Транспортная компания повредила груз. Кто виноват?

4.Подача претензии в транспортную компанию

Срок подачи претензии — 6 месяцев. Претензия подается в 2 (двух) экземплярах. На втором экземпляре транспортная компания должна поставить отметку о принятии, указать дату принятия, входящий номер, заверить печатью и вернуть Вам в подтверждение факта обращения. Если Вы не хотите подавать претензию нарочно, можно отправить претензию в 1 (одном) экземпляре почтой. В этом случае отправляйте претензию заказным письмом с описью вложения и обязательно сохраните опись и почтовую квитанцию об отправке. Срок ответа на претензию 30 (тридцать) дней.

Срок подачи претензии — 6 месяцев. Претензия подается в 2 (двух) экземплярах. На втором экземпляре транспортная компания должна поставить отметку о принятии, указать дату принятия, входящий номер, заверить печатью и вернуть Вам в подтверждение факта обращения. Если Вы не хотите подавать претензию нарочно, можно отправить претензию в 1 (одном) экземпляре почтой. В этом случае отправляйте претензию заказным письмом с описью вложения и обязательно сохраните опись и почтовую квитанцию об отправке. Срок ответа на претензию 30 (тридцать) дней.

Груз поврежден транспортной компанией, что делать?

Как только машина привезла получателю заказанный груз, в первую очередь стоит провести его первый визуальный осмотр на месте. О фактах повреждения могут говорить дефекты в упаковке, таре, другие внешние нарушения.

Однако если упаковка целая, но имеются внутренние повреждения (например, когда перевозятся изделия из стекла или другой груз, который легко деформируется от удара), то нужно произвести выгрузку в отдельном месте и провести вскрытие тары или упаковки в присутствии водителя автомобиля.

Если в грузе будут обнаружены повреждения, то следует провести их первичную фиксацию. В дальнейшем она станет основой для составления соответствующего акта.

Также следует позаботиться о том, чтобы на место оперативно выехал эксперт (можно обратиться в торгово-промышленную палату вашего региона). Ведь в некоторых случаях именно он может определить действительный размер ущерба, к которому привело повреждение груза при транспортировке.

Далее следует переходить к составлению официальных документов касательно повреждения груза. Их перечень определён как законодательством, так правилами по перевозке грузов отдельными видами транспорта.

Далее следует переходить к составлению официальных документов касательно повреждения груза. Их перечень определён как законодательством, так правилами по перевозке грузов отдельными видами транспорта.

Приемка груза

Практика грузоперевозок показывает, что самый простой способ получить компенсацию за купленный с повреждением груз — это “повесить всех собак” на автоперевозчика. Тем более, что сделать это не так уж и сложно. Многие водители относятся к приемке товара крайне халатно, некоторые даже при загрузке не выходят из кабины. Что стоит нерадивому отправителю поставить поврежденный паллет, или порванный биг-бэк в кузов, если водителю даже не интересно, что ему грузят?

При выгрузке получатель обязательно составит акт о повреждении груза, и не важно, подпишет его перевозчик или нет. Ведь помимо него свои подписи поставят члены приемной комиссии. Доказать, что перевозчик не виноват в этом случае, очень сложно. Поэтому шоферу достаточно соблюдать простые правила, которые помогут предотвратить подобные неприятности:

  1. Осмотреть кузов на отсутствие посторонних предметов и торчащих деталей, которые могут повредить груз.
  2. Перед погрузкой внимательно осмотреть груз на наличие повреждений упаковки и поддонов.
  3. Произвести фотофиксацию груза со всех сторон.
  4. Сверить количество и маркировку с данными из товаросопроводительных документов.
  5. Внимательно наблюдать за процессом погрузки. В случае повреждения груза погрузчиком или персоналом склада, остановить погрузку, сфотографировать дефект и поставить в известность свое руководство и заказчика, сделать отметку в товаросопроводительных документах.
  6. После погрузки надежно зафиксировать груз ремнями.

