случае от 3 до 4 тысяч рублей, а во втором от 4 до 20 тысяч. С организации за те же правонарушения взыщут от 30 до 40 и от 100 до 500 тысяч рублей соответственно.

При этом КоАП предусматривает достаточно большое количество исключений из общего правила, которые условно делятся на два вида:

кодекс содержит специальную санкцию для ИП;

кодекс уравнивает ИП и юридическое лицо.

Так, например, за нарушение трудового законодательства (по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ) для ИП предусмотрено своё, персональное наказание, которое все равно меньше штрафа для организации. А вот за привлечение иностранной рабочей силы к труду без разрешения на работу (патента) ИП ответит на равне с юридическим лицом. 5 Напоминаем – размер штрафа за такое правонарушение составляет от 250 до 800 тысяч рублей.

Таким образом, с точки зрения административной ответственности статус ИП хоть и не выступает «щитом» для своего обладателя, однако в некоторых случаях существенно смягчает удар.

4. Данная позиция подтверждается пунктом 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин»

Административная ответственность ИП

Индивидуальные предприниматели являются обычными гражданами, которые ведут собственный, чаще всего небольшой бизнес. Это понимали и законодатели, когда определяли меры административной ответственности для этой категории экономических субъектов. У ИП нет значительных финансовых ресурсов, что и отличает их от различных фирм и компаний. Поэтому и санкции за различные правонарушения для них мягче.

Если правонарушение значительно, то КоАП РФ позволяет приравнивать предпринимателей к юридическим лицам. И назначать им такие же штрафы, как и фирмам (например, по ст. 18.1).

По некоторым административным правонарушениям, законодательство предусматривает отдельные санкции для людей, находящихся в статусе индивидуального предпринимателя. В этом случае штрафы будут ниже, чем для юр. лиц, но несколько жестче, чем для других категорий нарушителей. Например, за нарушение правил обращения с агрохимикатами ИП может получить такой же штраф, как должностное лицо (2 000 — 5 000 рублей), но контролирующие органы могут и приостановить его деятельность. Юр. лицо в этом случае может получить штраф в 100 000 рублей.

Если санкции за правонарушение не предусматривают отдельного наказания для ИП, ему вменяют те штрафные санкции, которые применяются к должностным лицам. Правомерно это правило только к нарушениям, выявленным в ходе экономической деятельности предпринимателя.

Если он совершит противоправное действие как обычный гражданин, то и отвечать он будет как гражданин, а не как субъект хозяйствования. Например, если перебежит дорогу в неположенном месте.

Если он совершит противоправное действие как обычный гражданин, то и отвечать он будет как гражданин, а не как субъект хозяйствования. Например, если перебежит дорогу в неположенном месте.

Административная ответственность ИП за нарушение трудового законодательства

Привлечение к административной ответственности ИП за правонарушения, относящиеся к трудовому законодательству, осуществляется в случаях, указанных в ст. 5.27.1 КоАП:

  1. Нарушены требования по охране труда, установленные федеральными законами. Наказание в виде штрафа 2000-5000 рублей.
  2. Предпринимателем нарушено условие по проведению специальной оценки условий труда на рабочем месте. Наказанием служит штраф в размере 5000-10000 рублей.
  3. За неоформленного работника предприниматель может быть наказан штрафом в размере 1000-5000 рублей либо запретом на ведение бизнеса продолжительностью до 90 дней.
  4. Предприниматель допустил к выполнению рабочих обязанностей сотрудника без прохождения последним следующих процедур (в случаях, когда это необходимо):
    • специального обучения и сдачи зачёта по знанию требований охраны труда;
    • предварительного и периодического медицинского осмотра;
    • обязательного осмотра у психиатра.

Наказанием за нарушение будет штраф в размере 15000-20000 рублей.

