Незаконный оборот драгоценных металлов: как не попасться мошенникам

Незаконный оборот драгоценных металлов: как не попасться мошенникам

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Принят Государственной Думой 12 декабря 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 18, ст. 1721; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295, 4298; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; № 52, ст. 5037; 2004, № 19, ст. 1838; № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; № 44, ст. 4266; 2005, № 1, ст. 9, 13, 37, 40, 45; № 10, ст. 762, 763; № 13, ст. 1075, 1077, 1079; № 17, ст. 1484; № 19, ст. 1752; № 25, ст. 2431; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3124, 3131; № 50, ст. 5247; № 52, ст. 5574, 5596; 2006, № 1, ст. 4, 10; № 2, ст. 172; № 6, ст. 636; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380, 2385; № 31, ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; № 43, ст. 4412; № 45, ст. 4633, 4634, 4641; № 50, ст. 5279, 5281; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29, 33; № 16, ст. 1824, 1825; № 17, ст. 1930; № 20, ст. 2367; № 21, ст. 2456; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4001, 4007, 4008, 4009, 4015; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; № 50, ст. 6246; 2008, № 10, ст. 896; № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251, 2259; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3601, 3604; № 45, ст. 5143; № 49, ст. 5745, 5748; № 52, ст. 6227, 6235, 6236; 2009, № 1, ст. 17; № 7, ст. 771, 777; № 19, ст. 2276; № 23, ст. 2759, 2776; № 26, ст. 3120, 3122, 3132; № 29, ст. 3597, 3599, 3642; № 30, ст. 3735, 3739; № 45, ст. 5265; № 48, ст. 5711, 5724, 5755; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 11, ст. 1176; № 15, ст. 1743; № 19, ст. 2291; № 21, ст. 2524, 2525, 2526, 2530; № 23, ст. 2790; № 25, ст. 3070; № 27, ст. 3416; № 28, ст. 3553; № 30, ст. 4002, 4005, 4006, 4007; № 31, ст. 4155, 4158, 4164, 4191, 4193, 4195, 4198, 4206, 4207, 4208; № 32, ст. 4298; № 41, ст. 5192, 5193; № 46, ст. 5918; № 49, ст. 6409; № 50, ст. 6605; № 52, ст. 6984; 2011, № 1, ст. 10, 23, 29, 47, 54; № 7, ст. 901, 905; № 15, ст. 2039, 2041; № 17, ст. 2310, 2312; № 19, ст. 2714, 2715; № 23, ст. 3260, 3267; № 27, ст. 3873, 3881; № 29, ст. 4284, 4290, 4291, 4298; № 30, ст. 4573, 4574, 4584, 4585, 4590, 4591, 4598, 4600, 4601, 4605; № 45, ст. 6325, 6326, 6334; № 46, ст. 6406; № 47, ст. 6601, 6602; № 48, ст. 6728, 6730, 6732; № 49, ст. 7025, 7056, 7061; № 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 15, ст. 1723, 1724; № 18, ст. 2128; № 19, ст. 2278, 2281; № 24, ст. 3068, 3069, 3082; № 25, ст. 3268; № 29, ст. 3996; № 31, ст. 4320, 4322, 4329, 4330; № 41, ст. 5523; № 47, ст. 6402, 6403, 6404, 6405; № 49, ст. 6752, 6757; № 53, ст. 7577, 7580, 7602, 7639, 7640, 7641, 7643; 2013, № 8, ст. 717, 718, 719, 720; № 14, ст. 1642, 1651, 1657, 1658, 1666; № 17, ст. 2029; № 19, ст. 2307, 2318, 2319, 2323, 2325; № 23, ст. 2871; № 26, ст. 3207, 3208, 3209; № 27, ст. 3442, 3454, 3465, 3469, 3470, 3477, 3478; № 30, ст. 4025, 4026, 4027, 4029, 4030, 4031, 4032, 4033, 4034, 4036, 4040, 4044, 4059, 4078, 4081, 4082; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5446, 5452; № 44, ст. 5624, 5633, 5643, 5644; № 48, ст. 6161, 6163, 6164, 6165; № 49, ст. 6327, 6341, 6342, 6343, 6344, 6345; № 51, ст. 6683, 6685, 6695, 6696; № 52, ст. 6948, 6961, 6980, 6981, 6986, 6994, 6995, 6999, 7002, 7010; 2014, № 6, ст. 557, 559, 566; № 11, ст. 1092, 1096, 1097; № 14, ст. 1553, 1562; № 16, ст. 1834; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2317, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2333, 2335; № 23, ст. 2927; № 26, ст. 3366, 3377, 3379, 3395; № 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4220, 4224, 4228, 4233, 4244, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 45, ст. 6142; № 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6643, 6651, 6653, 6654; № 52, ст. 7541, 7545, 7547, 7548, 7550, 7557; 2015, № 1, ст. 29, 35, 37, 67, 74, 81, 83, 84, 85; № 6, ст. 885; № 7, ст. 1023; № 10, ст. 1405, 1416, 1427; № 13, ст. 1804, 1805, 1811; № 14, ст. 2021; № 18, ст. 2614, 2619, 2620, 2623; № 21, ст. 2981; № 24, ст. 3367, 3370; № 27, ст. 3945, 3950, 3966, 3972, 3983, 3990, 3995; № 29, ст. 4346, 4354, 4356, 4359, 4362, 4374, 4376, 4391; № 41, ст. 5629, 5637; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6205, 6208; № 48, ст. 6706, 6710, 6711, 6716; № 51, ст. 7249, 7250; 2016, № 1, ст. 11, 28, 59, 62, 63, 76, 79, 84; № 7, ст. 918; № 10, ст. 1323; № 11, ст. 1481, 1490, 1491, 1493; № 14, ст. 1907; № 15, ст. 2066; № 18, ст. 2509, 2514, 2515; № 23, ст. 3284, 3285; № 26, ст. 3871, 3876, 3877, 3881, 3882, 3884, 3887, 3891; № 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4194, 4197, 4205, 4206, 4223, 4226, 4238, 4250, 4251, 4252, 4259, 4282, 4286, 4287, 4291, 4305; № 28, ст. 4558; № 50, ст. 6975; № 52, ст. 7489, 7508; 2017, № 1, ст. 12, 31, 47, 51; № 7, ст. 1030, 1032; № 9, ст. 1278; № 11, ст. 1535; № 15, ст. 2140; № 17, ст. 2456, 2457, 2460; № 18, ст. 2664; № 22, ст. 3069; № 23, ст. 3227; № 24, ст. 3487; № 27, ст. 3943, 3947; № 30, ст. 4455; № 31, ст. 4738, 4755, 4812, 4814, 4815, 4816, 4827, 4828; № 45, ст. 6575; № 47, ст. 6844, 6851; № 49, ст. 7308; № 50, ст. 7556, 7562; № 52, ст. 7919, 7937; 2018, № 1, ст. 21, 30, 35, 36, 48, 83; № 7, ст. 973, 976; № 11, ст. 1577; № 15, ст. 2033, 2035; № 18, ст. 2562; № 27, ст. 3937, 3938; № 30, ст. 4550, 4555, 4556; № 31, ст. 4824, 4825, 4826, 4827, 4828, 4829, 4831, 4851; № 32, ст. 5091; № 41, ст. 6187; № 42, ст. 6378; № 45, ст. 6832, 6843; № 47, ст. 7125, 7128; № 49, ст. 7522; № 53, ст. 8436, 8447, 8483, 8496; 2019, № 6, ст. 465; № 10, ст. 893; № 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; № 14, ст. 1457, 1460; № 16, ст. 1819, 1820, 1821; № 17, ст. 2027; № 18, ст. 2219, 2220; № 22, ст. 2669, 2670; № 23, ст. 2918, 2919; № 25, ст. 3161, 3162, 3163; № 27, ст. 3536; № 29, ст. 3845, 3847; № 30, ст. 4117, 4118, 4119, 4120, 4121, 4123, 4124, 4125, 4131; № 31, ст. 4473, 4476; № 42, ст. 5803; № 44, ст. 6174, 6178, 6182; Российская газета, 2019, 4 декабря) следующие изменения:

