Завершение обгона через сплошную: не успел закончить обгон до сплошной, разъяснения, какой штраф

Последствия завершения обгона через сплошную

По закону, маневр, совершаемый путем проезда на сплошной линии, является противоправным деянием и карается в соответствии с действующим КоАП. Однако из этого правила есть ряд исключений. Более того, на дорогах нередко возникают ситуации, которые сотрудниками ГИБДД и водителями трактуются по-разному. Это относится и к завершению обгона через сплошную.

Можно ли завершать обгон, когда появляется сплошная разметка?

ПДД запрещают перемещение транспортных средств по сплошной либо заезд на данную линию. Такие действия трактуются, как выезд на встречную полосу, и жестко пресекаются. Споры между водителями и полицейскими по поводу того, действительно ли автомобилисты нарушают ППД в случае пересечения сплошной линии разметки при завершении маневра, объясняются двумя причинами:

  • непониманием, как трактуются соответствующие нормы КоАП;
  • повреждением (стиранием) дорожных линий.

Общий порядок, закрепленный постановлением пленума Верховного суда, следующий: если автомобилисты выехали на встречную полосу на прерывистой линии, но закончили обгон на сплошной — это прямое нарушение ПДД. Такая трактовка объясняется тем, что водители несут полную ответственность за собственные действия на дорогах. То есть, управляя транспортным средством, человек обязан:

  • постоянно следить за ситуацией на дороге;
  • самостоятельно оценивать дистанцию между соседними автомобилями;
  • избегать действий, способных привести к аварии.

Это означает, что если начал обгон на прерывистой, водитель должен заканчивать маневр до появления сплошной и вернуться в свою полосу.

Дорожная разметка по ПДД

Применительно к рассматриваемому случаю ППД устанавливает три возможных варианта линии разметки, наносимой на проезжую часть:

  • сплошная;
  • прерывистая;
  • предупредительная.

Последняя сигнализирует водителям о скором появлении сплошной. То есть, если обгон начат на прерывистой, и появилась предупредительная линия, необходимо вернуться в прежнюю полосу движения. Данное правило распространяется и на случаи, когда совершается маневр рядом с тихоходным транспортом (трактор и иное), который обязан открывать дорогу для других видов автомобилей.

Для завершения маневра при обгоне до появления сплошной должно быть достаточно места. И это также должен оценивать автомобилист.

Причем даже отсутствие предупредительной разметки не всегда позволяет избежать штрафных санкций.

Какими нормативными актами регулируется?

Порядок и условия совершения обгона регулируются разделом 11 ПДД. В правилах дорожного движения также определены сведения, касающиеся особенностей нанесения разметки (место, тип, цвет и другое). Аналогичная информация содержится в статье 12.15 КоАП. А в пункте 4 указанного раздела Кодекса приводятся сведения о наказаниях за случаи, когда водитель не успел завершить обгон до появления сплошной.

Ситуации, при которых нельзя завершать выезд на данную линию

Маневр на сплошной выполнять запрещено, вне зависимости от сложившихся на дороге обстоятельств, в том числе и при:

  • обгоне транспортных средств, включая тихоходные;
  • повороте на смежную дорогу;
  • возникновении препятствий.

Последний пункт означает следующее: если перед автомобилем возникает препятствие, водителю необходимо повернуть в сторону, противоположную встречному движению (даже если придется выехать на обочину).

Когда допускается завершение маневра?

Единственный случай, который не карается штрафами, если водители завершили обгон на сплошной, — когда машина движется по узкой дороге, со стертой или плохо различимой из-за грязи либо иных факторов разметкой. Также в ПДД предусматриваются две ситуации, когда подобные действия не являются правонарушением:

  • обе полосы располагаются вместе, а машина совершает разворот либо въезжает на стоянку или выезжает с парковки;
  • автомобиль движется со двора и поворачивает налево (по ходу движения остального транспорта).

Пленум Верховного суда определил еще одну ситуацию, когда разрешается завершать обгон: машина движется по дороге, по обочине, и водитель перед выездом убедился в безопасности совершаемого маневра (по встречной полосе не двигаются другие автомобили).

Как реагировать на действия полицейского при составлении протокола?

Если водитель после окончания прерывистой пересек сплошную разметку, и это действие зафиксировал сотрудник ГИБДД, рекомендуется:

  • не препятствовать фиксации правонарушения;
  • обосновать причину, почему был совершен выезд в нарушение правил дорожного движения;
  • привести убедительные доказательства того, что иначе совершить маневр было невозможно;
  • сфотографировать место происшествия;
  • написать «Не согласен» в полицейском протоколе, если автомобилист планирует оспаривать решение.

Рекомендуется также настоять на том, чтобы полицейский осмотрел состояние дорожной разметки и отметил в протоколе, что дорожная разметка стерта или закрыта грязью.

Штрафные санкции

Пересечение сплошной линии, вне зависимости от причин совершения этого деяния, карается штрафными санкциями.

Размер штрафа за обгон по сплошной

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

Если водитель начал маневр на прерывистой, а закончил на сплошной линии, то в отношении автомобилиста составляется протокол о нарушении ПДД. За такое противоправное действие полагается штраф в размере 5 тысяч рублей. При повторной фиксации данного правонарушения на дорожные камеры накладываются аналогичные санкции.

Если действия водителя создавали опасную ситуацию либо привели к аварии, то вместо штрафа изымаются права сроком на 4-6 месяцев. При повторном нарушении ПДД документ изымают на год.

Можно ли оспорить данное нарушение?

Вне зависимости от причин наложения штрафных санкций, граждане вправе обжаловать решение полицейского в суде. Основным доказательством для вынесения положительного для автомобилиста решения являются нарушения, совершенные дорожными службами при нанесении разметки, либо наличие загрязнений на поверхности последней. В подобных случаях суд нередко не наказывает за обгон.

Завершение обгона на сплошной

Подборка наиболее важных документов по запросу Завершение обгона на сплошной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Завершение обгона на сплошной

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2020 N 16-485/2020
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 12.15 КоАП РФ (нарушение правил расположения транспорта на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона).
Решение: В удовлетворении требования отказано. Представленная в материалы дела видеозапись также отвечает требования допустимости. Отметка должностного лица в протоколе об административном правонарушении о том, что к протоколу прилагается видео, не может расцениваться иначе как факт фиксации административного правонарушения на видеозаписи, с приложением этой видеозаписи к административному материалу. Сведения о наличии видеозаписи маневра обгона имеются и в рапорте должностного лица. Отсутствие сведений о техническом средстве, с помощью которого осуществлялась видеозапись, вопреки утверждениям заявителя, не указывает не неприемлемость ее использования при разрешении настоящего дела. Факт того, что на видеозаписи изображен его автомобиль, Х.С.НБ. подтвердил в судебном заседании. Содержание видеозаписи объективно подтверждает факт выезда транспортного средства под управлением Х.С.НА. в нарушение ПДД РФ на полосу, предназначенную для встречного движения. Обстоятельства того, что на видеозаписи не зафиксирован момент начала выполнения маневра обгона, не исключают относимости и допустимости данного доказательства, содержат необходимые сведения для установления факта того, что Х.С.НБ. совершил обгон впереди идущего транспортного средства с выездом на полосу встречного движения на мосту через р. Колтымак, в завершающей фазе маневра обгона пересек сплошную линию дорожной разметки 1.1.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2021 N 16-2439/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения транспорта на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
Решение: Удовлетворено. Довод заявителя о том, что маневр обгона был начат им на прерывистой линии дорожной разметки и окончен уже на сплошной линии дорожной разметки 1.1, не свидетельствует о незаконности судебного акта, поскольку завершение маневра обгона с нарушением Правил дорожного движения не исключает виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Завершение обгона на сплошной

