Выездная проверка налоговой инспекции, обжалование акта

Оспариваем решение по выездной налоговой проверке в досудебном и судебном порядке: чек-лист

AndreyPopov / Depositphotos.com

Налоговые споры являются одновременно и самой сложной, и самой распространенной категорией судебных разбирательств с государственными органами. При этом залог успеха во многом зависит от правильного алгоритма работы и формирования правовой позиции. Применительно к оспариванию налоговых доначислений за последние годы возрастает роль досудебной стадии оспаривания, так как налоговые органы перестали формально относиться к позиции налогоплательщиков и отдавать разрешение спора на откуп судам. Процедура досудебного обжалования налоговых споров регулируется главой 19 Налогового кодекса. Разобраться в порядке и стратегии налогоплательщиков при взаимодействии с налоговой инспекцией, поможет чек-лист, подготовленный Романом Шишкиным, МКА “Филиппов и партнеры”, партнер ООО “Хопфен консалтинг”, к. ю. н.

Подать возражения на акт проверки в течение одного месяца с момента получения акта.

Выездная проверка налоговой инспекции, обжалование акта

Как показывает практика, споры с налоговиками по результатам выездных налоговых проверок зачастую разрешаются и вышестоящим налоговым органом, и судом, в пользу налогоплательщика. Для этого организации, в которой проводится выездная проверка, нужно хорошо ориентироваться в положениях Налогового кодекса, касающихся такого вида проверок, четко знать свои права и обязанности на время проведения проверки, вовремя и в установленном порядке обжаловать решение по проверке. Настоящая статья содержит советы практикующего юриста, как «пройти» проверку с честью и минимальными для организации потерями.
Порядок проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения по ее результатам регулируется статьями 89 – 101 Налогового кодекса РФ. Такая проверка проводится на территории налогоплательщика по решению руководителя (или заместителя) налоговой инспекции. Если у организации нет помещений для осуществления проверки – она может быть проведена по месту нахождения налогового органа. Проводится проверка по одному или нескольким налогам. В рамках проверки налоговый инспектор проверяет правильность исчисления и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. Проверен может быть период не более трех предыдущих лет до года, в котором было вынесено решение по проверке.
Как правило, проверка проводится в помещениях налогоплательщика одним инспектором. Служащий налогового органа приходит к вам каждый день в рабочее время, требует документы и просматривает их, при необходимости просит сделать копии, делает осмотры помещений (производственных, офисных помещений, складов и т.д.), может провести инвентаризацию имущества налогоплательщика. Присутствие налогового инспектора на территории предприятия зачастую очень нервирует работников налогоплательщика, особенно бухгалтерию, поскольку бухгалтерам параллельно с выполнением своих непосредственных трудовых обязанностей приходится бегать искать документы, делать их копии, давать пояснения инспектору. Однако нужно помнить, что присутствие инспектора на фирме не вечно – в соответствиями со ст. 89 НК РФ проверка может продолжаться 2 месяца, по решению вышестоящего налогового органа указанный срок может быть продлен до 4-х, максимум 6 месяцев. Эти сроки исчисляются со дня вынесения решения о проведении проверки до дня составления справки о проведенных мероприятиях.
В отношении одного налогоплательщика налоговый орган не вправе производить более двух выездных проверок за год; кроме того, он не вправе проводить две и более проверки за один и тот же период и по одним и тем же налогам. Таким образом, если проверка юридического лица в текущем году уже проводилась и проверялась правильность уплаты, к примеру, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в случае последующей проверки налоговый орган он уже не вправе будет проверить правильность уплаты единого налога по УСН за тот же период, что был проверен в ходе предыдущей проверки.
По окончании проверки представителю организации вручается справка о проведенной проверке, где должно быть зафиксировано, что проверялось и за какой период, а также сроки проведения проверки. В течение двух месяцев после составления справки налоговый орган обязан составить и вручить налогоплательщику акт налоговой проверки, отражающий результаты проведенных мероприятий налогового контроля. Этот документ подписывается проводившим проверку инспектором и представителем налогоплательщика. В этом самом акте и будут отражены все нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные налогоплательщиком. При получении акта представитель организации должен быть особенно внимательным, поскольку вместе с данным документом ему должны быть вручены приложения к акту, на которые инспектор ссылался при его составлении (кроме документов, которые сам налогоплательщик предоставлял налоговому органу). Эти приложения могут понадобиться при обжаловании результатов проверки для составления мотивированных возражений на акт проверки.
Если ваша организация не согласна в целом с актом или с отдельными его положениями, – в течение одного месяца с момента его получения вы вправе представить в налоговую инспекцию возражения на акт с оправдательными документами. Нужно быть внимательными при составлении возражений, обязательно отразить в них свое несогласие с теми или иными пунктами акта, обосновать свою позицию со ссылками на положения Налогового кодекса, разъяснения Минфина, судебную практику. Возражения необходимо подписать руководителем предприятия, заверить печатью, приложить заверенные копии документов, обосновывающих возражения и сдать в налоговый орган, получив на своем экземпляре штамп ИФНС со входящим номером.
По истечении месячного срока на подачу возражений плюс еще 10 дней начальник (заместитель начальника) налогового органа рассматривает материалы проверки, акт проверки, возражения на акт и выносит решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. О месте и времени рассмотрении дела налогоплательщик в обязательном порядке извещается налоговым органом. В решении обязательно указываются обстоятельства нарушения налогового законодательства, суммы недоимки, размер пеней и штрафа. Ненадлежащее извещение может в дальнейшем являться основанием для отмены решения ИФНС вышестоящим налоговым органом или судом в связи с существенным нарушением прав юридического лица. При желании организация вправе через своего представителя участвовать в рассмотрении материалов проверки. Однако практического значения такое присутствие не имеет: как правило, налоговый орган выносит решение в соответствии с выводами, сделанными инспектором в акте проверки.
В течение месяца с момента вручения решения оно может быть оспорено в вышестоящий налоговый орган. Вручить решение налоговый орган обязан представителю юридического лица под расписку, либо иным способом, при котором можно определить дату получения решения. В крайнем случае закон допускает направление решения заказным письмом. В этом случае оно считается врученным по истечении шести дней с момента отправки по почте.
Законом установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения по выездной проверке в вышестоящий налоговый орган (ст. 138 НК РФ). Апелляционную жалобу налогоплательщик может подать в месячный срок с момента получения решения по выездной проверке через ИФНС, вынесшую указанное решение. Она направляет жалобу и все материалы проверки в вышестоящий орган для рассмотрения по существу. На рассмотрение апелляционной жалобы налогоплательщик не приглашается. Апелляционная жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок со дня ее получения; указанный срок может быть продлен не более чем на месяц. Вышестоящий налоговый орган может отменить решение в части или полностью, оставить без изменения, либо принять новое решение.
После получения соответствующего решения вышестоящего налогового органа организация вправе оспорить в суд решение ИФНС о привлечении к ответственности в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом. В соответствии со ст. 198 АПК РФ, 138 НК РФ обжаловать соответствующее решение, вынесенное ИФНС по результатам выездной налоговой проверки, возможно в течение трех месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе.

