Познавательная деятельность участкового уполномоченного милиции

Познавательная деятельность участкового уполномоченного милиции

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 марта 2019 года N 205

О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900; N 27, ст.3880, 3881; N 49, ст.7067; 2013, N 26, ст.3207; N 27, ст.3477; 2014, N 6, ст.566; N 42, ст.5615; 2015, N 7, ст.1105; N 10, ст.1393; N 14, ст.2008; N 29, ст.4374; 2016, N 27, ст.4160, 4238; 2017, N 22, ст.3071; N 31, ст.4821; N 50, ст.7562; 2018, N 1, ст.26; N 11, ст.1591; N 31, ст.4857; N 32, ст.5076, 5125; 2019, N 14, ст.1461.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст.7614; 2018, N 19, ст.2725; N 30, ст.4711; N 46, ст.7028.

1.1. Инструкцию по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке (далее – Инструкция) (приложение N 1).

1.2. Наставление по организации службы участковых уполномоченных полиции (далее – Наставление) (приложение N 2).

2. Департаменту информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации, Департаменту по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации, Департаменту по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению “Научно-производственное объединение “Специальная техника и связь” Министерства внутренних дел Российской Федерации обеспечить мероприятия организационно-технического характера для бесперебойной и эффективной эксплуатации Сервиса обеспечения охраны общественного порядка Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3. Начальникам территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях:

3.1. Обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” при возложении на участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного) полиции временного исполнения обязанностей по иной должности, совмещении обязанностей по должности участкового уполномоченного полиции, а также исполнении дополнительных обязанностей в особых условиях. При этом возложение на участкового уполномоченного полиции обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка, допускается только на основании письменного поручения начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо лица, его замещающего.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7020; 2012, N 50, ст.6954; 2013, N 19, ст.2329; N 27, ст.3477; N 48, ст.6165; 2014, N 13, ст.1528; N 47, ст.6633; N 49, ст.6928; N 52, ст.7542; 2015, N 7, ст.1022; N 29, ст.4356; N 41, ст.5639; 2016, N 27, ст.4160; ст.4233, 4238; 2017, N 1, ст.46; N 15, ст.2139; N 27, ст.3929; 2018, N 32, ст.5100.

Далее – “участковый уполномоченный полиции”.

3.2. Исключить практику поручения участковым уполномоченным полиции проверок по зарегистрированным заявлениям и сообщениям о преступлениях экономической направленности, тяжких и особо тяжких преступлениях или заявлениям и сообщениям, не относящимся к компетенции полиции, а также о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, совершенных вне территории закрепленных за ними административных участков.

3.3. Осуществить в срок до 1 января 2020 года организационно-практические меры по изготовлению служебной документации и визитных карточек, предусмотренных Инструкцией и Наставлением, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на текущее содержание органов внутренних дел.

Зарегистрирован Минюстом России 19 марта 2013 года, регистрационный N 27763.

Зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2016 года, регистрационный N 44426.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за деятельность соответствующих подразделений.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.Колокольцев

в Министерстве юстиции

3 июля 2019 года,

регистрационный N 55115

Приложение N 1
к приказу МВД России
от 29 марта 2019 года N 205

Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок исполнения служебных обязанностей (несения службы) участковым уполномоченным (старшим участковым уполномоченным) полиции, помощником участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке.

Далее – “участковый уполномоченный полиции”.

2. Участковый уполномоченный полиции (помощник участкового уполномоченного полиции) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции”, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, настоящей Инструкцией, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900; N 27, ст.3880, 3881; N 30, ст.4595; N 48, ст.6730; N 49, ст.7018, 7020, 7067; N 50, ст.7352; 2012, N 26, ст.3441; N 50, ст.6967; 2013, N 14, ст.1645; N 26, ст.3207; N 27, ст.3477; N 48, ст.6165; N 52, ст.6953; 2014, N 6, ст.558, 559, 566; N 30, ст.4259; N 42, ст.5615; N 52, ст.7542; 2015, N 7, ст.1021, 1022, 1105; N 10, ст.1393; N 14, ст.2008; N 29, ст.4374; 2016, N 26, ст.3870; N 27, ст.4160, 4238; 2017, N 22, ст.3071; N 25, ст.3591; N 31, ст.4821; N 50, ст.7562; 2018, N 1, ст.26; N 11, ст.1591; N 31, ст.4857; N 32, ст.5125; 2019, N 14, ст.1461. Далее – “Федеральный закон “О полиции”.

3. За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на районном уровне закрепляется административный участок, размеры и границы которого определяются: в городах – исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учете, состояния оперативной обстановки, особенностей административно-территориального деления муниципальных образований, в сельской местности – в границах одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, на территории закрытого административно-территориального образования – в границах контролируемой зоны, в соответствии с установленными нормативами их штатной численности.

Далее – “территориальный орган”.

4. Прием административного участка вновь назначенным участковым уполномоченным полиции производится с участием заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) территориального органа (начальника отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа) и его непосредственного руководителя (начальника) в присутствии сдающего административный участок участкового уполномоченного полиции – при его наличии.

Далее – “отдел полиции”.

5. Результаты профилактического обхода, приема граждан и проведения индивидуальной профилактической работы размещаются в Сервисе обеспечения охраны общественного порядка на базе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, предназначенном для автоматизации деятельности сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации подразделений системы МВД России.

6. На каждые две должности участкового уполномоченного полиции вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции.

7. С учетом оперативной обстановки, а также в целях создания и обучения резерва участковых уполномоченных полиции в территориальном органе может вводиться должность помощника участкового уполномоченного полиции из расчета на одну должность старшего участкового уполномоченного полиции – одна должность помощника участкового уполномоченного полиции, в сельских поселениях и отдаленной, труднодоступной местности – на одну должность участкового уполномоченного полиции – одна должность помощника участкового уполномоченного полиции.

Организация деятельности участковых уполномоченных милиции

Познавательная деятельность участкового уполномоченного милиции

Задачи, стоящие перед участковым уполномоченным милиции в осуществлении административно-профилактической деятельности В деятельности участкового милиции проявляется такой вид познания, который осуществляется в рамках практической деятельности и ради нее обеспечивает уяснение содержания юридических норм, исследование и оценку полученных фактических данных в их взаимосвязи. Это познание не ставит своей целью выяснение закономерностей определенных явлений, их социально-политической, экономической сущности и в то же время не является стихийно- случайным (бытовым), а имеет направленный характер, нацеленный на изучение определенных фактов и обстоятельств. Имея локальный предмет и сравнительно ограниченные задачи, данный вид познания характеризуется особыми способами, приемами, действиями установления фактов, которые в той или иной мере получают регламентацию в нормах права.

