Как устанавливается срок предварительного следствия?

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 3 статьи 162 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Когда начинает исчисляться срок предварительного следствия?

Если прочитать статью 162 УПК РФ и дословно процитировать, то можно определить начало срока предварительного следствия как день поступления уголовного дела к следователю». Однако у многих читателей может возникнуть вопрос: будет ли включен период нахождения дела на рассмотрении руководителя следственного комитета в общий срок предварительного следствия.

Согласно данным правилам в срок предварительного следствия включается исключительно время, затраченное на следственные мероприятия. Время для рассмотрения ходатайств, жалоб или иных вопросов у руководства следственных органов. Давайте подробнее рассмотрим, какие мероприятия по расследованию уголовного дела не будут входить в срок предварительного следствия.

Согласно данным правилам в срок предварительного следствия включается исключительно время, затраченное на следственные мероприятия. Время для рассмотрения ходатайств, жалоб или иных вопросов у руководства следственных органов. Давайте подробнее рассмотрим, какие мероприятия по расследованию уголовного дела не будут входить в срок предварительного следствия.

Возвращение материалов по уголовному делу

В некоторых случаях, при нехватке собранной информации по досудебному расследованию, дело приостанавливается. Чтобы доказать вину заключенного, требуется проведение дополнительных следственных мер. Период, на который приостановлено судопроизводство, устанавливается по решению прокурора, который обязан контролировать весь процесс. По общим правилам этот срок составляет 1 месяц.

Служащий, проводимый дополнительную проверку, доработку доказательственной базы, должен составить акт с требованием о продлении срока и передать его руководителю подразделения максимально быстро, в 5-дневный срок. Известить об изменениях в сроках следственного расследования нужно потерпевшего, обвиняемого, а также других участников судебного процесса.

Не все зависит от работы следственных органов. Бывают случаи, когда непредвиденные обстоятельства мешают дальнейшему судопроизводству. К числу таких можно отнести:

  • невозможность определения лица, именуемого как обвиняемый;
  • сложности с поиском преступника, место нахождения которого неизвестно, или который прячется от преследования представителями закона;
  • трудности с определением подозреваемого в места отбывания наказания по причине его болезни, предварительно подтвержденной медицинским заключением;
  • отсутствие возможности привлечения обвиняемого к делу, несмотря на известность места его пребывания.

Постановление о продлении реальных сроков предварительного следствия должно быть составлено в соответствии с буквой закона.


На время приостановления судебной тяжбы, в соответствии со ст. 208 УПК, по факту судопроизводства должны быть уведомлены все участники процесса: обвиняемый или все еще подозреваемый, а также непосредственно защитник его интересов. Заинтересованные по ходу дела лица смогут ознакомиться с причинами, по которым следственные мероприятия откладываются. Они указываются в уведомлении, что направляется в указанные законом сроки.

Всё об уголовных делах

После 12 месяцев

Продление срока следствия

Очень большое количество уголовных дел расследуется с нарушением 2-месячного срока следствия. Часто это происходит по объективным причинам: дело довольно-таки сложное, требуется, например, производство экспертиз и (или) допрос большого количества свидетелей. Но нередко причина – банальная волокита по делу, в том числе провоцируемая большой нагрузкой на следователей.

Первый раз срок досудебного следствия может быть продлен только до 3 месяцев. Это, в принципе, считается обычным явлением. Лояльно к такому продлению и законодательство. Решение принимается руководителем следственного органа, в чьем подчинении находится следователь, ведущий расследование.

Второе продление разрешается в пределах 12 месяцев. Если к этому моменту прошло, например, уже 3 месяца следствия, дополнительный срок следствия может составлять 9 месяцев, не более. Решение принимается на вышестоящем уровне. Продлить срок вправе руководитель соответствующего следственного органа регионального уровня или любой из его заместителей. Ходатайство следователя о продлении должно быть мотивированным. Формальное основание – особая сложность расследования. Как правило, в качестве конкретных оснований приводятся: производство экспертиз, допрос большого количества свидетелей, многочисленность обвиняемых, множественность эпизодов преступных действий и т.п. Порой продление вынужденная мера. Так бывает, в частности, когда производство приостанавливалось, общий 3-месячный срок следствия истек, а прояснить ситуацию (например, установить виновное лицо) удалось только к концу срока. Здесь объективно необходимо продлевать расследование, чтобы провести нужные следственные и процессуальные действия для завершения производства по делу.