а) абзац первый части 1 после слов “частью 5 статьи 14.35,” дополнить словами “частью 1 статьи 15.46,”, после слов “в случаях, предусмотренных статьями 11.26, 11.29,” дополнить словами “частями 2 и 3 статьи 15.45,”, после слов “частью 2 статьи 15.37,” дополнить словами “частью 1 статьи 15.43, частью 2 статьи 15.46, статьей 15.47,”, после слов “частью 2 статьи 14.57,” дополнить словами “частью 2 статьи 15.45, частью 1 статьи 15.46,”, после слов “частью 3 статьи 14.1 3 ,” дополнить словами “частью 3 статьи 15.45,”;

б) в части 3 слова “в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14.10” заменить словами “в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 14.10, частями 1 и 2 статьи 15.44, частью 1 статьи 15.45”;

2) абзац первый части 1 статьи 7.3 после слов “статьей 7.5” дополнить словами “и частью 1 статьи 15.44”;

а) наименование дополнить словами “, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней”;

б) дополнить статьями 15.43 – 15.47 следующего содержания:

“Статья 15.43. Ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, без постановки на специальный учет либо несвоевременное представление заявления о внесении изменений в карту специального учета

1. Ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, без постановки на специальный учет в государственном учреждении, наделенном функциями в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, если такая постановка является обязательной, –

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от ста двадцати тысяч до ста сорока тысяч рублей.

2. Нарушение установленного срока представления заявления о внесении изменений в карту специального учета в государственное учреждение, наделенное функциями в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, –

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Статья 15.44. Незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней либо последующее совершение операций с незаконно добытыми драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями

1. Незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полуторакратного до двукратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на индивидуальных предпринимателей – от трехкратного до четырехкратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц – от четырехкратного до пятикратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.

2. Сбыт незаконно добытых драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в любом виде, состоянии, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от однократного до полуторакратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения; на индивидуальных предпринимателей – от двукратного до трехкратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения; на юридических лиц – от трехкратного до четырехкратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения.

3. Перемещение (в том числе перевозка или пересылка) либо хранение незаконно добытых драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в любом виде, состоянии, если такие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до однократного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения; на индивидуальных предпринимателей – от полуторакратного до двукратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения; на юридических лиц – от двукратного до трехкратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения.

Статья 15.45. Незаконный аффинаж драгоценных металлов либо последующее совершение операций с незаконно аффинированными драгоценными металлами

1. Осуществление деятельности по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до значений, установленных законодательством Российской Федерации или превышающих их (аффинаж), юридическими лицами, не включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень, индивидуальными предпринимателями или гражданами –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до полуторакратного размера стоимости драгоценных металлов, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией; на индивидуальных предпринимателей – от двукратного до трехкратного размера стоимости драгоценных металлов, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией; на юридических лиц – от трехкратного до четырехкратного размера стоимости драгоценных металлов, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией.

2. Сбыт незаконно аффинированных драгоценных металлов –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до ста восьмидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на индивидуальных предпринимателей – от ста восьмидесяти тысяч до двухсот десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от двухсот десяти тысяч до двухсот сорока тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

3. Перемещение (в том числе перевозка или пересылка) либо хранение незаконно аффинированных драгоценных металлов –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до ста восьмидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на индивидуальных предпринимателей – от двухсот тысяч до двухсот тридцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до двухсот восьмидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Статья 15.46. Нарушение обязательных требований при обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них

1. Действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы, драгоценные камни и продукцию из них, в том числе их использование в качестве залога, с нарушением установленных законодательством обязательных требований –

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от ста двадцати тысяч до ста сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста шестидесяти тысяч до ста восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение установленных законодательством обязательных требований при перевозке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них –

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 15.47. Нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации

1. Нарушение правил учета драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, непредставление отчетности по установленным законодательством формам о движении драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде, состоянии либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения о фактическом расходе драгоценных металлов и драгоценных камней, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Читайте также:  Пенсионный фонд Катав-Ивановск - отделение ПФР, адрес, телефон, обратная связь, режим работы, сайт, когда дают пенсию

2. Нарушение правил хранения и инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до семидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.”;

4) статью 19.14 признать утратившей силу;

5) в части 1 статьи 23.1 слова “статьей 15.42,” заменить словами “статьями 15.42 – 15.47,”, цифры “19.14” заменить цифрами “19.13”;

6) в части 1 статьи 23.49 слова “статьей 19.14” заменить словами “частью 1 статьи 15.46”;

в пункте 1 цифры “19.11 – 19.17,” заменить цифрами “19.11 – 19.13, 19.15 – 19.17,”;

в пункте 99 после слов “(в пределах своих полномочий),” дополнить словами “статьями 15.43 – 15.47,”, цифры “, 19.14” исключить;

б) в пункте 6 части 5 после слов “(в пределах своих полномочий),” дополнить словами “статьями 15.43 – 15.47,”, цифры “, 19.14” исключить.

Что такое незаконный оборот драгоценных металлов, и какой предусмотрен срок?

Юридическая консультация > Административное право > Что такое незаконный оборот драгоценных металлов, и какой предусмотрен срок?

Сложно найти человека, равнодушного к ювелирным украшениям. Но золото, серебро и драгоценные камни не только притягивают взгляд, но и имеют большую стоимость. Это вызывает интерес к ним не только у любителей прекрасного, но и у злоумышленников. Не все покупки украшений происходят в ювелирных магазинах или мастерских, иногда люди покупают драгоценности с рук у знакомых. Как в этом случае не получить в комплекте проблемы с законом?

Особенности преступления

Любая операция с драгоценностями, не подтвержденная документами, является незаконной.

По закону любая операция с драгоценными металлами и камнями, в ходе которой украшение меняет собственника, должна оформляться соответствующими документами. Это относится к покупке, продаже, дарению, хранению и перевозке драгоценностей.

В быту такое условия зачастую не соблюдается – бабушкины драгоценности могут передаваться внукам без всяких документов. Но, поскольку этих документов не было изначально, на подобные ситуации закон закрывает глаза. А вот чеки из ювелирного магазина хранить стоит, чтобы подтвердить, кто является собственником.

Оборот самородных металлов и драгоценных камней контролируется гораздо более жестко. Добывать их совершать любые операции могут только лицензированные организации, и только при том условии, что в данных драгоценностях не нуждается государство. Например, покупка серебряного кольца в магазине – законная операция, если продавец выдал чек, и незаконная, если чека не было. Покупка минерала, содержащего серебро, станет законной только с прямого разрешения государства.

Проще говоря, частные лица могут свободно покупать изделия из драгоценных металлов и камней, а также изделия, которые содержат в своём составе драгоценные металлы (измерительные приборы, радиодетали и другие). При этом не имеет значение, исправно ли данное изделие. Но необработанный металл или камень, в том числе выделенный из изделия (выпаянные элементы радиодеталей, фрагменты украшений), на руках частного лица находиться не может – это нарушает закон.

