Устранение препятствий в получении информации о здоровье ребенка

Устранение препятствий в получении информации о здоровье ребенка

от 27 декабря 2017 года N 5402

Об утверждении Порядка действий должностных лиц при возникновении угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего

(с изменениями на 9 июля 2020 года)

(в ред. Постановлений Исполкома муниципального образования г. Казани от 28.05.2019 N 1956, от 09.07.2020 N 1893)

В целях совершенствования межведомственного взаимодействия в вопросах изъятия и отобрания детей при возникновении угрозы их жизни и здоровью, обеспечения защиты прав детей и родителей постановляю:

2. Главам администраций районов Исполнительного комитета г. Казани Т.Л.Алибаеву, А.Н.Лобову, С.А.Миронову, Р.Г.Гафарову, отделу по обеспечению координации и взаимодействия подразделений социальной сферы Аппарата Исполнительного комитета г. Казани (Н.Ч.Каримова), Управлению Министерства внутренних дел России по г. Казани (А.В.Соколов), Управлению здравоохранения по г. Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан (И.Н.Халфиев), отделам социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в г. Казани (Н.И.Гришанова, Г.Ш.Агеева, А.И.Гаязова, Л.В.Комиссарова, Г.Р.Мухаметшина, Н.Н.Китанина) (по согласованию) обеспечить исполнение данного Порядка.

3. Опубликовать настоящее Постановление в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани и разместить его на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Руководителя Исполнительного комитета г. Казани Д.И.Фаттахова.

Утвержден
Постановлением
Исполнительного комитета г. Казани
от 27 декабря 2017 г. N 5402

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ УГРОЗЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

(в ред. Постановлений Исполкома муниципального образования г. Казани от 28.05.2019 N 1956, от 09.07.2020 N 1893)

I. Общие положения

1.2. Для оказания незамедлительной помощи ребенку, находящемуся в обстановке, создающей угрозу его жизни или здоровью, администрацией района(-ов) Исполнительного комитета г. Казани создается межведомственная рабочая группа (далее – рабочая группа) в составе представителя отдела по опеке и попечительству, специалиста Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДНиЗП), сотрудника органов внутренних дел (по согласованию), психолога отделения социальной помощи семье и детям (по согласованию), представителя учреждения здравоохранения по месту нахождения ребенка и других заинтересованных лиц при необходимости. Персональный состав рабочей группы сменяемый.

1.3. Полномочия рабочей группы:

1.3.1. составление акта о невозможности попадания в жилое помещение, где находится ребенок, совместно со свидетелями не из числа участников рабочей группы;

1.3.2. составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего по форме, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10.01.2019 N 4 (далее – акт обследования);

(пп. 1.3.2 в ред. Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 09.07.2020 N 1893)

1.3.3. проведение фото-, видеосъемки;

1.3.4. направление на освидетельствование лиц, находящихся вместе с ребенком, на предмет алкогольного или наркотического опьянения или составление акта об отказе данных лиц от освидетельствования.

1.4. При наличии непосредственной угрозы для жизни или здоровья ребенка отобрание ребенка из семьи осуществляется согласно статье 77 Семейного кодекса Российской Федерации на основании постановления Мэра г. Казани.

1.5. Основанием для немедленного отобрания следует считать наличие непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, истязаний и т.п.); мера направлена на безотлагательное, оперативное вмешательство и устранение угрозы опасности для ребенка. Условием, при котором ребенок может быть отобран, является наличие реальной угрозы для его жизни или здоровья, устранить которую невозможно другим способом, при этом данную угрозу необходимо устранить немедленно. Правовое значение имеет факт существования такой опасности, а не наличие негативных последствий. Под непосредственной угрозой жизни следует понимать совокупность обстоятельств, при которых физическое и (или) психическое состояние близко к критическому и которые являются последствиями действий (бездействий) родителей (законных представителей). Критическое состояние граничит с таким состоянием, как смерть. Под непосредственной угрозой здоровью следует понимать высокую вероятность причинения вреда здоровью ребенка средней или тяжелой степени, наступления неотвратимой и непоправимой инвалидности.

1.6 В случае жестокого обращения с ребенком, а также при выявлении непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка в нерабочее время, ночное время суток, выходные и праздничные дни, изъятие ребенка из обстановки, представляющей непосредственную угрозу его жизни или здоровью, осуществляется территориальным отделом УМВД России по г. Казани (по согласованию).

(в ред. Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 28.05.2019 N 1956)

II. Порядок действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случае поступления информации о детях, находящихся в обстановке, представляющей непосредственную угрозу их жизни и здоровью

2.1. При поступлении сообщения граждан или организаций о ребенке, находящемся в обстановке, представляющей непосредственную угрозу его жизни или здоровью, в орган или учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (звонок, письменное сообщение, сообщение в сети “Интернет” и т.п.) указанными органами или учреждениями проводится предварительная проверка фактов, изложенных в сообщении.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления и учреждения социальной защиты населения, образовательные учреждения, медицинские организации, учреждения органов по делам молодежи, органы службы занятости, органы внутренних дел, другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”).