  • Непредоставление работнику необходимого индивидуального средства защиты (если оно необходимо для ведения рабочей деятельности). Наказанием служит админ. штраф в размере 20000-30000 рублей.
  • Повторное выполнение указанных нарушений повлечет за собой наложение штрафа в размере 30000-40000 рублей либо запрет на ведение бизнес-деятельности на период до 3-х месяцев.
    • принятие на работу гражданина другого государства, не обладающего патентом либо разрешением выполнять трудовую деятельность на территории России – штраф 25000-50000 рублей;
    • оформление на должность, которая не указана в патенте или разрешении на работу — штраф 25000-50000 рублей;
    • оформление на работу иностранца, если предварительно не получено разрешение, использовать труд иностранного наёмного работника — штраф 25000-50000 рублей;
    • нарушение порядка уведомления либо не уведомление УФМС о заключенном трудовом соглашении с иностранцем – штраф 35000-50000 рублей либо запрет на бизнес-деятельность на период до 90 дней;
    • иностранец, принятый на работу, не поставлен на миграционный учёт – штраф 40000-50000 рублей (п. 4, ст. 18.9 КоАП).

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ремизов Павел Владимирович

    мости1 законодательства об административных правонарушениях в целом: уменьшение, упрощение и оптимизация использования законодательных перечней, обеспечение должного сочетания приемов унификации и специализации2; повышение качества подготовки и обсуждения законопроектов по внесению изменений в КоАП РФ, создание стратегии реформирования законодательства, в том числе и института административной ответственности3; пересмотр административно-юрисдикционных пол-номочий4; осуществление мониторинга действующего законодательства на предмет наличия в нем пробелов и коллизий; систематизация вносимых изменений, установление периодичности внесения

    Чем рискует предприниматель: имущественные и нематериальные взыскания

    Границы ответственности остаются одним из наиболее важных отличий ИП и ООО. Личные активы учредителей хозяйственных обществ находятся в относительной безопасности. По общему правилу, собственники не принимают на себя обязательств компании. Они могут потерять лишь вклад в уставный капитал.

    Предприниматели такой защиты не получили. На погашение долгов идут денежные средства с расчетных счетов, депозиты, сбережения и наличность. При их нехватке взыскание обращают на дорогостоящие вещи за исключением имущества, поименованного в статье 446 ГПК РФ.

    В случае банкротства коммерсант сохранит:

    • единственное помещение, пригодное для постоянного проживания с семьей;
    • землю под таким строением;
    • предметы обихода;
    • вещи, за исключением роскоши;
    • корма для скота, семена на посев;
    • наличность в размере прожиточного минимума на самого должника и каждого из иждивенцев;
    • продукты питания;
    • топливо, используемое для обогрева или приготовления пищи;
    • государственные награды, медали, призы;
    • транспорт и инструментарий, необходимый для обеспечения достойной жизни инвалида.

    Попытки скрыть активы от приставов или конкурсного управляющего грозят предпринимателю судимостью. Как за фиктивное, так и за преднамеренное банкротство предусмотрено уголовное наказание. Сделки, направленные на отчуждение дорогостоящего имущества, признают недействительными.

    Особым моментом является возможность установления для частных коммерсантов личных запретов. Ограничения носят неимущественный характер, но препятствуют дальнейшей экономической деятельности. Так, за обналичивание сомнительных капиталов представителей бизнеса могут внести в «черный список». Центробанк России регулярно рассылает финансовым организациям сведения из реестра. Нежелательных клиентов отказываются обслуживать. Результатом становится полная блокировка безналичных расчетов.

    Механизмы оспаривания проработаны недостаточно хорошо. Фигурантам «черного списка» предложено разрешить вопрос миром с кредитной организацией. Вторую ступень реабилитации запустили лишь в 2018 году. Клиентам банков разрешили обращаться в межведомственную комиссию с требованиями о восстановлении деловой репутации. Механизм продолжает проходить обкатку на практике. Так, Росфинмониторнг опубликовал информационное письмо № 55 от 30.07.18. В документе разъяснили наиболее острые вопросы блокировки. Последним средством защиты от необоснованных обвинений остается судебное разбирательство.

    Негативные юридические последствия порождает и банкротство. Согласно статье 216 закона 127-ФЗ от 26.10.2002 финансовая несостоятельность влечет:

    • прекращение регистрации ИП;
    • запрет на повторную постановку на учет в статусе предпринимателя на 5 лет;
    • ограничение права управления юридическими лицами в течение того же срока;
    • недопустимость назначения банкрота на руководящие должности в кредитных организациях на протяжении 10 лет.