УПК РФ допускает продление срока свыше 12 месяцев, при этом не устанавливая границ. Такое решение носит исключительный характер и принимается на федеральном уровне – руководителем (его заместителями) следственного органа в составе соответственно МВД/ФСБ или Председателем СК РФ. Для такого продления нужны очень веские причины. Зачастую так долго расследуются резонансные дела: терроризм, громкие убийства, многоэпизодные сексуальные преступления и т.п.

Несмотря на то, что решение о продление срока следствия принимается руководителем соответствующего следственного органа, инициатором всегда является следователь, ведущий расследование. Он готовит постановление о продлении срока следствия и представляет его вместе с материалами дела. Это должно быть сделано не позднее 5 суток до истечения срока расследования – важный момент, который порой становился поводом для оспаривания стороной защиты факта продления следствия. Если постановление о продлении будет признано незаконным, все последующие следственные и процессуальные действия – автоматически незаконны. И хотя суды на практике всячески стараются отказать в удовлетворении таких жалоб, принятие иного решения нельзя исключить.

На практике удовлетворяются почти все постановления следователя о продлении срока следствия. В ином случае потребуется принимать какое-то иное процессуальное решение, а речь может идти только о прекращении или приостановлении производства. Тем не менее, продление на региональном и, тем более, федеральном уровне грозит следователю дисциплинарным взысканием.

Сроки дознания отличаются от сроков предварительного следствия и составляют гораздо меньший период времени:

Что представляет собой предварительное следствие?

В сфере законодательства стадия предварительного следствия регулируется статьей 162 УПК. Под этим процессом понимают временной период, в течение которого максимально эффективно происходит расследование обстоятельств, сбор доказательств, допрос потерпевших и третьих лиц. Именно эту стадию рассмотрения дела можно считать гарантией установления истины и защиты прав граждан, задействованных в данной ситуации. Следователи работают не по всем уголовным производствам, в их компетенцию не входят дела дознавателей и частного обвинения. Механизм их деятельности регламентирован в статье 151 УПК, где говорится о порядке подследственности.

Задайте вопрос и получите бесплатную юридическую консультацию в течение 5 минут.

*все поля обязательны для заполнения

Сроки следствия по уголовным производствам должны быть разумными, они установлены в соответствии с законодательством. Сроки следствия по уголовным делам в общем порядке определяются максимум в 2 месяца с того момента, как возбуждено производство. Исходя из судебной практики, следственные мероприятия заканчиваются после 2 месяцев работы уполномоченного органа, не всегда. Окончанием работы следователя считается момент направления дела прокурору для согласования, где уже имеется обвинительное заключение. Если следователю не хватило 2 месяцев для установления истины по делу в полном объеме, ему требуется проведение дополнительных экспертиз, он может ходатайствовать, чтобы сроки следствия были продлены до 3 месяцев. При наличии особой сложности в ведении следственных мероприятий по производству, следователь имеет право ходатайствовать в прокуратуру о том, чтобы сроки следствия были продлены до 12 месяцев. Сроки следствия по уголовным делам после 12 месяцев работы могут быть продлены только в исключительных случаях, что реализуется крайне редко. Для того, чтобы продлить срок следственному органу необходимо направить прокурору постановление, где излагается данная просьба, но произвести эту процедуру следует за 5 дней до окончания срока следствия. Потерпевший, подозреваемый и их представители, уведомляются о продлении периода в письменном виде по почте, либо вручением оповещения лично в руки.

Исключения, касающиеся сроков предварительного следствия

Длительность досудебного расследования может затянуться до трёх месяцев. Для этого ведущему дело следователю необходимо обращаться за санкцией к руководителю подразделения. Если дело о криминальном деянии является особо сложным, то срок досудебного следствия может быть передвинут до двенадцати месяцев при условии, что ведущий дело сотрудник обратится с ходатайством к вышестоящему руководству.

