Решение о непроведении внеплановой спецоценке условий труда

Актуальные вопросы, связанные с проведением СОУТ

Вопрос: Нужно ли проводить СОУТ в отношении рабочих мест офисных работников?

Безусловно, нужно. Спецоценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников учреждения, за исключением дистанционных работников и надомников.

Вопрос: Нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если рабочее место перемещено из одного помещения в другое?

В случае перемещения рабочих мест из одного помещения в другое работодатель заново их организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, как новые рабочие места.

Согласно ст. 17 Закона N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. По мнению чиновников Минтруда, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся (Письмо от 02.11.2017 N 15-1/ООГ-2982). То есть, если рабочее место перемещено из одного помещения в другое, необходимо провести внеплановую спецоценку.

Вопрос: Нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если изменилось наименование рабочего места?

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 426-ФЗ в случае изменений наименования рабочего места, не повлекших за собой появления оснований для внеплановой спецоценки, СОУТ может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой спецоценки должна принимать комиссия.

Вопрос: Нужна ли внеплановая спецоценка, если наименование должности изменено в штатном расписании?

Если изменено наименование должности в штатном расписании, при этом рабочее место не перемещалось и должностные функции работника не менялись, проводить внеплановую спецоценку не требуется.

Вопрос: Проводить ли оценку условий труда работников административного и вспомогательного состава (бухгалтеров, технических работников, уборщиков) при переходе на эффективный контракт?

Требования о проведении специальной оценки именно в связи с переходом на эффективный контракт законодательство не содержит.

Вопрос: Нужно ли проводить СОУТ, если в учреждении создано временное рабочее место на срок менее 12 мес. (гардеробщица), с учетом того, что на проведение СОУТ по вновь созданным рабочим местам законодательство отводит год?

Подобный вопрос рассматривался в Письме Минтруда РФ от 28.08.2017 N 15-1/ООГ-2410. Чиновники высказали мнение, что поскольку проведение СОУТ — это обязанность работодателя, на временных или сезонных рабочих местах СОУТ может быть проведена в период осуществления на них производственной деятельности.

Мы согласны с чиновниками: если в рассматриваемом случае рабочее место является сезонным (то есть создается ежегодно на срок менее года), в отношении его должна быть проведена спецоценка. Если же создается «разовое» рабочее место на срок менее года (то есть речь идет не о сезонной работе, а о разовом случае), негативных последствий непроведения спецоценки возникнуть не должно.

Вопрос: Детский сад меняет юридическое наименование — из его наименования исключаются слова «компенсирующего вида». Необходима ли внеплановая СОУТ?

Закон N 426-ФЗ не содержит ответа. Между тем аналогичный вопрос комментировал Минтруд в Письме от 21.05.2015 N 15-1/ ООГ-2852: если условия труда на рабочих местах не изменились, а изменилось только наименование работодателя (либо его реквизиты) при сохранении наименований профессий (должностей) работников и состава выполняемых ими должностных обязанностей, то проводить внеплановую СОУТ нет необходимости. Вместе с тем чиновники отметили, что указанные изменения, а также решение о непроведении внеплановой СОУТ должны быть документально зафиксированы.

Вопрос: В одном отделе учреждения работает 5 бухгалтеров. Их рабочие места располагаются в двух соседних однотипных кабинетах. Можно ли признать их аналогичными? Если да, в отношении скольких мест нужно проводить спецоценку?

В данном случае рабочие места бухгалтеров могут быть признаны аналогичными, если эти соседние кабинеты оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения, работники трудятся в одинаковом режиме рабочего времени, используют одинаковое оборудование. Если данные условия выполняются — СОУТ достаточно провести в отношении 2 рабочих мест (20% общего числа рабочих мест, но не менее 2).

В Письме от 15.02.2016 N 15-1/В-484 Минтруд разъяснил, что решение об отнесении конкретных рабочих мест к аналогичным принимает эксперт организации, проводящей СОУТ, затем указанное решение утверждает комиссия по проведению специальной оценки условий труда, созданная в учреждении. То есть может получиться, что работодатель на этапе планирования думал об одном перечне рабочих мест, подлежащих спецоценке, а на деле он оказался совершенно другим.