Стоит помнить, что главный на загрузке не начальник склада, и не старший грузчик, а водитель. Именно он должен руководить погрузкой, показывать что и куда ставить, распределяя груз по кузову автомобиля для максимально безопасной перевозки.

Вы видели объявления о покупке и продаже паллет? Эти подставки являются товаром многоразового использования, и естественно, что они подлежат нормальному износу. Зачастую для экономии средств, отправители используют бывшую в употреблении тару. Это вполне законно, однако следует иметь в виду, что конструкция паллета строго регламентирована, и несоблюдение ГОСТа может привести к опрокидыванию груза, или к его трению о борт кузова. Проверить соответствие подставок нормативам, перевозчик не имеет физической возможности. Поэтому в случае излишней амортизации (подпрыгивании) товара на поддоне, и как следствие его заваливание на пол, исполнитель услуги не должен компенсировать ущерб заказчику.

ВИРТУАЛЬНАЯ
ТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Подтвердим наш пример нормативными документами. В соответствии с п. 2 ст. 10 Устава автомобильного транспорта грузоотправитель должен подготовить груз к перевозке так, чтобы обеспечить безопасность его транспортировки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства. Согласно п. 8 ст. 11 этого же документа грузоотправитель осуществляет погрузку товара в транспортное средство, если иное не предусмотрено договором перевозки.

Когда перевозчик (не) виноват

Конвенция о договоре международной перевозки грузов при этом предусматривает презумпцию вины перевозчика. Как правило, перевозчик отвечает в полной или частичной утраты или повреждения груза, которые происходят с момента принятия груза (подписания водителем акта приемки и CMR) и до момента его сдачи. Также перевозчик отвечает за просрочку в доставке груза.

И единственный шанс избежать штрафов и ответственности – доказать отсутствие своей вины. То есть доказать дефектность груза или наличие обстоятельств и их последствий, которые перевозчик (водитель) не смог предотвратить.

Есть два случая, когда с перевозчика снимается ответственность за то, что при доставке груза обнаружились его повреждения, недостача или груз в принципе не попал к получателю.

  • Первый случай – когда перевозчик доказывает, что повреждение, порча или утрата груза возникли по вине отправителя или получателя. Например, из-за срывов срока отправки/приемки товара не по вине перевозчика, из-за того, что товар испортился в негерметичной таре или при неправильной упаковке и т.п. В этом случае возмещать ущерб перевозчик не будет.
  • Другой случай обозначается формулировкой «наступление обстоятельств непреодолимой силы». К таким относятся природные катаклизмы, военные действия и т.п. То есть это такие обстоятельства, вред от которых невозможно ни предвитель, ни предотвратить, а сам ответственный при этом принял все меры, чтобы защитить груз (см. примеры).

В большинстве случаев ответственность за порчу/недостачу груза во время его транспортировки несет перевозчик, и доказать его невиновность очень сложно. Скользкую и оценочную формулировку “обстоятельства непреодолимой силы” судебная власть толкует по-своему, часто это кажется нелогичным.

Если дело с порчей или кражей груза доходит до суда, ответственность перевозчика там тоже рассматривается весьма специфично:

  • часто в судебных разбирательствах она устанавливается в зависимости от наличия его вины в инциденте (в отличие от ответственности владельца груза, ведь он с точки зрения юристов занимается предпринимательской деятельностью “на свой страх и риск”)
  • размер ответственности перевозчика ограничивается возмещением реального ущерба (в то время как под убытками понимается реальный ущерб + упущенная выгода, то есть неполученные из-за инцидента доходы)
  • законодательство предусматривает дополнительные основания, по которым перевозчик может быть осводожден от ответственности, вроде все тех же обстоятельств “непреодолимой силы”.

Правовые конфликты между владельцем груза и перевозчиком по возмещению убытка в связи с утратой или порчей груза – сложные с юридической точки зрения процессы. Стороны всегда по-разному трактуют обстоятельства.

