Обратная сила закона: что это значит

Закон не имеет обратной силы — что это значит, и как это понимать?

Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения. Подробнее о данном основополагающем конституционном принципе расскажем в статье.

Ответ на этот вопрос становится очевидным после ознакомления с двумя основными правовыми постулатами.

Обратная сила закона

Обратим в этой связи внимание на то обстоятельство, что даже признание акта неконституционным не ведет к пересмотру актов и отношений, которые произошли к моменту вынесения решения и вступления его в силу, что следует из ст. 79 и 100 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”. Решение Конституционного Суда Российской Федерации является материально-правовым основанием для пересмотра ранее принятых судебных решений лишь в отношении тех лиц, которые выступали заявителями в деле, рассматривавшемся Конституционным Судом Российской Федерации. В отношении иных лиц, в делах которых были применены нормативные положения, признанные неконституционными либо получившие конституционно-правовое истолкование, отличное от имевшего место в правоприменительной практике, решение Конституционного Суда Российской Федерации влечет по обращениям управомоченных лиц пересмотр (изменение или отмену) в установленных процессуальным законом порядке и пределах основанного на таких нормативных положениях правоприменительного решения, не вступившего в законную силу либо вступившего в законную силу, но не исполненного или исполненного частично. Таким образом, возможности применения обратного действия судебного акта также ограничены в зависимости от того, состоялось ли правоприменение и было ли окончено его исполнение. Даже если действовал и применялся неконституционный закон, но его применение к моменту вынесения решения суда о его неконституционности окончено, это не дает возможности применить справедливую конституционную норму, так как это будет приданием закону обратной силы.

Обратная сила закона означает что?

В результате длительного развития правовой системы вся юридическо-правовая теория основывается на основном принципе, который утверждает, что закон не имеет обратной силы. И это обязательно прописывается в основном законе государства в Конституции страны.

По общепринятым правилам в правовой системе, закон не рассматривает возникающие отношения к законодательству до утверждения и принятия этого нового закона, но в любом правиле может быть некоторые изменения, которые обязательно утверждаются законодательными органами.

Обратная сила закона возникает при введении нового правового акта по тематике старого закона при следующих обстоятельствах:

  1. когда новый принимаемый закон устраняет наказуемость и преступность совершённых деяний;
  2. когда принимаемый закон уменьшает наказание или смягчает ответственность по правонарушению, которое было совершено ранее;
  3. когда новый закон вводит улучшение положения человека, который совершил преступление.

Принятие нового закона, который будет непосредственно иметь обратную силу на прошлые действия и обстоятельства, всегда оговаривается самим законом, т. е. по прямому указанию этого нового закона. Если нет прямого указания, то в основном в уголовном праве существует возникновение обратной силы закона на совершённые преступления.

В настоящем уголовном законодательстве страны возможна отмена наказания при введении нового закона, который утверждает декриминализацию совершённого деяния на основе определённых обстоятельств. Декриминализация деяния объявляется тогда, когда из Уголовного Кодекса удаляется закон об уголовной ответственности за совершённые деяния. Например, когда-то операции с валютой были не законны и уголовно наказуемы. Сегодня для многих из нас иметь в своём кошельке иностранную валюту дело привычное. Если Вы не хотите ошибиться в интерпретации российских законов и Вам требуются услуги адвоката в Иркутске по защите Ваших интересов в суде – просто кликните по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.

Смягчающим наказание законом считается закон, когда его максимальное или минимальное наказание за правонарушение ниже существующего по принятому ранее закону. К такому уровню законов относится новый правовой акт, который устанавливает альтернативные санкции, которые ведут к смягчению наказания.

Существует случаи, когда новый принимаемый уголовный закон не имеет обратной силы:

  1. когда новый закон утверждает понятие преступности и наказание за его совершение;
  2. когда закон, который начинает свою работу, усиливает меру наказания и уровень ответственности за совершённые деяния;
  3. когда по новому закону происходит ухудшение положения лица, которое совершило нарушение законодательства.

Сколько дней можно болеть без больничного по закону?
Отсутствие на работе без уважительной причины недопустимо. Любая неявка на работу, службу должна быть подтверждена больничным листом либо другим действительным документом.

Металлопоиск. Что можно после выхода закона?
Все археологические раскопки регламентируются кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 7.15, глава 7.

Генеральный директор и его ответственность
Текущая деятельность общества подчинена руководству единоличного исполнительного органа — Генеральному директору. Его избирают на общем собрании участников общества.