    Определенный риск несет активное участие в закупочной деятельности. Так, даже однократное нарушение государственного или муниципального контракта является основанием включения в список недобросовестных поставщиков (ст. 104 закона 44-ФЗ от 05.04.13). Получение заказов после применения меры станет невозможным.

    Механизмы оспаривания проработаны недостаточно хорошо. Фигурантам «черного списка» предложено разрешить вопрос миром с кредитной организацией. Вторую ступень реабилитации запустили лишь в 2018 году. Клиентам банков разрешили обращаться в межведомственную комиссию с требованиями о восстановлении деловой репутации. Механизм продолжает проходить обкатку на практике. Так, Росфинмониторнг опубликовал информационное письмо № 55 от 30.07.18. В документе разъяснили наиболее острые вопросы блокировки. Последним средством защиты от необоснованных обвинений остается судебное разбирательство.

    Основания

    Имущественная ответственность ИП может наступить при различных обязательствах. Так, предприниматель должен соблюдать требования регулирующего законодательства. В обязанности предпринимателя входят:

    • надлежащее оформление бизнеса (лицензий или разрешений);
    • своевременная сдача отчетности;
    • уплата предусмотренных законом налогов и иных платежей;
    • выполнение требований пожарной и экологической безопасности;
    • соблюдение требований трудового права;
    • прочие обязательства в зависимости от направлений работы.

    Помимо взаимоотношений с государственными контролирующими инстанциями и обязанностей, которые накладываются на ИП в этой связи, предприниматель должен выполнять взятые на себя обязательства перед контрагентами. В частности, производить своевременные расчеты за оказанные услуги и поставленные товары и пр.

    В гражданско-правовых договорах может быть предусмотрено не только возмещение ущерба при неисполнении своих обязательств предпринимателем, но и различные санкции (неустойки) в виде штрафов и пени за просрочку.

    Также имущественная ответственность может возникнуть у предпринимателя в части задолженности перед его сотрудниками или бывшими работниками по зарплате и прочим платежам. В ходе предпринимательской деятельности ИП может нанести урон работникам или их имуществу, а те вправе потребовать от него компенсации ущерба. В некоторых ситуациях по нормам ст. 237 Трудового кодекса сотрудники вправе рассчитывать и на компенсацию им морального вреда: например, при задержке в выдаче им трудовой книжки или при незаконном увольнении.

    Задолженность может образоваться у предпринимателей перед банковскими организациями по кредиту или перед лизинговыми компаниями либо по платежам, связанным с обслуживанием расчетного счета ИП.

    Так, накопленные долги переходят с ИП на физлицо, у гражданина сохраняется обязанность по уплате налогов и сдаче отчетности за период работы в качестве предпринимателя.

    В имущественную массу, которая подлежит взысканию, попадает следующее имущество предпринимателя:

    Административная

    Административная ответственность индивидуального предпринимателя по обязательствамвыражается в виде штрафов.

    В КоАП прописаны нарушения:

    • сроков уплаты в бюджет налогов (сборов), они регулируются как ГК, так и НК, УК;
    • своевольная смена деятельности, без предупреждения ИФНС;
    • применение запрещённых видов работ для предпринимателя;
    • если работа предусматривает получение разрешения или лицензии, а ИП работает без неё (или по просроченной);
    • ИП сменил паспорт, адрес или другие данные, не уведомив ФНС;
    • нарушение правил торговли (контролёры имеют право привлекать продавца к ответственности за отступления от норм);
    • нарушение пожарной безопасности;
    • работа без ККТ (или нарушение в кассовой дисциплине);
    • приём на работу иностранных граждан без уведомления миграционной службы.

    Подобных нарушений много. В законодательстве прописаны размеры штрафов.

    Административная ответственность индивидуальных предпринимателей намного меньше, чем у юридических лиц. Также ИП могут вынести предупреждение, но лишь единожды (ЮЛ этого права лишены).

    Размеры штрафов определены КоАП и ГК, они практически ежегодно меняются.

    Административная ответственность индивидуальных предпринимателей намного меньше, чем у юридических лиц. Также ИП могут вынести предупреждение, но лишь единожды (ЮЛ этого права лишены).