В случае подтверждения фактов, изложенных в сообщении, информация незамедлительно передается указанными органами или учреждениями по телефону в отдел опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

2.2. Отдел опеки и попечительства регистрирует в течение 15 минут информацию о ребенке, находящемся в обстановке, представляющей непосредственную угрозу его жизни или здоровью, поступившую от граждан и организаций в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Порядка или поступившую в отдел опеки и попечительства непосредственно от граждан, в журнале учета детей, находящихся в семьях, в которых родители своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию (далее – Журнал) (приложение).

2.3. Отдел опеки и попечительства после регистрации сообщения в течение одного часа информирует по телефону территориальный отдел УМВД России по г. Казани, КДНиЗП, главного педиатра района, отдел социальной защиты населения о необходимости незамедлительного направления представителя по месту фактического нахождения несовершеннолетнего ребенка для участия в работе рабочей группы. При необходимости представитель учреждения здравоохранения вызывается по телефону “03”.

При информировании специалист отдела опеки и попечительства фиксирует в Журнале должность (звание) и Ф.И.О. сотрудников организаций (органов), принявших информацию.

2.4. КДНиЗП в течение одного часа с момента поступления указанного сообщения подготавливает информационную справку о ранее проведенной профилактической работе с семьей, в случае если она проводилась.

2.5. Выход в семью рабочей группы для проведения обследования осуществляется не позднее двух часов после получения информации отделом опеки и попечительства. Отсутствие представителя какого-либо из указанных органов (организаций) не является основанием для отмены проведения обследования.

2.6. В случае нахождения ребенка на территории другого района города Казани, Республики Татарстан либо субъекта Российской Федерации, отдел опеки и попечительства, в который поступила информация, в течение одного часа передает поступившую информацию в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При информировании специалист отдела опеки и попечительства фиксирует в Журнале должность и Ф.И.О. сотрудника, принявшего информацию.

2.7. В случае отказа родителей (законных представителей) предоставить доступ в квартиру для проведения обследования, при наличии оснований полагать, что ребенок, находящийся в квартире, находится в обстановке, представляющей непосредственную угрозу его жизни или здоровью, сотрудник территориального отдела УМВД России по г. Казани в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ “О полиции” принимает решение о проникновении в жилое помещение (по согласованию).

(в ред. Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 28.05.2019 N 1956)

2.8. Если в процессе проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего возникает необходимость оценки состояния здоровья ребенка или оказания ему экстренной медицинской помощи, членом рабочей группы вызывается бригада скорой медицинской помощи.

2.9. По результатам проведенного обследования условий жизни несовершеннолетнего отделом опеки и попечительства составляется акт обследования, в котором делается вывод о наличии или отсутствии непосредственной угрозы жизни или здоровью несовершеннолетнего, целесообразности или нецелесообразности изъятия либо немедленного отобрания ребенка. Акт обследования составляется на месте обследования и подписывается всеми лицами, принимавшими участие в обследовании. Сведения, зафиксированные в акте обследования, в дальнейшем вносятся в информационную систему “Учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в Республике Татарстан”.

2.10. Если непосредственная угроза жизни или здоровью не является результатом действий родителей (иных законных представителей) и источником угрозы являются внешние обстоятельства, принимается решение о дальнейшей работе с семьей с целью преодоления данных обстоятельств.

2.11. В случае установления обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы жизни или здоровью, ребенок помещается в специализированное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию несовершеннолетних, учреждение здравоохранения. При невозможности получения письменного заявления от законных представителей ребенка о его временном помещении в указанное учреждение в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ “Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” ребенок признается несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, и сотрудником территориального отдела УМВД России по г. Казани принимается решение о его временном помещении в специализированное учреждение для несовершеннолетних или в медицинскую организацию с составлением акта о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с Приказом МВД Российской Федерации от 15.10.2013 N 845 “Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации” (по согласованию).

(в ред. Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 28.05.2019 N 1956)

2.12. В случае, если непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка исходит от обоих родителей (единственного родителя или иного законного представителя), специалист отдела опеки и попечительства, участвующий в обследовании, немедленно информирует отдел по обеспечению координации и взаимодействия подразделений социальной сферы Аппарата Исполнительного комитета г. Казани (далее – Отдел) о выявлении указанных обстоятельств и о необходимости издания постановления Мэра г. Казани об отобрании ребенка и обеспечивает представление в Отдел следующих документов:

1) акт обследования;

2) справку, подготовленную КДНиЗП в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка;

3) фотоматериалы (при наличии).

2.13. Отдел обеспечивает подготовку и издание указанного Постановления в срок не более трех рабочих дней, а также его доставку по месту осуществления отобрания ребенка. Постановление составляется в трех экземплярах, один из которых вручается родителям (законным представителям) в день принятия постановления под подпись о вручении на контрольном экземпляре.

При наличии обстоятельств, препятствующих возможности вручения экземпляра постановления родителям (законным представителям), составляется соответствующий акт.

2.14. В случае необходимости госпитализации ребенка бригада скорой медицинской помощи обеспечивает его доставку в медицинскую организацию (по согласованию).

Как получить информацию о здоровье своего ребенка

Ваш ребенок находится в больнице, а подробной информации о состоянии ребенка, ходе обследования или лечения врачи не предоставляют. Как так?