Кто издает законы в РФ?
Огромное множество сознательных граждан задаются нехитрым вопросом: Кто издает законы в РФ?. Ответ на него обязан знать каждый уважающий себя гражданин, именно поэтому в данной.

Смягчающим наказание законом считается закон, когда его максимальное или минимальное наказание за правонарушение ниже существующего по принятому ранее закону. К такому уровню законов относится новый правовой акт, который устанавливает альтернативные санкции, которые ведут к смягчению наказания.

Обратная сила закона

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — распространение закона со дня его вступления в силу на те случаи и обстоятельства, которые имели место до его вступления в силу. Принцип права «закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом) юридической теории и практики, сформировавшегося в ходе длительной эволюции права и воспринятого в качестве международно-правового стандарта всеми современными правовыми системами (ст. 54 Конституции РФ).

По общему правилу, нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникающие до его вступления в силу. Лишь в отдельных случаях под действие нормативных правовых актов подпадают отношения, возникшие до вступления их в силу.

Распространение действия закона на общественные отношения, возникшие до его издания, является исключением из общего правила. В юридической практике обратное действие закона может иметь место в двух случаях:

1) в силу прямого указания закона. При этом обратное действие закона всегда специально оговаривается в этом законе либо в акте (постановлении) о введении его в действие (например, ст. 10 УК РФ). Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона о введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его (ГК) в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений;

2) если уголовный закон устраняет или смягчает наказание. Юридическое содержание данного принципа сформулировано в ст. 54 Конституции РФ: а) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; б) никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Это означает следующее: если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Это конституционное положение нашло отражение в новейшем законодательстве. В частности, ст. 10 УК РФ сформулированный принцип обратной силы уголовного закона означает, что закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, смягчающий наказание или иным улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до вступления такого закона в силу.

При этом по действующему уголовному законодательству, законом, устраняющим преступность и наказуемость деяния, считается закон, объявляющий о декриминализации этого деяния, т.е. об исключении его их УК и соответственно об отмене уголовной ответственности и наказания за его совершение. Законом, смягчающим наказание, является закон, по которому максимальный и (или) минимальный пределы того или иного вила наказания ниже, чем ранее действовавшего закона, либо закон, установивший альтернативную санкцию, позволяющую назначить более мягкое наказание.

Положение об обратной силе нового, более мягкого или устраняющего преступность деяния уголовного закона распространяется также на лиц уже осужденных и отбывающих наказание по старому, более строгому закону. В этом случае, если новый закон устраняет преступность деяния, то производство по делу прекращается в любой стадии, в т.ч. и на стадии предварительного следствия. Если новый закон смягчает наказание, то при определении наказания суд должен руководствоваться этим законом.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

  • Обнародование закона, промульгация
  • Обряды

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — распространение действия закона на случаи, имевшие место до его вступления в силу. О.с.з. является исключением из общего правила, поэтому должна быть специально оговорена в самом законе либо в акте о введении его в действие … Юридическая энциклопедия

Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени

СТ 4 ГК РФ
1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Читайте также:  Как определяется подсудность дел о расторжении брака?

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

3. Судебная практика:

В каких сферах права могут приниматься законы с обратной силой

Обратная сила закона позволяет улучшить судебную систему

Согласно общему принципу принятия законов с обратной силой, они должны быть направлены исключительно на улучшение процесса правоотношений для граждан РФ. Исходя из этого, ретроактивные законодательные положения могут быть применены во всех сферах права, если при этом не ухудшают положение дел для участников конкретных правоотношений.

Наиболее активно законы с обратной силы применяются в сфере уголовного права. Так, например, принятие закона, по которому необходимо посадить в тюрьму всех людей за то, что они совершили год назад, но тогда это было не противозаконно — просто недопустимо.

А вот принять закон, по которому условия наказания будут смягчены для определенной группы подсудимых, вполне нормально. Естественно, законодатель грамотно составляет подобные законодательные правки, дабы права и подсудимых, и пострадавших находились в том равновесии, которое будет наиболее гуманно в конкретной ситуации.

В остальных сферах права: гражданской, гражданско-процессуальной, налоговой и так далее – закон зачастую обратной силы не имеет. Подобное явление связано, в первую очередь, с тем, что принятие ретроактивных законов сильно усложнит все правоотношения, начавшиеся до их принятия, и в целом усугубит положение дел для субъектов конкретного права.