    Ответственность за неуплаченные налоги

    В случае неуплаты налогов ответственность может быть одновременно административная и уголовная. В частности, если предприниматель два года и даже дольше не уплачивает положенные налоги, то на него налагается штраф. Размеры штрафных санкций составят до 20% всей суммы по просроченным налогам. Плюс будет начислена пеня за каждый день такой просрочки.

    Но это не все. Если сумма неуплаченных налогов превышает 600 тысяч рублей за три года, а предприниматель продолжает заниматься коммерческой деятельностью, наступает уголовная ответственность.

    Наказание может быть в виде штрафа до 500 тысяч рублей. Плюс ИП обяжут выплатить все налоги. Кроме того, предприниматель может лишиться свободы на три года. Если ИП впервые попался на таком нарушении закона, ему полагается амнистия. Достаточно будет погасить задолженность перед государством, заплатить штраф и пеню, чтобы остаться на свободе.

    • Отмывание денег, то есть легализация незаконно полученных доходов.
    • Незаконное предпринимательство.
    • Мошеннические схемы получения кредитов.
    • Утаивание сведений или лжесвидетельство во время банкротства предпринимателя.
    • Оказание услуг, которые являются прерогативой банков.
    • Нарушения в сфере оборота драгоценных металлов и камней.
    • Незаконный экспорт.

    Административная ответственность юридических лиц и предпринимателей

    Общие основания административной ответственности юридических лиц и предпринимателей

    Российская Федерация далеко не первое государство, где широко применяется институт административной ответственности юридических лиц и предпринимателей (в тех странах, где разделяется статус юридических лиц и лиц, занимающихся бизнесом персонально). В Европе нет ни одного государства, в котором бы в повседневной правоприменительной практике не подтверждалась значимость и эффективность данного института. Закономерно поэтому, что и КоАП РФ проявляет к нему повышенное внимание, признавая юридических лиц и предпринимателей субъектами значительного количества административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил в области промышленности и энергетики, связи и информации, предпринимательской деятельности, антимонопольного законодательства, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела, транспорта, экологии и многих других.

    Правовой статус юридического лица в административно-деликтных отношениях имеет существенные особенности, наличие которых обусловило выделение в КоАП РФ ряда специальных норм, характеризующих специфику административной ответственности этой группы субъектов. Укажем на некоторые черты этой специфики.

    1. В основе понятия юридического лица как субъекта административного правонарушения лежит гражданско-правовое определение данной правовой категории, сформулированное в ГК РФ (статьи 48 и 51 ГК РФ). Обязательным признаком юридического лица в таких отношениях является наличие у него гражданской правосубъектности. Из этого следует два важных вывода.

    Во-первых, не любая организация, обладающая гражданской правосубъектностью, может быть субъектом административной ответственности. В частности, не являются таковыми общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридического лица (например, религиозные группы), международные организации, их филиалы и представительства, работающие на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства российских юридических лиц.

    Во-вторых, административная ответственность юридических лиц распространяется не только на хозяйствующих субъектов, но и на субъектов публичного права, имеющих статус юридического лица.

    Речь идет о различных публично-правовых образованиях, главным предназначением которых является не участие в гражданском обороте и не осуществление предпринимательской деятельности, а решение задач общественного характера либо путем различных форм общественной самодеятельности, либо путем реализации властных полномочий публичного управления.

    Можно выделить две группы таких субъектов:

    •организации, которые упоминаются в качестве юридических лиц в ГК РФ;

    •организации, которые в качестве юридических лиц в ГК РФ не упоминаются и приобретают данный статус на основании иных нормативных правовых актов.

    К первой группе можно отнести некоторые общественные объединения и учреждения, в том числе профсоюзы, политические партии, государственные и муниципальные учреждения: образовательные учреждения культуры, здравоохранения, научно-исследовательские институты, государственные университеты и т.п.

    Во вторую группу входят, в частности, федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (за исключением Правительства РФ, которое в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» не имеет статуса юридического лица); иные государственные органы, например Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, а также представительные и исполнительные органы субъектов РФ, такие же органы местного самоуправления (подробнее см.: «Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях» (Панкова О.В., под ред. О.А. Егоровой, «Статут», 2014)).

