Имеют ли праву снимать бюджетную доплату при выдаче премии?

Вопрос: Может ли работодатель снижать стимулирующие выплаты (надбавка за качество, премия) в одностороннем порядке. Тем самым снижая заработную плату или оставив ее без увеличения (оклад увеличили, а выплату снизили, зарплата осталась на прежнем уровне) (информационный портал Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, декабрь 2017 г.)

Может ли работодатель снижать стимулирующие выплаты (надбавка за качество, премия) в одностороннем порядке. Тем самым снижая заработную плату или оставив ее без увеличения (оклад увеличили, а выплату снизили, зарплата осталась на прежнем уровне).

Работодатель вправе изменять размер стимулирующих выплат по собственному усмотрению только в случае изменения организационных или технологических условий труда. При этом работники должны быть уведомлены не позднее чем за 2 месяца о предстоящих изменениях. Если изменение выплат не связано с организационными или технологическими изменениями, уменьшить ее возможно только по соглашению сторон.

Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 Кодекса.

В случае когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации.

Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

Информационный портал Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, декабрь 2017 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда “Онлайнинспекция.РФ” и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Порядок выплаты премии по Трудовому кодексу РФ

Выплата премии по Трудовому кодексу определяется лишь общими понятиями о том, что такое премия, какова ее роль в оплате труда и какие документы обосновывают включение премии в эту оплату. Обязанность разработки детальных правил премирования и установления порядка выплаты премиальных ТК РФ закрепляет за работодателем. Рассмотрим, что нужно предусмотреть в этих правилах, чтобы выплата премии не вызвала вопросов у проверяющих.

Что такое премия (определение по ТК РФ) и как она относится к зарплате

Понятие премии присутствует в ст. 129 ТК РФ, где она упоминается в числе выплат стимулирующего характера, которые могут составлять одну из частей зарплаты. То есть премия — это выплата поощрительного характера, входящая в структуру применяемой системы оплаты за труд.

О том, в каких еще формах может осуществляться поощрение работников, читайте в материале «Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?».

Разработать структуру системы оплаты труда и установить правила ее применения работодатель должен сам, согласовав с представителями трудового коллектива (ст. 135 ТК РФ). При разработке этой системы для коллективов ГУП и МУП необходимо руководствоваться также едиными рекомендациями, утвержденными на очередной год Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Таким образом, у работодателя должен иметь место внутренний документ, содержащий описание применяемойдля оплаты труда коллектива системы (структуры зарплаты работников). Этот документ может одновременно содержать и описание всех правил, установленных для начисления каждой из составных частей зарплаты. Но возможна и разработка самостоятельных нормативных актов (положений) для каждой составной части оплаты за труд.

Небольшим трудовым коллективам (микропредприятиям) с 2017 года разрешено не создавать внутренние нормативные акты, регулирующие вопросы трудового права (ст. 309.2 ТК РФ). Однако принятие такого решения требует детально прописывать все правила начисления зарплаты в трудовом соглашении с каждым из работников. Причем для составления этого документа должна применяться его типовая форма. Такая форма уже утверждена постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858.

Внутренний документ, разрабатываемый для коллектива в целом (или для большей его части), позволяет в трудовом соглашении с каждым из работников не перечислять подробно все правила установленной для него оплаты труда, а ограничиться лишь отсылкой к ряду внутренних актов. Поэтому создание такого рода актов существенно упрощает оформление трудовых договоров. Тем более что нормативные акты могут действовать без изменений в течение нескольких лет. И трудозатраты по их разработке и принятию даже для микропредприятий могут оказаться заметно меньшими, чем внесение всех деталей, относящихся к начислению зарплаты, в каждый трудовой договор.

Устанавливаем правила премирования: в едином нормативном акте или в трудовом договоре

Итак, правила премирования должны быть определены:

  • в едином внутреннем нормативном акте — когда их устанавливают для всего коллектива работников (или большей части его членов);
  • в трудовом соглашении с конкретным работником — когда речь идет об индивидуальных условиях премирования или когда работодатель, представляющий собой микропредприятие, принял решение не создавать у себя внутренние нормативные акты, регулирующие вопросы трудового права.

В нормативном акте, посвященном премированию, нужно отразить:

  • описание видов применяемых премий;
  • с какой периодичностью будут начисляться премиальные каждого вида;
  • тот круг работников, к которым будет относиться тот или иной вид премии;
  • конкретные показатели, при выполнении которых возникает право на начисление премиальных регулярного характера;
  • структуру показателей премирования и систему их оценки;
  • описание алгоритмов расчета сумм премиальных, причитающихся каждому конкретному работнику, исходя из выполненных им показателей оценки;
  • порядок, в котором осуществляется рассмотрение показателей премирования в отношении каждого из работников;
  • основания, расценивающиеся как причинадля лишения премиальных;
  • процедуру, применение которой позволит работнику оспорить результаты оценки его работы за период премирования.

Сведения аналогичного характера потребуется привести в трудовом соглашении с конкретным работником, если внутренние нормативные акты работодатель не разрабатывает или условия премирования конкретного работника индивидуальны. Последнее может иметь место, например, для руководителей высшего звена.

О том, когда выплата премии руководителю будет расценена как незаконная, читайте в материале «Необоснованное начисление и выплата премии».

По регулярности выплаты премии, включенные в систему зарплаты, делятся на начисляемые и выплачиваемые:

  • Регулярно за какой-либо определенный период (за месяц, квартал или год). Все основания для их начисления и правила расчета содержатся во внутреннем нормативном акте о премировании. При наступлении таких оснований выплата подобной премии становится обязательной, и какие-либо специальные решения для ее начисления не требуются.
  • Нерегулярно — связываются с достижениями отдельных работников, возникающими периодически. Появление у работника права на такую премию должно быть обосновано отдельным документом, составляемым обычно его непосредственным руководителем.