В целях успешного выполнения участковым милиции административно-профилактической деятельности ему необходимо:

  • выявлять лиц, подозреваемых в совершении преступлений, бродяг и попрошаек, пресекать нарушения общественного порядка, вести наблюдение за этими лицами;
  • выявлять лиц, находящихся в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство:
  • точно устанавливать местоположение и расположение транспортных средств и пострадавших в момент происшествия, следы торможения, их длину и эти данные сообщать или излагать в рапорте;
  • знать приметы разыскиваемых преступников и похищенного имущества и т.д. на основе использования композиционного и словесного портретов, фотороботов, ориентировок;
  • вести наблюдение за маршрутами постов, расположенных на территории промышленных, торговых и иных предприятий, знать порядок их работы и охраны;
  • обращать особое внимание на выяснение наличия у преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, огнестрельного или холодного оружия и обеспечивать меры предосторожности;
  • пользоваться при личном сыске словесным портретом, фотороботом для распознавания и задержания преступников;
  • запоминать и по возможности делать на месте происшествия необходимые записи об обстоятельствах, которые с течением времени могут исчезнуть или измениться;
  • устанавливать запахи, состояние погоды, температуру, направление ветра, характер освещения при совершении преступления и т.д.;
  • обеспечивать сохранность и неизменность положения орудий преступления, следов пальцев рук, обуви, транспортных средств, пятен крови, волос, предметов одежды, частиц земли, штукатурки, окурков, спичек и т.д.;
  • проявлять осмотрительность и осторожность, учитывая возможную реакцию присутствующих граждан, чтобы своими действиями не вызвать осложнения обстановки.

Требования, предъявляемые к участковому уполномоченному милиции Учитывая, что участковый уполномоченный милиции является представителем милиции общественной безопасности на обслуживаемом участке и население по его работе судит о деятельности всей милиции, недопустимыми становятся пробелы в правовых знаниях, ошибки в применении им законов и иных нормативных актов. В этой связи в настоящее время к участковому уполномоченному предъявляются более высокие требования, в частности, он обязан:

  1. постоянно изучать и анализировать складывающуюся на административном участке оперативную обстановку;
  2. знать:

  • законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, изданные в пределах их полномочий, регламентирующие деятельность милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;
  • территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций всех форм собственности, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также места хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеки, другие места хранения наркотических средств и психотропных веществ, порядок охраны, места стоянок автотранспорта, а в сельской местности — все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, заготовительные и перерабатывающие организации, места произрастания дикорастущих и культурных растений, содержащих наркотические средства;
  • особенности совершенных на административном участке преступлений, их разделение по видам, способам, месту и времени совершения, обстоятельства, способствовавшие их совершению; лиц, поведение которых в установленном законом порядке контролируется сотрудниками органов внутренних дел;
  • силы и средства, участвующие в охране общественного порядка, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений на административном участке.

Метод наблюдения при осуществлении оперативно-служебных задач Психологически подготовленный участковый уполномоченный всегда организует свою познавательную деятельность так, чтобы выделить необходимое, понять существенное, учесть все, что может иметь значение для решения стоящих перед ним задач. Планомерное, целенаправленное восприятие именуется наблюдением. Оно предполагает активную работу всех органов чувств, поэтому важнейшей психологической предпосылкой плодотворного наблюдения является острота органов чувств.

Особое значение приобретает это качество при осуществлении тех оперативно-служебных задач, в которых элементы чувственного познания выступают на первый план. Известно, что полнота и точность наблюдений зависят от опыта и знаний наблюдателя. Чем обстоятельнее знакомство с предметом, явлением, чем разностороннее знания, тем плодотворнее наблюдение, поскольку специалист не только подмечает и фиксирует признаки и свойства предметов или явлений, но одновременно оценивает, осмысливает и истолковывает их.

Определенность, точность и быстрота понимания зависят от теоретической и практической подготовки участкового уполномоченного. Однако длительное занятие этой профессией порождает автоматизмы, которые хотя и облегчают наблюдение и понимание происходящего, но вместе с тем иногда приводят к ошибкам. Большую опасность представляют так называемые «косные стереотипы» — привычные, укоренившиеся суждения и оценки, которые довольно часто искажают восприятие, делают наблюдение неточным и неполным.

Привыкание к тем или иным объектам на вверенном административном участке нередко «глушит» остроту наблюдения, препятствует способности подмечать происходящие негативные перемены, поэтому целесообразно, чтобы в такой деятельности, как предупреждение и пресечение правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность, осуществлялось взаимодействие участковых уполномоченных милиции с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами, внештатными сотрудниками милиции, персоналом охранно-сыскных структур — лицами, не только хорошо знающими административный участок, но и мало знакомыми с ним.

Избирательность наблюдения, как и всякого восприятия, обусловлена потребностями, интересами и, что особенно важно, целями и задачами, которыми руководствуется воспринимающий. Экспериментально установлено, что эффективность наблюдения обеспечивается наличием определенной цели, ясно сформулированной задачи. Предопределяет успех наблюдателя интеллект, существенными качествами которого являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Различное содержание деятельности требует развития определенных интеллектуальных способностей, но во всех случаях необходима чувствительность специалиста к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показатель развития интеллекта — несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.

Таким образом, для рационального восприятия (наблюдения) целесообразно:

  1. ясно и четко формулировать познавательные цели, выбирать существенную информацию, т.е. начинать познавательный процесс с формулировки цели, постановки перед собой вопроса: «Чего я хочу достигнуть путем восприятия информации?»;
  2. максимально использовать все органы чувств: в первую очередь зрение и слух, а где целесообразно — анализаторы запаха, вкуса, осязания;
  3. проявлять интерес к информации, используя уже имеющиеся знания.

Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Использование всего арсенала знаний необходимо, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Роль участкового уполномоченного полиции в повседневной деятельности полиции

Рассматривая роль участкового уполномоченного полиции в системе полиции России следует в первую очередь определить те задачи, в решении которых участковый уполномоченный полиции принимает участие. Особенностью правового статуса участковых уполномоченных полиции является то, что они в повседневной деятельности занимаются практически всеми направлениями деятельности органов внутренних дел, таких как:

При этом служба участковых уполномоченных полиции является одной из наиболее многочисленных в структуре органов внутренних дел и наиболее близкой к населению.