С точки зрения юрисдикции такие ситуации трактуются на основании того, что в данных сферах права субъекты правоотношений полностью равны по своим обязанностям, свободам и правам, поэтому внедрять в такую систему законы с обратной силой – глупо.


В соответствии с законодательством РФ и общемировыми правовыми нормами закон обязательно имеет обратную силу в двух случаях:

Закон обратной силы не имеет: что это значит?

Закон обратной силы не имеет — постулат, который лежит в основе российского законодательства (исключение составляет лишь ст. 54 Конституции РФ). В нашем материале мы рассмотрим реализацию данного принципа в уголовном, гражданском и конституционном праве.

Правовая категория «обратная сила закона» берет свое начало из римского права. И с тех пор ее постулаты остались без изменений:

  • закон распространяет свои нормы только на те отношения, которые возникли после его вступления в силу;
  • длящиеся правоотношения должны быть подчинены нормативному акту, который действовал в момент их начала.

ДЛЯ СПРАВКИ: презумпция обратной силы распространяет свое действие исключительно на нормативные акты РФ и ее субъектов. Судебную практику и постановления Пленума ВС РФ данный постулат не затрагивает, поскольку ни судебные решения, ни постановления данного Пленума нормативными актами не являются.

В правоприменении предусматривается 2 случая, когда закон всё же будет иметь обратную силу:

  • Если такое указание имеется в тексте закона. Например, это может выглядеть следующим образом: «Закон распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2017».
  • Если уголовный закон смягчает наказание за преступление, совершенное до его введения в действие. При этом речь может идти о декриминализации преступления, снижении срока наказания и т. д. Это положение иногда относится к административному и налоговому законодательству.
  • закон распространяет свои нормы только на те отношения, которые возникли после его вступления в силу;
  • длящиеся правоотношения должны быть подчинены нормативному акту, который действовал в момент их начала.

Закон не имеет обратной силы – что это значит


Термин «обратная сила закона» берет свое начало из римского права. Смысл остался тем же:

Обратная сила закона

— применение закона (нормы права) к случаям и обстоятельствам, которые наступили до его вступления в силу.

Пример

Закон, который вступил в силу с 1 января 2018 года ввел новую льготу по НДС.

Если в законе будет указано, что льгота может применяться и к периодам до 1 января 2018 года (например, в 2017, 2016 годах и т.д.), то это и будет приданием закону обратной силы.

Применение правовых норм закона к периоду времени, до его вступление в силу, возможно, но существенно ограниченно.

Конституция России (ст. 54) определяет:

“1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон”.

В соответствии с этой нормой, отраслевые законы содержат свои правила применения обратной силы закона (но, соответствующие норме Конституции).

Так, “Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ в ст. 10 “Обратная сила уголовного закона” определяет:

“1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом. “

“Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 31.07.1998 N 146-ФЗ в ст. 5 “Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени”, определяет:

“2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. “

“Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ в ст. 1.7. “Действие законодательства об административных правонарушениях во времени” определяет:

“1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.”

Пример

Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ установил статьей 7 (п. 6), что действие пп. 5 п. 4 ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) распространяется на сделки, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налогообложения в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2012 года (т.е. нормам пп. 5 п. 4 ст. 105.14 НК РФ придана обратная сила).

Пример

Когда имеет

Согласна нормам ст. 45 ч.1 Конституции РФ равны права как лиц, находящихся под следствием, так и имеющих вынесенный обвинительный приговор.

Законодательством РФ предусмотрены случаи, в которых применяется обратная сила закона в уголовном праве.

К ним относятся:

  1. Принятие нового закона, устраняющего преступление по своей сути, то есть декриминализирующий его.
  2. Принятие нового закона, смягчающего наказание.
  3. Принятие нового закона, который улучшает положение уже осуждённых граждан.

В Уголовной практике РФ большое количество преступлений декриминализировано после принятия Уголовного кодекса РФ в 1996 году. Около 70 преступлений по кодексу РСФСР были отменены. Например, полностью исключено наказание за недонесение, нарушение государственной дисциплины цен, занятие запрещёнными видами индивидуальной деятельности и др.

Читайте также:  Какие изменения ждут военную ипотеку в 2020 году

В результате принятия нового нормативно-правового акта (НПА) деяние из преступного станет именоваться административным с применением санкций КоАП РФ, для несовершеннолетних изменится возраст уголовного преследования по конкретной статье, даётся корректива состава преступления.