Имеют ли право медработники отказать в выдаче информации о здоровье ребенка? Как запросить мед документацию правильно, чтобы не получить отказ? — об этом мы спросили нашего юриста Михаила Сойникова.

Сойников Михаил- Ведущий юрист по семейным вопросам

Сойников Михаил- более 200 успешных дел по семейным вопросам

Каждый родитель обязан заботиться о здоровье своих детей. Забота эта выражается не только в обращении к врачам, приобретении необходимых лекарств, но и в постоянной осведомлённости о состоянии здоровья ребёнка.

Рассмотрим какими вообще правами на информацию о ребенке обладает родитель.

Какими правами на информацию о здоровье детей обладают родители?

Родители имеют право на получение в доступной для них форме следующей информации:

сведения о результатах медицинского обследования ребёнка;

сведения о наличии у ребёнка определённого заболевания;

сведения об установленном у ребёнка диагнозе, а также о прогнозе развития заболевания;

сведения о методах оказания медицинской помощи и рисках, которые с ними связаны;

сведения о возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи;

иная имеющаяся в медицинской организации информация о состоянии здоровья ребёнка.

Эту информацию можно получить у медработников, принимающих участие в обследовании ребенка, или непосредственно у лечащего врача (ч.ч. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

Если родителю кажется, что информации недостаточно — или врачи что-то скрывают — можно отправить запрос о предоставлении медицинской документации. Обратиться следует в ту мед организацию, где ваш ребенок обследовался. Запрос нужно подавать письменно и включить в него пункты:

ФИО ребёнка-пациента;

ФИО родителя, подающего запрос;

место жительства ребёнка;

реквизиты свидетельства о рождении (либо паспорта) ребёнка;

реквизиты документа, удостоверяющего личность родителя;

период оказания ребёнку медицинской помощи в медицинской организации, за который родитель хочет ознакомиться с медицинской документацией;

почтовый адрес для направления письменного ответа;

номер контактного телефона (указывать необязательно, но желательно).

Внимание: запрос в медицинскую организацию готовить в двух экземплярах, на одном из которых при подаче просить поставить отметку о принятии, и оставить его себе. Впоследствии он поможет доказать факт обращения.

Когда ваше обращение будет рассмотрено руководителем, вас пригласят ознакомиться с медицинской документацией о вашем ребенке. Для этого выделено специальное помещение в соответствии с правилами порядка ознакомления пациента с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента (утв. Приказом Минздрава РФ от 29.06.2016 № 425н).

Внимание: максимальный срок ожидания для ознакомления с медицинской документацией со дня регистрации в медицинской организации запроса не должен превышать 1 месяца.

Если этот срок нарушен или помещение для ознакомления не предоставлено, у вас есть все основания для направления жалоб в уполномоченные надзорные органы.

Кроме ознакомления с документами, вы вправе получать копии документов, а также выписок из них. Но для этого нужно подать еще один запрос — с указанием документов, копии которых вам нужны.

Есть возможность направить запрос и в электронной форме. Это предусмотрено законом.

С 01 января 2018 г. Родители могут получать доступ к электронной мед карте ребенка и другим документам через портал Госуслуги. (Перечень услуг в сфере здравоохранения, возможность предоставления которых гражданам в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг обеспечивает единая государственная информационная система в сфере здравоохранения: утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2017 № 2521-р).

Однако такая возможность пока доступна для жителей не всех регионов. К примеру, житель Курской области при попытке получить сведения об оказанной медицинской помощи видят на интернет-сайте Госуслуг такое сообщение:

Когда станет доступна, тоже не факт, что будет работать.

Когда станет доступна, тоже не факт, что будет работать. Госуслуги…

Сохраниться ли право на получение информации на ребенка у родителя, который не проживает с ним

Допустим, супруги развелись. Сохранится ли право родителя, не проживающего с ребенком, на получение информации о его здоровье? Да, сохраниться. Оно не может быть ограничено ни тем родителем, с кем остался проживать ребёнок, ни медицинскими работниками (ч. 4 ст. 66 Семейного кодекса РФ).

Например: отец, проживающий отдельно от ребёнка, обратился к главврачу поликлиники с заявлением о предоставлении информации о состоянии его здоровья, а именно: какие врачи и какую медицинскую помощь ему оказывают; на основании каких заболеваний сын заявителя наблюдается в поликлинике. В обоснование заявления указал, что ему отказывают в предоставлении информации о здоровье ребенка ввиду отсутствия в поликлинике медицинской карты, которую забрала мать ребенка, заявитель обеспокоен состоянием здоровья ребенка и желает получить об этом полную информацию.

Отказ главврача отец обжаловал в районный суд, который оставил его заявление без удовлетворения. Суд апелляционной инстанции решение суда отменил и вынес новое решение об удовлетворении требований отца – признал незаконным отказ главврача детской городской поликлиники № 39 г. Москвы в предоставлении информации о состоянии здоровья его сына, обязал поликлинику предоставить полную информацию о состоянии здоровья ребёнка (Апелляционное определение Мосгорсуда от 24.09.2012 по делу № 11-19249).

Читайте также:  Реестр членов ТЖС: как должно регулироваться число участников и каким образом происходит вступление для собственников жилья?