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Какая ответственность установлена за пересечение сплошных линий дорожной разметки?
(“Электронный журнал “Азбука права”, 2021) Также установлено ограничение в части пересечения линии 1.11. Ее разрешается пересекать либо со стороны прерывистой линии, либо со стороны сплошной линии при завершении обгона или объезда (разд. 1 Приложения 2 к ПДД; Таблица А.1 Приложения А к ГОСТ Р 51256-2018).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
“Проблемы применения мировыми судьями законодательства об административных правонарушениях в области дорожного движения: научно-практическое пособие”
(Похмелкин В.В.)
(“Юстицинформ”, 2019) Обращаю внимание на то, что часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ признает правонарушением именно противоправный выезд на полосу встречного движения, а не возврат на свою полосу и не обгон в целом. Кроме того, раздел 11 ПДД, посвященный правилам обгона, не содержит ни слова о недопустимости этого маневра, если его завершение производится через сплошную линию разметки. Оговаривается только обязанность водителя убедиться в том, что он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Нормативные акты: Завершение обгона на сплошной

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Решение Верховного Суда РФ от 19.09.2013 N АКПИ13-725
П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать положение абзаца тридцатого раздела 1 Приложения о запрете пересекать линию 1.1 недействующим в части, не допускающей ее пересечение для завершения разрешенных обгонов в зоне пешеходных переходов при отсутствии на них пешеходов и в зоне до и после нерегулируемых перекрестков при движении по главной дороге. В заявлении указано, что согласно пункту 11.4 Правил дорожного движения Российской Федерации обгон не запрещен на пешеходных переходах при отсутствии на них пешеходов, а также в зоне нерегулируемых перекрестков при движении по главной дороге. В связи с чем водитель, начавший разрешенный обгон перед данными участками через прерывистые линии разметки 1.5 или 1.6, имеет право продолжать выполнение маневра обгона. Между тем оспариваемая норма приводит к ситуации, когда водитель уже завершил обгон, но справа от него находится сплошная осевая линия разметки 1.1, которая в этом случае обязывает продолжать уже не сопряженное с обгоном движение по левой стороне проезжей части, что прямо противоречит пункту 5 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” о правостороннем движении транспортных средств.

Начали обгон через прерывистую, а закончили на сплошной – грозит ли наказание и какое?

WhatsApp

Есть две важные проблемы в спорах по теме данной статьи. Первая заключается в том, что езда слева от сплошной линии разметки запрещена в любой ситуации (когда она отделяет встречный поток). Но вторая тонкость заключается в том, что конкретно норма наказания предусматривает ответственность именно за выезд на встречку через сплошную. А как всё это работает на практике? В этом материале мы и выясним, что грозит водителю, если начало обгона было на прерывистой, но завершение произошло на сплошной разметке. Приведём официальные ссылки на законодательство 2022 года и актуальную судебную практику, в том числе мнение Верховного суда РФ.

Самое главное в 2022 году: можно ли закончить обгон через сплошную?

Нет, нельзя. Хотя, далеко не все автолюбители найдут подтверждение этого утверждения сразу же в Правилах дорожного движения. А дело всё в том, что “копать” мы начнём не совсем там, где нужно. В статье главным элементом, запрещающим обгон, предстаёт сплошная линия разметки. И в ПДД 2022 года есть две важных трактовки относительно этого.

  1. Сплошная линия идёт под номером 1.1 Приложения №2 к Правилам. И в её описании указывается, что она разделяет потоки транспорта встречных направлений. И ни слова про запрет её пересекать при завершении обгона.
  2. Однако, ниже в данном Приложении идёт ещё свод требований к водителям при встрече с разметкой. Так, здесь есть прямой запрет пересечения линии 1.1.

И здесь получаем, что когда мы начинаем манёвр обгона в соответствии со всеми требованиями ПДД, в том числе через прерывистую разметку, но возврат происходит с пересечением сплошной линии, то мы нарушаем требование дорожной разметки, и всего то. И за это нам должно грозить наказание по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ со штрафом всего 500 рублей.

Да и вообще, получается, что мы можем выехать через прерывистую, затем ехать (даже долгое время) слева от сплошной, и когда она закончиться, вернуться в свою полосу снова на прерывистой. И тогда всё будет в рамках закона – ведь мы выполнили требование ПДД не пересекать разметку!

Однако, на практике 2022 года водителей нередко лишают прав, либо назначают штраф в 10 раз больше – 5 000 рублей. Но пока выясним, почему вышеописанные ситуации многими автолюбителями до сих пор трактуются как разрешённые (а потом они же удивляются, если сами на практике попадутся инспекторам ГИБДД с таким нарушением, когда их лишат водительских прав).

Можно ли заканчивать обгон на сплошной

Почему некоторые водители считают, что завершать обгон на сплошной можно?

Если вам кто-то скажет, что знает ПДД целиком и полностью, то это значит, что этот человек вообще не понимает ничего в этом нормативно-правовом акте. Дело в том, что мы читаем лишь свод правил (дорожного движения). Но в различных ситуациях на практике играют сразу несколько пунктов этих Правил, которые могут дополнять, заменять друг друга более приоритетными и нередко даже противоречить. И приходится манипулировать всем этим, доказывая должностному лицу или судье свою точку зрения.

Вот и здесь похожая ситуация. Выше мы писали, что начинаем копать немного не в ту сторону. Так и есть. Описание и требования к сплошной разметке 1.1 – это не единственное, чем следует руководствоваться при обгоне. В ПДД есть ещё целые отдельные разделы со своими сводами пунктов про маневрирование (а обгон – это серия манёвров), расположение транспортных средств и других.

Пункт 9.1.1 – это новые правила

Так вот, самый главный для нас пункт в нашем случае, когда начало обгона было на прерывистой, а завершение через сплошную – это 9.1.1 ПДД. Здесь даётся практически исчерпывающий ответ на вопрос – в случае, если встречная полоса отделена от попутной сплошной линией, то находиться слева от этой линии запрещено.

А ответ, почему некоторые автолюбители до сих пор считают, будто бы можно заканчивать обгон на сплошной, если он начат на прерывистой, потому что могут не знать о существовании пункта 9.1.1, так как давно не заглядывали в обновлённые ПДД.

Дело в том, что данная норма появилась относительно недавно – соответствующим Постановлением Правительства №761 в 2017 году было введено это правило на фоне того, что даже в судебной практике начинались споры о том, что пересечения сплошной могло не быть, значит, водитель ничего не нарушил.