Можно выделить несколько общих для участкового уполномоченного полициихарактеристик:

1) деятельность участкового уполномоченного является разновидностью государственной службы, и порядок ее прохождения работниками определен в федеральном законе РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»[21], сотрудники полиции имеют специальные звания и при выполнении своих должностных обязанностей должны, как правило, носить специально установленную форму одежды;

2) деятельность участкового уполномоченного строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности;

3) участковым уполномоченным предоставлены обширные властные полномочия, реализация которых зависит от их умения разумного, целесообразного и законного применения власти;

4) участковый уполномоченный обладает специфическими средствами воздействия, в том числе принуждения, в процессе профилактики и пресечения правонарушений (психологическое воздействие, в виде предупреждения, замечания и т.д.; применение специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия);

5) разнообразие социальных ситуаций, в которых приходится действовать участковым уполномоченным, определяет требования к их психологической готовности, умению быстро входить в сущность произошедшего события и коммуникативным качествам;

6) участковые уполномоченные полиции осуществляют свои полномочия как правило на закреплённых за ними административными участками;

7) на деятельность участковых уполномоченных влияют атмосфера в обществе, оценки населением степени ее эффективности и складывающийся авторитет полиции.

Таким образом, участковые уполномоченные полиции участвуют практически во всех сферах деятельности полиции, фактически представляя на своём закреплённом административном участке органы внутренних дел. В условиях многогранности выполняемых функций сотруднику необходимо иметь следующие психологические качества:

• уравновешенность, самообладание при конфликтах;

• способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;

• тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека;

• умение отстаивать свою точку зрения;

• способность к воссозданию образа по словесному описанию;

• умение делать выводы из противоречивой информации;

• память на внешность и поведение человека.

В сложившихся условиях нормативного регулирования участковым уполномоченным полиции приходится работать не только с лицами, состоящими на профилактическом учете, но и с населением, помощь которого немаловажна для эффективности выполнения поставленных задач на этом направлении деятельности полиции.

Однако в настоящее время кроме вышеуказанного ведом­ственного нормативного акта, затрагивающего общие вопросы профилактической работы участкового уполномоченного полиции, не отражающего права и обязанности участников, фор­мы и методы ее проведения, законодательно данный вопрос не урегулирован. Принятие на федеральном уровне закона, регламентирующего вопросы профилактики правонаруше­ний, на наш взгляд, не только решит проблему упорядочения нормативного регулирования в этой области государственного управления, но и даст возможность населению четко представлять задачи, права и обязанности, а главное — ответственность всех участников данных общественных отношений.

Проводимая в стране административно-правовая реформа характеризуется принятием значительного массива новых нормативных правовых актов, направленных на совершенство­вание государственного управления. Безусловно, это относится и к сфере административно-правового регулирования в сфере внутренних дел. Однако, несмотря на активную нормотвор­ческую деятельность, возникает проблема в качественном со­держании нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел в целом и деятельности участковых уполно­моченных полиции в частности. Не осуществляется должным образом мониторинг действующего законодательства. Так, ряд правовых документов принимаются без надлежащего анализа и прогнозирования развития социальных отношений, встреча­ются случаи отсутствия согласованности между содержанием нормативного регулирования, целями и задачами правоохра­нительной деятельности. Это приводит к низким результатам деятельности органов внутренних дел.

В контексте рассматриваемого вопроса важно также под­черкнуть, что в ряде регионов отмечается острая нехватка кадров в службе участковых уполномоченных полиции, в связи с чем возникает следующая проблема — участковые уполномоченные вынуждены обслуживать несколько административных участков, что влечет за собой увеличение нагрузки. Следовательно, упуска­ются важные направления профилактической работы, подраз­деления территориальных органов внутренних дел лишаются возможности получить своевременную и необходимую инфор­мацию о лицах, которые могли бы совершить правонарушение. Складывается практика, которая, к сожалению, не позволяет сотрудникам органов внутренних дел адекватно оценить ситуацию в сфере деликтности той или иной группы лиц, проживающих на соответствующей территории.

Наряду с этим возникает еще одна проблема, связанная с возможностью отвлечения участковых уполномоченных полиции от непосредственных обязанностей. Как правило, связано это с наделением полномочиями начальника территориального органа МВД России на районном уровне по привлечению участкового уполномоченного полиции к выполнению обязанностей, при невозможности их выполнения иными сотрудниками полиции. К таким полномочиям относится:

— проведение проверок по заявлениям и сообщениям о происшествиях, которые могут привести к наступлению страхового случая, фактах совершения дорожно-транспортных происшествий, а также содержащим признаки преступлений в сфере экономики, экологических преступлений;

— участие в охране общественного порядка и обеспече­нии общественной безопасности, привлечение к проведению следственных мероприятий вне территории закрепленных административных участков;

— привлечение для дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов МВД России, а также в резерве для выполнения задач по охране и конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых админи­стративному наказанию в виде административного ареста.

Соблюдение этих положений в ущерб «постоянному присутствию на административном участке и в угоду моментного улучшения оперативной обстановки фактически исключает профилактическую работу участкового уполномоченного по­лиции неподведомственной территории. Подобное положение вещей снижает результативность деятельности полиции, а са­мое главное не способствует более качественному обеспечению прав и законных интересов граждан.

Нет необходимости внесения каких-либо кардинальных пере­мен в отношении института участковых уполномоченных полиции, поскольку сложившаяся вековая традиция деятельности от квартального надзирателя, урядника до участкового уполномоченного полиции показала эффективность деятельности данной службы. Но вместе с тем представляется необходимым приме­нение комплексных мер, направленных на совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции, таких как:

1) совершенствование нормативно-правовых основ деятель­ности участкового уполномоченного полиции;

2) создание условий для обеспечения единообразной право­применительной практики;

3) стимулирование сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих результативную профилактическую работу среди населения, направленную на социализацию, организа­цию занятости и досуга; повышение правосознания;

4) пропагандистская работа, имеющая целью повышение статуса участкового уполномоченного полиции, работающего непосредственно с населением, проживающим на террито­рии муниципального образования, как одного из ключевых инструментов государственной системы профилактики правонарушений.