Как показывает практика, споры с налоговиками по результатам выездных налоговых проверок зачастую разрешаются и вышестоящим налоговым органом, и судом, в пользу налогоплательщика. Для этого организации, в которой проводится выездная проверка, нужно хорошо ориентироваться в положениях Налогового кодекса, касающихся такого вида проверок, четко знать свои права и обязанности на время проведения проверки, вовремя и в установленном порядке обжаловать решение по проверке. Настоящая статья содержит советы практикующего юриста, как «пройти» проверку с честью и минимальными для организации потерями.
Порядок проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения по ее результатам регулируется статьями 89 – 101 Налогового кодекса РФ. Такая проверка проводится на территории налогоплательщика по решению руководителя (или заместителя) налоговой инспекции. Если у организации нет помещений для осуществления проверки – она может быть проведена по месту нахождения налогового органа. Проводится проверка по одному или нескольким налогам. В рамках проверки налоговый инспектор проверяет правильность исчисления и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. Проверен может быть период не более трех предыдущих лет до года, в котором было вынесено решение по проверке.
Как правило, проверка проводится в помещениях налогоплательщика одним инспектором. Служащий налогового органа приходит к вам каждый день в рабочее время, требует документы и просматривает их, при необходимости просит сделать копии, делает осмотры помещений (производственных, офисных помещений, складов и т.д.), может провести инвентаризацию имущества налогоплательщика. Присутствие налогового инспектора на территории предприятия зачастую очень нервирует работников налогоплательщика, особенно бухгалтерию, поскольку бухгалтерам параллельно с выполнением своих непосредственных трудовых обязанностей приходится бегать искать документы, делать их копии, давать пояснения инспектору. Однако нужно помнить, что присутствие инспектора на фирме не вечно – в соответствиями со ст. 89 НК РФ проверка может продолжаться 2 месяца, по решению вышестоящего налогового органа указанный срок может быть продлен до 4-х, максимум 6 месяцев. Эти сроки исчисляются со дня вынесения решения о проведении проверки до дня составления справки о проведенных мероприятиях.
В отношении одного налогоплательщика налоговый орган не вправе производить более двух выездных проверок за год; кроме того, он не вправе проводить две и более проверки за один и тот же период и по одним и тем же налогам. Таким образом, если проверка юридического лица в текущем году уже проводилась и проверялась правильность уплаты, к примеру, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в случае последующей проверки налоговый орган он уже не вправе будет проверить правильность уплаты единого налога по УСН за тот же период, что был проверен в ходе предыдущей проверки.
По окончании проверки представителю организации вручается справка о проведенной проверке, где должно быть зафиксировано, что проверялось и за какой период, а также сроки проведения проверки. В течение двух месяцев после составления справки налоговый орган обязан составить и вручить налогоплательщику акт налоговой проверки, отражающий результаты проведенных мероприятий налогового контроля. Этот документ подписывается проводившим проверку инспектором и представителем налогоплательщика. В этом самом акте и будут отражены все нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные налогоплательщиком. При получении акта представитель организации должен быть особенно внимательным, поскольку вместе с данным документом ему должны быть вручены приложения к акту, на которые инспектор ссылался при его составлении (кроме документов, которые сам налогоплательщик предоставлял налоговому органу). Эти приложения могут понадобиться при обжаловании результатов проверки для составления мотивированных возражений на акт проверки.
Если ваша организация не согласна в целом с актом или с отдельными его положениями, – в течение одного месяца с момента его получения вы вправе представить в налоговую инспекцию возражения на акт с оправдательными документами. Нужно быть внимательными при составлении возражений, обязательно отразить в них свое несогласие с теми или иными пунктами акта, обосновать свою позицию со ссылками на положения Налогового кодекса, разъяснения Минфина, судебную практику. Возражения необходимо подписать руководителем предприятия, заверить печатью, приложить заверенные копии документов, обосновывающих возражения и сдать в налоговый орган, получив на своем экземпляре штамп ИФНС со входящим номером.
По истечении месячного срока на подачу возражений плюс еще 10 дней начальник (заместитель начальника) налогового органа рассматривает материалы проверки, акт проверки, возражения на акт и выносит решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. О месте и времени рассмотрении дела налогоплательщик в обязательном порядке извещается налоговым органом. В решении обязательно указываются обстоятельства нарушения налогового законодательства, суммы недоимки, размер пеней и штрафа. Ненадлежащее извещение может в дальнейшем являться основанием для отмены решения ИФНС вышестоящим налоговым органом или судом в связи с существенным нарушением прав юридического лица. При желании организация вправе через своего представителя участвовать в рассмотрении материалов проверки. Однако практического значения такое присутствие не имеет: как правило, налоговый орган выносит решение в соответствии с выводами, сделанными инспектором в акте проверки.
В течение месяца с момента вручения решения оно может быть оспорено в вышестоящий налоговый орган. Вручить решение налоговый орган обязан представителю юридического лица под расписку, либо иным способом, при котором можно определить дату получения решения. В крайнем случае закон допускает направление решения заказным письмом. В этом случае оно считается врученным по истечении шести дней с момента отправки по почте.
Законом установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения по выездной проверке в вышестоящий налоговый орган (ст. 138 НК РФ). Апелляционную жалобу налогоплательщик может подать в месячный срок с момента получения решения по выездной проверке через ИФНС, вынесшую указанное решение. Она направляет жалобу и все материалы проверки в вышестоящий орган для рассмотрения по существу. На рассмотрение апелляционной жалобы налогоплательщик не приглашается. Апелляционная жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок со дня ее получения; указанный срок может быть продлен не более чем на месяц. Вышестоящий налоговый орган может отменить решение в части или полностью, оставить без изменения, либо принять новое решение.
После получения соответствующего решения вышестоящего налогового органа организация вправе оспорить в суд решение ИФНС о привлечении к ответственности в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом. В соответствии со ст. 198 АПК РФ, 138 НК РФ обжаловать соответствующее решение, вынесенное ИФНС по результатам выездной налоговой проверки, возможно в течение трех месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе.