Руководитель обязан изучить поданное заявление и вынести решение. Если необходимость увеличения срока явилась следствием бездействия ведущего дело сотрудника, начальник имеет право составить отказ о продлении.

Чтобы продлить время проведения досудебного следствия, ведущий дело сотрудник обязан составить ходатайство, в котором указываются следующие сведения:

  • дата возбуждения дела об уголовном правонарушении;
  • даты (периоды) предыдущих промежутков времени, в которые продлевались сроки досудебного следствия;
  • обоснование позиции о невозможности своевременного окончания досудебного следствия;
  • планируемые дознавателем или следователем процессуальные или следственные действия в период увеличения срока;
  • подробная информация о рассматриваемом деле (если необходимо).

Требуемые данные позволяют руководителю принять объективное решение о необходимости увеличения сроков расследования в связи с обстоятельствами, в которых отсутствует вина ведущего дело дознавателя или следователя.

Возникновение исключительных ситуаций допускает дальнейшее увеличение срока. Принятие решения о продлении находится в компетенции Председателя российского Следственного комитета, руководителя органа следствия уполномоченного федерального исполнительного органа власти или руководителя (заместителя), находящегося при федеральном исполнительном органе следственного отдела.

Предельный месячный срок устанавливается:

  1. Когда остановленное движение дела возобновляется.
  2. Когда дело возращено для организации дополнительных мероприятий.

По обоим из оснований месячный срок может фиксироваться независимо от возобновления или возвращения дела на доследование. Кроме того, на установление месячного срока не влияет общая продолжительность срока следствия досудебного характера.

Если прокурор, изучив полученное от следователя дело, вернул документ из-за выявленных судом нарушений (составленные следователем или дознавателем заключение, акт или постановление обвинительного характера имеют нарушения, из-за которых суд не может вынести обвинительный приговор) или в случае, когда обвиняемым не получена копия обвинительного документа по независящим от него причинам, следует назначение нового срока. Этот срок, принятый для производства действий следственного или процессуального характера, составляет максимум один месяц с момента возвращения материалов уголовного дела следователю.


После вымогательства второй суммы главой субподрядной строительной компании было подано заявление в отдел полиции по факту вымогательства. На основании полученного заявления оперативниками Тверского отделения управления Федерального отдела по безопасности была установлена слежка за подсудимым, что содействовало задержанию гражданина при обнаружении факта передачи денежных средств.

Читайте также:  Ответственность за оскорбление чести и достоинства

Предварительное следствие как способ расследования уголовного дела

Как установлено уголовно-процессуальными нормами, предварительное следствие является стандартной формой расследования, непосредственно предшествующего необходимому судебному разбирательству. Такая процедура считается типичной стадией расследования преступления, по истечении которой соответствующее уголовное дело может быть передано для дальнейшего рассмотрения в суд.

Такой способ расследования применяется для уголовных дел, возбуждаемых по преступлениям с высоким уровнем общественной опасности, существенной сложностью расследования, большим объемом следственной работы. Именно этим рассматриваемая процедура отличается от дознания, осуществляемого обычно для преступлений с легкой или, как вариант, средней тяжестью.

Процедуру предварительного следствия можно представить последовательностью таких этапов:

  1. Уполномоченный следователь принимает конкретное уголовное дело в свое личное производство.
  2. Осуществляются необходимые следственные действия, которые заключаются в сборе надлежащих доказательств и их последующей проверке. Цель таких мероприятий – раскрыть уголовное правонарушение, установить виновных лиц, выяснить обстоятельства содеянного преступления.
  3. Привлечь конкретного субъекта как обвиняемого по данному уголовному делу.
  4. Тщательно проверить доводы и возражения, представленные стороной защиты.
  5. Окончательно выяснить и установить обстоятельства, требующие доказательств в рамках расследуемого дела.
  6. Завершение процедуры. Достаточность собранных доказательств, надлежащее проведение всех процессуальных мероприятий позволяют уполномоченному следователю оформить обвинительное заключение. Перед этим обвиняемый и другие заинтересованные лица, обозначенные статьей 215 УПК, изучают подготовленные материалы данного дела.
  7. Обвинительное заключение, оформленное следователем по правилам статьи 220 УПК, передается с материалами данного дела прокурору. Утвердив такое заключение, прокурор передает соответствующее дело непосредственно в суд (статья 222 УПК).