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

Читайте также:  Штрафы работников по трудовому кодексу


На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок. Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме. Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.

Статья 796 ГК РФ. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (действующая редакция)

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

– Постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.1999 N 2810/98;

Как определить размер ущерба, причиненный транспортной компанией?

Прежде чем обращаться с досудебной претензией к перевозчику, важно провести собственную экспертизу и установить степень повреждений груза, причиненный ущерб и возможность восстановления. Преимущество такого шага заключается в том, что вы можете воспользоваться помощью объективного независимого эксперта, задать ему правильные вопросы, чтобы транспортная компания фактически не имела возможность отказаться компенсировать причиненный вред. О вашем намерении провести экспертизу нужно предупредить перевозчика, а затем задать следующие вопросы:

  • Какой ущерб причинен товару;
  • Соответствует ли упаковка или транспортировочная тара состоянию, описанному в акте приемки;
  • Существует ли причинно-следственная связь между зафиксированными повреждениями и действиями компании в процессе транспортно-логистических услуг.

Услуги эксперта стоят денег, но помните: в случае признанием перевозчиком вины на причиненный ущерб именно он компенсирует вам стоимость проведения экспертизы.

Как только проведенная экспертиза установила вину перевозчика и установила точный размер причиненного материального ущерба, пришло время обращаться в транспортную компанию с письменной претензией.

Если повредили или потеряли груз в транспортной компании?

В данной статье я расскажу Вам о некоторых тонкостях работы с транспортными компаниями, ведь отправляя груз, вы доверяете экспедитору его доставку в полной сохранности и после того как вы передали груз на транспортную компанию, по идее ответственность за сохранность и все полученные в ходе перевозки повреждения несет экспедитор (транспортная компания)! Так ли это на практике и какие проблемы могут возникнуть при повреждении груза во время перевозки, мы расскажем в нашей статье.

  1. Что представляет собой утрата или порча груза экспедитором? (транспортной компанией)
  2. Может помочь страхование груза
  3. Как действовать если Вы обнаружили повреждение груза, недостачу или произошла утрата груза?
  4. Предъявляем претензию перевозчику
  5. Образцы претензий транспортной компании

В данной статье я расскажу Вам о некоторых тонкостях работы с транспортными компаниями, ведь отправляя груз, вы доверяете экспедитору его доставку в полной сохранности и после того как вы передали груз на транспортную компанию, по идее ответственность за сохранность и все полученные в ходе перевозки повреждения несет экспедитор (транспортная компания)! Так ли это на практике и какие проблемы могут возникнуть при повреждении груза во время перевозки, мы расскажем в нашей статье.

Как определить размер ущерба, причиненный транспортной компанией?

Прежде чем обращаться с досудебной претензией к перевозчику, важно провести собственную экспертизу и установить степень повреждений груза, причиненный ущерб и возможность восстановления. Преимущество такого шага заключается в том, что вы можете воспользоваться помощью объективного независимого эксперта, задать ему правильные вопросы, чтобы транспортная компания фактически не имела возможность отказаться компенсировать причиненный вред. О вашем намерении провести экспертизу нужно предупредить перевозчика, а затем задать следующие вопросы:

  • Какой ущерб причинен товару;
  • Соответствует ли упаковка или транспортировочная тара состоянию, описанному в акте приемки;
  • Существует ли причинно-следственная связь между зафиксированными повреждениями и действиями компании в процессе транспортно-логистических услуг.

Услуги эксперта стоят денег, но помните: в случае признанием перевозчиком вины на причиненный ущерб именно он компенсирует вам стоимость проведения экспертизы.

Услуги эксперта стоят денег, но помните: в случае признанием перевозчиком вины на причиненный ущерб именно он компенсирует вам стоимость проведения экспертизы.