Почему так происходит? В экономике каждого государства существует понятие золотого запаса, т.е. количества драгоценных металлов и камней в собственности государства, которые обеспечивают ценность денег страны. Незаконный оборот драгоценных металлов выводит их из сферы наблюдения государства, особенно если речь идёт о вывозе за границу. Поэтому долгосрочные последствия таких операций – обесценивание валюты и подрыв экономики.

Зачем это государству нужно

Любая страна главное внимание уделяет двум видам безопасности: государственной и экономической. Сейчас, правда, к ним присоединились информационная и экологическая, но пальма первенства все равно принадлежит комплексу мер по охране целостности и работоспособности этих двух систем.

Национальная экономика обеспечивает безопасность государственную, создавая основу финансового обеспечения всех государственных институтов. Бюджет любой страны слагается, прежде всего, из налогов, платежей в казну, таможенных отчислений, прибыли государственных предприятий.

Казалось бы главное, чтобы определенная доля прибыли от товарообмена постоянно поступала в казну. И неважно, что именно продается и покупается: золото в природных слитках или золотые ювелирные украшения. Если процедуры купли-продажи проводятся легально, то государство от этого только богатеет.

Но дело в том, что термин «драгоценный» носит оценочное суждение. Существует официальный перечень металлов и природных камней, которые относятся к категории драгоценных и полудрагоценных. Жемчуг, конечно, не камень и не металл, но это природное образование, приравненное к драгоценным камням и металлам. Это означает, что предмет, который в своей раковине произвел моллюск, находится под контролем государства.

Такое внимание обусловлено не природной ценностью золота, серебра, олова, алмазов, изумрудов и т.д., а их рыночной оценкой. В обществе принято платить значительные суммы за кусок желтого металла или зеленого камня. В мировой и национальной экономике такая готовность постоянно платить большие деньги за те или иные предметы квалифицируется как признак платежного средства.

Фактически драгоценные металлы и камни имеют статус международной валюты. В разные времена в России таким статусом обладали еще меха и древесина. Сейчас экономическая безопасность оценивается также в запасах нефти и газа.

Таким образом, те природные материалы (полезные ископаемые, элементы живой природы и т.п.), которые в мировой экономике могут быть использованы как универсальное межгосударственное платежное средство, составляют основу безопасности страны. По этой причине их оборот и контролируется государством.

Именно эта мысль и констатируется в ст. 191 УК РФ. Неконтролируемый оборот драгоценных минералов в России и за ее пределами после их вывоза может подорвать стабильность международного рынка. Это грозит нерегулируемыми скачками цен, что напрямую сказывается на курсе валют и ценности денег.

Ответственность за незаконный оборот

  1. Дгарметаллов. Зависит от стоимости драгоценностей, которые стали объектом преступления. Максимальное наказание, которое предусмотрено Уголовным кодексом – 5 лет обязательных работ или лишения свободы для частных лиц, и до семи лет со штрафом до миллиона рублей для группы лиц (два человека тоже считаются группой).
  2. Камней. Ответственность за оборот камней предусмотрена в том же объёме. Вероятность получить максимальный срок зависит от стоимости камней, с которыми была проведена незаконная операция.
  3. Жемчуга. Жемчуг перечисляется среди драгоценных камней отдельно, но ответственность за его оборот такая же, как и за другие камни и металлы. Если жемчуг не является частью украшения или бытового изделия – он предмет преступления.

Нормы законодательства и статистика

Для изготовления и реализации ювелирных изделий из драгметаллов необходима специальная лицензияю

Законодательство предусматривает несколько способов оборота драгоценностей в зависимости от их состояния и способа использования. Самородные драгоценные камни и металлы добывают специальные организации, имеющие государственную лицензию.

Часть добытого поставляется в золотой запас государства, и только после этого добывающая организация может реализовать продукты своего труда. Продавать их она может только другим организациям – заводам по изготовлению различных приборов и ювелирных изделий, но не частным лицам.

Ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов изготавливают и реализуют лицензированные организации. Покупателем может быть частное лицо или предприятие. Также частные лица могут дарить и оставлять украшения на хранение. Важное условие законности сделки – наличие чека и документов, подтверждающих передачу собственности. То же касается лома ювелирных изделий – украшений, пришедших в негодность и требующих починки.

Приборы и бытовые предметы, содержащие в своем составе драгоценные металлы и камни, свободно продаются и могут быть собственностью частного лица или организации. Исправность или неисправность прибора значения не имеет. Здесь также важен чек, но контроль за такими операциями менее строгий.

Все остальные операции считаются незаконными и преследуются органами охраны правопорядка. Согласно статистике за 2022 год, преступления, связанные с оборотом драгоценностей, составляли около 0,3-0,5% от всего числа экономических преступлений в нашей стране. При этом данное соотношение не менялось на протяжении с 2003 года. Это объясняется относительно стабильной ситуацией в стране – если взглянуть на статистику начала-середины 90-х, цифры будут гораздо выше.

Кроме того, совершить преступление в этой сфере довольно сложно, особенно в той области, которая касается добывающего и ювелирного бизнеса. Это достаточно узкий сектор экономики, в котором большое значение имеет репутация, и злоумышленники вынуждены вступать в крупные сговоры или отказываться от преступной деятельности. Гораздо более распространенное преступление – кража ювелирных изделий и их продажа в ломбарды или через частные ювелирные мастерские.

Что относится к драгоценным металлам и камням

Уголовный кодекс содержит исчерпывающий перечень металлов и камней, запрещенных к свободному обороту. К ним относятся:

  • золото;
  • серебро;
  • алмазы;
  • сапфиры;
  • изумруды;
  • александриты;
  • рубины;
  • янтарь;
  • жемчуг.

В каком виде нельзя хранить все вышеперечисленное? К незаконному обороту и хранению относятся:

  • любые самородки данных металлов и камней;
  • любые объемы химически чистого металла, очищенного промышленным методом от примесей;
  • сырье из данных материалов, предназначенное для промышленной обработки;
  • любые полуфабрикаты с содержанием драгоценных металлов или камней;
  • искусственные сплавы, содержащие драгметалл;
  • монеты, не имеющие официального обращения в данное время на данной территории;
  • любые драгоценные камни в естественном, необработанном состоянии.

Состав преступления и виды

Составом преступления называется сочетание факторов, которые позволяют определить деяние как незаконное и подлежащее наказанию со стороны правоохранительных органов. Для этого должны присутствовать следующие элементы:

  • Предмет преступления, в данном случае – камень, металл или изделие. Над ними совершается противоправное действие;
  • Объект преступления – сделка или операция, которая не является законной, т.е. собственно противоправное действие;
  • Субъекты, т.е. люди, которые совершают преступление.

О том, что является предметом преступления, было сказано выше.

Чтобы сделка считалась объектом преступления, возможны несколько причин:

  1. Отсутствие документов;
  2. Неправильное оформление документов;
  3. Хотя бы один из участников сделки не имеет права в ней участвовать;
  4. В сделке задействовано должностное лицо, которое превышает полномочия;
  5. Сами предметы сделки оказались у нынешнего владельца противоправным путем (т.е. были украдены или куплены незаконно).

Граждане, которые считаются субъектами преступления, должны вступить в возраст уголовной ответственности по особо тяжким преступлениям, т.е. 16 лет. Суду подлежат как российские граждане, так и иностранцы и люди без гражданства.