Может ли несовершеннолетний получить информацию о своём здоровье

Еще до совершеннолетия человек может понять факты о своем здоровье и может захотеть получить информацию о нем. Законодательство предусмотрело такой случай. Право запросить мед документацию есть у несовершеннолетних следующих категорий:

старше 15 лет — по общему правилу;

старше 16 лет — если несовершеннолетний страдает наркоманией.

Однако и здесь есть нюансы. Он может обратиться к лечащему врачу или подать запрос об ознакомлении с мед документами — все также, как и в случае со взрослым.

А если получит отказ? Подать жалобу главврачу организации или обратиться в суд за защитой своего права он не может, поскольку с точки зрения закона он всё ещё не в полной мере обладает дееспособностью. Здесь защищать права ребёнка придётся родителям в административном и (или) судебном порядке.

В каких документах содержится информация о здоровье ребёнка

Архив, в котором содержится информация о ребенке

Документация с информацией о состоянии здоровья несовершеннолетнего крайне многообразна. Вот далеко не полный ее перечень:

история развития ребёнка; история родов; карта больного, лечащегося в физиотерапевтическом отделении (кабинете); карта лечащегося в кабинете лечебной физкультуры; карта профилактических прививок; медицинская карта стоматологического больного; медицинская карта стационарного больного (утв. Приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030);

карта больного дневного стационара поликлиники, стационара на дому, стационара дневного пребывания в больнице (утв. Союзмедстатистикой 08.04.1988 № 27-14/4-88);

карта вызова скорой медицинской помощи (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.12.2009 № 942);

карта диспансеризации несовершеннолетнего (утв. Приказом Минздрава РФ от 15.02.2013 № 72н);

карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего (утв. Приказом Минздрава РФ от 10.08.2017 № 514н;

контрольная карта диспансерного наблюдения; медицинская карта ортодонтического пациента; медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях; санаторно-курортная карта для детей (утв. Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 834н);

медицинская карта ребёнка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов (утв. Приказ Минздрава РФ от 03.07.2000 № 241);

медицинская карта ребёнка, направляемого во Всероссийские детские центры «Океан» и «Орлёнок» (утв. Приказом Минздрава РФ от 20.02.2002 № 58).

Нередко медработники ограничивают доступ к информации, просто выдают неполные сведения, или вы, возможно, некорректно формулируете свои обращения к ним.

Разумеется, если вы не указали какой-то документ в запросе, направленном в организацию, то это не станет поводом отказать в предоставлении информации. Но, как говорится — «лучше перебдеть, чем недобдеть» — указывайте как можно более полный список документов, которые хотите получить, а также их копии, если нужно.

Что делать, если в предоставлении информации отказано

Обычно отказ в предоставлении мед информации будет от лечащего врача. В этом случае следует напомнить врачу о ваших правах и о его ответственности за нарушение прав граждан. Но все в корректной форме.

Когда мольбы и уговоры не повлекли результата, обратиться нужно к главврачу. Чтобы обращение было эффективнее — и эффектнее — оформите его письменно. Назовем его «Жалоба», а далее, т. к. конкретных требований к содержанию в законе нет, укажем эти сведения:

ФИО, адрес и телефон заявителя;

ФИО ребёнка, информацию о состоянии здоровья которого заявителю отказались предоставить;

ФИО и должность медицинского работника, отказавшегося предоставить сведения медицинского характера о ребёнке;

просьбу заявителя (предоставить информацию, документы, привлечь медработника к дисциплинарной ответственности и т.п.).

Чтобы оспорить отказ в суде обращение к главврачу необязательно. Но оно поможет сэкономить время и деньги, ведь можно попробовать разобраться в ситуации «на месте». В противном случае остается 2 способа защитить нарушенные права: административный либо судебный.

Административный порядок защиты: следует подать заявление (жалобу) в контролирующие и надзорные органы. Обратиться нужно в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и комитет здравоохранения вашего субъекта РФ. Адреса и телефоны органов надзора можно узнать в любой мед организации или в интернете.

В заявлении (жалобе) следует подробно описать ситуацию с отказом в предоставлении информации (документов, их копий) о здоровье ребёнка, если было обращение к главврачу — об этом тоже необходимо указать.

Внимание: Заявление (жалобу) рекомендуем изготовить в двух экземплярах, один из которых подать в канцелярию соответствующего административного органа, а на втором попросить поставить отметку о принятии и сохранить его. Если вы направляете документ почтой, советуем сделать это с описью вложения, и сохранить опись и почтовую квитанцию (чек). Всё это может пригодиться для судебного порядка решения вашей проблемы.

Обратиться в суд можно как непосредственно после отказа, так и после жалобы в административный орган — на любой из описанных выше стадий.

Такие дела рассматриваются административным судом. Подать иск можно как по адресу организации, которая отказала в выдаче информации, так и по месту жительства заявителя.

В административном иске следует указать:

наименование суда, в который иск подаётся;

ФИО истца, место его жительства, дата и место его рождения, номер телефона;

наименование ответчика и его место нахождения;

сведения о том, что нарушено право родителей (одного из них) на получение информации о состоянии здоровья ребёнка и (или) получение документов (их копий), связанных с этим;

требования к ответчику (обязать ответчика предоставить информацию, документы, их копии);

сведения о том, куда подавались жалобы по данной проблеме (главврачу, в контролирующие и надзорные органы), и о результатах рассмотрения этих жалоб;

перечень прилагаемых к иску документов.