Собственник груза не является стороной договора перевозки. Как возместить убытки, если товар был поврежден или утрачен

Почему грузоотправители не требуют возместить утраченный груз
Какой договор с посредником защитит собственника груза
Что должен доказывать клиент, взыскивающий убытки с экспедитора

Собственники грузов часто доверяют их отправку и прием фирмам-посредникам. При утрате такого груза у его собственника возникает серьезная проблема. Не являясь ни отправителем, ни получателем груза, он не может самостоятельно предъявить претензии к перевозчику. В то же время у посредника, выступающего в роли грузополучателя или грузоотправителя, при утрате груза не возникает убытков, а значит, и интереса в подаче иска. В такой ситуации собственнику будет достаточно сложно отстоять свои права. Поэтому для него будет лучше предотвратить с самого начала указанный конфликт интересов. О том, каким образом это можно сделать, мы расскажем в данной статье.

Посредник не заинтересован в том, чтобы предъявить претензии к перевозчику

Многие компании, отправляющие и получающие большие объемы грузов, предпочитают передавать функции по работе с транспортными организациями посредникам, которые специализируются в этой сфере. К примеру, крупная компания-поставщик реализует товары конечным потребителям через своих агентов. В таком случае агент указывается в товарно-транспортных накладных в качестве грузоотправителя. К посреднику может обратиться и покупатель продукции. По поручению покупателя агент (грузополучатель) получает груз у перевозчика, помещает его на склад и т. п.

Если перевозчик добросовестно выполняет свои обязанности, у собственника груза (поставщика или покупателя) проблем не возникает. Но если, например, в дороге случится ДТП и при перевозке груз будет испорчен или утрачен, собственник не сможет предъявить претензии к транспортной организации. Сделать это могут только отправитель, получатель и страховщик в порядке суброгации (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.06.03 № 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности (далее закон о транспортно-экспедиционной деятельности), п. 3 ст. 39 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, ст. 120 Устава железнодорожного транспорта, ст. 125 Воздушного кодекса). Если собственник груза сам обратится с иском к перевозчику, суд признает его ненадлежащим истцом (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.09.06 № А43-32807/2005-23-986, оставленное в силе Определением ВАС РФ от 28.02.07 № 16026/06).

Читайте также:  Осаго ущерб автомобилю при столкновении с пешеходом

Получается, что без помощи агента у собственника груза не будет возможности привлечь недобросовестного перевозчика к ответственности. Но агент вовсе не заинтересован в том, чтобы начинать судебную тяжбу. С одной стороны, если он заявит иск, ему придется нести судебные расходы (оплачивать услуги юристов, экспертов, отвлекать от работы своих сотрудников и т. п.). С другой стороны, если этот иск будет удовлетворен, возмещение причиненных убытков получит собственник утраченного или испорченного имущества. Оценив возможные издержки, агент может отказаться подавать иск в чужих интересах. Таким образом, для собственника груза важно заинтересовать посредника в подаче иска. Сделать это можно, заключив с ним правильный договор.

С посредником безопаснее заключить договор транспортной экспедиции

Если отправителем или получателем является компания, работающая с собственником груза по агентскому договору, то по общему правилу она не отвечает перед собственником за неисполнение договора перевозки. Поэтому если для собственника сложно самому заключать договоры перевозки и выступать в роли грузоотправителя (грузополучателя), то лучше заключить с посредником не агентский договор, а договор на организацию процесса перевозки (договор транспортной экспедиции). Такой договор предполагает ответственность экспедитора за утрату или порчу груза. По мнению ряда ученых и практикующих судей, транспортная экспедиция это посреднический договор, позволяющий экспедитору от своего имени, но в интересах клиента совершать юридически значимые действия по организации процесса перевозки груза.