Вправе ли работодатель применить к работнику дисциплинарное взыскание в виде депремирования (лишения премии)? Ответ на этот вопрос вы найдете в Путеводителе по кадрам от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

Обоснование начисления квартальной премии сотрудникам: пример

Основанием для начисления и выплаты премий регулярного характера чаще всего становятся результаты работы работодателя, оцениваемые по финансово-экономическим показателям его деятельности, формируемым за соответствующий период, в целом. То есть по результатам успешной работы всего коллектива, что, соответственно, требует поощрения работников, образующих этот коллектив.

Формулировка обоснования премирования может выглядеть, например, так: «За выполнение плановых показателей объемов производства и продаж за квартал».

Получат эту премию те работники, которым она должна быть начислена в соответствии с действующим внутренним актом о премировании, кроме лишенных права на ее получение за рассматриваемый период по основаниям, содержащимся в этом же акте. Результаты распределения премии утвердит руководитель работодателя. На основании этого утверждения будет издан приказ на выплату премии, содержащий единое общее обоснование для выплаты, и перечень фамилий конкретных сотрудников с причитающимися им суммами.

За что работнику премия выплачивается индивидуально: формулировка основания для поощрения

Формулировка обоснования премии сотруднику, выплачиваемой нерегулярно, будет зависеть от состава конкретных трудовых достиженийэтого отдельного работника. Например, для менеджера по продажам может иметь место поощрение с формулировкой «За досрочное выполнение запланированного объема продаж за месяц».

Результаты работы конкретного сотрудника оценивает, как правило, его непосредственный руководитель. Выявив факт возникновения права на премию, он составляет на имя руководителя работодателя представление (служебную записку) на ее начисление. При положительной резолюции руководителя работодателя на этом документе в отношении работника будет издан отдельный приказ на выплату ему премии.

Особенности сроков выплаты премиальных

В ТК РФ установлены ограничения для сроков выплаты:

  • зарплаты (а соответственно, и авансов по ней) и отпускных (ст. 136);
  • расчета при увольнении (ст. 140).

Упоминания о премии в связи со сроками выплаты в ТК РФ отсутствуют. Вместе с тем премия, являющаяся частью зарплаты, может выплачиваться с периодичностью, отличающейся от частоты выплаты зарплаты. В связи с этим Минтруд России в информации от 21.09.2016, размещенной на его сайте, рекомендует указывать в локальном нормативном акте о премировании не только месяц начисления премии, но и месяц или конкретную дату ее выплаты. Если будет указан только месяц выплаты, то это будет означать, что премиальные надо выплатить не позже 15-го числа указанного месяца.

Если в нормативном документе не указан месяц выплаты премии, но присутствует указание на сроки ее начисления, то премию нужно выплатить до 15 числа месяца, следующего за месяцем начисления премии (письмо Минтруда России от 23.08.2016 № 14-1/В-800).

Премия и оценочные обязательства на ее выплату

Необходимость признания премиальных в качестве оценочного обязательства возникает в ситуации, когда на момент составления бухотчетности уже известно, что за тот период, которому эта отчетность посвящена, у работодателя существует обязанность выплатить премию и известна ее сумма (подп. «а» п. 2, пп. 4–6 ПБУ 8/2010, утвержденного приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н).

Чаще всего эта необходимость возникает в отношении премии, начисляемой за год, поскольку привязывается к обязательной для составления годовой отчетности (письмо Минфина России от 22.01.2016 № 07-04-09/2355).

Отразить такое обязательство нужно на конец отчетного периода в составе резервов предстоящих расходов в корреспонденции с обычными счетами учета затрат (п. 8 ПБУ 8/2010):

Дт 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44) Кт 96.

В сумму этого обязательства войдут также обязательные для начисления на величину премии страховые взносы, поскольку обязанность их уплаты возникнет одновременно с обязанностью выплаты премиальных.

При выплате премии в следующем году ее величина будет списана, соответственно, проводкой:

А сумма предназначенных к уплате страховых взносов отразится как:

В бухбалансе величина признанных на конец года оценочных обязательств отразится в разделе краткосрочных обязательств по строке 1540. Сумма созданного оценочного обязательства может уменьшать базу по налогу на прибыль, если это закреплено в учетной политике налогоплательщика (ст. 324.1 НК РФ).

Читайте также:  Как отказаться от доли в квартире при разводе и получить деньги?

Не признавать премию как оценочное обязательство могут юрлица:

  • являющиеся кредитными организациями или госучреждениями (п. 1 ПБУ 8/2010);
  • которым доступно применение упрощенных способов ведения бухучета и составления отчетности (п. 3 ПБУ 8/2010).

О том, какое еще долги должны отражаться в качестве оценочных обязательств, читайте в материале «Налоговый спор = оценочное обязательство».

Итоги

ТК РФ определяет премию как один из видов стимулирующей части зарплаты. Решение о включении премии в зарплату должно закрепляться во внутреннем нормативном документе. Правила начисления премиальных работодатель также разрабатывает самостоятельно. Основания для выплаты вознаграждений и периодичность их начисления могут быть разными. В отношении сроков выплаты у премиальных есть свои особенности. У большинства работодателей возникает обязанность отражения в бухотчетности оценочного обязательства по премии.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Выплата премий за счет экономии ФОТ по госзаданию: Минфин России и суды говорят “да”

Выплата сотрудникам премий к значимым датам, профессиональным и иным праздникам за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, как правило, не вызывает претензий со стороны ревизоров. А вот в отношении выплат, не предусмотренных системой оплаты труда, за счет субсидий на выполнение государственного/муниципального задания, у проверяющих иная позиция. Насколько ее разделяют судебные органы, рассмотрим на примерах из арбитражной практики.