По ряду статей предусмотренное наказание может быть смягчено. Новый закон снижает границы срока, предусмотренного к отбыванию наказания, смягчает его, отменяет дополнительные санкции. К примеру, в ст. 206 УК РСФСР предусматривалась уголовная ответственность за порчу имущества в общественном транспорте. Аналогом стала ст. 214 УК РФ — вандализм. Мера наказания ранее была жёстче и все приговоры подлежали смягчению с уменьшением верхней границы наказания.

Деяния могут исключаться из Особой части УК Российской Федерации и вноситься в Общую. Иногда происходит и обра́тный процесс. Если при переквалификации статьи наказание по ней предусмотрено в меньшем объёме, чем в ранее действующей редакции, речь идёт о частичной декриминализации.

Часто речь идёт и об уменьшении ответственности, что произошло с возможностью подвергнуть аресту несовершеннолетнего. Уменьшение числа лиц, которые не могут быть подвергнуты пожизненному заключению, становится основанием для смягчения приговора. Вновь принятые НПА часто устанавливают более мягкий режим содержания преступников в колониях.

Чтобы понять, имеет ли обратную силу уголовный закон, необходимо изучить его новые редакции и действующие во время совершённого деяния. При выявлении факта изменения НПА, речь идёт о применении более мягкой статьи.

В силу статьи 10 Уголовного кодекса РФ данная сила уголовного закона распространяет своё действие на две категории граждан, имеющие общее качества:

  • лица, которые совершили преступление, но на момент вынесения вердикта изменилась норма права по инкриминируемой статье (простая обратная сила);
  • осуждённые, отбывающие наказание, чей приговор официально вступил в силу. В этом случае обратную силу закона можно назвать ревизионной.

В отношении каждой группы обратная сила закона действует со своими процессуальными особенностями.

Если ведётся процесс или следствие, инкриминируемая статья по которому после возбуждения уголовного дела декриминализирована, то оно закрывается на любой стадии, так как подобное деяние стало отсутствовать в перечне преступных. Осуждённые подлежат освобождению. Различия есть при частичном изменением нормы права. В первом случае судья, выносящий приговор, в процессе судопроизводства переквалифицирует статью.

Чтобы понять, имеет ли обратную силу каждый принятый уголовный закон, надо обратиться к истории его изменений. Изменившийся НПА предполагающий более серьёзную меру ответственности, не применяется к более ранним случаям.

Расследование преступления связано с уголовно-процессуальным законом. Статья 4 УПК РФ оговаривает, что дело подлежит рассмотрению по нормам, действующим в момент рассмотрения дела в суде. Однако многочисленные Определения Конституционного суда указывают, что все коллизии права должны решаться в пользу обвиняемого. На вопрос имеет ли уголовно-процессуальный закон в стране обратную силу в Определении от 10.07.2013 №270-О даётся разъяснение, что УК и УПК РФ взаимно связаны. Поэтому не исключается возможность придать обратную силу всем актам, улучшающим положение осуждённого. Полную версию определения Верховного суда можно просмотреть с использованием правовой системы Консультант.


В силу статьи 10 Уголовного кодекса РФ данная сила уголовного закона распространяет своё действие на две категории граждан, имеющие общее качества:

КС дал новое толкование нормам об обратной силе законов

Заявители обратились в КС с вопросом о конституционности ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Согласно ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, непредоставление плательщиком в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным взносам в орган контроля влечет взыскание штрафа. Этот закон утратил силу с 1 января 2017 года в связи со вступлением в силу ФЗ №250. Согласно ст. 20 нового закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за периоды до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона.

В Арбитражный суд Москвы поступило дело о признании недействительным решения Главного управления Пенсионного фонда РФ № 10 по Москве и Московской области от 26 января 2017 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за непредоставление в срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР за периоды до 1 января 2017 года. Арбитражный суд установил, что указанное решение было вынесено после утраты силы закона о страховых взносах, и пришел к выводу, что подлежащая применению в данном деле ст. 20 закона № 250-ФЗ противоречит ст. 54 (ч. 2) Конституции РФ, поскольку позволяет привлекать к ответственности на основании закона, утратившего силу, при наличии в новом законодательном регулировании сходных, но не полностью аналогичных мер ответственности. В связи с этим АСГМ приостановил производство по делу и обратился с запросом в КС РФ.