Все процессуальные действия (мероприятия) выполняются следственным органом в установленное время. Максимальный срок и возможность его увеличения регулируются статьей 162 УПК.

Передавая материалы конкретного дела прокурору, следователь дополняет их надлежащим обвинительным заключением. Примечательно, что это может быть не заключение, а постановление, предписывающее передать дело органу судопроизводства с целью решения вопроса о принудительной отправке обвиняемого в медучреждение.

Срок предварительного следствия

2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Основные характеристики предварительного следствия

Процесс регулируется уголовно-процессуальными нормами. Он берет начало с возбуждения дела и принятия материалов, ответственным сотрудником в свое ведение. Предварительное следствие завершается составлением обвинительного заключения или распоряжением о направлении дела в судебную инстанцию для разрешения вопроса по поводу применения ПММХ. Помимо этого, процесс может быть завершен вынесением акта о прекращении преследования в отношении лица, подозреваемого в совершении преступного действия.


Срок расследования уголовного дела выступает в качестве ключевого условия, обеспечивающего выполнение основополагающих принципов, которые приведены во второй главе УПК РФ. Разумеется, при возникновении определенных обстоятельств, сроки могут быть изменены.

Как устанавливается срок предварительного следствия?

(см. текст в предыдущей редакции)

Временные рамки для процессуальных мер

Срок, обозначенный для выполнения предварительного следствия, может составлять максимум 2 месяца, что четко оговорено частью 1 статьи 162 УПК. Двухмесячный период отсчитывается от даты открытия соответствующего уголовного дела. Таким образом, начальным моментом данного интервала считается день возбуждения конкретного дела.

Завершается этот срок датой передачи соответствующего дела прокурору или датой вынесения следователем постановления, предписывающего прекратить производство по этому делу.

Передавая материалы конкретного дела прокурору, следователь дополняет их надлежащим обвинительным заключением. Примечательно, что это может быть не заключение, а постановление, предписывающее передать дело органу судопроизводства с целью решения вопроса о принудительной отправке обвиняемого в медучреждение.

Срок, который необходим для процедуры предварительного следствия, не включает следующие интервалы:

  1. Время, которое используется следователем с целью обжалования решений, вынесенных прокурором. Речь идет о прокурорском вердикте, предписывающем вернуть данное дело следователю на доработку по основаниям пункта 2 части 1 статьи 221 УПК.
  2. Время, на протяжении которого данное расследование фактически не проводилось в связи с его приостановлением по основаниям, оговоренным частью 1 статьи 208 УПК.

Срок, который необходим для процедуры предварительного следствия, не включает следующие интервалы:

Сроки предварительного следствия и дознания. Основания и порядок их продления ( ст.162, 223 УПК РФ).

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено.

Срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев.

Дальнейшее продлениесрока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, препятствующих вынесению решения по делу, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.

В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей 446.5 УПК РФ, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

При отмене постановления о приостановлении дознания, если предельный срок исчерпан, прокурор может установить дополнительный срок дознания до 10 дней.

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации.

Органы предварительного расследования вправе объединить в одном производстве несколько отдельных уголовных дел для обеспечения разумного срока, всесторонности, объективности и полноты расследования.

Основаниями для соединения дел являются причастность различных лиц к одним и тем же преступным деяниям или связь различных преступных деяний с одними и теми же лицами:

Согласно положениям статьи 153 УПК РФ в одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:

-нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;

-одного лица, совершившего несколько преступлений;

-лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.

Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. В случае, если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, указанное решение принимает прокурор.

При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

Противоположенным соединению процессуальным действием является выделение уголовного дела ( ст.154 УПК РФ).

Согласно закону возможно выделение уголовного дела в отношении:

-отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях розыска, болезни и или иной причины невозможности участия обвиняемого, подозреваемого в производстве следственных действий.

-несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;

-иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу,

-подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

-отдельных подозреваемых, в отношении которых предварительное расследование производится в виде дознания в сокращенной форме, если в отношении иных подозреваемых или обвиняемых предварительное расследование производится в общем порядке.

Кроме того, выделение уголовного дела в отдельное производство возможно для завершения предварительного расследования (т.е. без наличия оснований перечисленных выше). Оно допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов.

Читайте также:  Счет эскроу. Что это?

Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела.

Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство.

В случае если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым преступлением ( ст.155 УПК РФ), следователь, дознаватель выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для проведения проверки в порядке ст.144,145 УПК РФ ( через руководителя СО или прокурора).

Следственные действия – это способы собирания и проверки доказательств, которые детально регламентированы законом и обеспечены возможностью применения государственного принуждения.

Виды следственных действий: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, производство экспертизы.

Общие правила производства следственных действий ( ст.164 УПК РФ)

Согласно положениям названной нормы закона следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, должен удостовериться в их личности, разъяснить им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия, предупредить об уголовной ответственности потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта или переводчика, если они принимают участие в следственном действии.

Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

Некоторые следственные действия ( допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, не требуют предварительного вынесения постановления о проведении этого действия следователем ( дознавателем).

Часть следственных действий (освидетельствование, проведение экспертизы, эксгумация, обыск, выемка) проводятся только на основании постановления следователя.

Другая часть следственных действий ( осмотр жилища, обыск жилища, личный обыск, выемка предметов и документов, содержащих охраняемую законом тайну и т.д.) производятся на основании судебного решения.

Кроме того, при необходимости к участию в проведении следственного действия следователь вправе привлечь должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, специалиста, переводчика, понятых.

Участие понятых обязательно при производстве обыска, личного обыска и выемки электронных носителей информации. По усмотрению следователя, они могут принимать участие при производстве осмотра, следственного эксперимента, выемки, проверке показаний на месте, осмотра арестованной почтовой корреспонденции и прослушивания записи переговоров. Следователь вправе привлечь понятых к участию и в других следственных действиях, если посчитает это необходимым. В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, обыск, личный обыск и выемка электронных носителей информации, могут производиться без участия понятых. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов.

При производстве следственных действий должен вестись протокол.

Протокол следственного действия ( ст.166 УПК РФ)- письменный документ, в котором фиксируется время, место, порядок проведения, данные об участниках и результаты следственного действия.

В протоколе указываются: место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии.

Протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам следственных действий их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты.

Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания, может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии.

К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, видеозаписи, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия, а также электронные носители информации, полученной или скопированной с других электронных носителей информации в ходе производства следственного действия.

В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.

Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

|следующая лекция ==>
С обеспечением прав и законных интересов участников расследования.|Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия ( ст. 165 УПК РФ).

Дата добавления: 2017-09-19 ; просмотров: 6419 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

-лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.

Новая редакция УПК РФ о сроках предварительного расследования и содержания обвиняемых под стражей

Лариса Курочкина, кандидат юридических наук.

7 сентября 2007 г. начали действовать нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК), по-новому определяющие порядок и сроки продления предварительного следствия и дознания по уголовному делу, а также содержания под стражей лиц, обвиняемых в совершении преступления. Одновременно с этим у дознавателей, следователей, прокуроров и судей возникли проблемы в применении отдельных положений УПК в их новой редакции, несовершенство которых вскоре стало очевидным. Несовершенными оказались и нормы Федерального закона Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. N 323, которым установлена другая редакция ч. 5 ст. 39, а также внесены изменения в ч. 2 ст. 109 и ч. 4 и ч. 5 ст. 162 УПК. По нашему мнению, многие вызванные несовершенством уголовно-процессуального закона проблемы требуют разрешения как законодательным путем, так и посредством получения разъяснений Верховного Суда Российской Федерации относительно применения названных и других норм УПК. В настоящей статье нами предпринята попытка обосновать этот вывод.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 162 УПК РФ предварительное следствие должно быть окончено в двухмесячный срок. Он может быть продлен руководителем следственного органа до трех месяцев, а по уголовному делу, представляющему особую сложность, руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации – до двенадцати месяцев. В исключительных случаях Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководитель следственного органа федерального органа исполнительной власти вправе продлить срок предварительного следствия свыше двенадцати месяцев (ч. ч. 4, 5 ст. 162 УПК).