Внимание: заявителю нужно оплатить госпошлину в 300р. Реквизиты для оплаты размещены на сайте суда, куда вы обращаетесь. Оплатить можно в любом банке. Не забудьте приложить квитанцию об оплате к вашему иску.

Какую ответственность несет мед работник за отказ в предоставлении информации о здоровье ребенка

Отказ в предоставлении информации медработником имеет ряд негативных последствий

Отказ от предоставления родителю информации о ребенке для медработника является дисциплинарным проступком. За это он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде:

замечания;

увольнения.

Применить эти дисциплинарные взыскания может главврач или иной руководитель медицинской организации.

Также медработника можно привлечь к административной ответственности по ст. 5.39 Кодекса РФ.

За незаконный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, либо предоставление заведомо недостоверной информации предусмотрен штраф от 5000 до 10000 р.

Дела о таких правонарушениях возбуждаются прокурором. Поэтому для привлечения медработника к административной ответственности подайте заявление в районную прокуратуру по месту нахождения медицинской организации.

А если из-за непредоставления мед информации болезнь обострилась или появились новые заболевания? Это может повлечь за собой уже уголовную ответственность по ст. 140 Уголовного кодекса РФ.

Врач — должностное лицо. Незаконный отказ в предоставлении документов и материалов, непосредственно относящихся к здоровью, либо предоставление неполной или заведомо ложной информации, может повлечь штраф до 200 000 р., либо в размере заработной платы за период до 18 месяцев или лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Вывод

Вы вправе получить всю информацию о вашем ребенке от врача, даже если не проживаете с ним.

Получить информацию и документы может и сам ребенок старше 15-летнего возраста (если же он страдает наркоманией — с 16 лет).

Получить необходимые сведения и документы можно по устному обращению к лечащему врачу, либо путём подачи соответствующего запроса в медицинскую организацию.

Если вам отказали, смело идите к главврачу, а потом и в надзорные органы с жалобой (Росздравнадзор, комитет по здравоохранению субъекта РФ, прокуратуру), и (или) с административным иском в суд.

Медицинскому работнику, отказавшему в предоставлении информации о состоянии здоровья ребёнка и соответствующих документов, может грозить дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.

Права ребенка и родителей в сфере охраны здоровья

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Статья 18.Право на охрану здоровья

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Статья 19. Право на медицинскую помощь

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.

4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.

6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, — консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство;

2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, — судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Статья 21.Выбор врача и медицинской организации

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

3. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации..

Статья 22. Информация о состоянии здоровья

1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Читайте также:  Список отделов ПФР Выборгский район, Санкт-Петербург. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

3. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Статья 51, часть 3

закрепляет право одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

1) прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Право на льготное лекарственное обеспечение

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.08.2004 № 122-ФЗ) дети-инвалиды имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 2782-р.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 (с изменениями) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» право на бесплатное лекарственное обеспечение имеют дети первых трех лет жизни, дети из многодетных семей в возрасте до шести лет, а также дети, страдающие рядом заболеваний (бронхиальная астма, диабет, детский церебральный паралич, онкологические и гематологические заболевания, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, фенилкетонурия, ревматизм и ревматоидный артрит, психические заболевания и другие).

Права родителей больного ребенка

Право родителей быть вместе с больным ребенком в стационаре

Право быть вместе с ребенком (до 18 лет) в стационаре является безусловным. Лицом, находящимся с ребенком, может быть любой родственник — мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и или другой законный представитель. Спальное место в стационаре и питание этому лицу предоставляется бесплатно, если ребенку меньше 4-х лет, а, если старше, то в зависимости от медицинских показаний.

Право родителей на информацию

Имеете право знать полную информацию о состоянии своего ребенка со всеми диагнозами и анализами, причем на доступном для вас языке. Забавно, но и о наших правах врач тоже должен рассказывать.

Право родителей на знакомство с документами

Имеете право знакомиться с оригиналами истории болезни и анализами, а также по письменному заявлению получить копии этих документов.

Право родителей на информированное согласие

Врач должен получить ваше согласие при проведении медицинских вмешательств, причем он должен рассказать не только о плюсах, но и о всех побочных эффектах, связанных с этим вмешательством.

Право родителей на отказ от медицинского вмешательства

Право родителей на выбор врача

Не совсем понимаю, как это право может быть реализовано в стационаре, но вот то, что можно пригласить своего врача не из больницы для осмотра пациента и консультации, это точно, нам предлагали неоднократно.

Сын по графику

Очень деликатную и болезненную сферу затронул Верховный суд в одном из своих последних решений. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда пересмотрела вердикт своих уральских коллег о “разделе” малыша разведенными родителями.