Бюджетное учреждение за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания выплатило своим работникам премии к профессиональному празднику и в связи с юбилеем самого учреждения.

Контрольно-счетной палатой при проверке данный факт был квалифицирован как нецелевое использование средств субсидии. По мнению ревизоров, выплаты стимулирующего характера с превышением размера, установленного нормативно-правовыми актами муниципального образования, не могут рассматриваться как расходы, направленные на цели, не связанные с выполнением муниципального задания. Сумму выплаченных премий с начислениями, а это более 850 тыс. руб., потребовали вернуть в бюджет.

Представление контролирующего органа учреждение решило оспорить в суде. Свою правоту оно подкрепило пояснениями, что муниципальное задание в проверяемом периоде выполнено в полном объеме, при этом учреждению удалось достичь экономии средств субсидии. В частности, экономия фонда оплаты труда составила более 2 млн руб., а выплаченные за этот период премии работникам не превысили указанной суммы.

Суд установил также, что муниципальным нормативно-правовым актом предусмотрено право работников муниципальных учреждений на получение выплат стимулирующего характера не только в рамках планируемого денежного обеспечения, но и за счет экономии фонда оплаты труда. При этом полномочиями назначать такие выплаты в пределах экономии ФОТ наделен работодатель (постановление Десятого ААС от 10 февраля 2020 г. № 10АП-25773/19, постановление АС Дальневосточного округа от 8 ноябяр 2019 г. № Ф03-4392/2019).

Принимая во внимание данные факты, судьи первой и апелляционной инстанций пришли к заключению, что рассматриваемые расходы соответствуют действующему законодательному порядку, направлены на реализацию и достижение целей выполнения муниципального задания, вследствие чего признаются целевыми. Контрольно-счетная палата пока не воспользовалась возможностью обжаловать вынесенное решение.

А вот следующем случае учреждению пришлось отстаивать свою правоту на трех уровнях судебной системы.

За счет субсидии на выполнение задания больница выплатила премии ко Дню медработника, юбилею учреждения, Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, а также премии сотрудникам-юбилярам и сотрудникам старше 60 лет, проработавшим более 15 лет, при их увольнении. При проверке контрольно-счетная палата сочла это неправомерным использованием субсидии и обязала учреждение вернуть в бюджет свыше 2,7 млн. руб.

Ревизоры настаивали: подобные стимулирующие выплаты не установлены региональной системой оплаты труда и не относятся к затратам на выполнение задания, следовательно, могли быть выплачены только из собственных доходов учреждения.

Однако в ходе рассмотрения дела суд установил, что согласно принятому в учреждении положению о премировании все стимулирующие выплаты, в том числе те, что стали предметом спора, производились за фактически отработанное время, добросовестное исполнение должностных обязанностей и исходя из личного вклада работника в общую деятельность.

Кроме того, задание в проверяемом периоде выполнено с превышением плановых показателей, что соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств – достижению наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Средства субсидии тратились в соответствии с плановыми показателями, зафиксированными в Плане ФХД. Превышения расходов сверх установленного фонда оплаты труда, в том числе в части размеров стимулирующих выплат, предусмотренных Планом ФХД, не было.

На этом основании, судьи двух инстанций признали предписание органа контроля недействительным. С таким решением суда Контрольно-счетная палата не согласилась и, воспользовавшись правом на кассационное обжалование, обратилась в окружной суд. Но и он не поддержал ревизоров, поддержав выводы нижестоящих судов.

Стоит отметить, что и финансовое ведомство придерживается схожей позиции, высказанной им в письме от 18 октября 2019 г. № 09-07-09/80181: остаток средств субсидии на государственное задание в случае достижения показателей объема государственного/муниципального задания может быть использован в очередном финансовом году, в том числе на оплату труда сотрудников учреждения сверх фонда оплаты труда, определенного на соответствующий год. Важно только, чтобы указанные выплаты были предусмотрены планом ФХД.

Снятие стимулирующих выплат

Как правильно оформить снятие стимулирующих выплат с работника? Как оформить? Если снимамается не вся выплата. А только проценты обязан ли работодатель предупредить работника за что снимаются выплаты. Должен ли оформляться приказ на снятие выплаты? И должен ли работодатель ознакамливать работника под роспись с этим приказом?

Законно ли сняятие стимулирующих выплат каждый месяяц по 10-20% у всего персонала как бы за не выполнение плана. Если эти выплаты прописанны трудовом договоре. В процентах за что сколько выплачивают. И должны ли начальники уведомить о сняятии и за сколько времени.

Снятие стимулирующих выплат работнику как оформить правильно.

Обосновано ли снятие стимулирующих выплат медицинским работникам в ХМАО?

Я работаю в сельской школе учителем с 2009 года. В нашей школе выплачиваются стимулирующие надбавки. Для их распределения создана комиссия.

Может ли директор снять часть стимулирующих выплат, аргументируя словами: Ей много?

Причин для снятия с меня определенной части выплат нет!

На меня написали докладную о нарушении этики, деонтологии. Что повлечет за собой снятие стимулирующих выплат. Я многодетная мать, имеют ли право по закону лишить меня стимулирующих выплат.