Как уже говорилось выше, основное рабочее время участковые проводят на закреплённом административном участке, в связи с чем, целесообразно рассмотреть организацию их деятельности по зональному принципу, чему будет посвящена следующая глава работы.

Что входит в обязанности участкового полиции?

Профилактика и предотвращение правонарушений, работа над раскрытием преступлений, ежедневное общение с гражданами… В статье вы найдёте всё, что следует знать о работе участкового тем, кто планирует учиться правоохранительной деятельности.

Участковый – кто это?

Участковый уполномоченный полиции – это сотрудник органов внутренних дел, осуществляющий оперативно-служебную работу. Его цели – защита жизни и здоровья людей, профилактика противоправных действий, охрана правопорядка.

Для трудоустройства участковым необходимо получить юридическое образование, например, окончить вуз или колледж по специальности «правоохранительная деятельность».

Основные функции участкового

Компетенции участковых уполномоченных полиции подробно прописаны в Приказе МВД России от 29.03.2019 N 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции», зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 03.07.2019 N 55115).

  • Приём граждан, проживающих на вверенной территории (административном участке), рассмотрение обращений и заявлений.
  • Взаимодействие с лицами, состоящими на профилактическом учёте и закреплёнными за конкретным участком.
  • Периодический обход административного участка.
  • Выявление и раскрытие преступлений.
  • Содействие в розыске скрывающихся преступников и пропавших без вести граждан.
  • Взаимодействие со следственными комитетами и органами дознания, уголовным розыском и судами.

Рассмотрим подробнее основные обязанности, которые предполагает специальность «Правоохранительная деятельность» и должность участкового.

Получите среднее профессиональное образование дистанционно*

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Приём граждан

Приём ведётся в участковых пунктах полиции по утверждённому графику. Обычно это вечерние часы рабочих дней и дневные часы в выходной. Узнать адрес и расписание приёмных часов участкового можно на сайте МВД – достаточно ввести адрес проживания, чтобы получить полную информацию о своём участковом – ФИО, фото, телефон, адрес полицейского участка и дни/часы приёма.

С какими вопросами обращаются к участковому?

  • Совершение противоправных действий.
  • Семейные конфликты и ссоры.
  • Социально-бытовые конфликты между соседями.
  • Незаконное проживание, отсутствие регистрации.

По результатам обращений участковый принимает решения о возбуждении (либо отказе в возбуждении) уголовных, административных дел.

Специальности «правоохранительная деятельность» нужно учиться несколько лет, краткосрочных курсов в формате дополнительного образования не предусмотрено. Поэтому люди, планирующие получить профессию «правоохранительная деятельность», часто выбирают дистанционное* обучение: так долгосрочную учёбу легко совмещать с работой.

Работа с подучётными лицами

Участковый осуществляет контроль за:

  • состоящими на учёте детьми и подростками до 18 лет;
  • лицами, освободившимися из заключения (в том числе условно-досрочно);
  • подследственными под домашним арестом/подпиской о невыезде;
  • людьми с психическими заболеваниями.

Полицейский контролирует соблюдение установленных судом запретов и ограничений, наблюдает за поведением подучётных лиц, ведёт профилактические беседы с ними и их близкими. Главная цель правоохранительной деятельности участкового в отношении таких лиц – не допустить правонарушения или преступления.

Профилактические обходы

Участковый ежедневно совершает обход зданий и сооружений административного участка, уделяя особое внимание:

  • пустующим зданиям,
  • подвалам,
  • чердакам,
  • подъездам.

Профилактические обходы включают как встречи с людьми «групп риска», так и знакомства/встречи с обычными проживающими на вверенной территории гражданами. В рамках правоохранительной деятельности участковый регулярно совершает обход домов, квартир, общественных мест, знакомится и общается с людьми, оставляет визитки с контактными данными.

Если совершено преступление

Существует алгоритм действий, которые необходимо предпринять при поступлении сигнала о преступлении на административном участке. Участковый уполномоченный:

  1. Устанавливает место и время совершения правонарушения.
  2. Передаёт информацию о происшествии оперативному дежурному.
  3. Устанавливает свидетелей, очевидцев.
  4. Собирает данные, позволяющие определить личность подозреваемого.
  5. Собирает информацию о потерпевшем, его состоянии.
  6. В дальнейшем участковый сотрудничает со следственной группой.

Участковый может предотвратить преступление, задержать преступника/подозреваемого, оказать помощь потерпевшему до приезда оперативных спецслужб. Чтобы уметь это делать – нужна качественная подготовка. Дистанционное* обучение по специальности «правоохранительная деятельность» предусматривает формирование таких навыков.

Где учиться на участкового?

Чтобы иметь право работать участковым уполномоченным, вы можете получить специальность «Правоохранительная деятельность». В АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж» можно изучать правоохранительную деятельность дистанционно*.

В 2019 году подписано соглашение между Колледжем и Управлением министерства внутренних дел РФ по Тульской области о сотрудничестве в вопросах подготовки и выпускников-юристов. Поэтому, выбирая АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж», студенты обеспечивают себе не только качественное образование, но и потенциальное место трудоустройства.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Полномочия участкового полиции. Права и обязанности участкового инспектора

полномочия участкового

Одной из центральных фигур в системе ОВД в настоящее время считается участковый. Обязанности и полномочия этого служащего достаточно обширны. По результатам работы каждого сотрудника формируется оценка функционирования всей системы внутренних дел в целом. На основании ее, в свою очередь, строится доверие граждан к правоохранительным органам. Рассмотрим далее, какие полномочия у участкового полицейского.

Общая характеристика должности

Участковые уполномоченные считаются ключевым связующим звеном органов правопорядка и населения. Они осуществляют оперативно-служебную деятельность в должности старшего либо среднего начальствующего состава. За каждым сотрудником закрепляется часть муниципальной территории, обслуживаемой местным подразделением МВД. В процессе работы служащие обеспечивают защиту здоровья и жизни населения от преступных посягательств, социальную реабилитацию граждан, нуждающихся в помощи. Участковые проводят работу с подростками и молодежью, условно осужденными, находящимися под наблюдением медучреждений. В целом сотрудники осуществляют разностороннюю деятельность, направленную на формирование благоприятных условий для реализации интересов и свобод населения.