Итак, в городе Екатеринбурге районный суд рассмотрел дело по иску мужчины к своей бывшей жене. Истец попросил суд обязать ответчицу “не чинить препятствия” ему в общении с сыном и определить порядок этого самого общения. Суд просьбу уважил и расписал на нескольких страницах “порядок осуществления родительских прав” сразу на 13 лет вперед. То есть до совершеннолетия ребенка. А выглядел этот график так:

” С 18.00 31 декабря до 21.00 2 января 2014, 2016, 2018, 2020, 2022, 2024, 2026 годы на любой территории Свердловской области. И в эти же часы, но с 3 по 5 января в 2015, 2017 годах и так далее до 2026 года включительно”. В том же ключе подробно расписаны еще несколько страниц судебного решения с указанием часов, минут и дат свиданий на годы вперед.

В Верховный суд пошла мать мальчика и попросила эти решения отменить, так как жизнь ребенка, по ее мнению, от такого расписания превращается в кошмар. Малыш, уверяла женщина, вынужден для исполнения принятого решения превращаться в вечного скитальца и жить по принципу два дня в одном доме, два дня в другом.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда перечитала расписание свиданий и посещений ребенком отца и. согласилась с матерью. Она отменила вердикт екатеринбургских судей и объяснила, почему это сделала. Судя по судебным материалам, семья появилась в 2007 году и просуществовала до 2011 года. Мальчик родился в 2009 году. При разводе районный суд решил, что жить ребенок будет с матерью. Отдельным решением суда прописано, когда он будет встречаться с бабушкой и дедушкой.

Верховный суд на это решение ответил – они приняты с нарушением норм закона и согласиться с ними нельзя. И вот почему. Есть Конвенция о правах ребенка. В России она вступила в силу в 1990 году. Там сказано следующее – родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка. А наилучшие интересы ребенка – предмет их основной заботы. В нашем Семейном кодексе сказано – родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. И интересы детей основная забота родителей. В том же Семейном кодексе говорится, что родитель, с которым живет ребенок, не должен мешать общению с малышом другому родителю. Из этого ВС делает вывод – при рассмотрении таких дел суд должен соблюсти баланс между интересами детей и правами родителей этих детей воспитывать. Поскольку для ребенка может иметь негативные последствия “общение с родителями, состоящими в конфликтных отношениях”.

Суд, по мнению Верховного суда, обязан учитывать массу нюансов: отношение ребенка к каждому родителю, его физическое и психическое состояние, и то же состояние у родителей. Это требует закон. А местный суд в нарушении закона эти обстоятельства не устанавливал. Более того, судя по материалам суда, между родителями сложились конфликтные отношения. А сам малыш состоит на учете у невролога и ему противопоказаны “психотравмирующие ситуации”. Районный суд в своем решении написал – предложенный отцом порядок и частота общения не нарушает интересы ребенка. Но исходя из чего суд сделал такой вывод, – непонятно. Мать мальчика в районном суде попросила о назначении психолого-психиатрической экспертизы, когда зашла речь о том, может ли отец воспитывать ребенка без создания для него психотравмирующих ситуаций. Женщине суд отказал в экспертизе, заявив, что только начал рассматривать дело и исследует этот вопрос позже. Но решение по иску отца было вынесено в тот же день.

Из всего сказанного Верховный суд делает вывод – районный суд устранился от своей прямой обязанности по сбору доказательств. А без этого законного решения не вынести. Суд не дал оценку тому, что при графике общения, который попросил отец, и плюс график общения с бабушкой и дедушкой, мальчик по 14 дней в месяц будет проводить в семье, которая крайне конфликтно относится к его матери. С которой он вообще-то живет. Судебная коллегия по гражданским делам заявила – это существенные обстоятельства, которые могут негативно отразиться на ребенке. Но районный суд их не исследовал.

Есть 57 статья Семейного кодекса. Там сказано – ребенок при решении подобных вопросов вправе выражать свое мнение. А когда ему исполнится 10 лет, то учет его мнения становится обязательным. И это положение закона районный суд не учел, расписав общение мальчика с родителем и когда ему исполнится десять лет и когда будет старше. Верховный суд сослался на решение своего Пленума (N10 от 27 мая 1998 года) именно по вопросу общения ребенка с разведенными родителями. Там сказано, что такое злоупотребление родительскими правами в ущерб интересам детей. Доводы матери о том, что отец свои родительские права использует в ущерб интересам ребенка, районный суд не услышал и не проверил.

“При вынесении решения был нарушен и принцип исполнимости судебного акта” – сказал Верховный суд. Дело в том, что местный суд не выяснил, каким образом стороны могут исполнить вынесенное решение.

Так что все решения судов по делу отменены. И оно будет пересмотрено с учетом того, что сказал Верховный суд.

Статья 66 СК РФ. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

3. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

4. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Комментарии к ст. 66 СК РФ