Вопрос: Работники бухгалтерии ведут учет в бухгалтерских программах, то есть большую часть времени проводят за компьютерами. Что понимается под «одинаковым производственным оборудованием» в целях классификации аналогичных рабочих мест? Должны ли все компьютеры (мониторы) быть одной марки и выпущены в один год? Что, если компьютеры (мониторы) модернизируются (покупаются новые) по мере необходимости (по мере выхода из строя, морального устаревания)?

Очень часто компьютеры собираются из комплектующих разных фирм, поэтому предъявлять требование о том, чтобы все компьютеры были одной фирмы, нелогично. В то же время они должны быть максимально схожи по своим рабочим качествам. По нашему мнению, большее внимание в данном случае нужно обращать на мониторы (уровень излучения от них). Так, если в организации применяются жидкокристаллические или плазменные мониторы, которые имеют низкий показатель электромагнитных и электростатических полей, полагаем, что рабочие места можно признать аналогичными. Если же используются старые модели мониторов (с электролучевой трубкой), признавать такое место аналогичным тому, где применяется современный монитор, рискованно.

Вопрос: В одном кабинете расположены рабочие места бухгалтеров (2 человека), кадрового работника (1 человек), инструктора по охране труда (1 человек). Рабочие столы всех оснащены однотипными компьютерами. Можно ли назвать данные рабочие места аналогичными? Если да, в отношении скольких из них нужно проводить спецоценку?

Тут аналогичными можно признать только рабочие места бухгалтеров. Рабочие места лиц, занимающих разные должности (трудящихся по разным специальностям) и осуществляющих разные трудовые функции, нельзя назвать аналогичными. Следовательно, спецоценку необходимо провести в отношении всех 4 рабочих мест (в том числе в отношении обоих бухгалтеров, поскольку законодательством установлен минимальный лимит оцениваемых аналогичных рабочих мест — 2).

Вопрос: В автопарке учреждения несколько автомобилей разных марок и несколько — одинаковых марок, но разных модификаций. Работники выполняют свои трудовые обязанности на этих автомобилях посменно. Можно ли признать рабочие места водителей аналогичными? Или в отношении каждого рабочего места (по количеству водителей) должна быть проведена спецоценка?

Во-первых, отметим, что рабочим местом является кабина (салон) автомобиля. Так что, если на одном автомобиле посменно работают два (несколько) водителя, спецоценку все же нужно проводить по количеству машин, а не по количеству работников.

Во-вторых, что касается признания рабочих мест водителей аналогичными… Однозначно можно сказать, что если речь идет о разных моделях автомобилей, в отношении каждого из них проводится спецоценка. Если же речь идет об одной марке, но разных модификациях (либо об автомобилях одной модификации, но разных годов выпуска) — вопрос спорный. Скорее всего, его нужно будет решить с представителями организации, проводящей СОУТ (хотя им, конечно, выгодно не признавать такие рабочие места аналогичными). К сожалению, разъяснений чиновников по данному вопросу очень мало, арбитражная практика по понятным причинам еще не сформировалась.

Решение о непроведении внеплановой спецоценке условий труда

Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» в ст. 57 ТК РФ внесены изменения, согласно которым трудовой договор должен содержать сведения об условиях труда на рабочем месте. Достаточно ли включить в трудовой договор информацию об условиях труда на рабочем месте (например, оптимальные, допустимые, вредные, опасные, указать класс в соответствии с картой аттестации) и не знакомить работника с результатами (отчетом) специальной оценки условий труда при приеме на работу? Необходимо ли повторно проводить специальную оценку условий труда, если на момент ее проведения численность работников, занятых на данном рабочем месте, была меньше? На вопросы отвечает предстватель государственной инспекции труда.
ВОПРОС:

Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» в ст. 57 ТК РФ внесены изменения, согласно которым трудовой договор должен содержать сведения об условиях труда на рабочем месте. Достаточно ли включить в трудовой договор информацию об условиях труда на рабочем месте (например, оптимальные, допустимые, вредные, опасные, указать класс в соответствии с картой аттестации) и не знакомить работника с результатами (отчетом) специальной оценки условий труда при приеме на работу?

Необходимо ли повторно проводить специальную оценку условий труда, если на момент ее проведения численность работников, занятых на данном рабочем месте, была меньше?