Нормативное регулирование

Полномочия участкового уполномоченного полиции закрепляются в первую очередь в Приказе МВД №1166 от 31.12.2012 г. В документе присутствует порядка 90 пунктов. Приказ предусматривает деятельность почти во всех направлениях работы ОВД. В полномочия участкового уполномоченного полиции входит и участие в качестве дознавателя в уголовном процессе. Однако на практике предварительное расследование проводят соответствующие подразделения. При этом полномочия участкового инспектора полиции реализуются только на этапе возбуждения уголовного производства. Отдельные направления деятельности служащих фиксируются в КоАП.

В этом Федеральном законе определены обязанности участковых. Для успешного исполнения ими своих задач служащие должны:

1. Знать и соблюдать предписания нормативных актов, действующих в РФ, образующих правовую базу их работы.

полномочия участкового уполномоченного полиции

2. Использовать методы и формы предупреждения преступлений и прочих нарушений, порядок, в соответствии с которым осуществляются и оформляются неотложные следственные действия, ведение дел по административным проступкам.

3. Владеть сведениями о задействованных в охране порядка на вверенной им территории:

  • средствах и силах территориальных подразделений МВД;
  • представителях общественных организаций правоохранительной направленности;
  • сотрудниках предприятий, которые осуществляют негосударственную (частную) охранную деятельность.

4. Обладать информацией о расположении передвижных и стационарных постов ППС, ДПС.

5. Знать вверенную территорию, ее особенности, схему дорог, режим работы и расположение предприятий, учреждений, организаций вне зависимости от их формы собственности, мест хранения культурных и иных ценностей, зон массового отдыха людей, складов, баз, стоянок транспорта и так далее, а также порядок обеспечения их охраны.

6. Обладать сведениями об объектах, в которых находятся взрывчатые материалы, огнестрельное оружие, аптеках и других помещениях, где содержатся наркотические, психотропные соединения либо их аналоги, прочих участках, где присутствуют предметы, изъятые из гражданского оборота или ограничены в распространении в соответствии с законодательством.

7. Принимать участие в инструктаже представителей организаций правоохранительной направленности перед непосредственным их выходом на мероприятия по защите общественного порядка на вверенном участке.

Юридические возможности

полномочия участкового инспектора полиции

В указанном выше ФЗ №3 установлены также права, полномочия участковых. Реализуя их, служащие решают задачи, поставленные перед ними, обеспечивают достижение общей цели ОВД. Необходимо отметить следующие нормы Федерального закона, определяющие полномочия участкового полиции: статья 17 (ч. 1), ст.13 (ч. 1), ст. 14 (ч. 2), ст. 18 (ч. 1), ст. 15 (ч. 3). Юридические возможности служащих также устанавливаются и в иных нормативных актах региональных исполнительных органов, принятых в рамках их компетенции.

Должности

Участковые полиции несут службу в соответствующих отделах ОВД. В этих подразделениях предусматриваются определенные должности. Среди них:

  1. Участковый уполномоченный.
  2. Начальник отдела по обеспечению деятельности служащих.
  3. Помощник участкового.
  4. Замначальника отдела обеспечения работы служащих.
  5. Старший участковый.

Специфика деятельности

Полномочия участкового распространяются на конкретную административную зону. В каждой из них присутствует несколько территорий. За работу сотрудников в каждой административной зоне отвечает старший участковый. Он также координирует деятельность служащих, находящихся в его подчинении, проводит инструктаж и обучение новых штатников. Старший сотрудник также реализует полномочия участкового полицейского при отсутствии его по тем или иным причинам.

Показатели работы

Полномочия участкового полиции весьма разнообразны. В качестве ключевого показателя работы сотрудника выступают конкретные цифры, которые выражают число составленных протоколов, выявленных нарушений и прочие результаты деятельности служащего, зафиксированные в документах. Данная система выполнения планов в комплексе с постоянной отчетностью в ОВД подвергается критике. Главный показатель работы служащего является соотношение ее итогов с результатами предыдущего периода. Это значит, что, если в отчете предоставлена цифра ниже прошлогодней, деятельность будет оценена как неудовлетворительная. Соответственно, показатели выше предыдущих будут поощряться.

 какие полномочия у участкового полицейского

В результате полномочия участкового реализуются исключительно для достижения конкретных цифр. Это, в свою очередь, негативно сказывается на качестве и эффективности деятельности по выполнению задач, возложенных на служащих. Вместе с этим зачастую сотрудники опасаются перевыполнения поставленного плана. Это обуславливается тем, что, кроме премии, они получат новые задачи, предполагающие достижение более высоких показателей. В этой связи служащие предпочитают получить плановый результат и остановиться на этом. Наиболее остро стоит проблема на территориях, где проживает относительно небольшое количество жителей. Зачастую полномочия сельского участкового распространяются на несколько деревень. Это значительно затрудняет осуществление им своей деятельности и достижение поставленных показателей.

Какие полномочия у участкового?

Работа служащих предполагает:

  1. Производство дел по административным нарушениям.
  2. Защиту личности, государства, общества от противоправных действий.
  3. Предотвращение и пресечение административных проступков и уголовных преступлений.
  4. Обеспечение безопасности на дорогах.

В полномочия участкового также входит выявление и раскрытие преступных посягательств, розыск лиц в предусмотренных законом случаях. В частности, речь идет о гражданах, самовольно покинувших семьи, несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемое деяние, а также подозреваемых/обвиняемых в преступлениях. В полномочия участкового включено документирование каждого случая смерти на вверенной ему территории вне медицинского учреждения. Если человек умирает дома, родственники должны вызвать служащего для осмотра тела.

Сложности в работе

превышение полномочий участковым

В настоящее время имеет место не очень положительная практика поручения участковым выполнения задач, не связанных напрямую с их обязанностями. Однако это позволяет разгрузить другие подразделения ОВД. Участковым часто передаются дела, которые не относятся к предмету их деятельности. Нередко служащих направляют на спортивные и прочие мероприятия, которые проводятся за пределами вверенной им территории. Еще одной проблемой в работе сотрудников является большое число сообщений и заявлений, рассмотрение которых не позволяет им своевременно проводить профилактическую работу с населением. В результате это приводит к существенному росту преступности.