    Кроме того, в качестве юридических лиц публичного права следует рассматривать саморегулируемые организации, осуществляющие государственные функции по оказанию государственных услуг.

    2. Юридические лица подлежат административной ответственности только тогда, когда это предусмотрено статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Это универсальное правило исключений попросту не знает.

    3. В случае если в санкции статьи, устанавливающей административную ответственность, прямо не указано, что она применяется только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ).

    4. Из десяти видов административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, к юридическим лицам могут применяться только четыре: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

    Наиболее распространенными из них являются административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Объявление устного замечания в порядке ст. 2.9 КоАП РФ к числу административных наказаний не относится.

    При этом размер административного штрафа, исчисляемого в твердом рублевом эквиваленте, по общему правилу не может превышать 1 млн. руб. Однако за отдельные составы нарушений такой штраф установлен в значительно большем размере и может достигать десятков миллионов рублей. Как видим, введенные в законодательство об административных правонарушениях штрафные санкции для юридических лиц являются значительными по размеру и способны существенным образом влиять на их социально-экономическое положение. Очевидно, что подобное наказание объективно направлено на осуществление не только предупредительной, но и карательной функции, и в этом качестве оно вполне сопоставимо с уголовно-правовыми штрафами.

    5. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.10 КоАП РФ), при том, что за отдельные виды административных правонарушений для юридических лиц предусматриваются более высокие по размеру санкции по сравнению с санкциями для физических лиц.

    По мнению Конституционного Суда РФ, такое правовое регулирование, будучи обусловленным спецификой юридических лиц, на которых, как на участников хозяйственного оборота возлагаются и риски, сопутствующие осуществляемой ими деятельности, а также тем обстоятельством, что в отличие от физических лиц они не признаются действующим законодательством субъектами уголовной ответственности, является конституционно допустимым (Постановления Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. № 7-П и от 26 ноября 2012 г. № 28-П).

    Это правило многие авторы объясняют принципом справедливости, согласно которому каждое лицо несет ответственность за деяние в соответствии со степенью его вины. Однако у большинства правоприменителей и лиц, привлекаемых к административной ответственности, оно просто не укладывается в голове: почему за одно и то же правонарушение должны отвечать и юридическое лицо, и лицо физическое? Почему в этом случае законодатель по сути ввел принцип двойной ответственности за одно правонарушение (в административных протоколах составы правонарушений для юридических лиц и для должностных лиц часто формулируются словно «под копирку»). Такой подход особенно болезненно воспринимается владельцами небольшого бизнеса, для которых юридическое лицо – это, по существу, они сами, их дело, их жизнь. Критично относится к подобной практике и автор публикации. Полагаю, что рано или поздно нас ждут здесь принципиальные уточнения и разъяснения, например, по вопросу о том, что должностное лицо не может отвечать за то же самое правонарушение, состав правонарушения для него должен формулироваться иначе и быть специально предусмотрен КоАП РФ.

    Положение ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5), в котором говорится о необходимости установления виновности как должностного, так и юридического лица в совершении административного правонарушения, за которое они могут быть привлечены к административной ответственности по одной и той же статье Особенной части Кодекса. Тем самым обращено дополнительно внимание на то, что в названной норме речь идет не о любых физических лицах, не имеющих никакого отношения к юридическому лицу, а о его должностных лицах.

    В силу ч. 3 ст. 2.10 КоАП РФ возможность одновременного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и его должностного лица не исключается и в том случае, когда противоправное деяние выразилось в невыполнении требований индивидуального правового акта, адресованного как юридическому лицу, так и его должностному лицу (например, предписания контрольно-надзорных органов).

    6. Признаки вины юридического лица, закрепленные в ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ, значительно отличаются от признаков вины физического лица.

    Дело в том что сама субъектная категория юридического лица весьма специфична и представляет собой особую правовую конструкцию, которая не обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием. Поэтому и традиционная трактовка вины как психического отношения лица к совершаемому им противоправному деянию и его последствиям здесь не подходит. Эти сформулированные законодателем признаки необходимо учитывать при привлечении юридических лиц к административной ответственности.