Скажите, правомерно ли причисление оплаты коммунальных услуг к основному среднему доходу? Я учитель, получаю льготу, т.е. затраты на электроэнергию и отопление мне возвращаются в 100 %. Из-за такого расчета средняя зарплата учителя по нашей школе серьезно выросла. Как следствие – перерасход бюджетных средств. И еще вопрос: имеет ли право директор школы единолично принимать решение о снятии стимулирующих надбавок и компенсационных выплат в середине учебного года, если существует коллегиально принятое Положение о стимулирующих выплатах (в Положении есть фраза Стимулирующие выплаты производятся при наличии денежного фонда)? В чем отличие компенсационных выплат от стимулирующих? Спасибо.

06. 12.2017 г директор издает приказ о дисциплинарном взыскании, следом приказ об отмене стимулирующих выплат до снятия дисциплинарного взыскания. Решением суда оба этих приказа признаны незаконными. Директор отменяет эти приказы. Но выплачивать стимулирующие отказывается, ссылаясь на что суд решил только отменить эти приказы, а не выплачивать стимулирующие. Согласно трудовому договору мой оклад состоит из оклада, выплат стимулирующего характера, выплат компенсационного характера. Если суд признал приказы незаконными, то обязан ли директор мне выплатить стимулирующие за период лишения?

Нужно ли уведомлять работника за два месяца при снятии стимулирующих выплат.

Я работаю в государственном бюджетном учреждении. Должна ли администрация при уменьшении или снятии стимулирующих выплат аргументировать свои действия документами. И как можно оспорить действия администрации в отношении стимулирующих выплат?

Должен ли работодатель издать приказ о снятии стимулирующих выплат и ознакомить его с работником?

06. 12.2017 г директор издает приказ о дисциплинарном взыскании, следом приказ об отмене стимулирующих выплат до снятия дисциплинарного взыскания. Решением суда оба этих приказа признаны незаконными. Директор отменяет эти приказы. Но выплачивать стимулирующие отказывается, ссылаясь на что суд решил только отменить эти приказы, а не выплачивать стимулирующие. Согласно трудовому договору мой оклад состоит из оклада, выплат стимулирующего характера, выплат компенсационного характера. 19. января 2019 года вступает в силу еще одно решение суда обязать начислить и выплатить стимулирующие выплаты. Должны ли мне начислить проценты за задержку невыплаченной части заработной платы в добровольном порядке или для этого опять нужно подавать в суд. Если положено начисление процентов за задержку заработной платы, то с какого момента: с момента задержки части заработной платы или с момента вступления решения суда в законную силу?

Работаю директором школы. В праве ли преподаватель требовать у меня письменное объяснение по поводу снятия с него стимулирующих выплат.

Могут ли в критериальный анализ оценки педагогической деятельности для установления стимулирующих выплат входит штрафные баллы, для снятия денежной суммы в зарплате? Андрей.

У меня сложилась такая ситуация: 10 мая 2018 года был объявлен выговор, сегодня, 25 мая мне принесли приказ о снятии стимулирующей выплаты. В нем написано: “Не начислять стимулирующие выплаты. за май месяц 2018 года.” На сколько это правомерно, если приказ на выговор был 10 мая, приказ о снятии выплат издан 23.05.2018 г., а отдан сегодня (25.05.2018 года). До него не было никаких дисциплинарных взысканий, трудовой договор-бессрочный. Спасибо.

Директор государственного учреждения по своему желанию устанавливает стимулирующие, юристы учреждения ссылаются на то, что директор имеет право без объяснения причин и каких либо приказов устанавливать их как заблагорассудится. Как результат – завышенные 100-140% ежемесячно имеют приближенные лица, остальные работники получают от 0 до 70%. Причем ни кто не дает ознакомиться с приказом о назначении либо лишении данных выплат, нет письменных объяснений о причинах снятия данных стимулирующих. Скажите законно ли это и что делать в такой ситуации?

Я в сентябре работала и в чистой и грязной зоне. До красной зоны нам выплачивали стимулирующие выплаты под названием дорожная карта. Теперь бухгалтерия сотрудников, которые работали в красной зоне и чистой в одном месяце лишили этих выплат, ссылаясь, на то, что вам платят,, путинские. Получается, что больница экономит на таких сотрудниках, ведь, если из зарплаты убрать путинские выплаты 50 000 р, то на руках остаётся минимальная зарплата, не привышающая обычную. Правомерно ли снятие части выплаты за чистую зону?

Я работаю в филиале Госуниерситета В июне 2012 по представлению директора филиала ректор объявил выговор за запах табака в кабинете (окурка в кабинете не было обнаружено) с того времени ежемесячно директор подает ректору представление о снятии с меня стимулирующей доплаты 30% от заработной платы, ссылаясь на пункт в положении об оплате труда о стимулирующих выплатах-высокий прфессионализм и качество выполняемой работы?), прилагая один и тот же выговор (за запах табака) как доказательство моего непрофессионализма и некачества В Положении об оплате труда раздельно-стимулирующие выплаты и премии Ни слова об экономических санкциях В правилах о трудовом распорядке есть выгово как дисциплинарное взыскание и возможность лишить ПООЩРЕНИЯ В том же трудовом распорядке в разделе Поощрения есть слово ПРЕМИЯ, но нет СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ Таким образом ни в каком локальном акте не указано, что за дисциплинарное взыскание можно лишить стимулирующих выплат а премий я за этот период не получал В нашем филиале стимулирующие доплаты стали выплачивать с апреля 2012 года в размере 30% всем работникам без исключения одинаково, без никаких условий, ссылок на положение о стимулирующих выплатах Но за равный труд-равная оплата, тогда это дискриминция Напрямую я с директором не работаю но при необходимости факт дискриинации я могу доказать документально ВОПРОС-Куда мне лучше обратитьтся и ни мне одному по этому вопросу? Смогу (сможем) ли я вернуть свои деньги? Подать иск на возмещение морального вреда? Каковы шансы выиграть дело? Примечание;-расчетный период у нас 1 месяц.