К видам преступлений с драгоценностями относятся незаконные сделки, хранение и пересылка в нарушение установленных правил.

Сложности квалификации незаконного оборота

Квалификация престуления имеет свои сложности.

Как и любая другая сфера, оборот драгоценных камней имеет свои сложности. Что касается ювелирных украшений, то они часто хранятся дома без чеков и других документов, т.е. формально их хранение незаконно. Также они зачастую передаются по наследству внутри семьи или дарятся без оформления документов.

Все такие случаи формально являются незаконными сделками и незаконным хранением. По факту же они совершаются добровольно, и ничьи интересы при этом не ущемляются, т.е. оснований для возбуждения уголовного дела нет.

То же касается приборов и радиодеталей. Золото и платина используются для изготовления некоторых их элементов. Содержание драгоценных металлов крайне мало, и не все радиолюбители имеют представление о том, какая именно деталь сделана из платины. Использование таких приборов законно, как и их починка. Тем не менее, если радиолюбитель выпаивает золотосодержащие детали, он уже становится преступником. Но сложность в том, что для того, чтобы нести уголовную ответственность, он должен быть осведомлен о содержании золота или платины, а доказать это факт практически невозможно.

Читайте также: Могут ли приставы арестовать материнский капитал? Мошенничество, обзор судебной практики

Что касается самородков, то простой обыватель, не имеющий геологических знаний, легко может принять самородок за камень, не имеющий никакой ценности, оставить его у себя или подарить. Формально эти действия незаконны – это хранение и операции с самородными камнями и металлами, которые не может совершать частное лицо. Поэтому любители редких и красивых минералов подвергают себя серьезному риску.

Даже ювелиры, хранящие в мастерских некондиционный металл, т.е. не пригодный к использованию для украшений, делают это незаконно. Избежать ответственности можно, изготовив из него простое украшение, например, кольцо или браслет с орнаментом – тогда это будет ювелирное изделие, хранение которого не запрещено.

Как проходит расследование незаконного оборота драгметаллов

Расследование начинается с факта обращения в правоохранительные органы. Это делает свидетель или пострадавший от действий злоумышленников. Если ничьи интересы ущемлены не были или о сделке или хранении никто не знает, то нет оснований для возбуждения уголовного дела, и расследование не начнется.

Второе, что необходимо для расследования – предмет преступления, т.е. драгоценные камни или металлы. Если была совершена сделка, значит, они должны где-то находиться, и обнаружение их местонахождения – ключевой момент в расследовании. Когда предмет преступления обнаружен, его изымают из места хранения с соблюдением соответствующих процедур. Затем материалы направляются на экспертизу, и только после получения ее результатов следственные органы могут требовать документы о сделке.

Последний этап – определение подлинности и законности самих документов. Если они не соответствуют правилам, установленным в законе, то сделка признается противоправной, а ее участники – преступниками.

На любом из этих этапов дело может оказаться закрыто из-за невозможности перейти на следующий этап расследования:

  • На этапе заявления – если никто не обратился в следственные органы или заявитель отказался от заявления;
  • На этапе поиска драгоценностей – если они не были найдены или изъяты без оформления документов;
  • На этапе экспертизы – если материалы были признаны не подлежащими особому учету, а именно: Не являются драгоценностями;
  • Непригодны к ювелирной обработке;
  • Искусственно выращены;

В любом случае формулировкой будет закрытие дела за отсутствием состава преступления.

Наказание

Наказание зависит от тяжести преступления.

Статья уголовного кодекса, которая устанавливает ответственность за незаконные операции с драгоценными металлами, предполагает следующие виды наказания:

  • Обязательные работы;
  • Тюремный срок;
  • Штраф.

Обязательные работы назначаются сроком до 5 лет, нижнего предела не предусмотрено. Длительность зависит от ущерба, нанесенного экономике государства. Назначаются как отдельным лицам, так и участникам организованной группировки.

Тюремный срок длится до 5 лет для преступников-одиночек и до 7 лет – для участников групп. Также зависит от тяжести преступления. Нижнего предела не предусмотрено. Назначается в качестве альтернативы обязательным работам.

Штраф составляет доход осужденного за 3 года (максимум – 500 000р), если он совершил преступление один, или доход за 5 лет (максимум – 1млн р.) для участников групп. Нижнего предела не установлено. Может быть дополнением к тюремному сроку или обязательным работам, альтернативой другим видам наказания, или не назначаться вовсе.

Статья указывает, что особо крупным размером считается сделка стоимостью от 1,5млн р. Наказание, указанное как максимальное, присуждается именно в таких случаях. Если ущерб для государства не был настолько катастрофичен, судья вправе назначит более мягкое наказание. В том числе условный срок.

Судебная практика

Пример 1. Замоскворецким районным судом г. Москвы был признан виновным субъект, продавший 727,8 грамма различных серебросодержащих частей радиодеталей, которые он приобрел в неустановленном месте и передал за денежное вознаграждение подставному лицу, являющемуся оперативным сотрудником полиции, произведшему задержание преступника на месте совершения противозаконной сделки. Признанный виновным в перевозке, хранении и совершении сделки с драгоценным металлом добытым незаконным образом, гражданин осужден по ч.1 ст.191 и приговорен к штрафу.

Пример 2. Останкинский районный суд г. Москвы установил вину по ч.1. ст.191 гражданина, нашедшего возле кинотеатра два слитка серебра и попытавшегося их продать в пункте приема вторичных драгметаллов, где и была осуществлена его поимка сотрудниками полиции, прибывшими по сигналу работника скупки. Присудив раздельные наказания за хранение и совершение противозаконной сделки с драгоценным металлом, суд их объединил, назначив в совокупности – девять месяцев исправительных работ и отчисление 15% заработка в виде штрафа, перечисляемого в доход государства.

Сегодня валютные преступления не ограничиваются только нелегальным оборот драгметаллов и камней, это и фальшивомонетничество денежное и карточное, излишняя эмиссия ценных бумаг, манипулирование рынком и другие. И лишь от нашей честности и сознательности зависит рост таких злодеяний.

О еще одном случае незаконного оборота драгметаллов из судебной практики расскажет видеосюжет ниже:

Что такое незаконный оборот драгоценных металлов, и какой предусмотрен срок?

Сложно найти человека, равнодушного к ювелирным украшениям. Но золото, серебро и драгоценные камни не только притягивают взгляд, но и имеют большую стоимость. Это вызывает интерес к ним не только у любителей прекрасного, но и у злоумышленников. Не все покупки украшений происходят в ювелирных магазинах или мастерских, иногда люди покупают драгоценности с рук у знакомых. Как в этом случае не получить в комплекте проблемы с законом?

Читайте также:  Принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела при отсутствии достаточных оснований

Особенности преступления

Незаконный оборот драгметаллов

Любая операция с драгоценностями, не подтвержденная документами, является незаконной.

По закону любая операция с драгоценными металлами и камнями, в ходе которой украшение меняет собственника, должна оформляться соответствующими документами. Это относится к покупке, продаже, дарению, хранению и перевозке драгоценностей.

В быту такое условия зачастую не соблюдается – бабушкины драгоценности могут передаваться внукам без всяких документов. Но, поскольку этих документов не было изначально, на подобные ситуации закон закрывает глаза. А вот чеки из ювелирного магазина хранить стоит, чтобы подтвердить, кто является собственником.