    7. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, совершившие административное правонарушение в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, при привлечении их к административной ответственности приравниваются к должностным лицам (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

    Строго говоря, должностными лицами индивидуальные предприниматели не являются, они лишь несут административную ответственность как должностные лица. Обращая внимание на оговорку, сделанную в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, необходимо отметить, что положения об административной ответственности должностных лиц распространяются на них лишь в том случае, если федеральным законом не установлено иное.

    Примечательно, что большинство статей главы 14 КоАП РФ, посвященной административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности, также предусматривают ответственность только для должностных и юридических лиц. И лишь некоторые из более чем 60 составов правонарушений в данной области содержат санкции специально для индивидуальных предпринимателей (например, ст. ст. 14.1.2, 14.1.3, 14.25, 14.46.1). При этом размер применяемого к ним административного штрафа значительно превышает размер штрафа за аналогичное правонарушение, совершенное гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя.

    Стоит также отметить, что в других главах Особенной части КоАП РФ индивидуальный предприниматель упоминается в качестве самостоятельного субъекта административной ответственности, отличного от физического, должностного или юридического лица (например, ст. ст. 5.51, ч. 3 ст. 6.25, ч. 3 ст. 6.29, ст. ст. 6.33, 7.23.3, ч. 7 ст. 7.32, ст. ст. 9.5.1, 11.15.1, 11.15.2, ч. 10 ст. 12.21.1, ч. 5 ст. 13.15, подробнее см.: Некоторые особенности правового положения индивидуального предпринимателя (Ерохина Т.В., Казаросян З.М., «Право и экономика», 2016, №4)).

    Малозначительность административных правонарушений

    Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

    Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.

    В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

    Заметим, что в соответствии с п. 8. (Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) административное правонарушение, состав которого предусмотрен статьей 19.29 КоАП РФ (привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»), ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не может быть признано малозначительным.

    Очевидно, что судебной практикой будут наработаны подходы и по другим составам административных правонарушений, где будет нельзя применять малозначительность.

    Применять малозначительность может как орган, рассматривающий вопрос о привлечении к административной ответственности, так и суд (когда он сам выступает как такой орган, и когда суд рассматривает вопрос в порядке обжалования решения такого органа).

    При малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, совершившее административное правонарушение, административному наказанию не подвергается.

    Таким образом, не будет являться обстоятельством, отягчающим административную ответственность, совершение повторного административного правонарушения в случае, когда за первое административное правонарушение лицу, привлекавшемуся к административной ответственности, было объявлено устное замечание в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.

    Личная практика автора статьи показывает, что применение государственными органами и судами малозначительности происходит только тогда, когда просьба об этом:

    •следует по делам, где не отрицается сам факт административного правонарушения, но внимание органа правоприменения акцентируется на его малозначительности;

    •подробно мотивирована с приведением аргументов и соответствующих доказательств;

    •проиллюстрирована похожей судебной практикой, особенно – местной;

    •подкреплена ссылками на отсутствие вредных последствий, на формальный характер нарушения.

    МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «СЛЕПЦОВ И ПРТНЕРЫ», кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации

    Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 8 (178) дата выхода от 21.08.2017.

    Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

    6. Признаки вины юридического лица, закрепленные в ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ, значительно отличаются от признаков вины физического лица.

    Порядок привлечения индивидуальных предпринимателей к административной ответственности

    Если происходит привлечение к административной ответственности индивидуального предпринимателя КоАП приравнивает его к должностному лицу и соответственно, все штрафы и наказания назначаются, как для должностного лица. Получите консультации по административным правонарушениям у нашего адвоката, чтобы понять насколько обосновано выдвинуто обвинение против вас и вашей предпринимательской деятельности.

    Предприниматель может выступать в качестве работодателя. Тогда трудовое законодательство касается его напрямую, при его нарушении может возникнуть административная и уголовная ответственность. Административным наказанием могут служить штрафы, конфискация, арест, дисквалификация. Например, отказываясь от заключения коллективного договора, ИП получает штраф в 5000 рублей. Такой же штраф грозит, если не выполняются обязательства по коллективному договору.