Значение работы

Служба участкового по объему и важности задач, которые поставлены перед ОВД, роли, которую они исполняют в системе охраны порядка, находится на одной из ведущих позиций в структуре. Сотрудники выступают как ключевые представители органов внутренних дел на конкретной территории. Они находятся в непосредственной близости к гражданам, реализуют функции и задачи, которые относятся к компетенции почти всех служб, отделов, аппаратов, подразделений ОВД. Их должностной статус во многом предопределяет универсальность деятельности. Выполнение поставленных задач требуют высокого профессионализма, умений применять в своей деятельности различные методы и средства, психолого-педагогические навыки.

полномочия участкового полиции статья 17

При этом недопустимо превышение полномочий участковым. За использование методов, запрещенных или не предусмотренных в законодательстве, служащему грозит ответственность. Участковые сегодня находятся на передовых, главных рубежах охраны порядка в обществе и борьбы с преступностью. Они формируют одну из наиболее многочисленных служб ОВД. В этой связи им принадлежит важнейшая роль в процессе решения задач, поставленных перед полицией. Это, в свою очередь, предполагает особый порядок комплектования службы. Участковыми должны быть лучшие полицейские, имеющие необходимый опыт работы. Однако данная задача в настоящее время решается плохо в связи с недостатком соответствующих кадров.

Профилактическая деятельность

В полномочия участкового включается индивидуальная работа с определенными категориями лиц. К ним, в частности, относят:

  1. Освобожденных из мест заключения и имеющих неснятую/непогашенную судимость за тяжкое/особо тяжкое деяние, рецидив, умышленное посягательство на несовершеннолетних, в отношении которых судебной инстанцией установлено временное ограничение свобод и ряд обязанностей, определенных в ФЗ.
  2. Больных наркоманией или алкоголизмом, состоящих на учете в медучреждении и представляющих угрозу для общества.
  3. Совершивших правонарушения на бытовой почве.
  4. Входящих в неформальные молодежные организации противоправной направленности, нарушающие общественный порядок и безопасность.
  5. Совершивших административные проступки в ходе проведения массовых социально-политических, спортивных, культурных, религиозных и прочих мероприятий.
  6. Субъектов, имеющих административные санкции за незаконный оборот психотропных, наркотических соединений либо их аналогов и их употребление без назначения врача.

Участковый осуществляет контроль поведения:

полномочия сельского участкового

  1. Несовершеннолетних, поставленных на учет в ПНД.
  2. Осужденных за преступления, к которым применено наказание, не связанное с заключением в тюрьму, либо условное лишение свободы.

Направления профилактической работы

Служащие ведут учет граждан, которые проживают на вверенной территории. В задачи сотрудников входит ведение профилактической работы при поступлении:

  1. Соответствующих сообщений из исправительных учреждений и постановлений суда для лиц, освобожденных из тюрем, колоний и пр., в отношении которых установлены ограничения, согласно ФЗ.
  2. Документов из медучреждений на субъектов, страдающих наркоманией или алкоголизмом, состоящих на учете в лечебной организации и представляющих для общества опасность.
  3. Рапорта участкового на имя начальника территориального подразделения МВД, согласованного с администрацией ОУУП. В данном документе должны содержаться обоснования необходимости поставить на учет гражданина, подпадающего под одну из характеристик, указанных выше.
  4. Сообщения из УИИ или территориального органа ФСИН, копии приговора для лиц, к которым применено наказание, не связанное с тюремным заключением либо условное осуждение.
  5. Сведений ПНД о необходимости провести профилактическую работу с несовершеннолетними гражданами, находящимися на учете.

Индивидуальная профилактика

Такая деятельность включает в себя:

  1. Проведение бесед с лицами, стоящими на учете.
  2. Наблюдение за поведением субъектов, их образом жизни, окружением.
  3. Опрос родственников граждан, стоящих на учете, соседей и пр.
  4. Применение принудительных административных мер.

Сроки

Профилактический учет длится:

  1. Для освобожденных граждан, в отношении которых установлены ограничения – до истечения их периода.
  2. Для больных наркоманией/алкоголизмом – до окончания срока снятия с учета в лечебном учреждении.
  3. Для допускающих нарушения в области бытовых отношений, административные проступки, посягающие на порядок и безопасность в обществе – в течение года с момента начала контроля.
  4. Для осужденных условно – до окончания срока наказания.
  5. Для несовершеннолетних – до снятия с учета.

Заключение

Как показывают результаты опросов населения, доверие к участковым уполномоченным, а также необходимость в них не уменьшается. Например, в 1998 г. порядка 70 % граждан предпочитали обращаться именно к этим служащим. В 2008 г. опросы показали, что 89 % людей считают необходимым сохранение данной должности при повышении качества и эффективности их деятельности. Только 5 % настаивали на упразднении служащих. 88 % граждан считают необходимым постоянный контакт участкового с населением подведомственного участка, 52 % опрошенных видели бы в этом поддержку и внимание со стороны правоохранительных структур. Такое мнение обуславливается территориальной близостью, а также возможностью оперативного реагирования, быстрого решения вопросов, касающихся обеспечения правопорядка. Между тем 60% опрошенных не знают своих участковых уполномоченных. Чаще всего контактируют со служащими жители Москвы (45 %) и небольших населенных пунктов (59 %).

Участковый уполномоченный милиции

Участковый уполномоченный милиции — должностное лицо милиции общественной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории.

Должности участковых уполномоченных милиции являются должностями среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава (старшие участковые уполномоченные милиции) органов внутренних дел. Также предусматривается должность «помощник участкового уполномоченного милиции» младшего начальствующего состава органов внутренних дел, но по каким-то причинам в большинстве территориальных органов внутренних дел такие должности по штату отсутствуют.

Ранее в СССР эта должность называлась участковый инспектор милиции. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2000 г N 163-ФЗ должность участкового инспектора милиции переименована в участкового уполномоченного милиции. Прежнее название сохранилось на Украине, в Белоруссии и других странах бывшего Советского Союза.

В официальных документах принято сокращенное название должности участкового уполномоченного милиции — УУМ, ранее — УИМ.

Содержание

Права участкового уполномоченного милиции

Полномочия участкового уполномоченного милиции закреплены в приказе МВД № 900 от 16.09.2002 г «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции». Участковый уполномоченный милиции наделен широкими полномочиями (перечень полномочий содержит около 90 пунктов) практически во всех направлениях деятельности органов внутренних дел. Также участковые уполномоченные милиции являются дознавателями в уголовном процессе, но на практике предварительным расследованием преступлений занимаются соответствующие подразделения, а участковые уполномоченные милиции участвуют в уголовном процессе лишь на стадии возбуждения уголовного дела.