Оборот самородных металлов и драгоценных камней контролируется гораздо более жестко. Добывать их совершать любые операции могут только лицензированные организации, и только при том условии, что в данных драгоценностях не нуждается государство. Например, покупка серебряного кольца в магазине – законная операция, если продавец выдал чек, и незаконная, если чека не было. Покупка минерала, содержащего серебро, станет законной только с прямого разрешения государства.

Проще говоря, частные лица могут свободно покупать изделия из драгоценных металлов и камней, а также изделия, которые содержат в своём составе драгоценные металлы (измерительные приборы, радиодетали и другие). При этом не имеет значение, исправно ли данное изделие. Но необработанный металл или камень, в том числе выделенный из изделия (выпаянные элементы радиодеталей, фрагменты украшений), на руках частного лица находиться не может – это нарушает закон.

Почему так происходит? В экономике каждого государства существует понятие золотого запаса, т.е. количества драгоценных металлов и камней в собственности государства, которые обеспечивают ценность денег страны. Незаконный оборот драгоценных металлов выводит их из сферы наблюдения государства, особенно если речь идёт о вывозе за границу. Поэтому долгосрочные последствия таких операций – обесценивание валюты и подрыв экономики.

Ответственность за незаконный оборот

  1. Дгарметаллов. Зависит от стоимости драгоценностей, которые стали объектом преступления. Максимальное наказание, которое предусмотрено Уголовным кодексом – 5 лет обязательных работ или лишения свободы для частных лиц, и до семи лет со штрафом до миллиона рублей для группы лиц (два человека тоже считаются группой).
  2. Камней. Ответственность за оборот камней предусмотрена в том же объёме. Вероятность получить максимальный срок зависит от стоимости камней, с которыми была проведена незаконная операция.
  3. Жемчуга. Жемчуг перечисляется среди драгоценных камней отдельно, но ответственность за его оборот такая же, как и за другие камни и металлы. Если жемчуг не является частью украшения или бытового изделия – он предмет преступления.

Нормы законодательства и статистика

Изделия из драгметаллов

Для изготовления и реализации ювелирных изделий из драгметаллов необходима специальная лицензияю

Законодательство предусматривает несколько способов оборота драгоценностей в зависимости от их состояния и способа использования. Самородные драгоценные камни и металлы добывают специальные организации, имеющие государственную лицензию.

Часть добытого поставляется в золотой запас государства, и только после этого добывающая организация может реализовать продукты своего труда. Продавать их она может только другим организациям – заводам по изготовлению различных приборов и ювелирных изделий, но не частным лицам.

Ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов изготавливают и реализуют лицензированные организации. Покупателем может быть частное лицо или предприятие. Также частные лица могут дарить и оставлять украшения на хранение. Важное условие законности сделки – наличие чека и документов, подтверждающих передачу собственности. То же касается лома ювелирных изделий – украшений, пришедших в негодность и требующих починки.

Приборы и бытовые предметы, содержащие в своем составе драгоценные металлы и камни, свободно продаются и могут быть собственностью частного лица или организации. Исправность или неисправность прибора значения не имеет. Здесь также важен чек, но контроль за такими операциями менее строгий.

Все остальные операции считаются незаконными и преследуются органами охраны правопорядка. Согласно статистике за 2017 год, преступления, связанные с оборотом драгоценностей, составляли около 0,3-0,5% от всего числа экономических преступлений в нашей стране. При этом данное соотношение не менялось на протяжении с 2003 года. Это объясняется относительно стабильной ситуацией в стране – если взглянуть на статистику начала-середины 90-х, цифры будут гораздо выше.

Кроме того, совершить преступление в этой сфере довольно сложно, особенно в той области, которая касается добывающего и ювелирного бизнеса. Это достаточно узкий сектор экономики, в котором большое значение имеет репутация, и злоумышленники вынуждены вступать в крупные сговоры или отказываться от преступной деятельности. Гораздо более распространенное преступление – кража ювелирных изделий и их продажа в ломбарды или через частные ювелирные мастерские.

Состав преступления и виды

Составом преступления называется сочетание факторов, которые позволяют определить деяние как незаконное и подлежащее наказанию со стороны правоохранительных органов. Для этого должны присутствовать следующие элементы:

  • Предмет преступления, в данном случае – камень, металл или изделие. Над ними совершается противоправное действие;
  • Объект преступления – сделка или операция, которая не является законной, т.е. собственно противоправное действие;
  • Субъекты, т.е. люди, которые совершают преступление.

О том, что является предметом преступления, было сказано выше.

Чтобы сделка считалась объектом преступления, возможны несколько причин:

  1. Отсутствие документов;
  2. Неправильное оформление документов;
  3. Хотя бы один из участников сделки не имеет права в ней участвовать;
  4. В сделке задействовано должностное лицо, которое превышает полномочия;
  5. Сами предметы сделки оказались у нынешнего владельца противоправным путем (т.е. были украдены или куплены незаконно).

Граждане, которые считаются субъектами преступления, должны вступить в возраст уголовной ответственности по особо тяжким преступлениям, т.е. 16 лет. Суду подлежат как российские граждане, так и иностранцы и люди без гражданства.

К видам преступлений с драгоценностями относятся незаконные сделки, хранение и пересылка в нарушение установленных правил.

Сложности квалификации незаконного оборота

Преступления с драгметаллами

Квалификация престуления имеет свои сложности.

Как и любая другая сфера, оборот драгоценных камней имеет свои сложности. Что касается ювелирных украшений, то они часто хранятся дома без чеков и других документов, т.е. формально их хранение незаконно. Также они зачастую передаются по наследству внутри семьи или дарятся без оформления документов.

Все такие случаи формально являются незаконными сделками и незаконным хранением. По факту же они совершаются добровольно, и ничьи интересы при этом не ущемляются, т.е. оснований для возбуждения уголовного дела нет.

То же касается приборов и радиодеталей. Золото и платина используются для изготовления некоторых их элементов. Содержание драгоценных металлов крайне мало, и не все радиолюбители имеют представление о том, какая именно деталь сделана из платины. Использование таких приборов законно, как и их починка. Тем не менее, если радиолюбитель выпаивает золотосодержащие детали, он уже становится преступником. Но сложность в том, что для того, чтобы нести уголовную ответственность, он должен быть осведомлен о содержании золота или платины, а доказать это факт практически невозможно.

Что касается самородков, то простой обыватель, не имеющий геологических знаний, легко может принять самородок за камень, не имеющий никакой ценности, оставить его у себя или подарить. Формально эти действия незаконны – это хранение и операции с самородными камнями и металлами, которые не может совершать частное лицо. Поэтому любители редких и красивых минералов подвергают себя серьезному риску.

Даже ювелиры, хранящие в мастерских некондиционный металл, т.е. не пригодный к использованию для украшений, делают это незаконно. Избежать ответственности можно, изготовив из него простое украшение, например, кольцо или браслет с орнаментом – тогда это будет ювелирное изделие, хранение которого не запрещено.

Как проходит расследование незаконного оборота драгметаллов

Расследование начинается с факта обращения в правоохранительные органы. Это делает свидетель или пострадавший от действий злоумышленников. Если ничьи интересы ущемлены не были или о сделке или хранении никто не знает, то нет оснований для возбуждения уголовного дела, и расследование не начнется.

Второе, что необходимо для расследования – предмет преступления, т.е. драгоценные камни или металлы. Если была совершена сделка, значит, они должны где-то находиться, и обнаружение их местонахождения – ключевой момент в расследовании. Когда предмет преступления обнаружен, его изымают из места хранения с соблюдением соответствующих процедур. Затем материалы направляются на экспертизу, и только после получения ее результатов следственные органы могут требовать документы о сделке.