    Оплата штрафа должна произойти не позднее 30 дней, многие из них предусматривают выплату в двойном размере при просрочке платежа. Сейчас правительство активно привлекает средства в бюджет, поэтому разработан закон, который предусматривает своеобразную скидку за некоторые штрафы для водителей – если произвести оплату в течение 20 дней, то можно платить всего половину суммы.

    Не всегда административные штрафы назначаются корректно, бывает, что индивидуальные предприниматели не согласны с ними, тогда их можно пробовать отменить. Оспаривание штрафов имеет свою процедуру. Подается жалоба в тот орган, который назначил штраф, необходимо уложиться в 10 дней. Обжалование штрафа не обременено оплатой госпошлины.


    Наш юрист по административным делам будет Вашим помощников в доказывании отсутствия состава правонарушения Вас, как индивидуального предпринимателя.

    Административная ответственность ИП после прекращения деятельности

    Рассмотрим вопрос – несет ли бывший предприниматель административную ответственность за правонарушения, совершенные в период, когда у него было открыто ИП?

    Часть 1 ст. 23 ГК РФ определяет, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

    Согласно ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

    В судебной практике отражено следующее толкование данных норм –

    «При прекращении гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя его права и обязанности, возникшие при осуществлении им предпринимательской деятельности, не прекращаются; к иному лицу не переходят» (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 N 13АП-21016/2017 по делу N А56-32940/2016).

    Соответственно, после прекращения деятельности в качестве ИП физическое лицо, в отличие от ЮЛ, сохраняет свою правосубъектность и продолжает нести ответственность.

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

    Часть 1 ст. 4.1 КоАП РФ определяет, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

    Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

    КоАП РФ содержит ряд обстоятельств, освобождающих от административной ответственности. К ним относятся, в частности:

    – малозначительность правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ);

    – истечение срока давности привлечения к ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ);

    – подтверждение того факта, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ).

    Также существует ряд обстоятельств, исключающих административную ответственность, таких как недостижение 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ), действие в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ), невменяемость (ст. 2.8 КоАП РФ).

    Такое основание, как «ликвидация ИП, совершившего правонарушение» КоАП РФ не предусмотрено.

    На основании изложенного считаю, что после ликвидации ИП физическое лицо может быть привлечено к ответственности в пределах сроков давности, определенных ст. 4.5 КоАП РФ, и нести ответственность, установленную для должностного лица.

    Подобная ситуация рассмотрена в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 N 13АП-1106/2015 по делу N А26-8386/2014.

    «По результатам проверки должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Республике Карелия 13.10.2014 составлены акт проверки N 119 и протокол N 45 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

    На основании собственного решения 31 октября 2014 года Диденко Тамара Семеновна прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, на момент совершения правонарушения и обращения заявителя в суд (15.10.2014) ответчик являлся индивидуальным предпринимателем.

    Поскольку на момент совершения правонарушения Диденко Тамара Семеновна являлась индивидуальным предпринимателем, в рассматриваемом случае подлежит применению наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей».

    В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 N 17АП-15563/2014-АК по делу N А60-30371/2014 суд пришел к аналогичным выводам:

    «При этом суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта об утрате статуса индивидуального предпринимателя на момент принятия решения суда о привлечении его к административной ответственности, поскольку на момент совершения правонарушения и составления протокола об административном правонарушении Болкуневич В.Д. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 66 N 000570129 от 11.01.2005 и информационной выпиской из ЕГРФЛ от 17.07.2014 (л.д. 28, 31а-в).

    Тот факт, что с 15.07.2014 Болкуневич В.Д. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не является основанием для привлечения его к ответственности как физического лица, так как если на момент совершения правонарушения Болкуневич В.Д. являлся предпринимателем, то независимо от того, сохранен или утрачен им этот статус в последующем, он должен привлекаться к ответственности как индивидуальный предприниматель».

    Соответственно, после прекращения деятельности в качестве ИП физическое лицо, в отличие от ЮЛ, сохраняет свою правосубъектность и продолжает нести ответственность.

    Читайте также:  Покупка квартиры в долевую собственность супругами
    Добавить комментарий