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ОТВЕТ:

В трудовой договор с вновь принятыми работниками необходимо включать информацию об условиях труда на рабочем месте (например, оптимальные, допустимые, вредные, опасные, указать класс в соответствии с картой аттестации) либо оформить дополнительное соглашение к уже заключенному трудовому договору и при этом в письменной форме ознакомить работника с результатами (отчетом) оценки условий труда при приеме на работу или перед заключением дополнительного соглашения.

Для внесения в карту специальной оценки условий труда сведений о вновь принятом на данное рабочее место работнике необходимо проводить внеплановую оценку условий труда, если численность работников, занятых на данном рабочем месте, увеличилась по сравнению с тем, когда проводилась специальная оценка условий труда на рабочем месте.

ОБОСНОВАНИЕ:

В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно должны быть указаны:

— гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, когда работник принимается на работу в таких условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте (абз. 7 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);
— условия труда на рабочем месте (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 426-ФЗ)).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Таким образом, в трудовой договор включается информация об условиях труда на рабочем месте (оптимальные, допустимые, вредные, опасные) в соответствии с данными специальной оценки условий труда.

Работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) на его рабочем месте (п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ), а работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте СОУТ (ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 426-ФЗ).

Ознакомление работников с результатами СОУТ обеспечивается работодателем в течение 30 календарных дней (исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуска) с момента утверждения отчета о проведении СОУТ (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ). Отчет о СОУТ включает в себя, в том числе и карту СОУТ. В связи с тем, что только в карте СОУТ, форма которой утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, имеется место для подписи работника, представляется, что работник должен быть ознакомлен под роспись только с картой СОУТ на занимаемом рабочем месте.

В случае если ранее в отношении данного рабочего места (в том числе вновь организованного (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ)) СОУТ не проводилась, то после проведения СОУТ и при ознакомлении с картой заключается дополнительное соглашение к трудовому договору с работником (работниками), в котором указывается класс (подкласс) условий труда на рабочем месте (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

Такое же соглашение заключается и в случае, если по результатам новой СОУТ класс изменился по сравнению с установленным по результатам ранее проведенной СОУТ классом. При этом в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 г. (ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ СОУТ — комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника, то есть оценивается непосредственно рабочее место. Таким образом, представляется, что повторно проводить оценку условий труда не требуется, так как условия труда на рабочем месте не зависят от количества работников, которые могут на нем трудиться.

Однако Минтруд России на своем официальном сайте привел Информацию «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)», из которой следует, что, если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, внесенный в карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда (п. 16). Поскольку в рассматриваемой ситуации численность работников, занятых на данном рабочем месте, увеличилась по сравнению с моментом проведения СОУТ, то в карту необходимо внести СНИЛС вновь принятого работника, а согласно рекомендациям Минтруда России это возможно только в случае проведения очередной или внеплановой СОУТ.

Таким образом, работодателю при принятии решения о необходимости проведения внеплановой СОУТ следует учитывать приведенные разъяснения Минтруда РФ, хотя они нормой права не являются.

Кроме того, напоминаем, что с 01.01.2015 вступили в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб.

Нарушение оформления трудового договора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

И.А. Васильев,
советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
Государственная инспекция труда
в Челябинской обл.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:

На основе материалов Государственная инспекция труда в Челябинской обл.; электронный ресурс: git74.rostrud.ru , материал также был размещен в СПС КонсультантПлюс; электронный ресурс: consultant.ru .

Внеплановая специальная оценка условий труда – сроки и этапы проведения

С 1 января 2014 года проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) стало обязательным для работодателя. Все имеющиеся у работодателя рабочие места (далее — РМ) подлежат процедуре СОУТ, за исключением:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Процедура проведения СОУТ — масштабное и трудоемкое мероприятие, к которому привлечены специалисты по охране труда (службы охраны труда), бухгалтерия, отдел кадров, профсоюзы и многие другие.

Пройдя успешно все этапы специальной оценки условий труда, в соответствии с установленными условиями труда назначаются гарантии и компенсации. Номенклатура и размер гарантий и компенсаций определяется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ). Результаты проведения СОУТ оформляются отчетом по установленной законодательством форме.

Далее работодатель утверждает отчет по СОУТ, уведомляет об этом экспертную организацию и предоставляет все необходимые сведения в Государственную инспекцию по труду (далее — ГИТ), Фонд социального страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации. На этом спецоценку можно считать завершенной.

Однако, иногда наступают случаи, при которых необходима внеплановая специальная оценка условий труда. Ее проведение также является обязанностью работодателя в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — 426-ФЗ).