В прежней редакции УПК срок предварительного следствия по уголовному делу также был установлен в пределах двух месяцев. В то же время его продление до шести месяцев производил прокурор района, города и его заместитель, до двенадцати месяцев – прокурор субъекта Российской Федерации и его заместитель, а дальнейшее продление осуществлялось Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителем. Поэтому есть определенные основания считать, что передача законодателем функции контроля за сроками следствия по уголовным делам, находящимся в производстве более трех месяцев, должностным лицам на уровне субъектов Российской Федерации свидетельствует об особом внимании государства к проблеме соблюдения этих сроков.

Практика показывает, что уголовные дела, предварительное следствие по которым окончено в течение трех месяцев, встречаются редко. Объясняется это как большими временными затратами на собирание изобличающих обвиняемого в преступлении доказательств, исследование его личности, проверку доводов обвиняемого об обстоятельствах происшедшего, а также на ознакомление обвиняемого с делом, направление дела прокурору и в суд в срок, достаточный для того, чтобы последний имел возможность принять решение о наличии или отсутствии оснований для дальнейшего применения заключения под стражу на судебных стадиях производства по делу (п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2005 г. N 4-П). Изложенное означает, что должностные лица следственных органов на уровне субъектов Российской Федерации контролируют производство предварительного следствия практически по всем уголовным делам. Большое их количество дает повод сомневаться в тщательности проверки материалов каждого уголовного дела и обоснованности продления сроков предварительного следствия по ним.

Учитывая различную степень сложности уголовных дел, полагаем, что сроки предварительного следствия должны быть разграничены в зависимости от тяжести преступлений, в связи с которыми возбуждены эти дела. В частности, максимальный срок следствия по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести не должен превышать шести месяцев. К уголовным делам, действительно представляющим особую сложность, требующим большего срока производства по ним, следует отнести дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, следствие по которым не может быть окончено в течение шести месяцев.

Известно, что сроки дознания по уголовному делу короче сроков предварительного следствия. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором на 30 суток, а в необходимых случаях и до шести месяцев, а в исключительных случаях – прокурором субъекта Федерации до двенадцати месяцев (ч. ч. 2 – 5 ст. 223 УПК). В прежней редакции УПК срок дознания составлял 20 суток, но он мог быть продлен прокурором еще не более чем на десять суток. При невозможности окончить дознание в указанный срок прокурор в соответствии с ч. 4 ст. 150 УПК вправе был передать уголовное дело для производства предварительного следствия, срок которого, в свою очередь, не мог превышать шести месяцев.

Читайте также:  Перевод земли из промышленного назначения в ИЖС

Как видим, в настоящее время сроки дознания по уголовному делу увеличены в два раза. Причем произошло это тогда, когда Европейский суд по правам человека уже удовлетворил не одну жалобу граждан Российской Федерации на слишком длительное производство по уголовным делам в отношении их. В связи с этим представляется, что такое увеличение срока дознания законодателем не является обоснованным. Не секрет, что зачастую медлительность в его осуществлении обусловлена не сложностью уголовных дел, обвиняемые по которым содержатся под стражей, а плохой организацией дознания (впрочем, как и предварительного следствия), бездействием дознавателей, допускающих волокиту в работе по находящимся в их производстве делам.

Напомним, что дознание производится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести. Срок давности привлечения к уголовной ответственности за преступления небольшой тяжести составляет два года (ст. 78 УК). Теперь представим, что дознание по такому делу производится двенадцать месяцев, после чего уголовное дело должно еще быть рассмотрено мировым судьей, а приговор вступить в законную силу. Если на приговор суда поданы апелляционная, а затем кассационная жалобы, они также должны быть рассмотрены судами соответствующих инстанций. Следовательно, к моменту вступления приговора в законную силу сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности за такое преступление могут истечь. Естественно, возникают вопросы: 1) каков коэффициент полезного действия дознавателя и иных должностных лиц государства, принимавших участие в производстве по такому делу; 2) каким образом при этом обеспечивается защита прав обвиняемого.