Читайте также:  Как рассчитать зарплату за май 2020

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Обжалование результатов выездной налоговой проверки

Предприятия и частные предприниматели не всегда соглашаются с итогами налогового аудита. Российское законодательство разрешает в установленном порядке оспаривать решения контроллеров. Обжалование акта налоговой проверки в ряде случаев — разумное и единственно правильное решение для налогоплательщика.

И если для него все складывается удачно, то суд или вышестоящая налоговая инспекция признают решение, вынесенное ИФНС, недействительным.

Сразу стоит отметить, что исход дела определяется, помимо прочих факторов, компетентностью юридической службы компании. Увы, далеко не во всех организациях есть грамотные специалисты с достаточными знаниями, способные отстоять интересы бизнеса. Так что если возникла необходимость подать жалобу по результатам проверки, лучшее решение — обратиться к профессиональным юристам и доверить им решение этих проблем.

Для начала рассмотрим ситуации, когда налогоплательщик может возразить против результатов ВНП:

  • Налицо явные нарушения интересов юрлиц.
  • Принятые налоговиками решения незаконны.
  • Сотрудники ИФНС отказываются от рассмотрения обращений с просьбой отменить принятые акты.
  • Из-за того, то налоговики бездействовали, предприятие понесло существенные финансовые потери, или пострадала его репутация.
  • В отношении компании инспекторы применили санкции, но не проводили при этом проверок в установленном порядке и не составляли нужные документы.
  • Предприятию необоснованно отказали возмещать или возвращать НДС.
  • Налицо явные нарушения интересов юрлиц.
  • Принятые налоговиками решения незаконны.
  • Сотрудники ИФНС отказываются от рассмотрения обращений с просьбой отменить принятые акты.
  • Из-за того, то налоговики бездействовали, предприятие понесло существенные финансовые потери, или пострадала его репутация.
  • В отношении компании инспекторы применили санкции, но не проводили при этом проверок в установленном порядке и не составляли нужные документы.
  • Предприятию необоснованно отказали возмещать или возвращать НДС.