Как и агент, экспедитор, как правило, значится в товарно-транспортной накладной в качестве грузоотправителя (грузополучателя). Но в отличие от агента экспедитор несет перед клиентом ответственность за утрату или порчу груза (п. 1 ст. 7 закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Таким образом, при заключении с посредником не агентского договора, а договора транспортной экспедиции, над ним висит дамоклов меч угроза взыскания стоимости утраченного или испорченного груза (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.07.09 № А19-10912/08). Если грузу нанесен ущерб, посредник по требованию клиента-собственника возмещает убытки, а затем обращается в суд с иском, чтобы за счет перевозчика компенсировать эту сумму (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.10.08 № А43-25298/2007-39-644).

В арбитражной практике нет единой точки зрения о том, как распределяется обязанность доказывания в спорах между экспедиторами и их клиентами. С одной стороны, есть мнение, что для взыскания с экспедитора убытков клиент должен доказать факт их причинения и размер, противоправное поведение и вину экспедитора, наличие причинно-следственной связи между его действиями и возникшими у клиента убытками (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.10.08 № А43-28150/2007-23-737). С этой точки зрения в наиболее выгодном положении находится экспедитор (ответчик). Обязанность доказывания в основном ложится на клиента (истца). С другой стороны, некоторые суды исходят из презумпции вины экспедитора. По их мнению, это экспедитор должен доказать, что им приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза, а утрата груза произошла вследствие непредотвратимых непредвиденных обстоятельств (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.07.09 № Ф03-2904/2009). При этом задача истца упрощается. Ему достаточно доказать факт принятия груза к экспедированию и перевозке, а также размер убытков. Доказывать вину экспедитора, согласно этой точке зрения, клиент не обязан

Суды исходят из объявленной, а не реальной стоимости груза

Размер ответственности экспедитора зависит от того, объявлялась ли клиентом ценность груза. Так, за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, он несет ответственность в размере объявленной ценности. А за утрату или недостачу груза, принятого без объявления ценности, экспедитор, согласно пункту 1 статьи 7 закона о транспортно-экспедиционной деятельности, отвечает в размере документально подтвержденной стоимости груза (см. таблицу ниже).

Наряду с возмещением реального ущерба экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по его вине. Помимо этого в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

Если стоимость груза не объявлялась, собственник товара не всегда может доказать свои убытки даже с помощью документов на товар (счета-фактуры, товарные накладные). Сложности с доказыванием возникают, например, если перевозчик принял груз по количеству мест и весу, не проверяя, что находится внутри тары (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.09.09 № А56-834/2009). Поэтому ценность груза рекомендуется объявлять, в особенности когда отсутствуют документы, подтверждающие его стоимость. Эта мера упростит процесс доказывания клиентом своих убытков в суде.

За объявление ценности груза экспедиторы взимают с клиента определенный процент. Чтобы избежать дополнительных расходов, клиенты иногда указывают в документах символическую стоимость груза. Но в случае ДТП или хищения товаров такая экономия может обойтись дорого. Суд при рассмотрении претензий к экспедитору будет исходить из объявленной, а не реальной стоимости груза. Так, в одном из дел, рассмотренных Федеральным арбитражным судом Уральского округа, клиент требовал от экспедитора возместить причиненные недостачей груза убытки на сумму 436 тыс. рублей. Первая инстанция иск отклонила. Апелляционный суд согласился с истцом, так как он смог документально подтвердить свои убытки. Но кассационная инстанция вынесла по делу собственное решение. Кассационный суд удовлетворил иск, но при этом взял за основу не реальный ущерб, понесенный истцом, а объявленную стоимость груза 100 рублей. В результате истец получил третью часть от объявленной стоимости 33 рубля (постановление от 18.06.09 № Ф09-4007/09-С5, оставленное в силе Определением ВАС РФ от 30.09.09 № ВАС-12981/09).

Право на иск принадлежит тому, кто указан в транспортной накладной

Если перевозку для клиента организует экспедитор, то, как правило, он и должен отвечать за утрату груза. Но если в товаросопроводительных документах по какой-то причине значится не экспедитор, а клиент, то последний может требовать возмещения ущерба не от экспедитора, а от перевозчика. Примером может служить следующее дело, рассмотренное Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа.