Допустим, что лицо обвиняется в покушении на тайное хищение чужого имущества (ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 158 УК). Обвиняемый при этом является гражданином другого государства, не имеющим постоянного места жительства в России. Он содержится под стражей, вину свою признал полностью, в содеянном раскаялся, по окончании ознакомления с материалами уголовного дела ходатайствовал о рассмотрении его дела в особом порядке судебного разбирательства. Суд, согласившись с этим и признав лицо виновным в совершении преступления, обязан назначить ему наказание, которое в соответствии с требованиями ст. 66 УК и ст. 316 УПК не может превышать одного года лишения свободы. В такой ситуации осужденный, содержавшийся под стражей в течение двенадцати месяцев дознания, а затем рассмотрения уголовного дела судом, подлежит немедленному освобождению из-под стражи в зале суда в связи с полным отбытием им наказания.

Все изложенное дает нам основание считать, что максимальные сроки дознания по уголовному делу должны быть сокращены до шести месяцев.

Основания и порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, продления срока содержания под стражей не зависят от того, ведется ли по делу предварительное следствие или дознание. На это нам указывает содержание норм, изложенных в ст. ст. 97, 99, 108, 109, 110 УПК. Заключение под стражу как мера пресечения избирается судом при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый скроется от органов предварительного расследования, продолжит заниматься преступной деятельностью, станет угрожать иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожит доказательства или иным путем будет препятствовать производству по уголовному делу. Учитываются также тяжесть преступления, сведения о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства. Европейский суд по правам человека в своих решениях к таким обстоятельствам также относит обоснованность подозрения или обвинения лица в совершении преступления (решение по делу “Кляхин против Российской Федерации” от 30 ноября 2004 г.).

В соответствии с ч. 1 ст. 109 УПК содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать двух месяцев. Если за это время невозможно закончить предварительное следствие и не отпали основания заключения под стражу, указанный срок может быть продлен до шести месяцев. Дальнейшее его продление до двенадцати месяцев осуществляется лишь в отношении обвиняемых по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих особую сложность (ч. 2 ст. 109 УПК). В отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, в исключительных случаях срок содержания под стражей может быть продлен до восемнадцати месяцев. Дальнейшее его продление не допускается (ч. ч. 3, 4 ст. 109 УПК). Таким образом, длительность срока содержания обвиняемого под стражей определяется: а) наличием в производстве дознавателя, следователя уголовного дела; б) уровнем сложности расследования; в) отсутствием оснований для изменения или отмены избранной меры пресечения.

После 7 сентября 2007 г. количество рассмотренных судом ходатайств следователей и дознавателей об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей увеличилось в несколько раз. Объясняется это не только ростом преступности, но и тем, что в досудебном производстве по уголовному делу продление сроков дознания и предварительного следствия и, соответственно, сроков содержания обвиняемых под стражей стало правилом.

С учетом того что начало течения срока предварительного расследования и срок содержания обвиняемого под стражей не всегда совпадают, представляется целесообразным следующее. Во-первых, срок содержания под стражей (если избрана эта мера пресечения) не может превышать срока предварительного следствия или дознания. Если дознание, например, должно быть произведено в течение тридцати суток, то только на этот срок лицо, в отношении которого оно ведется, и может быть заключено под стражу, но не на два месяца (как определено в ч. 1 ст. 109 УПК). Соответственно, избирающий рассматриваемую меру пресечения дознаватель и должен указать в ходатайстве перед судом срок (29 дней, 30 дней), в течение которого он считает целесообразным содержать лицо под стражей, а также дату его истечения. Аналогичным образом должен поступать и следователь. До истечения дня первоначального срока дознания (30 дней) или предварительного следствия (два месяца), соответствующего дню истечения избранного ранее срока содержания обвиняемого под стражей, дознаватель или следователь обязаны входить с ходатайством о продлении этих сроков в установленном порядке, если в этом имеется необходимость.