Последний этап – определение подлинности и законности самих документов. Если они не соответствуют правилам, установленным в законе, то сделка признается противоправной, а ее участники – преступниками.

На любом из этих этапов дело может оказаться закрыто из-за невозможности перейти на следующий этап расследования:

  • На этапе заявления – если никто не обратился в следственные органы или заявитель отказался от заявления;
  • На этапе поиска драгоценностей – если они не были найдены или изъяты без оформления документов;
  • На этапе экспертизы – если материалы были признаны не подлежащими особому учету, а именно:
    • Не являются драгоценностями;
    • Непригодны к ювелирной обработке;
    • Искусственно выращены;

    В любом случае формулировкой будет закрытие дела за отсутствием состава преступления.

    Наказание

    Наказание за престуление

    Наказание зависит от тяжести преступления.

    Статья уголовного кодекса, которая устанавливает ответственность за незаконные операции с драгоценными металлами, предполагает следующие виды наказания:

    • Обязательные работы;
    • Тюремный срок;
    • Штраф.

    Обязательные работы назначаются сроком до 5 лет, нижнего предела не предусмотрено. Длительность зависит от ущерба, нанесенного экономике государства. Назначаются как отдельным лицам, так и участникам организованной группировки.

    Тюремный срок длится до 5 лет для преступников-одиночек и до 7 лет – для участников групп. Также зависит от тяжести преступления. Нижнего предела не предусмотрено. Назначается в качестве альтернативы обязательным работам.

    Штраф составляет доход осужденного за 3 года (максимум – 500 000р), если он совершил преступление один, или доход за 5 лет (максимум – 1млн р.) для участников групп. Нижнего предела не установлено. Может быть дополнением к тюремному сроку или обязательным работам, альтернативой другим видам наказания, или не назначаться вовсе.

    Статья указывает, что особо крупным размером считается сделка стоимостью от 1,5млн р. Наказание, указанное как максимальное, присуждается именно в таких случаях. Если ущерб для государства не был настолько катастрофичен, судья вправе назначит более мягкое наказание. В том числе условный срок.

    Судебная практика

    На практике применение этих законов может выглядеть следующим образом:

    1. Случай 1. Гражданин выпаял из различных приборов и устройств 700г элементов с высоким содержанием серебра и продал их без оформления документов другому лицу. Установить источник радиодеталей не удалось, но самого факта продажи хватило для задержания и суда. Приговор – штраф, поскольку сумма ущерба невелика.
    2. Случай 2. Сотрудник ломбарда отказался вернуть владельцу золотой браслет после уплаты долга, мотивируя это тем, что владелец не имеет подтверждающих документов, следовательно, не является владельцем. Претензии сотрудника были признаны необоснованными, браслет возвращен хозяину. Приговор – штраф.
    3. Случай 3. Случайный прохожий нашёл на улице слиток серебра и попытался продать его в пункте приема металлолома. Был задержан, приговор суда – исправительные работы и штраф. Источник, из которого слиток оказался на улице, не установлен.
    4. Случай 4. Коллекционер собрал достаточно большое разнообразие минералов различной ценности, в основном поделочных камней. Среди них имелся золотой самородок. Столкнувшись с финансовыми трудностями, коллекционер попытался продать его, за что и был привлечен к суду. Приговор – условный тюремный срок.

    Смотрите видео о незаконном обороте драгоценных металлов:

    Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

    Информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 декабря 2020 г. “О методических рекомендациях по выявлению организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий операций (сделок), которые могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и представлению сведений о них”

    Методические рекомендации по выявлению организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий операций (сделок), которые могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и представлению сведений о них (далее – Методические рекомендации) подготовлены Федеральной службой по финансовому мониторингу совместно с Федеральной пробирной палатой в целях оказания методической помощи организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, указанным в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, при выявлении сделок или финансовых операций, которые осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

    Методические рекомендации основаны на законодательстве в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ 1 , действующем на момент их опубликования.

    В случае изменения требований законодательства, Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей вновь принятым нормативным правовым актам.

    Методические рекомендации
    по выявлению организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий операций (сделок), которые могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и представлению сведений о них

    Организации 2 и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – организации и индивидуальные предприниматели) обязаны направлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения об операциях (сделках), в отношении которых возникают подозрения, что они могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма 3 (далее – ОД/ФТ).

    Федеральная пробирная палата и Федеральная служба по финансовому мониторингу, следуя Рекомендациям ФАТФ, рассматривают информирование о подозрительных операциях как одну из ключевых функций субъектов первичного финансового мониторинга. Показатели качества и количества направленных организациями и индивидуальными предпринимателями сведений о подозрительных операциях (далее – СПО) служат индикаторами для оценки рисков соблюдения обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ и поводом для принятия мер надзорного реагирования.

    Рекомендуем организациям и индивидуальным предпринимателям в целях выявления подозрительных операций учитывать следующее.

    Драгоценные металлы, драгоценные камни и ювелирные изделия из них могут:

    – являться имуществом или выступать формой доходов, полученных от преступной деятельности;

    – использоваться в схемах ухода от налогообложения;

    – приобретаться на денежные средства, полученные от преступной деятельности (коррупционных преступлений, незаконного оборота наркотиков, нецелевого использования и хищения бюджетных средств и др.), и в последующем использоваться для легализации (отмывания) преступных доходов;

    – использоваться в качестве инструмента финансирования терроризма.

    Основой выявления необычных операций выступает постоянный финансовый мониторинг, проводимый как в отношении клиентов, совершающих разовые операции (сделки), так и в отношении клиентов, с которыми имеются длительные гражданско-правовые отношения, а также оценка рисков ОД/ФТ.

    В целях выявления подозрительных операций организации и индивидуальные предприниматели руководствуются критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103, а также самостоятельно разработанными по итогам анализа деятельности клиентов, совершаемых ими операций и изучения типологий и схем ОД/ФТ 4 .

    В целях признания выявленных операций подозрительными организации и индивидуальные предприниматели анализируют информацию, полученную:

    1. При проведении идентификации клиентов (представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов);

    2. При изучении клиента, в том числе при запросе дополнительных сведений у клиента;

    3. В ходе оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях ОД/ФТ.

    Оценку риска рекомендуется проводить с учетом Методических рекомендаций по проведению оценки рисков ОД/ФТ 5 .

    В целях получения дополнительных сведений о клиенте рекомендуется анализировать информацию, размещенную на официальных сайтах Федеральной налоговой службы “Риски бизнеса: проверь себя и контрагента” и Федеральной службы судебных приставов “Сервисы” (о наличии исполнительных производств), а также в информационно-справочных системах 6 российских и иностранных компаний и иных источниках информации, доступных организациям и индивидуальным предпринимателям на законных основаниях. Эффективной является практика анализа профиля клиента на основе информации, размещенной на интернет-ресурсах, а также в социальных сетях.

    Дополнительными критериями при оценке операций могут являться следующие:

    1. Необоснованное дробление клиентом сумм покупки,

    потенциальной целью которой является уклонение от проведения процедур надлежащей проверки клиентов.

    2. Расчет за приобретаемые изделия корпоративной картой либо картой, принадлежащей третьему лицу.

    3. Покупка дорогостоящих изделий за наличный расчет.

    4. Использование лицом при расчете за изделие электронных средств платежа, эмитированных в государстве, не являющемся государством, в котором у него имеется гражданство.