Порядок обжалования акта налоговой проверки

Автор: Екатерина Гостева
налоговый консультант

Довольно часто по итогам налоговых проверок – как камеральных, так и выездных, – инспекторы приходят к выводу, что компания нарушила налоговое законодательство. В таком случае проверяющие должны зафиксировать результаты проверки (факт нарушений) – составить акт и передать его налогоплательщику. Однако не надо сразу опускать руки, если ИФНС доначислила огромные суммы налогов и штрафы. Их можно снизить или вообще отменить! Для этого существует процедура обжалования. Какие на это отводятся сроки и каков порядок обжалования – читайте в нашей публикации.

1C-WiseAdvice делает все для того, чтобы уберечь вашу компанию от излишнего внимания контролирующих органов. Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Такую технологию мы называем «риск-ориентированный подход». Ее выполнение мы обеспечиваем двумя способами: с помощью внутренней автоматизации и регулярного аудита работы наших сотрудников.

Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных и выездных проверок.

Окончание налоговой проверки не означает, что компания тут же должна оплатить доначисления. Отметим, что об окончании камеральной проверки компания узнает не всегда: налоговики составляют акт только при обнаружении нарушений.

Как оспаривать результаты налоговой проверки? Шесть этапов

Налоговая проверка проходит несколько стадий. В зависимости от стадии налогоплательщик имеет возможность выразить свое несогласие с действиями и выводами налогового органа в различных формах.

1. Уже в ходе проверки налогоплательщик может подавать жалобы в вышестоящий налоговый орган и в прокурату, в случае, если считает действия налогового инспектора незаконными.

2. Следующая форма несогласия, это возражения на акт налоговой проверки. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт составляется в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10-и дней после окончания камеральной проверки Возражения направляются непосредственно в налоговый орган, проводивший налоговую проверку. В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ у налогоплательщика есть один месяц для подачи возражений. Указанный месяц отсчитывается от момента получения акт. Моментом получения акта следует считать дату проставления налогоплательщиком или его представителем расписки, или отсчитать шестой день с даты отправки почтового отправления с актом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Давая расписку, следите за тем, чтобы в ней была указана реальная дата вручения, а не более ранее число, вписанное налоговым инспектором. Иначе вы можете невольно сократить себе срок на подготовку возражений. Если вы получили акт по почте, сразу же посчитайте дату, в которую акт признается полученным. Учитывая, что почтовый пробег может превышать установленный законом срок, времени на подготовку и подачу возражений может остаться мало.

Возражения подаются в письменном виде с приложением копий документов, подтверждающих доводы возражений. Сдавая возражения и копии документов в налоговый орган позаботьтесь о получении отметки с дачей подачи возражений на вашем экземпляре возражений. Если к возражениям прилагаются документы, обязательно укажите в перечне приложений каждый документ. Это позволить исключить споры о составе документов, которые прилагались к возражениям. Возражения возможно подать и почтовым отправлением. Однако следует учитывать время на почтовый пробег, чтобы избежать казуса, когда возражения отправлены в срок, но из-за почтовой задержки поступили позднее, чем вынесено решение.

Нередко при наличии возражений в ходе рассмотрения актов налоговые органы снимают отдельные доводы. В других случаях подача возражений может повлечь проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. В свою очередь результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Готовя возражения на акт следует достаточно полно и всесторонне отразить как правовые основания своего несогласия с актом, так и документальные. Нет смысла «прятать козыри в рукаве», так как в случае перехода спора в более поздние стадии, эти доводы придётся раскрыть. В случае же качественной подготовки возражений есть вероятность сберечь время и силы, сняв ошибочные доводы налогового органа еще до вынесения решения.

Также это покажет суду, что налогоплательщик добросовестно и принципиально отстаивал свою позицию, используя все имеющиеся правовые механизмы.

3. Следующий этап для выражения несогласия – это рассмотрение результатов налоговой проверки. На этом этапе налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа, рассматривающего результаты налоговой проверки, устное несогласие с выводами, изложенными в акте. На этой стадии также возможно предоставление обосновывающих документов. Доводы налогоплательщика и представленные документы указываются в протоколе, который должен вестись при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ). Настывайте на внесении в протокол ваших устных доводов. Если представитель налогового органа отказывается это сделать, то подписывая протокол сделайте запись об этом.

4. Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, то для налогоплательщика наступает следующая стадия обжалования – досудебный обжалование ненормативного акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган. В данном случае термин «акт» отличается от «акта» налоговой проверки. Решение, вынесенное по результатам налоговой проверки является ненормативным актом налогового органа.

Следует отметить, что в настоящее время досудебное обжалования в вышестоящий налоговых органа является обязательной стадией (п. 2 ст. 138 НК РФ). Без прохождения этой стадии невозможно обратится за судебной защитой. В случае подачи заявления в арбитражный суд без предыдущего досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган заявление будет возвращено без рассмотрения.

Читайте также:  Кто считается апатридом: его права и обязанности

Жалоба подаваемая в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к налоговой ответственности до его вступления в силу , называет «апелляционная жалоба». Следует не путать с «апелляционной жалобой» подаваемой на решение суда в рамках процессуального законодательства. Учитывая, что согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу через один месяц со дня вручения налогоплательщику, то жалоба может быть подана в течение указанного месяца.