Читайте также:  Регистрация авторских прав: понятие и варианты реализации

А наказание предусматривает штраф или лишение прав за выезд на встречку

Но есть ещё одно препятствие для чёткого понимания, что завершать манёвр обгона через сплошную запрещается. Дело в самой трактовке наказания за неправильный обгон. Часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ предписывает штраф или лишение водительских прав за выезд в нарушение ПДД на встречную полосу.

И здесь снова начинаются споры, где “лагерь неверующих” пытается доказать, что выезд как раз был совершён по всем правилам – через прерывистую. А про продолжение и завершение обгона в Административном кодексе ничего не говорится.

Если не успели закончить обгон на прерывистой

Однако, и эта позиция совсем не верна. И вот почему!

Обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной – есть ли наказание?

Итак, теперь настало время расставить все точки в данном вопросе. Как итог вышеописанного, приведём, что имеем с точки зрения законодательства по нашему вопросу.

  • Правила дорожной разметки запрещают пересекать сплошную линию в любую сторону. Но наказание за это предусмотрено в виде штрафа 500 рублей именно за нарушение разметки.
  • В то же время есть пункт 9.1.1 ПДД, предписывающий запрет двигаться слева от сплошной, если она разделяет встречный поток от вашего попутного.
  • Однако, наказание за данное нарушение правил расположения предусмотрено конкретно за выезд в нарушение требований ПДД на встречную полосу. Но значит ли это, что можно завершать обгон через сплошную при условии, что начат он через прерывистую?

Тем не менее, в практике 2022 года – как судебной, так и при разборе таких дел в ГИБДД – водителя привлекут по части 4 статьи 12.15, предусматривающей в том числе лишение водительских прав, если был хоть малейший момент, когда он находился слева от сплошной линии.

Такая практика, на самом деле, устоялась уже давно и имеет логику. Суды чаще всего мотивировали правильность применения нормы с лишением за это тем, что выезд якобы включает в себя любое движение слева от сплошной линии разметки. Вот наиболее яркий пример такого решения суда в из Ставропольского края. Даже если вы просто не успели закончить манёвр по тем или иным причинам. И вот почему!

Важное мнение Верховного суда про завершение манёвра через сплошную

Сейчас, в 2022 году действует одно из наиболее актуальных последних Постановлений Пленума Верховного суда РФ именно по данному вопросу. Все нижестоящие суды просто обязаны руководствоваться мнением Коллегии верховных судей (хотя, именно руководствоваться, а не “штамповать” бездумно такие же решения, так как обстоятельства, действительно, могут различаться).

Так вот, в Постановлении Пленума №20 от 25.06.2019 года в пункте 15 Верховный суд прямо указал, что в случае, если обгон начат без нарушения Правил, однако, завершён с пересечением сплошной линии разметки, то такие администратиные правонарушения нужно квалифицировать именно по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный манёвр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Таким образом, в настоящее время действует устоявшаяся судебная практика – если вы закончили обгон на сплошной, то не имеет никакого значения, как вы его начали. Вас всё равно привлекут по норме, предусматривающей лишение прав в том числе. Но есть всё же исключения из этой практики. Потому как пересечение сплошной должно быть виновным деянием водителя. А без вины, как известно, наказывать нельзя. Сейчас и рассмотрим такие ситуации.

Если не успели обогнать до начала сплошной разметки?

Шансы быть привлечённым к крупному штрафу или остаться без прав зависят от того, по какой конкретно причине вы не смогли вовремя завершить обгон.

Если ваша ситуация идентична всему описанному выше, то здесь вариантов, как вы понимаете, мало. Однако, важно выяснить дополнительные обстоятельства, почему вы не успели – если речь только в вашей невнимательности, то это одно. А если есть объективные причины тому, что вы, например, своевременно не увидел разметку или дорожные знаки, то совсем другое. Поэтому читаем ниже.

Пересекли сплошную при завершении обгона, начав на прерывистой

Если не было запрещающего знака?

Самый “опасный” для любого водителя и пугающий большинство дорожный знак на трассе – это 3.20 “Обгон запрещён”. Именно в его отношении установлены дополнительные требования по ГОСТу. И вы его могли не увидеть по разным причинам. Например:

  • вы несвоевременно среагировали и завершили обгон через сплошную, потому что проехали знак, находясь слева от фуры, то есть не по своей вине могли не видеть запрет выезжать на “встречку”,
  • знак был испачкан, залеплен снегом,
  • он повернулся (от ветра или по иным причинам) в другую сторону,
  • вы просто внимательно следили за дорожной обстановкой и потому оказались менее внимательны к дорожным знакам.

Так вот, только последняя ситуация по закону должна повлечь наказание для водителя. Но очень важная тонкость – во всех случаях знак сопровождает сплошная разметка. И вот если её было видно, то не имеет значения, видели или нет вы знак – линии вы обязаны были разглядеть. Опять же, если они были не в снегу, грязи или не были стёрты.

Если знак закрыла для вас фура, то обратите внимание, что актуальный в 2022 году ГОСТ Р52289-2019 в своём пункте 5.1.6 требует, чтобы “Обгон запрещён” обязательно дублировался слева. В отличие от многих других запрещающих знаков, именно для 3.20 (и 3.22 – запрет обгона для грузовых авто) это правило установлено даже если в вашем направлении только одна полоса движения.

А, если в нарушение указанного ГОСТа слева не было ничего, то вы вправе были рассчитывать на его присутствие там. Но снова напомним о том, что руководствоваться разметкой вы также обязаны. Поэтому крайне желательно предоставить при обжаловании или на разборе данного дела в ГИБДД видеозапись с вашего регистратора, где видно, что знака слева от дороги нет, равно как нет объективной возможности увидеть разметку.

Если не было разметки 1.6?

А этот момент уже более спорный – но только при наличии знака 3.20, который начинается вместе со сплошной. То есть речь идёт о ситуации в следующей последовательности:

  1. Вы начинаете обгон в зоне, где он не запрещён,
  2. спокойно опережаете по встречной полосе автомобиль (автомобили), внимательно следя за разметкой и знаками впереди и, конечно же, за появлением встречных машин,
  3. как вдруг внезапно для вас начинается сплошная линия разметки, без возможности предпринять меры по завершению обгона до начала запрета.

Дело в том, что законодатели для возможности избежать таких ситуаций придумали разметку под номером 1.6 – это прерывистая линия, но длина штриха у неё гораздо длиннее расстояния между этими штрихами. И она придумана как раз для предупреждения о приближении к зоне запрета обгона.

Согласно ПДД, она обязательно должна быть нанесена перед сплошной. А, согласно тому же ГОСТу (пункт 6.2.8), её длина должны быть минимум 50 метров в населённых пунктах и 100 – вне населённого пункта.

Лишение прав за завершение обгона по сплошной

Виноваты ли вы, если вопреки ГОСТу и ПДД не было линии 1.6, и вы не успели завершить обгон и вернулись в свою полосу уже через сплошную?