    5. Систематическая покупка клиентом изделий дистанционно с оформлением доставки на адреса, не являющиеся его местом регистрации или местом нахождения.

    Критерии, связанные с клиентом и его поведением:

    1. Покупка/продажа изделий, стоимость которых явно не соответствует социально-экономическому положению, возрастной группе покупателя/продавца (например, студент, безработный, лицо без определенного места жительства и т.д.).

    2. Лицо не может объяснить источник происхождения денежных средств или драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий.

    3. Лицо приобретает или продает большое количество изделий, в отсутствие должного понимания характеристик товара.

    4. Клиент скупает изделия без акцента на их эстетические свойства, а ориентируясь в большей степени на стоимость и физические характеристики (компактность).

    5. Клиент проявляет излишнюю поспешность и готов продать изделия по существенно заниженным ценам.

    6. Клиент проявляет чрезмерную скрытность и (или) неопределенность ответов, например, на вопросы о своей принадлежности к публичным должностным лицам (ПДЛ), их родственникам, об источниках получения / происхождения денежных средств, об обстоятельствах, повлиявших на выбор способа оплаты изделий, и другие.

    7. Клиент проявляет необычную заинтересованность (неоднократно задает вопросы) относительно исполнения организацией обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ, прежде всего, по процедуре идентификации, фиксирования и хранения информации, информирования Росфинмониторинга.

    Вышеуказанные критерии подозрительности не являются исчерпывающими, они могут дополняться организациями и индивидуальными предпринимателями исходя из опыта проведения финансового мониторинга, оценки рисков ОД/ФТ 7 и др.

    Решение о признании операции клиента подозрительной, организации и индивидуальные предприниматели принимают в соответствии с пунктами 19(1) и 24 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667, с учетом своего профессионального суждения.

    Одновременно обращаем внимание на следующие часто возникающие у субъектов первичного финансового мониторинга вопросы формирования электронных сообщений.

    1. Необходимо учитывать, что если показатель “Код признака операции” принимает значение 0 “Операция с денежными средствами”, то плательщиком по операции будет лицо, передающее денежные средства, а получателем – лицо, получающее соответствующие денежные средства, а в случае, если указанный показатель принимает значение 1 “Операция с иным имуществом”, то плательщиком по операции будет лицо, передающее имущество, а получателем – лицо, получающее имущество.

    2. В случае выявления и признания операции клиента подозрительной по основаниям, отличным от критериев выявления и признаков необычных операций (сделок), утвержденных приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103, при формировании сообщения в Росфинмониторинг с указанием в показателе “Код признака необычной сделки” кодов “ХХ99” 8 в показателе “Дополнительные сведения” в обязательном порядке указываются основания (причины) признания такой операции (сделки) подозрительной.

    Использование кодов “ХХ99” при формировании сообщений возможно только в случае, если характер осуществляемой операции (сделки) не соответствует ни одному из описанных в приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 критериев и признаков необычных сделок.

    1 Противодействие отмыванию денег, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

    2 За исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.

    3 Пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” без учета изменений, внесенных Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” в целях совершенствования обязательного контроля”.

    4 Размещены в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга, на официальных сайтах международных организаций, занимающихся вопросами ПОД/ФТ/ФРОМУ, и иных доступных источниках.

    5 Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 “О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями”.

    6 Например, информационное агентство ЗАО “Интерфакс” (система СПАРК, “Центр раскрытия корпоративной информации”), акционерное общество “Финмаркет” (“X-Compliance”), ООО “Интерфакс – Ди энд Би” (система DBAI, GRS, отчеты “Знай своего клиента”), ЗАО “СКРИН”, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva) и иные.

    7 Национальной и секторальной оценок рисков ОД/ФТ, результатами оценки рисков в соответствии с программой оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

    8 коды 1199, 1299,1399, 1499, 1599, 1899, 1999, 2299, 3899.

    Обзор документа

    Организациям и ИП, занимающимся скупкой, куплей-продажей драгметаллов и камней, ювелирных изделий и их лома, даны рекомендации по выявлению сомнительных операций (сделок), которые могут совершаться в “антиотмывочных” целях. В частности, к подозрительным относятся следующие обстоятельства:

    – лицо не может объяснить источник происхождения денежных средств или драгметаллов, драгкамней, ювелирных изделий;

    – покупка дорогостоящих изделий за наличный расчет;

    – клиент проявляет излишнюю поспешность и готов продать изделия по существенно заниженным ценам;

    – лицо приобретает или продает большое количество изделий, в отсутствие должного понимания характеристик товара.

    О сомнительных операциях (сделках) необходимо сообщать в Росфинмониторинг.

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

    © ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Обвиняют в статье 191 УК РФ: незаконный оборот драгоценных металлов, камней или жемчуга. Что делать?

    Чтобы выбрать грамотную защитную позицию и построить продуктивную, а главное результативную тактику защиты по уголовному делу по обвинению, предусмотренному ст. 191 УК РФ, прежде всего необходимо учитывать, что данная статья имеет бланкетный характер. То есть, для правильного понимания состава данного преступления, законного и обоснованного обвинения в незаконном обороте драгоценных металлов и, соответственно, компетентной защиты от данного обвинения, необходим анализ специальных нормативных актов, регламентирующих сферу оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга.

    Что предусматривает статья 191 УК РФ

    Уголовная ответственность по ст. 191 УК РФ наступает, в случае совершения сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством РФ, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере.

    Согласно примечанию к статье — крупным размером признается сумма, которая превышает один миллион пятьсот тысяч рублей (прим. к ст. 169 УК РФ). Размер определяется исходя из рыночной стоимости драгоценных металлов и камней, ставших предметом преступления.

    Ч. 2 ст. 191 УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, но совершенные организованной группой либо группой лиц по предварительному сговору.

    Санкция по указанной статье предусматривает ответственность вплоть до 7 лет лишения свободы.

    Порядок проведения сделок

    Порядок совершения сделок, предметом которых являются драгоценные металлы, природные драгоценные камни либо жемчуг, устанавливается Правительством РФ и, соотвественно, регулируется целым рядом законов и подзаконных нормативных актов. Основными из них являются:

    • Федеральный закон от 26.03.1998 г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в ред. 19.07.2011 г.),
    • Федеральный закон от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. 06.12.2011 г.);
    • Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.1994 года №756 (ред. от 24.08.2004 года).

    Таким образом, прежде всего, при осуществлении защиты по указанному обвинению, необходимо установить — действительно ли имела место сделка с драгоценными камнями и пр., совершенная с нарушениями правил, установленными законодательством РФ и имел ли место крупный размер. Это может быть обусловлено, в том числе, незаконностью их добычи и производства. Незаконными признаются сделки, заключенные между физическими лицами.

    Скупочным организациям и индивидуальным предпринимателям запрещено скупать алмазное сырье, необработанный природный жемчуг, драгоценные камни и тд. Добытые и произведенные драгоценные металлы (за исключением самородков) после необходимой обработки должны поступать на аффинаж в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, определяется Правительством РФ.

    Далее необходимо установить, какие именно драгоценные металлы или камни являются предметом конкретного преступления и относятся ли данные объекты к установленным ст. 191 УК РФ возможным предметам данного состава преступления. В этой связи необходимо отметить, что не относятся к предмету преступления (ст. 191 УК РФ) ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных камней и лом таких изделий.

    Предмет преступления как совокупное понятие включает в себя: драгоценные металлы — золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, радий, рутений, осмий) в любом виде и состоянии; природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде; жемчуг; Отсутствие пробирного клейма на изделии из драгоценных металлов или сертификата на ограненный камень не превращает их в предмет преступления, предусмотренный ст. 191 УК РФ.