В соответствии с ч. 4 ст. 108 УПК постановление дознавателя, следователя о возбуждении ходатайства об избрании в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу рассматривается единолично судьей районного суда с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, а также защитника, если он участвует в деле. В судебном заседании вправе участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением неявки обвиняемого. Иными словами, ходатайство следователя, дознавателя может быть рассмотрено судьей с участием одного лишь подозреваемого, обвиняемого.

Генеральный прокурор Российской Федерации требует от подчиненных прокуроров обеспечить их участие в каждом случае рассмотрения судом ходатайства дознавателя, следователя в ходе предварительного расследования уголовного дела (п. 16 Приказа от 6 сентября 2007 г. N 137 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания”, п. 1.5 Приказа от 6 сентября 2007 г. N 136 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия”). Обязательное участие прокурора и защитника в судебном заседании при рассмотрении ходатайства следователя (дознавателя), как и при рассмотрении уголовного дела по существу, – необходимое условие соблюдения в уголовном судопроизводстве конституционного принципа состязательности и равноправия сторон. На дознавателя, следователя такая обязанность, к сожалению, не возложена. По нашему мнению, участие в судебном заседании следователя, возбудившего ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения лица под стражу или о продлении срока содержания под стражей, иного ходатайства, должно быть обязательным. В противном случае непонятно, на кого возлагается обязанность обосновывать перед судом ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и опровергать возражения против ее применения.

Как справедливо отмечает А.Г. Халиулин, участвующий в судебном заседании прокурор обязан излагать суду свое мнение (возможно, отличающееся от мнения следователя и его руководителя), руководствуясь лишь требованиями закона . Если прокурор высказывает в судебном заседании такое мнение, то на него не может быть возложена обязанность обосновывать ходатайство следователя о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу. Это означает, что если следователь возбуждает данное ходатайство перед судом, согласовав его с руководителем следственного органа (а не с прокурором, как раньше), то он обязан поддерживать его и в судебном заседании.

Халиулин А.Г. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия // Законность. 2007. N 9.

В соответствии с ч. 1 ст. 109 УПК содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать двух месяцев. Если за это время невозможно закончить предварительное следствие и не отпали основания заключения под стражу, указанный срок может быть продлен до шести месяцев. Дальнейшее его продление до двенадцати месяцев осуществляется лишь в отношении обвиняемых по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих особую сложность (ч. 2 ст. 109 УПК). В отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, в исключительных случаях срок содержания под стражей может быть продлен до восемнадцати месяцев. Дальнейшее его продление не допускается (ч. ч. 3, 4 ст. 109 УПК). Таким образом, длительность срока содержания обвиняемого под стражей определяется: а) наличием в производстве дознавателя, следователя уголовного дела; б) уровнем сложности расследования; в) отсутствием оснований для изменения или отмены избранной меры пресечения.

Что говорит УК РФ о сроках предварительного расследования?

Сроки предварительного следствия оговорены УПК в ст. 162: согласно ее ч. 1, на это дается два календарных месяца. При этом ч. 4 и 5 данной статьи говорят о том, что указанный срок может быть продлен лишь в исключительных случаях и только по решению специально уполномоченных на то должностных лиц.

Так, руководством следственного органа, проводящего расследование, может быть принято решение о продлении срока предварительного следствия до 3 месяцев. Если и этого оказывается недостаточно для проведения качественного расследования в виду особой сложности дела, руководителем следственного органа субъекта Федерации (или приравненными к таковому лицами, в т. ч. их замами) может быть принято решение о продлении сроков предварительного следствия до года.

Часть 5 той же статьи предусматривает и дальнейшее продление сроков предварительного следствия. Правда, возможно это только в отдельных случаях, и решение здесь принимается и оформляется Председателем СК РФ, руководством следственных органов специального федерального органа исполнительной власти (в т. ч. их замами). Возможный максимальный срок продления при этом не установлен.

Не учитываются также при исчислении срока предварительного следствия:

Добавить комментарий