С одной стороны, отсутствие объективной возможности налицо. Однако, шансы успешно обжаловать вынесенное постановление повысятся, если вы предоставите доказательства того, что вы обгоняли длинномерное транспортное средство, к примеру. Это нужно, потому как судья или инспектор ГИБДД, рассматривающие дело, могут указать на то, что вы могли смотреть далеко вперёд и увидеть издалека начало сплошной линии, и завершили бы обгон без нарушения.

Однако, и здесь судебная практика в 2022 году неоднозначная – бывает, что водителей лишают прав даже в этом случае. И опять же, напомним, что при начале сплошной не должно быть знака запрета обгона – иначе любые попытки доказать свою невиновность упрутся в определённо правильную мотивировку: “Вы обязаны были видеть знаки впереди вас“!

Выезд через прерывистую, движение слева от сплошной, но возврат тоже через прерывистую– что грозит?

Обратите внимание, что Верховный суд в своём разъяснении указывал на случай, когда конкретно произошла ситуация с завершением обгона на сплошной линии разметки. Но что будет, если вы выехали на встречную полосу через прерывистую, а вернулись тоже с её пересечением? При этом, на вашем пути по “встречке” всё же была сплошная линия.

Увы и ах, но и в данном случае велика вероятность того, что вас привлекут по статье 12.15 КоАП РФ, так как конкретно нарушен пункт 9.1.1 ПДД, предписывающий полный запрет езды слева от сплошной линии, а не только пересечения разметки 1.1.

Завершение обгона через сплошную разметку

Пересечение сплошной при обгоне

Многих водителей интересует, какое наказание грозит за завершение обгона через сплошную линию разметки. Связано это в первую очередь с тем, что на многих загородных автодорогах участки прерывистой разметки слишком короткие и далеко не каждый обгон удается завершить своевременно.

Пересечение сплошной разметки при завершении обгона

Завершение обгона

Пересечение сплошной линии разметки 1.1 в любом случае является нарушением правил:

Разметка 1.1

1.1 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

Кроме того, пункт 9.1 1 ПДД, который введен 12 июля 2017 года, запрещает водителю находится на встречной полосе, которая отделена сплошной линией разметки:

9.1 1 . На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Таким образом, завершение обгона через сплошную разметку является нарушением требований ПДД.

Разъяснение Верховного Суда по завершению обгона

Позиция Верховного Суда, которая приводится в пункте 15 Постановления от 25 июня 2019 года, полностью соответствует приведенному выше пункту 9.1 1 ПДД:

15. Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях:

а) на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева (пункт 9.11 ПДД РФ);

При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

То есть пересечение сплошной при завершении обгона попадает под часть 4 статьи 12.15 КоАП.

Штраф за пересечение сплошной при завершении обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, –

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Если завершение обгона через сплошную является первым подобным нарушением для водителя, то он получит штраф 5 000 рублей или будет лишен прав на 4 – 6 месяцев.

Если же водитель ранее уже выезжал на встречную, то есть нарушение является повторным, то наказание будет более суровым – 1 год лишения прав (или 5 000 при фиксации нарушения автоматической камерой).

Что делать, если прерывистая разметка заканчивается?

Если водитель начал обгон через прерывистую разметку, однако при нахождении на встречной полосе заметил впереди сплошную разметку, то самым правильным решением будет притормозить, прекратить обгон и вернуться на попутную полосу за обгоняемым автомобилем.

Давайте разберемся, в какой момент нужно прекратить обгон и вернуться на попутную полосу.

При нанесении дорожной разметки используется следующая последовательность:

Разметка 1.5Разметка 1.6Разметка 1.1

То есть после обычной прерывистой разметки сначала появляется прерывистая разметка с длинными штрихами, а лишь затем сплошная.

Так вот, если Вы видите, что впереди начинается длинная прерывистая разметка, а Ваш автомобиль еще не полностью оказался впереди обгоняемого, то нужно тормозить.

Естественно, на практике у водителя всегда остается выбор:

  • затормозить и отказаться от обгона;
  • завершить обгон через сплошную (рискуя правами).

И в зависимости от дорожной ситуации может быть выбран любой из этих вариантов.

Например, Вы видите, что прерывистая заканчивается, и Вы не успеваете завершить обгон. Однако одновременно с Вами обгон начал еще один автомобиль, который находится прямо за Вами. В этом случае торможение может привести к столкновению, т.к. водитель второго обгоняющего автомобиля подобного маневра не ожидает.

При таком раскладе рационально завершить обгон с нарушением. Пусть это и приведет к штрафу или лишению, однако последствия ДТП на встречной полосе могут быть куда более серьезными.

В заключение хочу напомнить, что если Вы едете по узкой дороге и в течение длительного времени не можете выбрать подходящее место для обгона, то имеет смысл выбрать место и остановиться на несколько минут. Небольшой перерыв позволит Вам перевести дух. В то же время машина, которую не удавалось обогнать, уедет достаточно далеко и Вы с ней вряд ли пересечетесь в дальнейшем.

Удачи на дорогах!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Обгон закончил на сплошной, начав на прерывистой – лишают прав

Обгон: начат на прерывистой, закончен на сплошной

ПДД имеют чёткие формулировки и определения. Так, Правила предписывают, что пересекать сплошную и двойную сплошную запрещено. Но они также требуют находиться исключительно справа от таких линий. Последнее введено достаточно недавно и актуально на 2022 год. Но что делать, если вас хотят лишить прав или выписать штраф, если обгон закончен на сплошной разметке, начавшись на прерывистой, когда вы были законопослушным водителем? Можно ли по ПДД так пересекать сплошную разметку, в том числе после знака “Обгон запрещён” и, главное, как избежать наказания за это? Всё это и давайте выяснять!

Читайте также:  Соглашение об определении порядка пользования жилым помещением

Завершение обгона на сплошной – можно ли по ПДД?

На самом деле, ситуация довольно банальная и, главное, распространённая. Вы едете по 2-хполосной дороге по одной в каждую сторону и начинаете манёвр обгона с пересечением прерывистой линии. Но вдруг появляется сплошная, и вернуться на свою полосу вы можете только через неё.

Вот так выглядит такая дорожная обстановка:

Схема: завершение обгона на сплошной, если начат на прерывистой

Речь идёт о 2 видах дорожной разметки:

  • 1.1 – одинарная сплошная, которая наносится на 2-хполосных дорогах,
  • 1.3 – двойная сплошная, наносится по Правилам на дороге с 4 и более полосами движения, и все требования к ней такие де, как к 1.1, в том числе правила пересечения при завершении обгона.

При вопросе можно ли закончить манёвр обгона на сплошной, если он начат на прерывистой, ПДД даёт чёткий ответ – нет!

И виной тому описание разметки 1.1 (а также 1.3 – двойная сплошная), которое прямо запрещает пересекать обе линии. Кроме того, пункт 9.1.1 Правил предписывает полный запрет находиться слева от любых видов сплошных, кроме той, которая разделяет обочину или парковочное место.