    Если органы предварительного следствия вменяют незаконные хранения, перевозку или пересылку, то нужно понимать, что данные преступные действия в рамках указанной ст. 191 УК РФ будут иметь место в случае, когда указанные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления или приобретены в результате заключения незаконной сделки.

    Незаконное изготовление гражданами ювелирных, зубопротезных и других бытовых изделий из принадлежащих изготовителю или заказчику драгоценных металлов или камней, являющихся валютными ценностями, изготовление указанных предметов из ювелирных и других бытовых изделий, состоящих из драгоценных металлов и камней, а так же лома таких изделий, не могут рассматриваться как незаконный оборот драгоценных металлов и камней.

    Заключение

    В заключении необходимо отметить, что с большей вероятностью добиться положительного результата при осуществлении защиты по данной категории уголовных дел, возможно только при наличии опытного, квалифицированного адвоката по уголовным делам.

    Если вас обвиняют в незаконном обороте драгметаллов — звоните нам, мы сможем обеспечить вашу защиту!

    Семь способов как обмануть ломбард и что из этого выйдет

    фокусник показывает фокус со шляпой

    Махинации при займах становятся все сложнее и изобретательнее. Многие граждане живут по принципу «Не обманешь – не проживешь». В МФО и банках им противостоят новые методы идентификации и продвинутая оценка заемщика. А что же с ломбардами? Обманывают ли их клиенты и какую выгоду получают, в обзоре Zaim.com.

    Ранее наш портал писал о том, как обманывают в ломбарде, сейчас рассмотрим ситуацию наоборот.

    Прежде всего, все займы в ломбарде полностью обеспечены залогом. Получить больше оценочной стоимости почти нереально. Значит, и обмануть, не вернув долг, как, например, банку или МФО, не удастся – кредитор априори совершил эквивалентный обмен, защитил свой тыл. Поэтому ломбарды не подают сведения в бюро кредитных историй – имеет место совсем другой тип сделки, нежели в банке.

    Тем не менее мошенничество встречается и здесь, и часто попадает под более серьезные статьи: Уголовного кодекса РФ или Закона о незаконном обороте драгоценных металлов. Рассмотрим самые распространенные попытки обмана на примере ювелирных ломбардов.

    Мошенничество

    Претензии клиента, что его вещь подменили. Обычно это неудачные попытки неопытных граждан нажиться на ровном месте, т. к. описание изделия в залоговом билете позволяет его полностью идентифицировать – вид, вес, проба, наличие вставок. Если описание полностью совпадает – нет поводов для претензий. Да и злонамеренных подмен практически не бывает.

    Хотя случается, что эксперты ошибаются при занесении информации в программу: вместо цепочки, например, вносят серьги. Несмотря на то что прочие характеристики совпадают, ошибка в наименовании может стать поводом для неприятного и продолжительного разбирательства надзорных органов.

    Подделки

    В залог обычно принимают украшения из золота, реже из серебра. Технологии достигли такого уровня, что идентифицировать драгоценные металлы непросто. Стандартные способы проверки пробы реактивами не срабатывают, например, для хирургической стали (имитация белого золота или платины), других металлов. Также легко ошибиться при толстом слое покрытия, напыления позолоты на основную массу изделия из дешевого металла. Без глубоко пропила, портящего внешний вид вещи, определить имитацию почти невозможно. Гидростатический способ применяют пока не все, да и он имеет свои ограничения. Подделка и незаконный оборот драгоценных металлов и камней – очень серьезное нарушение. О нарушителях ломбарды и скупки обязаны сообщать в госорганы.

    Этой зимой многие товароведы со всей России стали жертвами группы аферистов. В залог предлагались золотые серьги. Золотые-то они были, но только вес изделия значительно искажался необычно тяжелыми камнями, масса которых при расчете чистого металла вычиталась недостаточно. В результате с каждой пары таких серег злоумышленники получили от непуганых приемщиков тройную, а то и четверную выгоду. Вроде и состава преступления особо нет – золото настоящее, оценку эксперты проводили самостоятельно, деньги выдавали согласно договору, но ведь понятно, что афера, причем в составе организованной группы, на территории всей России. В тюрьму, конечно, не посадят, но «наказать по-своему» сообразительных граждан с ущербом имуществу и здоровью были готовы многие.

    Залог краденого

    Обмануть ломбард, сдавая краденое, можно, но выйдет себе дороже. Документов, подтверждающих право владения ювелирными украшениями, нет. Значит, без подозрений заложить серьги или колечко может любой. Позже, если в результате следствия краденые изделия будут обнаружены, их, конечно, изымут. Но вместе с тем получат и полную информацию о поклажедателе: паспортные данные, прописка, зачастую и видеосъемка заключения договора. А это прямые улики в уголовном деле. Кредитор потеряет небольшие деньги, а клиент – свободу.

    Ломбарды соблюдают жесткие требования идентификации и хранения информации о клиенте в течение 5 лет. Даже через несколько лет в ломбарде можно найти сведения о преступнике. Ну и, конечно, клиенты откровенно сомнительной внешности в большинстве офисов получают отказ приемщика под разными благовидными предлогами.

    Воровство сотрудниками

    Пожалуй, самый болезненный вопрос для любой организации. Возможно поэтому ломбарды до сих пор в значительной мере остаются небольшими семейными предприятиями. Размах мошенничества может достигать больших масштабов, нанося непоправимый урон бизнесу если не в денежном, то в репутационном и организационном плане. Известны разнообразные схемы мошенничества сотрудников: выдача денег без залога, переоцененные залоги, заведомый прием подделок, закрытие залоговых билетов за клиентов (в случае невыкупа и привлекательного соотношения цена/качество залога), недостача денег и хищение имущества и др.

    Как и в предыдущем случае, судьба мошенника может складываться гладко, но недолго. Руководством разработаны многочисленные способы выявления и пресечения преступных схем, самыми распространенными из которых являются внеплановые ревизии, снятие кассы, онлайн-наблюдение за работой и др. При выявлении преступления часто подают заявление в полицию. Также часто, не предавая огласке, руководство идет на компромисс и при полном возмещении ущерба просто увольняет сотрудника. Преступников выявляют всегда. Вопрос только во времени.

    Кроме того, постоянно пополняются реестры недобросовестных кадров в интернете, идет активный обмен такой информацией. Отсутствие рекомендаций с предыдущего места работы наверняка вызовет подозрения. В любом случае это «волчий билет», и устроиться на сколько-нибудь приличную работу после этого мошенникам, как правило, не удается.

    Ограбления и кражи

    Совсем уж криминальный способ, хотя и частый. Ювелирный ломбард – сокровищница с несколькими уровнями защиты. Но ведь всегда есть какие-то слабые места, обычно это человеческий фактор: несоблюдение инструкции, халатность или вовсе вступление в сговор. Чаще всего совершают кражи при демонстрации невыкупленных вещей для продажи. Ловкость рук, отвлекающий сообщник и не слишком внимательный сотрудник – вот все, что нужно преступнику. Часто ловят за руку, часто отслеживают по видеокамерам и находят – но не всегда.

    В защиту товароведов нужно сказать, что в сети достаточно записей с камер видеонаблюдения об их героическом поведении, защите имущества при разбойных нападениях и угрозах. Конечно же, такие люди – добросовестно выполняющие свою работу, вызывают уважение, признание и поощрение.

Ссылка на основную публикацию