Отдельные полномочия участковых уполномоченных милиции по назначению административных наказаний закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Организация деятельности участковых уполномоченных милиции

Основные положения, регулирующие организацию деятельности участковых уполномоченных милиции закреплены в приказе № 900-02 МВД РФ.

Участковые уполномоченные проходят службу в отделах (группах, отделениях, управлениях) обеспечения деятельности участковых уполномоченных милиции (ООДУУМ). В ООДУУМ предусмотрены должности

  • участковый уполномоченный милиции
  • помощник участкового уполномоченного милиции
  • старший участковый уполномоченный милиции
  • заместитель начальника ООДУУМ
  • начальник ООДУУМ

Территория обслуживания органа внутренних дел делится на административные участки, каждый из которых имеет свой номер и закреплен за участковым уполномоченным милиции. Согласно требований законодательства, население административного участка не должно быть более 3500 человек.

Административные участки объединены в административные зоны, обычно по 3-5 участков в одной зоне. За деятельность участковых уполномоченных милиции конкретной административной зоны отвечает старший участковый уполномоченный милиции. Вместе с тем, население административного участка, закрепленного за старшим участковым уполномоченным милиции, не может превышать 1500 человек. Старший участковый уполномоченный координирует деятельность подчиненных сотрудников, обучает недавно поступивших на службу и в случае открытия вакансии, выхода в отпуск или на больничный участкового уполномоченного милиции, исполняет его обязанности.

Служебная деятельность участкового уполномоченного милиции крайне разнообразна по своему содержанию. Вместе с тем, основные показатели работы обычно сводятся к конкретной цифре, отражающей количество составленных протоколов, раскрытых преступлений и пр. Система отчетности в органах внутренних дел подвергается постоянной критике ввиду ее явного противоречия принципам организации деятельности органов внутренних дел в целом и милиции в частности. Основным смыслом показателей работы органов внутренних дел в настоящее время является соотношение полученных результатов с аналогичным периодом прошлого года (АППГ). То есть сотрудник, подразделение, представившее цифру ниже, чем за АППГ, получает неудовлетворительную оценку деятельности, а представившее цифру выше — удовлетворительную. В связи с этим, работа ведется исключительно для получения требуемой цифры, что существенно снижает эффективность выполнения милицией возложенных на нее задач.

Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного милиции являются:

  • Административная практика — составление протоколов об административном правонарушении.
  • Выявление и раскрытие преступлений по линии МОБ, — это преступления небольшой и средней тяжести, среди которых преступления, предусмотренные ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), 112 (приченение средней тяжести вреда здоровью) 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), 130 (оскорбление), 158 (кража), 159 (мошенничество), 167 (умышленное повреждение чужого имущества) УК РФ и др.
  • Рассмотрение сообщений о преступлениях в порядке ст. 144—145 УПК РФ, а также иных обращений граждан, не зарегистрированных в книгу учета сообщений о преступлениях.
  • Также участковые уполномоченные привлекаются для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья на обслуживаемом участке, для поддержания общественного порядка при массовом скоплении граждан, а также для выполнения иных задач.

На настоящий момент сложилась такая практика, что участковым уполномоченным милиции поручают выполнение различного рода задач, не всегда напрямую связанных с их служебными обязанностями, в том числе для разгрузки других подразделений в подразделения участковых уполномоченных милиции передаются для рассмотрения материалы, не относящиеся к предмету деятельности милиции общественной безопасности, в связи с чем участковые уполномоченные милиции в шутку называют себя «универсальными солдатами».

В культуре

Кинематограф

Известный положительный образ советского участкового был создан актёром Михаилом Жаровым, сыгравшим милиционера Фёдора Ивановича Анискина в фильмах «Деревенский детектив» (1968), «Анискин и Фантомас» (1974) и «И снова Анискин» (1978).

Современный положительный образ участкового милиционера был создан актёром Сергеем Безруковым в телесериале «Участок» (2003).

Современный положительный образ женщины-участковой был создан актрисой Марией Звонарёвой в телесериале «Участковая» (2009). (сайт сериала).

Памятники

В Пензе существует единственный в России памятник участковому милиционеру, прототипом которого был городской участковый 1950-1960-х годов, капитан милиции Г. А. Шелков.

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое “Участковый уполномоченный милиции” в других словарях:

Участковый инспектор милиции — Участковый уполномоченный милиции должностное лицо милиции общественной безопасности органов внутренних дел, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном… … Википедия

Участковый уполномоченный — милиции должностное лицо милиции общественной безопасности органов внутренних дел, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан,… … Википедия

Участковый уполномоченный полиции — Участковый уполномоченный полиции должностное лицо полиции Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан,… … Википедия

Участковый — уполномоченный милиции должностное лицо милиции общественной безопасности органов внутренних дел, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также… … Википедия

Участковый инспектор — Участковый уполномоченный милиции должностное лицо милиции общественной безопасности органов внутренних дел, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном… … Википедия

Участковый — I уч астковый прил. соотн. с сущ. участок I 1., связанный с ним II участк овый м. разг. Работник милиции, наблюдающий за порядком на подведомственном ему участке [участок IV] территории; участковый уполномоченный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Участковый — I уч астковый прил. соотн. с сущ. участок I 1., связанный с ним II участк овый м. разг. Работник милиции, наблюдающий за порядком на подведомственном ему участке [участок IV] территории; участковый уполномоченный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

участковый — I участко/вый ая, ое. см. тж. участковый обслуживающий какой л. участок 5) Участковый врач. У ая избирательная комиссия. Участковый инспектор; участковый уполномоченный (работник милиции, наблюдающий за порядком в подведомственном ему участке) II … Словарь многих выражений

участковый — I. УЧАСТКОВЫЙ см. Участок. II. УЧАСТКОВЫЙ ая, ое. Обслуживающий какой л. участок (5 зн.). У. врач. У ая избирательная комиссия. У. инспектор; у. уполномоченный (работник милиции, наблюдающий за порядком в подведомственном ему участке). ◁… … Энциклопедический словарь

День участковых уполномоченных милиции — Тип государственный праздник Установлен приказом генерал полковника милиции Васильева В.А. в 2002 году Отмечается Российская Федерация Празднование 17 ноября Связан с утверждением «Инструкции участковому надзирателю» от 17.11.1923 День участковых … Википедия

Участковый уполномоченный полиции — описание и полномочия

Среди других полицейских «профессий» должность участкового уполномоченного стоит, своего рода, особняком. Сами же полицейские нередко в шутку называют участковых «универсальными солдатами», так как последним в силу их служебных обязанностей часто приходится выполнять функции сотрудников многих иных отделов полиции. Кроме того, рабочие кабинеты участковых располагаются не в зданиях территориальных подразделений МВД, а в отдельных строениях, именуемых опорными пунктами (участками) полиции. Данная статья подробно описывает, как устроен стандартный опорный пункт полиции, а также рассказывает об основных функциях и обязанностях участковых уполномоченных.