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Аналогичные разъяснения ГИБДД вы можете найти в плакатах на стенах подразделений Госавтоинспекции вашего района.

Если начали на прерывистой и закончили на прерывистой?

Следующая ситуация – это ещё более хитрый ход любителей обгонять – если завершение обгона произошло через прерывистую и начато было на прерывистой, хотя по встречной полосе вы проехали, минуя сплошную.

Схема: завершение обгона через прерывистую, если начат тоже на ней

Обратите внимание, пункт 9.1.1 введён не так давно – пару лет назад, и в 2022 году он по сути заменяет собой мнение Верховного суда, который предписывал аналогичный запрет находиться слева от сплошной. И в ту пору такое решение позволяло лишать прав или выписывать крупный штраф тем водителям, которые не пересекали сплошную при манёвре, но во время проезда сплошной находились слева от неё.

То есть пункт 9.1.1 Правил прямо предписывает, что по встречной полосе запрещается ехать, если она разделена линиями 1.1 или 1.3.

Если завершили после знака “Обгон запрещён”

Третья ситуация: сплошная вовсе разделена прерывистой разметкой, но есть знак запрета обгона. Вы как добропорядочный автолюбитель начали обгонять другой автомобиль до знака 3.20, но не успели закончить манёвр после него либо просто его не заметил (например, обгоняя фуру).

Схема: не успели закончить манёвр до знака Обгон запрещён в 2022 году

Увы, но и здесь Правила неумолимы. Так делать нельзя. Дело в том, что манёвр обгона завершается только при возврате в свою полосу. На схеме выше этого не произошло до знака. Это значит, что вы оказались на встречной полосе в нарушение ПДД, а это уже состав для привлечения вас к наказанию. И именно об ответственности за это мы и поговорим ниже, а затем приведём актуальную информацию, как избежать лишения прав за запрещённый обгон, завершённый по сплошной линии.

Штраф и лишение?

Основная статья, по которой можно получить штраф за завершение обгона через сплошную, если не успели это сделать на прерывистой – 12.15, часть 4. Он занимает верхнюю планку возможных финансовых санкций за нарушения ПДД и составляет 5000 рублей.

Но штраф – это не самое пугающее в этой норме наказания. Эта же статья предусматривает лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Других мер обеспечения и дополнительного наказания за это не предусмотрено:

  • если вы закончили обгонять на сплошной, начав на прерывистой, то эвакуировать на штрафстоянку за это не имеют права (статья 27.13 КоАП),
  • не положено и снятие номеров с запрещением эксплуатации,
  • равно как не будет других наказаний: административного ареста, конфискации чего-либо.

А штраф или лишение прав предоставляется как вариация: либо одно, либо другое. Лишение прав в административном праве считается более суровым наказанием и может быть применено в отношении вас в следующих случаях (хотя бы при наличии одного из нижеперечисленного):

  • наличие штрафов ГИБДД – особенно, ранних штрафов за обгон,
  • последствия манёвра (ДТП),
  • если вы обгоняли в состоянии опьянения,
  • и другие.

И, напротив, если есть смягчающие обстоятельства, то может быть назначен штраф:

  • если вы способствовали выявлению нарушения (явились с повинной), не отрицали его,
  • если вы беременная женщина или имеющая малолетнего ребёнка,
  • если вы несовершеннолетний,
  • вы раскаиваетесь в содеянном,
  • и другие.

Знаки 3.20 и начало сплошной линии разметки

Кто решает, назначить штраф или лишение прав? Дело, которое рассматривается по этой норме, сначала поступает начальнику отделения ГИБДД по месту совершения обгона через сплошную. Сотрудник ДПС на дороге не имеет права выносить постановление – только выписать протокол, возбудив тем самым административное дело.

Далее вас вызывают на разбор в это подразделение, где вам можно (и нужно) сообщить все обстоятельства и изложить свою позицию. На разбор ГИБДД можно не являться. Но в этом случае увеличиваются шансы лишение прав.

Никакой сотрудник ГИБДД не может лишать прав. Это делают только судьи. Поэтому, инспектор, рассматривающий дело о запрещённом обгоне, при наличии обстоятельств, по которым он решает, что водитель подлежит лишению, направляет материалы этого дела в суд. И далее уже судья на втором этапе решает, назначить штраф или лишить прав.

Повторность

Есть у завершения обгона через сплошную при начале на прерывистой и рецидив – если вы в течение года попадаетесь во 2 раз с этим нарушением, то вас уже лишат прав на год. Если только нарушение зафиксировано на камеру автофиксации, то будет штраф 5000 рублей.

Как правильно считать этот год? Он начинается с даты исполнения первого постановления – полной оплаты штрафа или окончания срока лишения.

Важное замечание!

Как избежать лишения?

Если вас хотят лишить прав или назначить штраф, то есть ряд тонкостей, которые позволят уйти от ответственности. Но и к ним следует подойти со всей внимательностью.

Разметка 1.16

Это прерывистая линия с длинными штрихами и короткими расстояниями между ними. Но то, что нам в ней нужно – это обязательность её нанесения перед сплошной и двойной сплошной. Она призвана предупреждать водителей о том, что скоро начнётся непрерывная разметка, и обгонять будет нельзя.

Так вот, по ГОСТу о дорожной разметке (пункт 6.2.8 ГОСТ Р52289-2004) она должна быть длиной не менее 50 метров. Если короче, и это входит в причинно-следственную связь с тем, что вы не успели закончить обгон до сплошной, то привлечение незаконно, потому как в вашем нарушении нет вины, а есть вина дорожников.

Замерять длину разметки можно и после привлечения: на этапе рассмотрения дела или если не прошли сроки обжалования наказания. Но для этого нужны доказательства. Подойдёт и видео замера с возможностью распознать вашу локацию в кадре (номера домов и названия улиц, другие приметные данные).

Переквалификация на штраф

Если вас лишают прав за завершение обгона через сплошную с началом на прерывистой, то выше мы уже подробно описали, как сделать максимально так, чтобы назначили штраф.

Штраф или лишение прав за завершение манёвра через сплошную

Если у сотрудника ГИБДД нет видеодоказательств

То это низкий шанс избежать лишения водительских прав, но он, тем не менее, есть.

Виной тому протокол – он по сложившейся судебной практике 2022 года является доказательством. Если быть точнее, то доказательством является зоркий глаз инспектора, который принимал присягу, и ему априори доверия от судей больше, чем обычному гражданину, который защищается.

Таким образом, если сотрудник в суде или на разборе ГИБДД просто заявит, что видел, как вы выехали на обгон через прерывистую, но закончили манёвр уже на сплошной или после знака 3.20, то суд ему поверит с большой долей вероятности. Даже если истина на вашей стороне, то увы, без наличия у вас видеорегистратора с записью того, что вы не нарушали ПДД, перспектива дела плоха.

Однако, в 2022 года судебная практика всё же медленно, но верно идёт в сторону водителей в этом отношении. Такое стало возможным, благодаря решению Верховного суда, который признал, что протокола недостаточно для привлечения водителей к штрафу или лишению прав – нужные более веские аргументы.