Когда проводить внеплановую специальную оценку условий труда?

В соответствии с частью 1 статьи 17 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:

  1. организация новых рабочих мест на предприятии;
  2. получение предписания ГИТ о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований 426-ФЗ или государственных нормативных требований охраны труда;
  3. изменения, которые могли оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников
    • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;
    • изменение состава применяемых материалов и сырья;
    • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
  4. случаи, причинами которых стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов
    • несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
    • выявленное профессиональное заболевание;
  5. наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

А что если?

Наиболее интересующий работодателя вопрос — требуется ли проводить внеплановую СОУТ в следующих случаях:

  1. Смена сотрудника на рабочем месте;
  2. Изменение наименования предприятия или его структурного подразделения;
  3. Изменение имени, фамилии, отчества работодателя;
  4. Изменение наименование должности, профессии.

Это явление также может быть внеплановое СОУТ не проводится в случаях, если произошедшие изменения не повлекли за собой наступление условий, отраженных в части 1 статьи 17 426-ФЗ. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда принимается комиссией и должно быть отражено в протоколе заседания.

В какие сроки необходимо провести внеплановую спецоценку?

Если же условия проведения внеплановой СОУТ наступили, то сроки ее проведения следующие:

  • В течение 12 месяцев со дня наступления случаев, предусмотренных пунктами 1 и 3.1;
  • В течение 6 месяцев со дня наступления случаев, предусмотренных пунктами 2, 3.2 — 5.

Причем, во втором случае, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая СОУТ, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушениями требований 426-ФЗ.

Что будет, если?

Нарушение установленных сроков проведения внеплановой СОУТ, процедуры ее проведения или непроведения вовсе влечет привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Административная ответственность выражается в предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.

Специальная оценка условий труда: порядок проведения, ответственность работодателя

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

ИП

организаций

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года

30 000 – 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

40 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года

100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

ОТВЕТЫ НА ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ О СОУТ

3 июня 2021 года состоялась открытая онлайн-консультация “Получи ответ на свой вопрос о СОУТ”, в рамках мероприятия эксперт SRG-ECO отвечал на вопросы слушателей. Мы сделали подборку самых актуальных и интересных вопросов!

Ответил на вопросы Панин Константин:

  • руководитель отдела оценки условий труда SRG-ECO
  • разработчик методических программ
  • лектор РАНХиГС при Президенте РФ

Вопрос №1 : “В организации более 500 работников, есть текучка кадров, но специалиста по охране труда не информируют о том, какой сотрудник ушел и кто пришел на его рабочее место. В связи с этим в СОУТ фигурируют сотрудники, давно не работающие в организации. По вышеуказанной причине ознакомить новых работников с условиями труда невозможно. Как можно выйти из этой ситуации, чтобы я не стала виновной?”

Ответ:

Напомню, что в соответствие с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ работники должны быть ознакомлены с результатами СОУТ в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Если работник увольняется и на его место приходит новый сотрудник, работодатель обязан проинформировать его об условиях труда, то есть ознакомить под подпись с картой по данному рабочему месту.

Высокий уровень текучки кадров – не освобождает от исполнения требований законодательства. В описанной ситуации есть только один выход: проинформировать работодателя, что неознакомление новых работников с условиями труда является грубым нарушением, которое может повлечь за собой определенные последствия и санкции. Вам как специалисту по охране труда, чтобы снять с себя ответственность, необходимо подтвердить, что вы доводили до сведения руководства данную информацию: например, в дополнении к разговору с руководителем составлять служебную записку.

Вопрос №2: “Как правильно провести СОУТ, если часть рабочих мест в офисе используются как коворкинг – внедрена система бронирования рабочих мест, и часть сотрудников не имеют постоянные рабочие места?

Ответ:

Здесь нужно отталкиваться от того, что СОУТ не проводится только в отношении надомников, дистанционных работников (если заключен договор на дистанционную работу), работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП, а также с работодателями – религиозными организациями (ч.3 ст. 3 426-ФЗ). В случае, если у Вас коворкинг и есть рабочие места, которые не попадают под вышеупомянутые основания, провести специальную оценку условий труда необходимо.