ООО “Проект”, в свою очередь, 13 января 2017 года было оштрафовано Управлением ПФР в городе Пскове и Псковском районе Псковской области за непредоставление расчета по страховым взносам. Арбитражный суд Псковской области частично удовлетворил требование ООО «Проект» о признании этого решения недействительным, снизив размер штрафа с учетом смягчающих обстоятельств. В своем обращении в КС ООО “Проект” указало, что усматривает несоответствие норм законов Конституции, поскольку они допускают привлечение после 1 января 2017 года к ответственности на основании положения, утратившего силу, в то время как с этой даты к ним должны применяться нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие более мягкое наказание.

Конституционный суд, рассмотрев дело, отметил, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, согласно ст. 54 Конституции обратной силы не имеет. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Данные правила имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов.

Правовая норма может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем установленная в настоящее время, и только в пределах установленного законом срока давности.

Ответственность плательщика за непредоставление расчета по страховым взносам в виде штрафа, которая была предусмотрена ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах с 1 января 2017 года, т. е. без временного разрыва, установлена п. 1 ст. 119 Налогового кодекса.

С 1 января 2017 года к таким правонарушениям, имевшим место до указанной даты, может применяться либо ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, либо п. 1 ст. 119 НК. Выбор одного из законоположений предопределяется положениями ст. 54 Конституции.

При этом КС воздерживается от исследования вопроса о том, возможна ли конкретная правоприменительная ситуация, при которой ответственность за деяние, указанное в ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, будет такой же или менее строгой, чем за деяние, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК.

Ни оспариваемые заявителями законоположения, ни иные положения закона №250 не называют прямо полномочие органов ПФР, Фонда соцстрахования РФ при привлечении с 1 января 2017 года к ответственности за непредоставление расчета по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, применять п. 1 ст. 119 НК. Между тем отказ от применения данного законоположения в случаях, когда оно предусматривает меньший размер штрафа, чем ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, создавал бы условия для нарушения требований Конституции. Кроме того, как неоднократно указывал КС, цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод, а потому тот факт, что применение норм НК относится к компетенции налоговых органов, не может в сложившейся ситуации рассматриваться как препятствие для их применения органами ПФР и ФСС, если это обусловлено прямым действием ст. 54 (ч. 2) Конституции.

В результате КС определил, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции, поскольку по своему смыслу предполагают, что применение положения ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах с 1 января 2017 года к деяниям, совершенным до этой даты, допустимо только в том случае, если в системе действующего правового регулирования с учетом фактических обстоятельств конкретного дела исчисленный размер штрафа меньше или равен размеру штрафа, исчисленному в соответствии с п. 1 ст. 119 НК. В иных случаях применению подлежит п. 1 ст. 119 НК.

Читайте также:  Как взять ребенка на патронатное воспитание

Ни оспариваемые заявителями законоположения, ни иные положения закона №250 не называют прямо полномочие органов ПФР, Фонда соцстрахования РФ при привлечении с 1 января 2017 года к ответственности за непредоставление расчета по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, применять п. 1 ст. 119 НК. Между тем отказ от применения данного законоположения в случаях, когда оно предусматривает меньший размер штрафа, чем ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, создавал бы условия для нарушения требований Конституции. Кроме того, как неоднократно указывал КС, цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод, а потому тот факт, что применение норм НК относится к компетенции налоговых органов, не может в сложившейся ситуации рассматриваться как препятствие для их применения органами ПФР и ФСС, если это обусловлено прямым действием ст. 54 (ч. 2) Конституции.

Обратная сила закона.

Обратная сила закона — действие закона или другой нормы права в отношении событий, которые имели место до вступления закона в силу. Как правило, применение обратной силы закона считается несовместимым с принципами законности и правового государства. Конституциями многих стран применение обратной силы закона, в первую очередь, в уголовном праве прямо запрещено. Исключением из этого правила являются нормы уголовного права, которые устраняют или смягчают ответственность за ранее совершённое правонарушение.

Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают

3 существенных обстоятельства:

1)момент вступления его в законную силу,

2)момент прекращения его действия

3)применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (“обратная сила закона”).

В РФ нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

– в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

– в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (“с момента подписания”, “с момента опубликования” и т. д.);

– в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

– истечения срока, на который был принят юридический документ;

– объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

– принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

– устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт (НПА) не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие.

Во-вторых,НПА может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия(“переживание закона”).

Иногда обратная сила придается некоторым актам жилищного и семейного законодательства.