1. В силу различных жизненных обстоятельств родители могут не проживать совместно со своими детьми. В этой связи осуществление такими родителями своих родительских прав представляет для них относительную сложность. Поэтому настоящая статья закрепляет основные положения по осуществлению родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право: а) на общение с ним; б) участие в его воспитании; в) на решение вопросов получения ребенком образования. Данное положение основано на принципе равенства родительских прав и обязанностей (см. комментарий к ст. 61 СК РФ), а также праве ребенка в случае раздельного проживания его родителей на общение с каждым из них (см. комментарий к ст. 55 СК РФ). Поэтому родитель, совместно проживающий с ребенком, обязан допускать его общение с другим родителем. Причем это не право родителя, проживающего с ребенком, а его обязанность, поскольку в противном случае будут ущемляться законные права и интересы как отдельно проживающего родителя, так и самого ребенка. В этой связи п. 1 комментируемой статьи определяет, что родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, за исключением случаев, когда такое общение причиняет вред физическому или психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Однако учитывая, что мнение родителя, совместно проживающего с ребенком, о вредном влиянии другого родителя может быть чисто субъективным, на практике споры такого рода разрешаются в судебном порядке на основании п. 2 комментируемой статьи. Так, С. обратился в суд с иском к бывшей жене В. об определении порядка общения с несовершеннолетней дочерью, указав, что брак с ответчицей расторгнут, дочь осталась проживать с матерью, ответчица препятствует его общению с ребенком. Судом первой инстанции было принято решение об обязании В. предоставить возможность С. общаться с дочерью в период с 9.00 до 12.00 часов в воскресенье каждую вторую и четвертую недели месяца, в присутствии В., по определенному адресу, куда она обязана привозить дочь. При оценке доказательств суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что после расторжения брака В. с дочерью проживает в селе, в доме родителей, а истец – в городе. В надзорной жалобе В. просила об отмене данного решения. При этом указывается, что решение является неисполнимым, нарушающим ее права и интересы малолетнего ребенка в связи с тем, что ей с трехлетним ребенком крайне затруднительно приезжать в город из деревни, расположенной в 45 километрах от города. Личного транспортного средства она не имеет, вынуждена с ребенком, независимо от погодных условий и времени года, добираться на попутном транспорте, что требует дополнительных материальных затрат, физических сил и может отрицательно повлиять на здоровье ребенка. Верховный суд Республики Татарстан, отменяя решение суда нижестоящей инстанции, пояснил, что указанные обстоятельства, непосредственно касающиеся интересов малолетнего ребенка, при разрешении спора судом учтены не были, суд не проверил, отвечает ли интересам ребенка такой порядок общения истца с дочерью и является ли решение исполнимым. Между тем семейное законодательство предусматривает разрешение подобных споров прежде всего с учетом интересов ребенка .

Читайте также:  Группа учета в военном билете: 1, 2 и 3 разряд, что значит РА

Обзор судебной практики Верховного суда Республики Татарстан за третий квартал 2007 г. (по гражданским делам) // СПС “Гарант”.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи, порядок осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, может быть определен соглашением между родителями. Такое соглашение именуется соглашением о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и заключается между родителями несовершеннолетнего ребенка. Законодатель предусматривает, что данное соглашение может быть заключено в письменной форме, но не уточняет – в простой письменной форме или нотариально удостоверенной. Однако, как показывает практика, с целью защиты прав и законных интересов ребенка и родителя, отдельно проживающего от ребенка, данное соглашение целесообразнее заключать в нотариально удостоверенной форме. Вместе с тем возможны и такие случаи, когда такое соглашение заключается в устной форме. При этом следует помнить, что в силу ст. 162 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность сделки, т.е. недействительность данного соглашения родителей. Содержание соглашения составляют вопросы, касающиеся форм, места, частоты, продолжительности общения ребенка с родителем, проживающим отдельно от него, а также любые вопросы его участия в воспитании ребенка.

В случае недостижения соглашения об осуществлении родительских прав родителя, отдельно проживающего от ребенка, спор между родителями разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию заинтересованного родителя. При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству судье следует правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком. Такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10). Суд, рассматривая по существу спор по данному вопросу, принимает во внимание различные обстоятельства с учетом соблюдения принципа равенства родительских прав обоих родителей и интересов ребенка. При необходимости судом может быть назначена судебно-психологическая экспертиза, которая может проводиться как в отношении родителей (одного из них), так и по психологическому анализу ситуации (семейного конфликта). Однако следует иметь в виду, что заключение судебно-психологической экспертизы, как и заключение органа опеки и попечительства, является лишь одним из доказательств, которое оценивается судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами. Пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 разъясняет, что, исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем, суду с учетом обстоятельств каждого конкретного дела следует определить порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и т.п.), изложив его в резолютивной части решения.

При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие. В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд, исходя из п. 1 ст. 65 СК РФ, не допускающего осуществление родительских прав в ущерб физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения. Аналогично должно разрешаться и требование об устранении препятствий родителям, не лишенным родительских прав, в воспитании детей, находящихся у других лиц на основании закона или решения.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи суд, определив порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, предупреждает другого родителя о возможных последствиях невыполнения решения суда. В качестве злостного невыполнения решения суда, которое может явиться основанием для удовлетворения требования родителя, проживающего отдельно от ребенка, о передаче ему несовершеннолетнего, может расцениваться невыполнение ответчиком решения суда или создание им препятствий для его исполнения, несмотря на применение к виновному родителю предусмотренных законом мер (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

В случае неподчинения родителя, с которым проживает ребенок, решению суда о порядке участия другого родителя, проживающего отдельно от ребенка, в его воспитании к нему применяются меры ответственности, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве.