Вопрос №3: “Что делать в случае, если сотрудники, назначенные приказом в комиссию по проведению СОУТ, уволились, а подрядчик предоставил документы с фамилиями, указанными в старом приказе. Можно ли издать приказ “об изменении состава комиссии” и не переделывать документы?”

Ответ:

Довольно распространенная ситуация, когда в ходе проведения СОУТ меняется состав комиссии. В этом случае необходимо сразу же издать приказ о внесении изменений в состав комиссии и оповестить об этом организацию, проводящую СОУТ.

В описанной ситуации требуется издать приказ об изменении состава комиссии от текущей даты. После этого новые члены комиссии могут вручную подписать отчет. Главное, прикрепить к отчету изменения в приказе, которые доказывают, что они были внесены в режиме реального времени.

Вопрос №4: “СОУТ была проведена пять лет назад, условия труда не изменились: нужно ли проводить повторную спецоценку или достаточно подать декларацию в ГИТ?”

Ответ:

Если декларация была направлена в ГИТ после проведения СОУТ, а также в течение пяти лет на предприятии не было зафиксировано несчастных случаев, профзаболеваний и других изменений на декларируемых рабочих местах, то декларация автоматически продлятся: у данного документа нет срока действия. В данном случае спецоценку нужно будет провести только в отношении рабочих мест, которые ранее не были задекларированы.

Рассмотрим другую ситуацию: Вы не подали по каким-то причинам декларацию после проведения СОУТ. В этом случае, сейчас специальную оценку условий труда нужно будет провести в отношении всех рабочих мест.

Вопрос: “Если в штатном расписание отдельными строками прописаны несколько специалистов одной профессии (например: психолог) , то спецоценку надо проводить на каждом рабочем месте, несмотря на то, что они могли бы быть аналогичными?”

Ответ:

Если рабочие места специалистов одной должности признаны аналогичными, то оценивается 20% от этих рабочих мест, но не менее двух и оформляется лишь одна карта специальной оценки условий труда.

Если же данные рабочие места не попадают под понятие аналогичности, то оценить необходимо все места данной категории работников, после этого будут составлены карты для каждого рабочего места.

Вопрос №5: “Необходимо ли повторно проводить СОУТ в случае, когда на рабочем месте меняются сотрудники (например, был менеджер колл-центра, он уволился, на его рабочее место пришёл дизайнер?)”

Ответ:

Нужно понимать, когда меняются сотрудники одной специальности, то проводить внеплановую СОУТ нет необходимости: требуется лишь ознакомить нового сотрудника с картой условий труда.

Однако в вопросе другие обстоятельства – есть переименование должности. Так, ч.3 ст.17 426-ФЗ гласит: “изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 – 5 и 7 части 1 (изменение технологического процесса, производственного оборудования и других оснований), внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться”. И решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда принимается в данном случае комиссией.

Как показывает практика, если подобная ситуация случается в крупной компании, где есть большая текучка кадров, то создавать заседание комиссии и контролировать оформление документации становится проблематичной процедурой. Такие организации часто обращаются к процедуре проведения внеплановой СОУТ, чтобы избежать путаницы.

У Вас есть вопросы о процедуре проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)? – Обратитесь за консультацией к экспертам SRG-ECO:

СОУТ (специальная оценка условий труда)

СОУТ (специальная оценка условий труда)

При участии Юлия Бусыгина

Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. За отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

Что такое специальная оценка условий труда

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).

Существует четыре класса риска:

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.

Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам. Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.

Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Кто может не проводить оценку условий труда

СОУТ не является обязательной для следующих категорий:

  • организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
  • работодателей — физических лиц без статуса ИП;
  • работодателей — религиозных организаций.

Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).

ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.

Кто проводит специальную оценку условий труда

СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.

В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда (см. «Как стать специалистом по охране труда»). Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.

Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ

Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.

СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв. приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н). В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми. Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.

Сроки и периодичность проведения СОУТ

Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? Если не случится несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, и инспекторы не обнаружат нарушений в сфере охраны труда — повторную спецоценку делать не нужно. И только при наступлении одного из указанных событий необходимо провести внеплановую СОУТ и вновь подать декларацию (см. «Декларацию спецоценки условий труда сделали бессрочной»).

ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2021 году

Начиная с 2019 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  • на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;
  • на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель. Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. « Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний »).

Читайте также:  Как восстановить полис медицинского страхования при утере?
Ссылка на основную публикацию