Работаю в бюджетной организации, у нас заработная плата состоит из должностного оклада, повышающих коэффициентов, компенсационных выплат и стимулирующих выплат. При трудоустройстве в свою организацию мне была установлена доплата стимулирующего характера за сложность и важность выполняемой работы, установлена была приказом руководителя без ограничений по сроку, в трудовом договоре эта доплата прописана не была, платили ее 2 года, потом перестали платить, приказ об отмене не издавался и естественно приказ о снятие доплат не подписывался. В положении об оплате труда прописано что выплаты устанавливаются приказом директора в пределах бюджетных ассигнований, а так же изменение размера и отмена тоже оформляется директором. Правомерно ли с меня сняли выплату стимулирующего характера? И что мне делать?

Читайте также:  Производственная необходимость: что это, при каких условиях наступает

В феврале 2015 имела замечание по поводу не исполнения, Оформленное приказом по учреждению, за что была наказана снятием стимулирующих выплат за этот период. В июне при премировании сотрудников учтено это замечание и премия снижена. Насколько это законно. После замечания были еще 2 премии без снижения.

Сотрудник подал заявление в профком о несогласии возложенного на него дисциплинарного наказания в виде замечания и в сязи с этим снятия с него стимулирующих выплат на квартал. Профком рассмотрел на заседании заявление и принял решение сделать запрос в апеляц комиссию, куда уже до профкома было подано заявление, для принятия объективного решения по ходатайству о снятии дисциплинарного замечания. Но не апелляц комиссия, не заведующий уже месяц не предоставляют никаких документов. Что делать профкому? Дайте ссылку на образец документа (запороса или ходатайства)

Работаю уч.терапевтом. Меня три месяца лишают президентских субвенций и стимулирующих выплат, т.к. 20.03. было вынесено замечание. 29.04 было написано мной заявление о досрочном снятии, заявление якобы до отдела кадров не дошло, хотя 2 недели до этого, зав.ОК говорила, что подпишет. Ответа до сих пор нет. Насколько это правомочно? Что делать? Спасибо.

В течение 2014-2015 учебного года работодатель систематически снижал заработную плату (уменьшение оклада, снятие стимулирующих и компенсирующих выплат). Такая практика продолжилась и в 2015 – 2016 учебном году. С 01.01.2016 г. школа-интернат закрывается и на ее базе создается обычная школа, при этом все сотрудники теряют (существенно) часть заработной платы в противоречии с заключенными трудовыми договорами. Что делать в такой ситуации?

Заведующая ДОУ оставляла на время отпуска, зама по воспит-метод работе исполняющим обязанности за себя. После выхода из отпуска заведующая лишила зама стимулирующих на квартал, за то что зам распределил работу сотрудников по своему усмотрению. А ни как ему предлагала заведующая. Зам не согласился и подал заявление в аппеляционную комиссию, комиссия тоже подтвердила правомерность заведующей. Зам не согласился снова и подал заявление о несогласии в профком. Профком запросил письменные объяснения, копии приказа о снятии стимулирующих выплат, но заведующая не даёт никаких объяснений. Что делать председателю профкома?

1.Правомерно ли такое решение о снятии льгот на оплату коммунальных услуг воспитателю детского сада, работающего в рабочем поселке. Сказали что с 1 ноября 2014 года снимут в роде есть какой то закон.

2.В сентябре месяце воспитателям в детском саду отказываются платить стимулирующие выплаты. Заплатятили только оклад, по результатам опроса получается что в Хабаровском крае не всем платят. Куда жаловаться подскажите? Спасибо.

Работаю в муниципальном образовательном учреждении, педагогом дополнительного образования. На основании докладной от членов комиссии по распределению стимулирующих выплат получила дисциплинарное взыскание замечание за нарушение трудовой дисциплины – некорректное поведение во время заседания комиссии. Имею запись диктофона с заседания комиссии. Обратилась в суд с исковым заявлением об отмене дисциплинарного взыскания 09.12.2015 г. Директор 10.12.2015 г. сообщает мне, что готовит приказ о снятиии дисциплинарного взыскания, т.к. её сегодня вызывали в суд и на собеседовании судья Зенькова Е.А. убедила директора отменить это взыскание. 11.12.2015 я подписала приказ о снятии дисциплинарного взыскания, начинающегося следующей формулировкой – на основании собеседования с судьёй городского суда Зеньковой Е.А. по исковому заявлению педагога дополнительного образования Гусельниковой Е.А., от 09.12.2015 г. приказываю: Отменить дисциплинарное взыскание. и т.д. На следующий день вручает письменное предупреждение, на основании докладной от членов комиссии. Ознакомиться с докладной отказала. Я сообщила директору, что есть запись диктофона. Директор, как бы между прочим, ознакомила меня с протоколом вновь прошедшего заседания комиссии (на которой якобы, я вновь нарушила трудовую дисциплину дисциплину). С первых строк чтения, я указала директору, где скрыта информация о фактах, имевших место на заседании, а какая информация искажена (всё о нарушениях положения об оплате труда). Директор настояла на том, что секретарь комиссии все с диктофона печатала. И сама директор слушала запись, но батарейка на диктофоне села. Я взяла заверенную копию протокола.