Российская компания закупила оргтехнику у британского поставщика. Чтобы перевезти товар, российский покупатель подписал договор с экспедиторской компанией, а та в свою очередь наняла перевозчика. Водитель перевозчика принял груз в Финляндии. Но на территории России автомобиль загорелся, и часть груза была утрачена и повреждена. Претензии о возмещении убытков покупатель направил экспедитору и перевозчику. Ни тот, ни другой возмещение не заплатили, и покупатель подал иск к перевозчику. Дело дважды рассматривалось в трех инстанциях. Последним судебным актом, который был вынесен по этому спору, стало постановление кассации. Она отменила решение апелляционного суда об отказе в иске и вернула дело на новое рассмотрение. Кассационный суд обратил внимание на то, что в деле нет документов, подтверждающих приемку груза к перевозке экспедитором. В подтверждение получения груза перевозчик составил международную автотранспортную накладную (CMR), в которой покупатель значился грузополучателем. Экспедитор в этой накладной назван не был (постановление от 31.07.09 № А56-230/2007). Таким образом, суд признал право на иск к перевозчику за собственником груза. Определяющим фактором стала запись о грузоотправителе в транспортной накладной.

Вопрос в тему

Что делать, если грузоотправитель взыскал с перевозчика стоимость утраченного груза, но возмещать ее собственнику не собирается?

Если с грузоотправителем заключен договор экспедиции, ему можно предъявить иск о взыскании стоимости утраченного груза на основании закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Если же с ним заключен договор хранения, возмездного оказания услуг и т. п., основанием для взыскания будет возврат неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ).

Если груз был утрачен по вине перевозчика, влияет ли это на ответственность экспедитора?

Читайте также:  Как организовать выборы совета дома?

Да. Если экспедитор докажет, что обязательство нарушено из-за ненадлежащего исполнения договора перевозки, его ответственность перед клиентом будет определяться по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик (ст. 803 ГК РФ). К примеру, ответственность за недостачу груза, утраченного авиакомпанией, будет ограничена суммой 600 рублей за килограмм веса груза (подп. 2 п. 1 ст. 119 Воздушного кодекса).

Может ли перевозчик застраховаться от риска ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки?

Нет, так как закон не предусматривает возможность страхования данного риска (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.04.09 № А57-8927/2008). В то же время он может застраховать риск утраты, недостачи или порчи груза (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.07 № Ф08-7152/2006).

Конституционный суд считает, что собственник груза вправе заявить иск к перевозчику

Конституционный суд признает за собственником груза, который не значится в транспортной накладной, право предъявить претензии к перевозчику. В Определении от 15.07.03 № 296-О Конституционный суд указывает, что правило транспортного устава о предъявлении иска к перевозчику только грузоотправителем или грузополучателем не нарушает конституционные права собственника груза. Он (собственник) может защищать свои интересы иными способами вещно-правового характера. Эту позицию Конституционного суда можно толковать таким образом, что собственник груза может обратиться в суд с иском к перевозчику о возмещении убытков на основании статьи 12 Гражданского кодекса. Представляется, что, прежде чем обращаться в суд, собственник должен потребовать от грузоотправителя (грузополучателя), чтобы тот от своего имени предъявил иск перевозчику. В случае отказа собственник груза сможет самостоятельно подать иск к перевозчику. Предметом иска будет адресованное перевозчику требование возместить убытки в пределах стоимости утраченного груза.

Ответственность экспедитора перед клиентом

Почему грузоотправители не требуют возместить утраченный груз
Какой договор с посредником защитит собственника груза
Что должен доказывать клиент, взыскивающий убытки с экспедитора

Практика

Рассмотрим несколько ситуаций, в которых между грузополучателем и перевозчиком может возникнуть спор.