Подавать апелляционную жалобу следует в налоговый орган, вынесший решение. Это делается по той причине, что материалы налоговой проверки находятся в налоговом органе, вынесшем решение. После получения жалобы этот налоговый орган направляет жалобу вместе с материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Как и возражения, апелляционную жалобу можно сдать непосредственно в канцелярию. Альтернативным вариантом подачи жалобы является ее направление по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае пропуска налогоплательщиком месячного срока подачи апелляционной жалобы у него остается возможность дальнейшего обжалования уже вступившего в силу решения налогового органа. На этом этапе документ, выражающий несогласие налогоплательщика, называется просто жалоба, без слова «апелляционная». Такая жалоба согласно п. 2 ст. 139 НК РФ может подаваться налогоплательщиком в течение года, который отсчитывается от даты принятия решения. То есть от той даты, которая указана на самом решении.

Если срок пропущен, то налогоплательщик имеет возможность ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении пропущенного срока. Конечно в ходатайстве необходимо будет указать причины пропуска срока и их уважительность. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Содержательно апелляционная жалоба и просто жалоба буду идентичными. Указанные документы должны содержать следующие элементы:

  • Наименование вышестоящего налогового органа. Обычно в тесте указывается, что жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение.
  • Реквизиты подателя жалобы (наименование, адрес, ИНН, способы связи: телефон, электронная почта).
  • Наименование налогового органа, принявшего обжалуемое решение.
  • Доводы налогоплательщика, по которым он считает принятое решение незаконным.
  • Нормы закона, обосновывающие доводы налогоплательщика.
  • Доказательства (документы), на которые ссылается налогоплательщик в обоснование своих доводов.
  • Расчеты в части сумм налогов, пеней и штрафов, которые по мнению налогоплательщика, рассчитаны налоговым органом ошибочно.
  • Требования налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части, с указанием конкретных частей решения.
  • Жалоба должна быть подписана единоличных исполнительным органом налогоплательщика или представителем, действующим на основании доверенности. При подписании жалобы представителем не забудьте приложить к ней доверенность представителя.

Следует учитывать, что налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения. Основания для оставления жалобы без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ.

По общему правилу жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом без участия налогоплательщика. В отдельных случаях участие возможно, но решение о необходимости этого принимает налоговый орган. Налогоплательщику не предоставлено право требовать возможности участия в рассмотрении жалобы. Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на один месяц. Со дня принятия решения по апелляционной жалобы решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

5. Когда пройден досудебный порядок обжалования решения налогового органа, и налогоплательщик не согласен уже с решением вышестоящего налогового органа, либо вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, следующим этапом обжалования является обращение за судебной защитой в арбитражный суд. Указанное право налогоплательщика предусмотрено п. 2 ст. 138 НК РФ.

Следует отметить, что решения налоговых органов принятые в отношении физических лиц и в отношении организаций, обжалуются в разные суды и в разном процессуальной порядке. Решение в отношении физического лица обжалуется в суд общей юрисдикции по правилам КАС РФ. Решение налогового органа в отношении индивидуального предпринимателя и организации обжалуется в арбитражный суд по правилам АПК РФ. Порядок обжалования решений налоговых органов в арбитражных судах регулируется главой 24 АПК РФ, а также нормами о исковом производстве, в части не противоречащей положениям главы 24.

Налогоплательщику предоставляется три месяца, чтобы подать заявление в суд. Подготовка заявления в суд не должна вызывать затруднений, так как доводы, их основания, а также подтверждающие документы уже были подготовлены на стадии обжалования решения в вышестоящий налоговый орган. Хотя конечно же на стадии судебного обжалования они могут быт дополнены. Указанный срок исчисляется с того момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его права. То есть с даты вручения ему решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Заявление в арбитражный суд должно содержать:

Реквизиты налогового органа и руководителя, принявшего решение. Следует учитывать, что при обжаловании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, одновременно обжалуется и решение вышестоящего налогового органа, принятого по апелляционной жалобе. Соответственно необходимо указывать реквизиты двух налоговых органов, вышестоящего и нижестоящего.

Реквизиты принятых решений (название, номер и дата).

Нарушенное право налогоплательщика.

Законы и другие нормативные акты, которым противоречит решение налогового органа.

Требование налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части (следует указать конкретные части решения).

Вместе с заявлением необходимо приложить:

  • Копия свидетельства о регистрации организации;
  • Обжалуемый акт;
  • Документы, на которые налогоплательщик ссылается;
  • Документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • Доверенность представителя;
  • Документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • Документы об оплате государственной пошлины.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины составляет 3000 рублей.

Срок рассмотрения заявлений составляет 3 месяца и может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

6. В случае отказа арбитражного суда в удовлетворении заявления, далее возможно обжалование решения суд в апелляционной и кассационной инстанциях. Апелляция и кассация проходят в стандартном процессуальном порядке, предусмотренном АПК РФ для искового производства.

Как видим действующее законодательство содержит возможность обжаловать действий и решения налогового органа, осуществляемые в ходе налоговой проверки, как во время ее проведения, так и после завершения. Проявляя активную позицию в ходе проверки налогоплательщик поэтапно формируют позицию для защиты своих интересов в суде. Для эффективной защиты целесообразно обращаться к помощи опытных бухгалтеров и юристов, совместная работа которых обычно более эффективна по такому виду споров.