22 декабря имею повестку в суд по моему заявлению о снятие дисциплинарного взыскания замечания. Повестку я получила лично в суде, 22.12.2015 г. состоится заседание и мне будет отказано в иске, т.к. в суд уже сообщили, что с меня снято взыскание.

Сегодня 16.12.2015 г. директор предложила мне подписать приказ об отмене взыскания от 11. 12.2015 г., но без упоминания о собеседовании с судьёй! Исковое заявление у меня принимала помощник судьи.

Как подать исковое заявление за клевету (комиссия коллективные докладные подаёт), как расценить действия директора, что бы привлечь к ответственности?

Премия: когда выплата обязательна, а когда – нет?

Предусмотрены ли трудовым законодательством правила выплаты премий? Можно ли лишить премии за дисциплинарные проступки? При каких условиях возможна отмена премиальных выплат? Правомерна ли невыплата премии работнику в связи с его предстоящим увольнением? К каким выводам пришли арбитры при рассмотрении дел о невыплате работникам премий?

При рассмотрении вопроса о том, когда выплата премии является обязательной, а когда – нет, следует учесть тот факт, что премии бывают двух видов: одни включены в систему оплаты труда и являются неотъемлемой частью зарплаты, а другие признаются поощрением работника за добросовестное выполнение работы.

Обратимся к положениям трудового законодательства.

Статьей 129 ТК РФ определено, что заработная плата работника представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (в частности, премии и иные поощрительные выплаты).

Положениями ст. 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

К сведению

Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и осуществления работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения определяются локальными нормативными актами работодателя.

Итак, с учетом положений ст. 129 ТК РФ премия – составная часть заработной платы. При этом законным основанием для неначисления работнику премии будет несоблюдение им условий премирования, предусмотренных локальным нормативным актом (например, невыполнение необходимого объема работ).

Вместе с тем согласно ст. 191 ТК РФ премия – это один из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку им выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, включая результаты экономической деятельности самой организации.

К сведению

Трудовым законодательством не определены минимальные и максимальные размеры премий. Также не существует единый порядок их начисления (в процентах, твердой сумме и т. д.). Работодатели самостоятельно решают все эти вопросы. При наличии представительного органа работников работодатель должен принять решение с учетом его мнения.

В силу разъяснений Минтруда (письма от 14.02.2017 № 14 1/ООГ-1293, от 15.09.2016 № 14 1/10/В-6568) сроки осуществления работникам стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период, могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом. В положении о премировании может быть предусмотрено, что выплата работникам премии по итогам определенного системой премирования периода (например, месяца) осуществляется в месяце, следующем за отчетным, или может быть указан конкретный срок ее выплаты, а выплата премии по итогам работы за год производится в марте следующего года или также обозначается конкретная дата ее выплаты.

Можно ли лишить премии за дисциплинарные проступки?

Можно ли лишить работников премии за опоздания, отказ по-ехать в командировку, другие дисциплинарные проступки? Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.

В силу названной статьи:

не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине;
при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Однако неначисление (снижение размера) премии является иной мерой воздействия на работника и не относится к дисциплинарным взысканиям. Это значит, что в данном случае порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный в ст. 193 ТК РФ, не применяется.

Так как система премирования регулируется локальными нормативными актами организации, соответствующие основания должны быть прописаны в этих актах. В частности, в них можно предусмотреть положение о том, что при наличии опозданий работник полностью лишается премии или премия начисляется с применением понижающего коэффициента. Законодательством не установлены ни варианты снижения размеров премий, ни пределы их снижения.

Итак, лишение работника премии не входит в состав дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством РФ. Вместе с тем лишение премии в данной ситуации возможно: если работник не исполняет добросовестно свои трудовые обязанности, работодатель вправе не выплачивать ему премию. При этом необходимо предусмотреть в локальном нормативном акте (например, в положении о премировании) или коллективном договоре соответствующее условие депремирования.

Верховный суд о случаях,когда премию можно не платить

В Определении от 27.11.2017 № 69 КГ17-22 Верховный суд пришел к выводу: если премии не носят обязательный характер, работодатель имеет право не выплачивать их.

Суть дела заключалась в следующем. К окладу главного специалиста банка полагалась ежемесячная премия, предусмотренная локальным нормативным актом – положением об оплате труда. Надбавку рассчитывали исходя из 66,7 % оклада, умноженного на коэффициент выполнения общебанковского показателя. Работодатель не выплатил работнику премию за последние два месяца работы, объяснив это тем, что общебанковский показатель составил 0 % и премию не получил никто. Кроме того, работодатель настаивал на том, что премиальная выплата является необязательной и перечисляется только при соответствующей финансовой возможности. Однако бывший работник с этим не согласился и указал, что коэффициент умножения не может быть меньше 50 %. В подтверждение своих слов истец сослался на положение об оплате труда, которое гласит, что данный показатель может быть равен 50, 70, 90 и 100 %.

Суд первой инстанции отказал работнику на том основании, что согласно ТК РФ премия является необязательной стимулирующей надбавкой. Изучив материалы дела, суд отметил, что премиальные выплаты в некоторые месяцы не осуществлялись, а в другие месяцы их размеры были меньше, чем обычно.

В апелляционном суде с истцом согласились и указали, что минимальный коэффициент, равный 50 %, гарантирует работнику ежемесячную премию. Судьи отметили, что работодатель не может произвольно устанавливать размер премии или не выплачивать ее по своему усмотрению.