Инспектор не показал видео обгона

Сотрудник полиции заявляет, что у него есть запись вашего нарушения, но отказывается её предоставлять? Увы, но закон 2022 года не обязывает его это делать.

Между тем, отсутствие видеозаписи влияет на исход рассмотрения дела, но от того, что вы её увидите здесь и сейчас, ничего не изменится – протокол будет составлен и передан начальнику ГИБДД.

Сплошную не видно из-за снега или грязи

А вот это уже веский аргумент в вашу сторону. В этом случае состава для привлечения вас к ответственности, если вы закончили обгонять на сплошной, нет, потому как для этого должна быть ваша вина. Вины нет, так как разметка занесена снегом или находится под слоем грязи на дороге.

Не видно сплошную линию из-за снега и грязи

Вот только опять же о сборе доказательств нужно позаботиться заранее – ещё в момент нарушения. Причём так, чтобы по видео можно было определить дату и время съёмки, и что она совпадает со временем привлечения.

Как не лишиться прав: завершение обгона через сплошную

Недавно мужу удалось сохранить права. Хотя вопрос был спорный, получилось сохранить «хлебную карточку». Просто супруг работает водителем, потому лишение автоматически оставило бы его без работы. Я расскажу, как не лишиться прав: завершение обгона через сплошную, как действовать в подобных случаях, и чего делать не стоит.

Завершение обгона с пересечением сплошной

На наших дорогах множество участков, где прерывистая разметка недостаточной длины. Потому водители часто не успевают закончить задуманное перестроение на дороге до начала сплошной разметки. В результате они вынуждены пересекать сплошную, что расценивается как строгое несоблюдение ПДД. Даже когда автовладелец завершает обгонный маневр, переезд сплошной не перестает быть нарушением.

Но что собой представляет обгон – это маневр, предполагающий два перестроения и непродолжительную езду по встречке. Если выезда на полосу встречного направления нет, то и обгона, как такового, тоже нет. Подобный маневр является уже опережением. Так вот, ПДД четко регламентирует, что закончить обгон через сплошную, даже если он начался на прерывистой разметке, категорически нельзя. П. 9.1 действующих на 2021 Правил запрещает водителям находиться по левую сторону от любой сплошной.

Что говорит Верховный Суд

Водителей в подобных ситуациях обычно привлекали по ст. 12.15 ч.3.1 КоАП, наказывая за выезд на встречку штрафом в 5 тыс. руб., либо лишением прав на 4-6 месяцев. Но ведь выезд произошел через прерывистую разметку. Из-за этого противоречия часто случались недопонимания, на что Верховный Суд вынес решение с разъяснением.

В нем говориться буквально следующее:

  1. Если водитель нарушил требования разметки, знаков или ПДД, что привело к выезду на полосу или трамвайные пути встречного движения, то такие действия квалифицируются КоАП по ст. 12.15 ч. 4.
  2. На любых автодорогах запрещается двигаться по полосам встречного направления, если они отделяются разметками 1.1, 1.11 или 1.3, трамвайными путями или разделительной полосой.
  3. Если водитель начал обгон через прерывистую разметку, согласно ПДД, но завершил маневр уже через сплошную, нарушая Правила, то его действия расцениваются как правонарушение, попадающее под вышеуказанную статью.

Другими словами, Верховный Суд пояснил, что завершение маневра обгона через сплошную разметку тоже расценивается как правонарушение и наказывается в рамках ст. 12.15 КоАП.

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда завершение маневра обгона приходится выполнять после знака, запрещающего обгон. ПДД в данном вопросе категоричны. Даже если водитель начал обгонять через прерывистую, но не успел закончить маневр до знака, его действия расцениваются, как правонарушение, поскольку после запрещающего знака он находился на полосе встречного направления.

Как наказывается пересечение сплошной при завершении маневра

Основной статьей, регламентирующей наказание за выезд на встречку при завершении обгона, выступает ст. 12.15 ч. 4. Она предполагает штрафное взыскание в 5 тыс. рублей. Это наименьшая мера, которую могут назначить водителю за данное правонарушение. В этой же статье указано, что водитель может получить лишение прав на 4-6-месячный срок. Эти меры наказания – единственные, которые применяют в 2021.

Никаких иных санкций за завершение обгона через сплошную не предусмотрено. Поэтому водителю стоит запомнить, что госавтоинспектор не имеет права в подобной ситуации:

  • снимать номера;
  • эвакуировать ТС на спецстоянку;
  • что-либо конфисковать или арестовывать водителя и пр.

В рамках данного проступка автовладельца могут наказать только штрафом, либо лишением прав. Последний вариант считается наиболее суровой мерой и применяется только при наличии отягчающих факторов вроде:

  • большого числа штрафов, особенно за неправильный обгон;
  • наличие ДТП вследствие обгона;
  • если ранее водитель понес наказание за обгон в нетрезвом состоянии и пр.

Если же имеются смягчающие обстоятельства, то выбор наказания может упасть на штрафные санкции. В качестве смягчающих могут выступать следующие факторы:

  • содействие сотрудникам ГИБДД в выявлении правонарушения, когда водитель не отрицает, что виноват;
  • когда нарушила беременная женщина, либо мама малолетнего ребенка;
  • при наличии искреннего раскаяния водителя;
  • если нарушил несовершеннолетний и пр.

Дело по правонарушению поначалу попадает к начальнику отдела Госавтоинспекции. На дороге ГИБДД-шник может только составить протокол, запустив дело по факту административного правонарушения. Водителя вызывают в отдел, где нужно подробно изложить обстоятельства и свою позицию по данному правонарушению.

Это не обязательное требование, потому водитель может не приходить на разбор. Однако, в таком случае вероятность лишения прав существенно возрастает.

Госавтоинспектор не может лишить водителя ВУ. Подобные действия находятся в компетенции судьи, разбирающего данное дело. Сотрудник ГИБДД, рассматривающий дело и обнаруживший отягчающие обстоятельства, направляет материалы в суд. И только потом судья решает, лишить водителя прав, либо назначить штрафные санкции.

Читайте также:  Что лучше и выгоднее: продать или подарить земельный участок? Плюсы и минусы вариантов

Если за подобным правонарушением водителя за последний год уже ловили, то за повторный проступок прав могут лишить уже на 12 месяцев. Если же правонарушение зафиксировала камера, то наказание составит штраф в 5 тыс. руб.

Заканчивается прерывистая разметка – что делать

Если водитель начал обгонять впереди идущий транспорт, но заметил появление сплошной разметки, лучше затормозить и вернуться на свою полосу. Водителям нужно учесть, что сплошная разметка не начинается сразу. Сначала после обычной прерывистой следует длинная прерывающаяся разметка, длина которой по ГОСТу должна составлять не меньше 50 м. Только потом начинается сплошная.

Если при попытке обгона водитель увидел разметку с длинными штрихами, то у него есть шанс отказаться от завершения маневра, чтобы не нарушить ПДД.

У водителей всегда имеется выбор:

  • завершить маневр вразрез требований ПДД;
  • отказаться от обгона, притормозить и вернуться на свою полосу.