Срок рассмотрения заявлений составляет 3 месяца и может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

Какова процедура обжалования результатов проверки налоговой службы?

Установленный порядок обжалования акта налоговой проверки (далее по тексту — акт НП) может включать 4 этапа. Проходить их все или остановиться при получении приемлемого решения налоговой — это индивидуальный выбор каждого бизнесмена — плательщика налогов, сделанный с учетом имеющихся обстоятельств.

С 2013 года, после того как начали действовать поправки к НК, внесенные законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ, последовательность оспаривания актов НП и решений налоговых служб претерпела существенные изменения. В частности, в суд теперь можно обратиться лишь после процедуры досудебного оспаривания результатов НП путем обращения в вышестоящие фискальные органы.

Что же включают этапы процедуры обжалования?

Возражения подаются в течение месяца, считая от даты получения акта НП (к ним обычно прикладывается также документация, подтверждающая изложенные факты). Решение по этим возражениям принимается начальником налоговой до истечения 10-дневного срока от последнего дня, отведенного для подачи письменно изложенных возражений (п. 1. ст. 101 НК), хотя в силу объективных причин этот срок может быть продлен еще на целый месяц.

Оспаривание результатов налоговых проверок

Автор: Светлана Калинкина, Руководитель проектов налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

При выездной проверке налоговый орган вправе потребовать любые документы, относящиеся к проверяемым налогам и периодам, указанным в решении о проведении выездной проверки.

Первый вариант обжалования решения налоговой по результатам выездной проверки

Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки и ещё НЕ вступившего в законную силупутем подачи апелляционной жалобы. Срок, в течение которого может быть подана апелляционная жалоба — 1 месяц с момента вручения решения налогоплательщику.

При этом, жалоба подается в вышестоящую налоговую через тот налоговый орган, который вынес обжалуемое решение. Срок рассмотрения составляет 1 месяц с момента подачи жалобы, однако, указанный срок может быть продлен ещё на 1 месяц.

Результатом рассмотрения апелляционной жалобы могут быть: оставление первоначального решения без изменения, жалобы – без удовлетворения; отмена первоначального решения полностью или в части, либо принятие нового решения с отменой первоначального.

В том случае, если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа по рассмотренной апелляционной жалобе, он вправе ещё раз обжаловать по выбору в ФНС и/или в суд в течение 3-х месяцев со дня принятия решения по апелляционной жалобе. На практике же налогоплательщики после одного обжалования в вышестоящем налоговом органе сразу обращаются в суд.

Также, если налогоплательщик не согласен с вынесенным решением вышестоящего органа, он вправе ещё раз обжаловать в течение 3-х месяцев со дня принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом.

3 главных источника информации для налоговиков, чтобы повесить на вас многомиллионные недоимки, пени

C помощью документов ФНС доказывает, что компания связана с недобросовестными контрагентами.

Для этого проверяющие:

  • Анализируют подписи в документах;
  • Сравнивают данные о товаре, его массе объеме, стоимости и т.д. в договорах, товарных накладных и ТТН;
  • Допрашивают водителя с целью поставить под сомнение факт перевозки товаров;
  • Сверяют государственные номера и марки машин с базой данных ГИБДД;
  • Проверяют наличие физической возможности выполнить работу или поставить товар силами спорного поставщика.

Способов поставить под сомнение любую, даже самую реальную сделку, у инспекции много. Если инспекция найдет хоть какое-нибудь расхождение в документах или показаниях свидетеля (водителя, сотрудника склада), то доначислят вам налоги, пени и штрафы.

Что надо сделать?

  1. Убедиться, что все документы подписаны уполномоченным лицом, в них нет расхождений относительно данных о товаре, перевозчике и т.д. Только после этого можно передавать документы на проверку в налоговый орган;
  2. Представить в отношении контрагентов максимально возможные сведения об их деловой репутации, наличии материально-технических ресурсов и квалифицированного персонала в штате организации. Обязательно предусмотреть в договорах возможность исполнения договора третьими лицами (ч. 1 ст. 54.1 НК РФ);
  3. Представить в адрес проверяющих документы и информацию о проявлении компанией мер должной осмотрительности, к которым относятся учредительные и регистрационные документы контрагента, а также информация, подтверждающая факт знакомства с руководителем спорной компании, объяснения о том, как заключался и исполнялся договор, как производилось подписание и обмен документами между компаниями, быть готовым представить информацию о том, каким образом исполнялся договор со стороны контрагента (наличии у него офиса, склада, соответствующей техники и производственных мощностей, трудовых ресурсах, заключенных договорах гражданско-правового характера с физическими лицами и транспортными компаниями и т.д.);
Читайте также:  Взыскание Расходов На Представителя

Для многих неискушенных налогоплательщиков наличие этих сведений в отношении контрагента покажется абсурдным, но специалисты подтвердят, что именно на этом «засыпается» 90% налогоплательщиков. Как бы вы ни призывали инспекцию к логике, не зная данной информации, доначислений вам не избежать.