Однако Верховный суд отменил апелляционное решение. В соответствии с положением об оплате труда в банке была установлена и действовала повременно-премиальная система оплаты труда. Премиальная система была введена в дополнение к повременной системе оплаты труда и обеспечивала формирование переменной (нефиксированной) части заработной платы – стимулирующих выплат, которые начислялись и осуществлялись в порядке, установленном положением об оплате труда. К стимулирующим выплатам работникам банка отнесены ежемесячная премия по результатам работы и единовременные (разовые) премии. В положении об оплате труда банка указано, что стимулирующие выплаты являются нефиксированной частью оплаты труда работника банка и включают в себя следующие виды выплат: ежемесячную премию по результатам работы, единовременные (разовые) премии. Изучив данные формулировки, суд пришел к выводу, что премии в банке не носили обязательный характер.

К сведению

Во избежание спорных ситуаций с работниками при применении в организации системы оплаты труда, содержащей премиальную часть, необходимо использовать четкие формулировки, позволяющие однозначно трактовать премиальную часть как выплату, носящую необязательный характер.

Лишение премии в связи с предстоящим увольнением работника незаконно

В Апелляционном определении от 20.02.2018 № 33-1945/2018 Нижегородский областной суд пришел к выводу, что предстоящее увольнение не является основанием для невыплаты предусмотренной локальным нормативным актом премии.

Читайте также:  Льготы в Челябинской области в 2022 году: последние новости

Судьи указали, что премии и другие поощрительные выплаты являются частью заработной платы, условия, порядок и критерии их осуществления могут быть отражены в трудовом договоре работника либо утверждены в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (положении об оплате труда, положении о премировании и т. п.).

При изучении материалов дела суд выяснил, что согласно п. 4.1 – 4.5 трудового договора оплата труда работника состоит из двух частей: фиксированной и переменной. Фиксированная часть оплаты труда работника выплачивается ежемесячно в виде установленного должностного оклада и гарантированных законодательством компенсационных выплат (доплат) к должностному окладу, связанных с режимом работы и условиями труда. Переменная часть оплаты труда является стимулирующей выплатой (премии, надбавки) и производится в сроки, по основаниям и на условиях, которые определены коллективным договором. Заработная плата выплачивается работнику в порядке, установленном законодательством и коллективным договором, действующим у работодателя и определяющим конкретные сроки ее выплаты.

В соответствии с п. 11.1.3 разд. 11 «Социальные выплаты» единого положения об оплате труда и социальных выплатах работникам, являющегося приложением 8 к коллективному договору, при наличии средств и в пределах социального фонда, образованного за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации, генеральным директором могут выплачиваться премии работникам, кроме находящихся на испытательном сроке, к праздничным датам (премии ко дню работника инкассации и двум государственным или республиканским праздникам, дополнительные премии из социального фонда объединения (в том числе к юбилейной дате объединения, филиала), выплачиваемые по решению генерального директора объединения).

Суд выяснил, что приказ о премировании был издан до увольнения работника, но после получения работодателем соответствующего заявления.
Так как на момент премирования работник числился в штате, по мнению арбитров, оснований не выдавать ему премию не было.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится работодателем в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, соответствующие суммы должны быть выплачены ему не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Таким образом, с работодателя были взысканы сумма невыплаченной премии, компенсация за задержку ее выплаты, а также компенсация морального вреда.

Отмена действия положения о премировании

Вправе ли работодатель отменить выплату премий? Это возможно только при соблюдении определенных условий. Работодатель вправе изменить определенные сторонами условия оплаты труда в случае, когда такие условия не могут быть сохранены вследствие изменения организационных или технологических условий труда.

К сведению

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными условиями трудового договора.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом (ст. 72 ТК РФ). Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Статья 74 ТК РФ определяет, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, кроме изменения трудовой функции работника.

К организационным изменениям могут быть отнесены, в частности:
–изменения в структуре управления организации;
–внедрение определенных форм организации труда (бригадные, арендные, подрядные и др.).

Технологическими изменениями условий труда признаются:
–внедрение новых технологий производства;
–внедрение новых машин, станков, агрегатов, механизмов;
–усовершенствование рабочих мест;
–разработка новых видов продукции;
–введение или изменение технических регламентов.

К сведению

Снижение продаж и ухудшение финансового положения организации не могут быть причинами, позволяющими работодателю в одностороннем порядке изменить условия трудового договора.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.

Обратите внимание
Если работник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При этом работодатель должен предложить работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Работодатель не может произвольно устанавливать размер премии или не выплачивать ее по своему усмотрению. Премиальные выплаты обычно утверждаются локальным нормативным актом: коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, отдельным положением и др. Определенные условия поощрения конкретного сотрудника могут быть прописаны в трудовом договоре.

Если в организации не установлено, что премия – это обязательная часть зарплаты, ее выплата является правом, а не обязанностью работодателя. По мнению ВС РФ, условия назначения премии устанавливает работодатель, закрепляя их в локальном нормативном акте. В частности, размер премии может зависеть от результатов экономической деятельности организации. Чтобы избежать спорных ситуаций с работниками, лучше прямо указать в трудовом договоре и локальных актах, что премия не является обязательной выплатой.

Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.

При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».

Законно ли уменьшение стимулирующих надбавок со стороны работодателя?