4. Исходя из принципа равенства не только обязанностей по воспитанию ребенка, но и родительских прав, п. 4 комментируемой статьи предоставляет родителю, проживающему отдельно от ребенка, право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений. Лица, к которым родитель обратился за получением подобной информации, обязаны ее предоставить. Так, например, согласно п. 7 ст. 15 Закона РФ “Об образовании”, в период учебы в образовательном учреждении родителям несовершеннолетних обучающихся воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Родителем, проживающим отдельно от ребенка, может быть затребована также информация о состоянии здоровья ребенка из учреждений здравоохранения. Так, согласно ст. 31 Основ об охране здоровья, каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших 15 лет, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, – их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на самостоятельное добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него (ст. 24 Основ об охране здоровья). Родители, проживающие отдельно от ребенка, имеют право на получение и иной информации о своем ребенке, его нравственном, физическом развитии.

В предоставлении такой информации может быть отказано лишь в одном случае: наличие угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Однако и в этом случае отказ в предоставлении информации может быть оспорен родителем в судебном порядке по правилам гражданского процессуального судопроизводства.

Могут ли медики отказать родителям в представлении информации о здоровье ребенка?

Здравствуйте! Я предполагаю, что моя дочь, которой 17 лет, обращалась в медицинскую организацию для лечения к гинекологу.

Я обратилась в эту организацию с запросом о представлении информации о моем ребенке: действительно ли дочь обращалась и какая помощь ей оказана. Но получила отказ!

Медики мотивировали его тем, что дочери больше 15 лет, значит информация о ней может быть представлена только ей по статье 22 Закона об охране здоровья граждан № 323-ФЗ, но никак не родителям.

Подскажите, пожалуйста, это действительно так? Неужели родители не могут получить в больнице информацию о здоровье ребенка? Ведь дочь несовершеннолетняя.

Медицинская организация права, так как согласно ч.4 ст.13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

Ч.2 ст.54 ФЗ установлен возраст 15 лет.

Да, могут. Заключение договора с н/летним пациентом не противоречит закону.

Спасибо. Все понятно.

Медики правы. Информация о состоянии здоровья и фактах обращения за медицинской помощью предоставляется законным представителям несовершеннолетнего-родителям до достижения им возраста 15 лет:

ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан»
Статья 22. Информация о состоянии здоровья
2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

Статья 54 как раз устанавливает возраст 15 лет.

2. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.

После 15 лет граждане сами дают информированное согласие на медицинское вмешательство, информация об их состоянии здоровья является врачебной тайной для родителей и не может им разглашаться без согласия несовершеннолетнего пациента.

Спасибо, Анастасия. Я поняла, что дочь сама могла дать согласие на любую процедуру и если она не разрешит, то ничего я и не узнаю. И это предусмотрено законом.

А разве имели право медики лечить моего ребенка без моего согласия, я имею ввиду, разве они могли заключать договор с несовершеннолетней? По-моему, до 18 лет заключать договоры могут родители или я не права?

А разве имели право медики лечить моего ребенка без моего согласия, я имею ввиду, разве они могли заключать договор с несовершеннолетней? По-моему, до 18 лет заключать договоры могут родители или я не права?
Кира

Они платные услуги оказывали? Если дочь лечилась по полису ОМС, то там нет отдельного договора.

Если платные услуги, то здесь есть такое несовпадение. Так, Основы охраны здоровья граждан дозволяют давать информированное согласие с 15 лет. Без родителей.

А вот заключение договора на оказание услуг таким несовершеннолетним — уже сделка, которая требует согласия родителя-законного представителя по ч. 1 ст. 26 ГК РФ:

ГК РФ Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.
Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

Здесь речь все же не о распоряжении заработком (это имеет место, н-р, при внесении денег в кассу медицинской организации, но не при подписании договора), а именно совершение сделки.

Поэтому на практике в медицинских организациях, оказывающих платные медицинские услуги, обычно делается так: информированное согласие подписывает сам несовершеннолетний, договор тоже он, плюс еще делается отдельное согласие от родителей или оно прописывается в договоре и родители его подписывают вместе с ребенком.

В данном случае, конечно, вы можете не согласиться с ситуацией и обратиться в суд с иском о признании договора заключенным в отсутствие согласия, необходимого в силу закона, но только что вам это даст? Плюс для такого обращения вам нужен сам договор, а его вам лечебное учреждение не покажет в рамках соблюдения врачебной тайны.

Увы могут. Они не обязаны раскрывать подобного рода информацию законным представителям несовершеннолетнего.

В соответствии со ст. 13 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну,без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона,а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

ч. 2 ст. 54 как раз и предусмотрен возрастной порог в 15 лет.

2. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.

2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

А разве имели право медики лечить моего ребенка без моего согласия, я имею ввиду, разве они могли заключать договор с несовершеннолетней? По-моему, до 18 лет заключать договоры могут родители или я не права?
Кира

Могли, данное право предусмотрено ст. 20 названного закона

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:
1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

здесь опять же установлен порог в 15 лет.

Михаил Игоревич, спасибо. Я не про информированное согласие. Это платная клиника, дочь оплатила прием врача, заключив договор оказания платных медицинских услуг. Разве они могли заключать его с 17-летней?

Кира, добрый день! Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

в соот. со ст. 54 указанного закона

2. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Соответственно с 15 лет не требуется согласие законных представителей т.е. в данном случае родителей.

Ссылка на основную публикацию