Но и тут возможны сложные ситуации, требующие нарушения правил. К примеру, водитель пересек прерывистую линию для обгона, но увидел, что не успевает завершить маневр. Но вместе с ним на обгон пошла еще одна машина, идущая следом.

В подобной ситуации торможение чревато столкновением, ведь водитель вол втором авто не ожидает торможения. Первому водителю лучше завершить маневр, нарушая правила. Даже если в итоге все закончится штрафом, либо лишением прав, этот исход лучше, чем ДТП.

Как избежать лишения прав

Есть несколько тонкостей, которые могут помочь сохранить права, отделавшись штрафными санкциями.

  1. Длина разметки с удлиненными штрихами. По ГОСТу она должна длиться не меньше 50 м. Если она короче, то это может стать причиной, почему водитель не успел обогнать до начала сплошной. Это уже вина дорожников, а не водителя.
  2. Переквалификация на штраф. Нужно использовать все возможные смягчающие обстоятельства, чтобы получить наказание в виде штрафа.
  3. Сплошная не видна из-за сильной грязи или снега. При таком раскладе у водителя есть все шансы избежать лишения, поскольку сплошная скрыта от глаз. Водитель ее не видит, значит, не виноват. Но для использования данного аргумента нужно позаботиться о доказательствах в виде фото и видеосъемки дорожного полотна и скрытой сплошной. При этом на материалах должно стоять время и дата, совпадающие с фактическим временем правонарушения и привлечения.

Эти ситуации дают автовладельцу шанс избежать сурового наказания и сохранить водительское удостоверение.

Заключение

Водителям стоит запомнить, что завершение обгона через сплошную при любых обстоятельствах является нарушением ПДД. Подобное правонарушение может караться:

  • штрафным взысканием в 5 тыс. руб.;
  • лишением прав на 4-6-месячный срок, а при повторном нарушении в течение года – на 12 месяцев.

Если при рассмотрении обстоятельств правонарушения обнаружатся смягчающие обстоятельства, то судья может назначить штраф вместо лишения. Такими обстоятельствами выступает беременность автоледи, наличие малолетних детей у водителя, искреннее раскаяние или несовершеннолетний возраст правонарушителя и пр.

Завершение обгона через сплошную – лишат прав или нет

Завершение обгона через сплошную линию является довольно распространенной ситуацией. При этом многие водители полагают, что правила дорожного движения они не нарушают, ведь согласно статье Кодекса об административных правонарушениях штраф полагается лишь за выезд на встречную дорогу через запрещающую линию. Возникает закономерный вопрос – можно ли завершать маневр и при этом пересекать сплошную разметку, и будет ли предусмотрено за это наказание. Рассмотрим в статье правила дорожного движения, которые касаются ситуации обгона и пересечения при этом, непреднамеренно или случайно, сплошной линии по завершении маневра.

Встречная полоса

О чем говорят правила дорожного движения

Чтобы полностью ориентироваться в ситуации, водителю необходимо четко знать все нормативы и правила, на которые опираются инспекторы дорожного движения. Поэтому следует рассмотреть, что говорится о данной ситуации в правилах дорожного движения:

  • Встречная полоса может быть одинарной и двойной. Одинарная используется для разделения встречного потока и идущих параллельно друг другу.
  • Двойная же предназначена лишь для отделения встречных машин. Чаще всего используются на шоссе, имеющем четыре и более полосы. Однако применяется и на узких дорогах.

Под обгоном понимается маневр, который состоит из двух перестроений транспортного средства и обязательного движения автомобиля по встречной полосе.

Следует отличать обгон от опережения. Если выезда на встречную полосу не произошло, то это не считается обгоном.

Таким образом встречная сплошная полоса может быть одинарной либо двойной, что в любом случае запрещает обгон, но при нарушении правил наказание разнится.

Начал обгон на прерывистой

Пересечение сплошной линии разметки при завершении обгона

Ситуация, когда водитель начинает маневр с разрешенного места, а заканчивает его в запрещенном, является довольно типичной. Обычно происходит все следующим образом:

  • водитель следует за транспортным средством, скорость которого позволяет его обогнать, а встречная линия при этом прерывистая;
  • автомобилист выглядывает чуть вперед, видит отсутствие запрещающих знаков и сплошной линии, а также свободную трассу;
  • водитель начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной, потому что не предполагал ее дальнейшее наличие.

Многие автомобилисты при этом считают, что ничего не нарушают. Казалось бы, первоначальный выезд осуществлялся в положенном месте, однако инспекторы считают, что не все так просто.

Особенности разметки

Двухполосная дорога согласно ГОСТу всегда разделяется разметкой. При этом сплошная линия не может начинаться внезапно, без предварительных знаков. Известно, что перед сплошной линией появляется предупреждающая разметка с характерными длинными полосами и короткими между ними расстояниями. Стандартная ее длина не должна быть менее 50 метров.

Наезд на сплошную

Характерные судебные решения

Завершение обгона через сплошную по состоянию на 2019 год категорически запрещено. Причем нарушением признается даже факт того, что маневр был произведен в положенном месте, а закончен на запрещенном.

Судя по стандартной судебной практике водителей за подобное нарушение всегда привлекали по статье 12.15 Кодекса об административных правонарушениях. При этом предусматривается наказание в виде штрафа в сумме 5000 рублей. Водителя также могут лишить права управления транспортным средством на срок от четырех месяцев до полугода за выезд на встречку.

Однако как быть в данной ситуации, если водитель начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной? В данном случае местные суды будут ориентироваться на решение Верховного суда, который огласил, что главным фактором служит расположение автомобиля слева от сплошной линии, что в результате образует состав нарушения по указанной выше статье.

Даже если принять во внимание, что решение Верховного суда уже является устаревшим, с 2017 года действует пункт в правилах дорожного движения, который также запрещает любое нахождение транспортного средства слева от сплошной линии.

Согласно ему на любых дорогах, где действует двустороннее движение, запрещается двигаться автомобилю по полосе, которая предназначена для встречных машин, если:

  • присутствует разделительная полоса;
  • имеются трамвайные пути.

Таким образом, если водитель пересек сплошную при завершении обгона, то это считается нарушением правил дорожного движения. В них четко указано, что обгон через запрещающую линию, равно как и нахождение автомобиля слева на встречке от сплошной, карается наказанием, включающим лишение прав.

Завершение маневра через сплошную

Нестандартная ситуация

Двухполосная дорога может иметь прерывистую и сплошную разметку. При этом их чередование зависит от сложности трассы и наличия вблизи социально-значимых объектов. Иногда водитель совершает маневр обгона через прерывистую линию, проезжает мимо сплошной и возвращается на место также через прерывистую. Что делать в данном случае и какое наказание последует, описано ниже:

  • Специалисты отмечают, что в данной ситуации запрещается именно движение транспортного средства по встречной полосе, если она отделена сплошной одинарной или двойной линией.
  • Это означает, что подобное деяние подразумевает нахождение на встречной линии при наличии запрещающих знаков.
  • Таким образом, даже если водитель пошел на обгон в разрешенном месте и также вернулся на свое место через прерывистую линию, проехав полностью сплошную по встречной, то в данном случае нарушение все равно фиксируется.