Сотрудников вашей компании, в том числе из числа уволенных, будут допрашивать как свидетелей опять же на предмет связей с недобросовестными компаниями. ФНС сделает вывод, что вы участвовали в «схеме» по уклонению от уплаты налогов, если:

  • Показания сотрудников будут противоречивы;
  • Сотрудники скажут, что не помнят, откуда ваша компания получила товар;
  • Что работы, которые по документам вам выполнила другая компания, на самом деле сделали сотрудники вашей же компании.

На практике, даже если ваши сотрудники будут «не помнить» или сомневаться в некоторых обстоятельствах исполнения сделок, не вспомнят субподрядную организацию, инспекция признает операции по контрагенту нереальными и доначислит налоги.

У сотрудников вашей компании должны быть готовы подробные ответы на все вопросы проверяющих. Ответы должны согласовываться с показаниями всех свидетелей. Так же с директорами компаний-контрагентов. Их тоже будут допрашивать и если они откажутся от руководства ранее возглавляемой компании или «затрудняются вспомнить» вашу компанию, то ФНС посчитает сделку нереальной и в результате доначислит вам налоги.

  1. Привлечь налогового адвоката еще на стадии начала проверки. Адвокат поможет выработать правильную тактику свидетельских показаний. Кроме того, адвокат должен успеть подготовить свидетелей к «внезапному» допросу;
  2. Обеспечить поход на допрос с налоговым адвокатом. У адвоката уже есть весь перечень вопросов, которые будет задавать налоговая инспекция. Он поможет подготовить свидетелей (сотрудников компании и контрагентов) к ответам на все вопросы и обеспечить правильность данных свидетельских показаний в целом.

Налоговый адвокат даст сотрудникам и топ менеджерам компании чёткий алгоритм действий, как себя ввести в случае, если допрос проверяющие пытаются провести без адвоката или без официальной повестки (например, вечером дома у свидетеля или на его рабочем месте).

Во время выездных налоговый проверок выемка происходит в 8 случаях из 10. Изымают документы, компьютеры, электронные носители, информацию с электронной (корпоративной и личной) почты и т.д.

Нам известны случаи, когда инспекторы изъяли компьютеры фирмы и находили на нём бланк с печатью контрагента, а также документы, изготовленные от имени контрагента (счета на оплату, счета-фактуры), в корпоративной почте находили переписку сотрудников, однозначно свидетельствующую о создании фиктивного документооборота со спорным контрагентом. Получение проверяющими подобной информации означает, что ваша компания участвовала в «схемах» по уклонению от налогов. В результате инспекция доначислит налоги, а правоохранительные органы возбудят уголовное дело.

Что надо сделать?

Узнав о налоговой проверке, компании следует серьезно подготовиться:

  1. Убрать все «лишние» документы из офиса;
  2. Исключить изъятие электронной информации;
  3. Обеспечить хранение информации на удаленном сервере, «облаке» и т.д.
  4. Почистить электронную почту и принять меры к ограничению несанкционированного доступа к электронной переписке.
  5. Постараться не общаться с личных телефонов, а также не обмениваться конфиденциальной информацией через соцсети и мессенджеры.

Всё это нужно сделать законно и грамотно. Только так вы сможете защитить себя от возможных обвинений со стороны налоговых органов

Oops! Something went wrong while submitting the form

Причины налоговых споров

Спорные ситуации с налоговой возникают после оценки самой инспекцией деяний налогоплательщика. Чаще всего ИФНС выносит решения после проверок. Как правило, причинами споров является несогласие налогоплательщиков:

  • с доначислениями и штрафами. Речь идет, конечно, о необоснованных взысканиях штрафов и пеней;
  • с блокировкой счета или приостановлением операций по нему. Такая мера часто применяется в качестве санкций по отношению к реальным нарушителям. Впрочем, случаи с закрытием счета без веских на то причин тоже встречаются;
  • с отказом инспекции вернуть излишние выплаты. Налогоплательщик по различным обстоятельствам может допустить уплату обязательных налоговых платежей сверх положенной суммы. Тогда сумма переплаты подлежит возмещению в счет будущих платежей либо возвращается сразу [3] ;
  • с отказом возмещения НДС. Налоговое законодательство не раскрывает всех оснований для отказа в положенном возмещении НДС. Поэтому эту меру так непросто предугадать: причиной может послужить как ошибка, допущенная при составлении декларации, так и сомнительный контрагент.

К сведению

Не так давно были внедрены системы АИС «Налог-3» и АСК НДС-2. Они усилили налоговый контроль над бизнесом, а также поспособствовали тому, что было организовано большое количество выездных проверок. АИС «Налог-3» — мощный инструмент ИФНС, который, по сути, представляет собой искусственный интеллект. АИС создана для администрирования налогов граждан, постановки на учет физлиц и юрлиц, учета контрольно-кассовой техники. В свою очередь, АСК НДС-2 позволяет выявлять тех, кто не оплачивает НДС, на любом этапе поставки товаров, работ либо услуг.

Кроме того, основанием для разногласий также могут стать ошибки, которые сделал сам налогоплательщик, заполняя документы или погашая налоговые платежи.

Совершенно неважно, по каким именно причинам разгорелся налоговый спор, — решение ИНС оспорить реально. Стоит добавить: в том, чтобы этот юридический конфликт разрешился без разбирательств в суде, обычно заинтересованы оба его участника. Только необходимо помнить, что для обжалования решения налогового органа придется неукоснительно соблюдать сроки, о которых речь шла выше, и установленный порядок. А вот этот момент изучим более детально.