Кто такой участковый

Согласно ФЗ № 3-ФЗ от 07.02.2011 г., участковый уполномоченный полиции (УУП) — это должностное лицо российской полиции, защищающий права граждан, живущих на подведомственном ему административном участке (АУ), а также людей, пострадавших от преступных деяний на указанной территории.

Участковый полиции

Важно! Служить участковыми могут только офицеры в звании от младшего лейтенанта до майора (подполковники и полковники — на должностях начальников управлений обеспечения деятельности УУП), так как данная должность относится к должностям среднего и старшего начсоставов полиции.

Основные формы несения службы

Все полномочия, которыми наделен УУП, перечислены в Приказе МВД РФ № 205 от 29.03.2019 г. Согласно данному документу, их число достигает 90 пунктов — по существу, на участковых возложены почти все обязанности и функции полиции, которые они должны осуществлять на «закрепленной» за ними территории.

Тем не менее, если говорить кратко, то служба УУП сводится к 2 основным видам деятельности:

Самостоятельной работе — в ее рамках участковый полицейский обязан:

  • составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • рассматривать сообщения граждан о совершенных преступлениях (в порядке ст. 144-145 УПК РФ);
  • проводить профилактику противоправных и преступных действий на своем АУ (в том числе выявлять факты беспризорности, знать и контролировать адреса всех так называемых «малин» — мест сбора и жительства уголовных элементов, и т. п.);
  • выявлять и раскрывать преступления небольшой и средней тяжести;
  • оформлять документы по каждому случаю смерти человека в подведомственном ему районе вне больниц.

Помощи конкретным подразделениям полиции, расследующим преступления на его территории, а также другим госслужащим (судебным приставам, работникам военкоматов и т. д.) — в рамках данной деятельности участковый полиции должен:

  • сообщать в ДЧ полиции обо всех совершенных на его АУ преступлениях;
  • охранять место преступления до прибытия дежурной оперативной группы;
  • оказывать содействие сотрудникам МВД в розыске лиц, сбежавших из-под стражи, пропавших без вести, находящихся в федеральном розыске и т. д.;
  • пресекать преступления совместно с сотрудниками ППС;
  • содействовать коллегам из полиции/Росгвардии в охране общественного порядка в местах массового скопления людей;
  • оказывать помощь работникам военкоматов в розыске «уклонистов», проживающих на его АУ;
  • помогать судебным приставам входить в жилища граждан при исполнении ими их служебных обязанностей и т. п.

Организация деятельности УУП

В силу вышеуказанного Приказа МВД РФ № 205, за каждым участковым МВД закрепляется свой АУ:

  • в сельской местности 1 УУП может отвечать за целый поселок или даже несколько мелких деревень;
  • в малых и больших городах всегда действуют несколько УУП, за которыми закрепляется своя территория (ее площадь зависит от количества проживающих на ней жителей и лиц, состоящих на проф. учете).

Знак участкового полиции

При этом структурно все участковые проходят службу в отделах (управлениях) обеспечения деятельности УУП, где, помимо должности обычного участкового, предусмотрены должности:

  • помощника УУП (есть только в больших городах — ее замещают полицейские в звании от младшего сержанта до старшины);
  • старшего участкового;
  • зам. начальника и начальника отдела.

Из всех вышеперечисленных должностей особо выделяется должность старшего участкового. Он контролирует деятельность нескольких подчиненных ему УУП, соседние АУ которых объединены в одну административную зону, обучает недавно принятых на службу участковых, а также в случае выхода в отпуск, на больничный или увольнения одного из подчиненных временно исполняет его обязанности.

Начальник же отдела и его заместитель «на земле» не работают. Их деятельность связана с составлением различных отчетов по проведенной полицейскими работе, общей организацией службы УУП, рассмотрением и утверждением кандидатов на вакантные должности участковых и т. п.

Что такое опорный пункт полиции (ОПП)

Служба участкового уполномоченного полиции проходит не только «на земле», но и в кабинете, где он ведет прием проживающих в его районе граждан, работает со служебной документацией и дежурит (когда полицейские переходят на усиленный режим несения службы). Находится же этот кабинет в специальном участковом отделении полиции, расположенном:

  • в отдельно стоящем одноэтажном строении — как правило, такие ОПП оборудуются в сельской местности или небольших городках;
  • на первом этаже многоэтажных жилых домов или административных зданий — в крупных городах и мегаполисах.

Нормативные требования к оборудованию полицейского участка

Независимо от того, где расположен опорный пункт полиции (в отдельном здании или на первом этаже многоэтажного строения), к его оборудованию предъявляются одинаковые требования, прописанные в Приложении № 1 к Приказу МВД РФ № 1166 от 31.12.2012 г. Согласно Статье 2 данного документа, любой участок полиции обязан:

  • находиться в центре АУ, закрепленного за УУП;
  • иметь отдельный вход с двумя дверьми: внутренней решетчатой из металла и внешней цельнометаллической (или деревянной толщиной не менее 4 см и оббитой металлом снаружи);
  • иметь запоры на входной двери и металлические решетки на окнах;
  • оборудоваться охранной сигнализацией, подсоединенной к пульту полицейского наблюдения;
  • соответствовать требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам;
  • на видном месте снаружи ОПП должны находиться подсвечиваемая вывеска с надписью «Участковый пункт полиции», порядковым номером и телефоном ДЧ ОВД, а также информационное табло, с помощью которого граждане могут узнавать дни и время приема населения и телефоны УУП.

Чем оснащено помещение ОПП

В силу того же Приказа МВД РФ № 1166, для комфортного приема граждан и нормальной работы участкового помещение каждого ООП внутри должно иметь:

Работа участкового уполномоченного полиции

Ссылка на основную публикацию