ПДД: завершение обгона через сплошную

Многие водители интересуются, что делать, если уже начат маневр, но возникла рискованная ситуация. Специалисты в данном случае разъясняют, что сплошная линия не возникает на дороге просто так. Дорожные службы рисуют разметку только в опасных местах:

  • там, где достаточно интенсивное движение;
  • перед пешеходными переходами;
  • другими сложными участками шоссе.

При этом часто сплошная линия дублируется знаком «Обгон запрещен».

Таким образом, опасные участки дороги обознаются дополнительно знаками, будь то:

  • знак пешеходного перехода;
  • поворот дороги;
  • сложное преломление рельефа.

Любой водитель в состоянии всегда увидеть их издалека, поэтому не стоит начинать обгон, если присутствуют какие-либо сомнения.

Если же автомобиль уже находится на встречной полосе, необходимо помнить, что сплошная линия также внезапно не начинается. Как было указано выше в статье, перед этим всегда рисуются длинные прерывистые линии с короткими пропусками. По закону длина такой разметки не должна быть менее 50 метров до начала сплошной. Это означает, что у водителя транспортного средства есть достаточно времени и расстояния, чтобы затормозить и вернуться на свое место. В результате можно избежать нарушения правил дорожного движения, создания аварийной ситуации и соответствующего взыскания.

Пересек сплошную

Если разметка отсутствует

Завершение маневра через сплошную, при отсутствии предупреждающей разметки, автоматически не отменяет наказание. Однако при наличии хорошего адвоката можно доказать в суде, что именно из-за ее отсутствия водитель не в состоянии был предугадать появление сплошной линии. При этом также необходимо будет указать, что предупреждающих знаков не было. Только в данном случае не будет зафиксирован состав правонарушения и наказание водителя в данном случае будет незаконно.

Чтобы избежать спорных ситуаций, специалисты советуют обзаводиться видеорегистратором. Часто дорожные инспекторы останавливающее нарушителей на дороге всегда склоняют обстоятельства в свою сторону. Даже, если присутствуют свидетели, только видеорегистратор поможет судье конкретно вникнуть в произошедшую ситуацию.

Исключение из правил

Пересечение сплошной при завершении обгона может быть не расценено как нарушение. В результате вождения транспортного средства каждый водитель хоть раз, но нарушил правила, связанные с маневром на сплошной линии. Нарушением такой обгон не будет считаться:

  • на узкой дороге;
  • там, где не видна разметка и дорожное полотно занесено снегом или грязью.

К тому же, когда водитель видит, что сплошная и прерывистая линия расположены вместе и возможен разворот, то такой маневр также не является нарушением. Завершение обгона через сплошную в данном случае разрешено.

Когда водитель выезжает со двора и поворачивает налево через сплошную, то данное нарушение считается другим и карается штрафом. Специалисты объясняют, что водитель не двигался по встречке, поэтому состав нарушения несколько иной.

Иногда водитель пересекает сплошную в результате объезда препятствия. В данном случае обычно руководствуются разъяснениями Верховного суда, где сказано, что движение по встречной полосе для объезда препятствия разрешено. Однако подобный маневр допускается только в том случае, когда невозможно движение по обочине, либо при ее полном отсутствии. Важно перед выездом убедиться в безопасности и пропустить встречный поток автомобилей.

Завершение обгона через сплошную

Какое наказание предусматривается за маневр

Завершение обгона через сплошную разметку, который был произведен случайно или преднамеренно признается нарушением правил. За правонарушение предполагается штраф, составляющий 5000 рублей. Если при завершении обгона наезд на сплошную был осуществлен лишь по касательной, то наказание предусматривается аналогичное.

По сравнению с прошлыми годами сумма наказания существенно повысилась. Ранее за подобный проступок водителю назначали штраф в размере 1500 рублей.

Однако нарушение признается очень серьезным. При наличии веских оснований суд может лишить автомобилиста права управления транспортным средством на срок от четырех месяцев до полугода. Конкретное наказание выбирается в зависимости от особенностей правонарушения:

  • учитывается угроза для других участников движения;
  • наличие или отсутствие аварийной ситуации и иных факторов, связанных с выездом на встречную полосу.

Если же водитель повторно допускает нарушение в течение года после предыдущего, то существенно ужесточаются санкции. Суд лишает прав управления на период от одного года.

Как оспорить нарушение

Известно, что у любого человека в Российской Федерации имеется право на оспаривание любого нарушения, за которое был выписан протокол сотрудниками ГИБДД. Далеко не все автовладельцы при этом желают платить крупные штрафы или же лишаться права управления транспортным средством, если проступок был совершен не преднамеренно или не по его вине.

Иногда дорожная служба не соблюдает требования законодательства и не наносит промежуточную разметку, предваряющую сплошную линию. Таким образом, чтобы не подвергнуться наказанию, необходимо обязательно указать в протоколе, что данной разметки не было. Особенно полезной оказывается запись с видеорегистратора, либо фотографии с места нарушения, где видно, что разрешающая линия внезапно перешла в сплошную. При этом также нигде не должно быть предупреждающих знаков, чтобы суд вынес решения в пользу истца. Если все приведенные доводы водителя подтвердятся, то протокол аннулируется и наказания не последует.

Как вести себя на суде

Если водитель обратился в суд с обжалованием нарушения, то необходимо вести себя грамотно. Для любого судьи основополагающим фактором для вынесения оправдательного заключения является отсутствие дорожной разметки и знаков на дороге.

В качестве доказательств можно предоставить фото- и видеоматериалы. Кроме того, важно указать, что водитель за долгий период времени не имел аварий, а также предоставить положительную характеристику с места работы или учебы.

На суде важны только прямые доказательства. Если автолюбитель на словах утверждает об отсутствии разметки, но не предоставляет фото или видеофиксацию, то такие доводы обычно не принимаются в расчет. Особенно важно предоставить доказательства в спорной ситуации, когда на встречную полосу выезжают, чтобы избежать аварийной ситуации.

Обгон через сплошную

Заключение

Вопросы о том, можно ли завершить обгон через сплошную и что за этим последует, подробно разобраны в данной статье. Известно, что процедура обгона четко прописана в правилах дорожного движения. Все водители знают, что неправильное осуществление маневра может быть крайне опасным и привести к аварийной ситуации на дороге.

Поскольку запрещено сплошную линию пересекать, то и обгон, начавшийся на прерывистой линии, а закончившийся на сплошной считается нарушением и карается по закону. Любой инспектор ГИБДД вправе выписать протокол, а суд, учитывая все обстоятельства, назначает большой штраф или вовсе лишает водителя права управлять автомобилем.

Однако существуют исключения. Если будет доказано, что разметка на дороге была нанесена с грубыми нарушениями или вовсе отсутствовала, либо присутствовало препятствие на узкой дороге, то взыскание легко можно обжаловать на суде.

Ссылка на основную публикацию