Пробелы в законодательстве и их устранение.

В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве.

Пробел в законодательстве – это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Круг общественных отношений устанавливается законодателем 2-мя способами.

1. каждая юридическая норма регулирует отдельный вид общественных отношений, признаки которого описываются в ее гипотезе.

2. круг отношений, которые признаются правовыми, законодатель закрепляет по отраслям права посредством специализированных норм.

Для правоприменителя недостаточно определить правовой характер рассматриваемого случая. Ему необходимо знать, каковы его правовые последствия. Эту информацию он может получить лишь из конкретных норм, в диспозициях которых сформулированы в общем виде права и обязанности сторон. Если таких норм нет, то налицо пробел в законодательстве.

2 ПРИЧИНЫ ПРОБЕЛОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

1) в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем;

2) из-за упущений при разработке закона.

В таких ситуациях обычно используются специальные приемы:

Аналогия закона – это применение к неурегулированному в конкретной норме спорному отношению – нормы закона, регламентирующей сходные отношения.

Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения.

Аналогия права – это применение к неурегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения – общих начал и смысла законодательства.

Общие начала и смысл законодательствапринципы права (общеправовые и отраслевые).

Применение аналогии права обосновано при наличии 2-х условий:

1) при обнаружении пробела в законодательстве

2) при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.

Понятие о юридическом факте, классификация юридических фактов.

Юридические факты — это такие конкретные жизненные об­стоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Без юридических фактов невозможны правоотношения.

Понятие о юридическом факте, классификация юридических фактов.

Смягчение и усиление наказания

Исключительной компетенцией судебной инстанции является смягчение наказания, которое должно быть назначено за совершение конкретного преступного деяния.

УК предусмотрено два варианта по смягчению наказаний. К ним относятся:

  • определение судом уровня ответственности за преступление с низким пределом или избрание более мягких видов наказаний, нежели определены в санкции конкретной статьи;
  • определение судом наказания, которое равно меньшему верхнему пределу более строгой ответственности.

В первом случае, наказание смягчается при наличии таких обстоятельств, которые признаются исключительными и связаны с целью, мотивом деяния, поведением лица, виновного в его совершении в момент деяния или после него, а также иных обстоятельств, влияющих на уменьшение степени опасности действий виновного для общества. Поводом для смягчения может стать и содействие виновного в раскрытии преступления.

В некоторых случаях суд может определить наказание, которое будет менее минимального уровня ответственности, предусмотренного санкцией.

Суд ограничен в своем праве на смягчение наказаний лишь тем правилом, на основании которого наказание не может быть назначено ниже минимальных пределов, определенных Общей частью для преступлений определенного вида.

В качестве смягчения наказания может выступить освобождение лица от обязательного назначения дополнительной ответственности.

Процедура обязательного усиления наказания определена УК. Для этого в норме УК может быть установлен один из трех способов:

  • обязательность усиления наказания за преступления, совершенные группами лиц;
  • увеличение минимальных сроков наказаний в случаях рецидива;
  • выход за предельный 20-й срок лишения свободы по совокупности преступных деяний или приговоров.

Под простой обратной силой понимается применение нового, смягченного законодательного акта к тем преступлениям, приговор по которым не получил еще законной силы. Полная декриминализация дел влечет их прекращение. При смягчении наказания, судебные и правоохранительные органы, обязаны осуществлять свою деятельность в отношении лица, совершившего преступное деяние, с учетом более гуманного закона.

Обратная сила действия закона

На чтение 6 мин. Опубликовано 21.02.2020

  • декриминализации деяния;
  • смягчения наказания;
  • улучшения положения лица.

Что такое обратная сила?

Для начала попробуем определиться, что такое обратная сила. В правоведении так называется законодательная норма, распространяющая действие закона на период, когда он еще не был введен. Некоторые законы не имеют обратной силы, а в ряде случаев эта норма вполне успешно применяется.

Приведем простой пример. Сегодня введен закон, облагающий дополнительным налогом свежие булочки. Закон имеет обратную силу. Это значит, что все булочки, которые когда-либо пек данный производитель, должны облагаться новым дополнительным сбором.

Приведем простой пример. Сегодня введен закон, облагающий дополнительным налогом свежие булочки. Закон имеет обратную силу. Это значит, что все булочки, которые когда-либо пек данный производитель, должны облагаться новым дополнительным сбором.

Добавить комментарий