Здравствуйте. Я работаю в муниципальном бюджетном учреждении. В штатном расписании у нас прописан конкретный процент выплаты стимулирующих надбавок: за интенсивность и высокие результаты работы на каждую должность (от 20 до 112%) и средний процент за выслугу лет (в пределах 10-15 %). Коэффициент за выслугу лет занижен, т.к. в учреждении в основном работают специалисты, чья надбавка за стаж составляет 30% (стаж работы в отрасли свыше 15 лет). Соответственно этому, фонд заработной платы рассчитан из расчёта среднего процента за стаж, а не по его фактическому значению. В феврале 2014 г. директором издан приказ о том, что с 01 января 2014 г. сотрудникам учреждения уменьшена стимулирующая надбавка за интенсивность и высокие результаты работы. Устно руководство нам объяснило: бюджетных средств нет (мы финансируемся в виде субсидий, размер субсидирования утвержден ведомственной программой города), никто нам субсидирование не увеличит, а денег на полную выплату стимулирующих надбавок нет. Так как размер стимулирующих выплат за стаж конкретизирован и не может быть ниже установленных (т.е. фактическим, % надбавки чётко регламентируется Положением об оплате труда) то он будет выплачен полностью. Надбавки за интенсивность в Положении об оплате труда вообще не конкретизированы, утверждаются что они есть. Чёткого определения в каком размере, за какие виды работ устанавливаются и лишаются и т.п. нет. Основываясь на этом, а так же на личном мнении «надбавка за интенсивность – это премия, могу менять хоть каждый месяц по своему усмотрению».

На основании вышеизложенного вопросы: Могут ли уменьшаться надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, установленные штатным расписанием? Является ли отсутствие бюджетных ассигнований аргументом для их уменьшения? Имеет ли право руководитель бюджетного муниципального учреждения менять стимулирующие надбавки, основываясь только лишь своим мнением и без веских на то оснований? Должны ли согласовываться с мнением трудового коллектива подобные решения? Имею ли я право не подписывать приказ и доп. соглашение о понижении надбавки?

спасибо за ответ! Однако, вы меня не поняли! Я работник культуры, стимулирующая выплата является частью моей зарплаты и утверждена штатным расписанием. Согласно приказу Президента России работникам культуры проведено увеличение заработной платы. В целом по сотрудникам оно составило 21%. В связи с тем, что в штатном расписании вместо положенных мне 30% за выслугу лет указали 15% и 27% за интенсивность. Данная надбавка является у нас не премией, а составляющей частью зарплаты. В связи с тем, что выслуга составила 30 процентов, вместо причитающихся 27 % за интенсивность мне установили 12%. Ежемесячно я теряю в зарплате около 3500 руб. Данное понижение надбавки штатным расписанием не утверждено. Это только приказ директора

вы прокоментировали мой вопрос в отношении того, если бы я работа в сфере производства. Эти ответы я могу сама прочитать в Консультанте, эта база есть у меня. Мой вопрос касался конкретно как работнтка бюджетной сферы, т.к. то что стимулирующая выплата устанавливается у нас на год и выплачивается ежемесячно.

Необходимо отметить, что в качестве стимулирующих выплат в ч. 1 ст. 129 ТК РФ указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ данные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальный нормативный акт, предусматривающий стимулирующие выплаты, должен приниматься с учетом мнения представительного органа работников (ч. 4 ст. 135 ТК РФ).

В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера — прерогатива работодателя. Так, Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 14.09.2010 N 33-12682 указал, что работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определении размера таких доплат и надбавок.

Стимулирующие выплаты могут быть установлены работодателем как в твердой денежной сумме, так и в процентах от оклада (тарифной ставки), от выполненного объема работы. Перечень оснований для начисления премии работодатель определяет самостоятельно.

К выплатам стимулирующего характера относятся персональные надбавки. Как правило, они устанавливаются работникам за более высокую квалификацию. Например, если работнику присвоена ученая степень или он имеет документ об успешном прохождении повышения квалификации. Значительный опыт работы также может служить основанием для назначения персональной надбавки.

Если система оплаты труда предусматривает установление и выплату работнику персональной надбавки, то согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия об оплате труда, в том числе о надбавках и поощрительных выплатах, включаются в трудовой договор в качестве обязательных.

В локальном нормативном акте (положении об оплате труда, коллективном договоре, соглашении) определяются условия, порядок и критерии выплаты надбавки.

Текущее премирование по установленным работодателем показателям может производиться по результатам работы за месяц, квартал, год, а также за периоды иной продолжительности в зависимости от специфики производства и труда. При недостижении указанных в положении об оплате труда (премировании) показателей премия может не начисляться или начисляться в меньшем размере (см. Определения Московского городского суда от 13.07.2010 по делу N 33-16401 и от 03.10.2011 по делу N 4г/8-8014). При этом решение о снижении или невыплате премии должно приниматься обоснованно. Так, Московский областной суд удовлетворил требования о признании незаконным приказа о лишении премии и взыскании заработной платы, поскольку работодатель, принимая решение о лишении премии, не учел заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела (см. Определение от 07.10.2010 по делу N 33-18979).

В Определении Санкт-Петербургского городского суда от 15.04.2010 N 4755 указано, что работодатель вправе самостоятельно устанавливать размер премии, если в трудовом договоре работника и локальном нормативном акте отсутствуют условия об обязательной выплате премии в фиксированном размере ежемесячно. Следует учитывать, что при указании в договоре размера премии необходимо отразить условия премирования и (или) дать ссылки на локальные акты, регулирующие выплату премий работникам. Отсутствие этих сведений и доказательств ознакомления работников с данными локальными актами будет означать, что премии являются составной частью заработной платы и должны быть выплачены в обязательном порядке (см. Определения от 15.09.2009 N 12202, от 14.10.2010 N 33-5015/2010). При этом необходимо иметь в виду, что лишать работника премии, например, за совершение дисциплинарного проступка нельзя. Работнику, не полностью отработавшему период, за который начисляется премия, выплата обычно производится за фактически отработанное время в учетном периоде.

Ссылка на основную публикацию