Это интересно

К слову, в 2018 году налогоплательщики чаще всего подавали жалобы именно потому, что были не согласны с попыткой ИФНС привлечь их к ответственности из-за «исчезнувших» вдруг контрагентов [4] . Те не уплачивали налоги и попросту пропадали. Эта причина разногласий между плательщиками и инспекцией уже на протяжении долгого времени остается самой распространенной.


Вынесение решения

Порядок обжалования решения налогового органа в суде

  • Подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции
  • Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде
  • Как должно выглядеть заявление в суд о признании решения налогового органа по проведенной проверке недействительным
  • Технические тонкости оформления заявления
  • Какие документы следует приложить к заявлению в арбитражный суд
  • Итоги

Заявления налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, рассматриваются в судах общей юрисдикции (п. 4 ст. 138 НК РФ, ст. 24 ГПК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, чч. 1, 5 ст. 218, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

Оспаривание акта налоговой проверки

По итогам налоговой проверки вы получили акт, но не согласны с его содержанием или решениями ФНС в отношении вашей компании? Эту ситуацию можно исправить, ведь существует возможность оспаривания налогового акта и его отмены, полностью или отдельных частей. Однако процедура обжалования достаточно сложная, требует наличия оснований для подачи жалобы, а также хорошего знания налогового законодательства. В данной статье мы разберемся с тем, как происходит обжалование актов налоговых органов, что потребуется для подачи жалобы, а также как повысить шансы на успех при ее рассмотрении.

По итогам налоговой проверки вы получили акт, но не согласны с его содержанием или решениями ФНС в отношении вашей компании? Эту ситуацию можно исправить, ведь существует возможность оспаривания налогового акта и его отмены, полностью или отдельных частей. Однако процедура обжалования достаточно сложная, требует наличия оснований для подачи жалобы, а также хорошего знания налогового законодательства. В данной статье мы разберемся с тем, как происходит обжалование актов налоговых органов, что потребуется для подачи жалобы, а также как повысить шансы на успех при ее рассмотрении.

Похожие публикации

У каждого налогоплательщика есть законное право на обжалование налоговой проверки, вернее, ее результатов согласно ст. 137 НК РФ. При этом следует точно соблюдать все процессуальные правила, иначе обжаловать их станет затруднено, а то и невозможно.

Обжаловать можно полностью решение инспекции или какую-либо его отдельную часть. Обязательно оформление жалобы в письменном виде. Строгих требований к ее оформлению в налоговом законодательстве нет, допускается произвольная форма составления, главное — это правильное и законное обоснование своих требований. Необходимо указать с какими именно положениями вы не согласны, дополнив свои обоснования ссылками на соответствующие пункты статей НК РФ. Рекомендуется дополнить свое обращение документами, которые подтверждают все пункты жалобы налогоплательщика. Нужно обязательно сформулировать требования о частичной или полной отмене решения налоговой инспекции. Документ подписать, и, если есть печать, ею заверить.

Этапы и общие правила обжалования результатов налоговой проверки

Строго говоря, под обжалованием налоговых проверок, как правило, понимаются три обязательных этапа защиты интересов налогоплательщика:

  • обжалование акта налоговой проверки в самом налоговом органе;
  • обжалование решения налоговой проверки в вышестоящем налоговом органе (УФНС РФ);
  • обжалование в Арбитражном суде.

Однако, по нашему опыту обжалование эффективно в должной мере только тогда, когда на первых этапах проверки, оно было связано с грамотным сопровождением ее течения и налогоплательщик последовательно защищал свои интересы не только на стадии вынесения решения, но и ранее – на стадии вынесения Акта налоговой проверки и проведения мероприятий налогового контроля. Возражения, жалобы и корреспонденция с налоговым органом на каждом этапе налоговой проверки, в конечном счете, является залогом успешной защиты интересов.

Обжалование акта выездной налоговой проверки и обжалование акта камеральной налоговой проверки на стадии досудебного урегулирования имеют свои процедурные нюансы.Так же необходимо понимать, что нарушение сжатых сроков и процедуры обжалования может означать для налогоплательщика отказ в восстановлении его нарушенных прав даже тогда, когда он был прав по существу вопроса.

Объективно, что не следует пренебрежительно относиться к процедуре досудебного обжалования решений налоговых органов – в большинстве случаев требование о взыскании недоимки будет выставлено уже по итогам рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе, т.е. в этот момент деньги фактически уже будут изъяты из оборота компании. Это крайне важный и болезненный момент для любой компании еще и потому, что с оплатой или неоплатой этого требования связано решение о подключении к проверке органов полиции и возбуждение уголовного дела.

Обжалование акта выездной налоговой проверки и обжалование акта камеральной налоговой проверки на стадии досудебного урегулирования имеют свои процедурные нюансы.Так же необходимо понимать, что нарушение сжатых сроков и процедуры обжалования может означать для налогоплательщика отказ в восстановлении его нарушенных прав даже тогда, когда он был прав по существу вопроса.

Добавить комментарий