Ситуация первая: водитель привез груз в целости и сохранности с исправной пломбой. На выгрузке грузополучатель потерял одну из коробок. Водитель эту ситуацию не проконтролировал. В итоге ответственность за груз несет транспортная компания, так как водитель не еще не подписал документы о приемке (если зоны ответственности корректно прописаны в договоре перевозки).

Ситуация вторая: во время выгрузки грузополучатель обнаружил недостачу. Однако водитель уже получил документы и уехал. Акт по форме ТОРГ-2 пришлось составлять без его участия.

Доказать ответственность транспортной компании за груз будет практически невозможно, так как грузополучатель заметил недостачу слишком поздно. Чтобы обезопасить себя от претензий, которые вы потом не сможете выставить на транспортную компанию, укажите в договоре с грузополучателем, что компания-заказчик не принимает претензии, если документы на груз составлены неправильно (то есть в акте нет подписи водителя, а на экземплярах водителя нет отметки о составлении акта).

Доказать ответственность транспортной компании за груз будет практически невозможно, так как грузополучатель заметил недостачу слишком поздно. Чтобы обезопасить себя от претензий, которые вы потом не сможете выставить на транспортную компанию, укажите в договоре с грузополучателем, что компания-заказчик не принимает претензии, если документы на груз составлены неправильно (то есть в акте нет подписи водителя, а на экземплярах водителя нет отметки о составлении акта).

Статья 796 ГК РФ. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

5. В ст. 796 нет указаний в отношении устанавливаемых транспортными уставами и кодексами пределов ответственности перевозчика за багаж в случаях, когда его ценность не была объявлена пассажиром. Такой предел ответственности не утрачивает своего значения, тем более что его отсутствие будет вести к длительным спорам и вынесению несправедливых решений. Однако применяемый в настоящее время предел ответственности по багажу должен быть пересмотрен и приведен в соответствие с действующими ценами.

Кто виноват?

Сначала разберемся, кто несет ответственность за порчу груза. При обнаружении проблемы претензии в первую очередь предъявляются перевозчику. Это логично, ведь отправление пострадало в пути. На самом деле ответственность может лежать на отправителе или даже слепом случае, но обо всем по порядку.

Согласно статье 796 ГК РФ, транспортная компания отвечает за целостность груза в период с момента его принятия до передачи получателю. Возмещение убытков, связанных с повреждением или утратой отправления, осуществляется только в случае, если поставщик услуг не докажет, что принял все зависящие от него меры по сохранению доверенного имущества. То есть то, что порча произошла по независящим от транспортной компании обстоятельствам, которые невозможно было предотвратить или устранить.

Однако за груз, упакованный ненадлежащим образом, перевозчик материальной ответственности не несет

Эта норма тоже прописана законом. Статья 10 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» вменяет грузоотправителю в обязанность «подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза». Перевозчик же, в свою очередь, обязан проверить качество крепления и укладки, однако оценить правильность упаковки он не может и не должен.

Поэтому если повреждение груза произошло из-за тары, несоответствующей условиям перевозки, из-за отсутствия тары, из-за ее недостатков, несоблюдения правил безопасной упаковки и пр., то и материальная ответственность лежит именно на том, кто упаковывал груз (и допустил все эти ошибки), а не на том, кто его перевозил.

Единственное, перевозчик должен доказать (например, с помощью заключения экспертизы), что именно из-за ненадлежащей упаковки (или ее отсутствия) произошло повреждение груза. И он уж точно не может надеяться на избавление от материальной ответственности, если договором черным по белому обязанность упаковать груз возлагалась исключительно на него.

Поэтому если повреждение груза произошло из-за тары, несоответствующей условиям перевозки, из-за отсутствия тары, из-за ее недостатков, несоблюдения правил безопасной упаковки и пр., то и материальная ответственность лежит именно на том, кто упаковывал груз (и допустил все эти ошибки), а не на том, кто его перевозил.

Добавить комментарий