Как взять ребенка на патронатное воспитание

2. Кто может взять ребенка под опеку?

Приемным родителем может быть дееспособный гражданин, достигший 18 лет, желающий взять ребенка на воспитание и соответствующий требованиям к опекунам (попечителям) .

Люди, не состоящие в браке, не могут опекать одного и того же ребенка.

Если вы еще не знаете, какого ребенка хотите взять под опеку (на попечительство), вам нужно сначала ознакомиться с банком данных о детях-сиротах.

Патронатное воспитание.

Всем добрый день!

К сожалению в нашей семье до сих пор нет деток… не получается.Поэтому мы решили рассмотреть вопрос об усыновлении.Однако после звонка в опеку были немного ошарашенны.
Нам настойчиво предлагают не усыновить, а взять на патронатное воспитание.Мол, будет полегче.
Девочки, поэтому есть вопрос! Что это вообще такое? Какие нюансы? И как всё-таки лучше-патронат или усыновление?
P.S: извиняюсь за сумбурность, в голове «каша».

Вы так же берете ребенка себе, но за это вам еще и деньги будут платить каждый месяц. Если усыновите, но пособия не будут платить. А в случае опеки у ребенка в дальнейшем будет много плюсов, при поступление (бюджет) + полное гос обеспечение + общежитие и так же ребенок может получить свою квартиру (если нет другого имущества)

Кого можно взять на патронат

Процедура по получению заключения, предполагающего возможность стать кандидатом, а затем взять в свою семью детей, насчитывает несколько этапов в соответствии с ПП от 2009 года № 423. Необходимо понимать, что взять на патронат можно только ребенка, у которого уже имеется статус оставшегося без попечения родителей.

Реализовать возможность по выполнению функции воспитателя можно, если кровные родители малолетнего:

  • лишены родительских прав, ограничены в них (по решению суда);
  • умерли;
  • признаны без вести пропавшими или умершими (по решению суда);
  • имеют статус недееспособных людей (по решению суда);
  • находятся в розыске;
  • проходят лечение принудительного характера в медицинских организациях;
  • находятся в учреждениях пенитенциарной системы, предполагающих общий или строгий режим содержания;
  • уклоняются от исполнения обязательств перед своим ребенком.

ВНИМАНИЕ! При проживании детей в патронатной семье, органы опеки строго контролируют деятельность законного представителя, следят, чтобы их потребности полностью удовлетворялись, права не ущемлялись.
Рекомендуем к прочтению: Как оформить опекунство над ребенком?

ВНИМАНИЕ! При проживании детей в патронатной семье, органы опеки строго контролируют деятельность законного представителя, следят, чтобы их потребности полностью удовлетворялись, права не ущемлялись.
Рекомендуем к прочтению: Как оформить опекунство над ребенком?

Как оформить ежемесячное вознаграждение патронатному воспитателю?

Для оформления выплат нужно обратиться в Соцзащиту по месту жительства с полным перечнем документов:

  • договор о патронатном воспитании;
  • заявление;
  • паспорт;
  • детское свидетельство о рождении воспитанника;
  • СНИЛС;
  • ИНН.

Если подопечному установлена инвалидность, понадобится медицинская справка.

Образец заявления о назначении выплаты ежемесячного пособия на содержание детей, воспитывающихся в патронатных семьях:

Представленные документы рассматриваются в течение 10-15 дней, по результатам принимается решение о назначении пособий. Деньги начисляются от даты подачи заявления в Соцзащиту до прекращения действия договора.

Уточнить информацию можно в Соцзащите лично или позвонив по телефону. Также сведения по конкретным регионам есть в интернете.

Ежемесячные выплаты на ребенка

Статус патронатной семьи дает право на получение ежемесячных выплат из расчета 180 рублей в день на одного ребенка.

Также для особых категорий детей назначается дополнительная ежемесячная денежная компенсация:

  • отказных;
  • подкинутых;
  • оставленных в роддоме.


Попробовать свои силы в роли воспитателя-патроната может стать только совершеннолетний гражданин, доказавший свою дееспособность.

Краткий экскурс в историю

В словаре В. И. Даля понятие «патрон» определяется как защитник, заступник, покровитель. Это понятие пришло к нам из эпохи правления Екатерины Великой: в то время было принято защищать и опекать сирот.

Во времена военных баталий население теряло в численности, и естественно, многие семьи оставались без отцов, а то и вовсе дети теряли родителей. Сироток брали под крыло и дворяне, и купцы, и селяне.

Яркий пример патроната – действия простых людей во время Великой Отечественной: народ сплотился настолько, что все, кому позволяли условия, принимали к себе детей, чьи родители воевали или погибли.

В современной России официальный патронат стартовал в 1994 году в Москве на базе 19-го детдома.

В современной России официальный патронат стартовал в 1994 году в Москве на базе 19-го детдома.

Как стать патронатным воспитателем? Куда обращаться?

Лица, желающие стать патронатными воспитателями, обращаются в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть па-тронатным воспитателем.

Патронат – воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната.

Патронатный воспитатель – совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на ос-новании договора с уполномоченной службой (организацией) по патронату о патронатном воспитании или о социальном патронате.

Патронатное воспитание – форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномочен-ной службой (организацией), патронатным воспитателем.

Патронатное воспитание ребенка- это форма воспитания, при которой семьи или родственники ребенка могут взять его к себе на какой либо определенный срок (по договоренности):
– краткосрочный патронат – от 1 дня до 6 месяцев, а так же на выходные, праздничные или каникулярные дни.
– долгосрочный патронат – от 6 месяцев и больше

Патронатным воспитателем школы-интерната могут быть совершенно-летние лица обоего пола, за исключением:
– кровных родителей;
– лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в роди-тельских правах;
– отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее вы-полнение возложенных на них законом обязанностей;
– бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
– лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию детей;
– лиц, имеющих судимость на момент обращения.

Лица, желающие стать патронатными воспитателями, обращаются в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть па-тронатным воспитателем.

Документы необходимые для подготовки заключения ООП о возможно-сти быть патронатным воспитателем:
– справка с места работы – о занимаемой должности и заработной плате;
– характеристика с места работы;
– копия паспорта;
– автобиография;
– копия трудовой книжки;
– справка об отсутствии судимости;
– копия финансового лицевого счета;
– копия свидетельства о браке (в случае, если лицо состоит в браке)
– медицинская справка о состоянии здоровья лица, желающего стать патро-натным воспитателем;

Патронатные воспитатели, принимая в свою семью ребенка:
– получают зарплату и пособие на ребенка;
– все юридические вопросы решает интернат;
– в любой момент они могут обратиться за поддержкой к специалистам па-тронатной службы: психологам, социальным педагогам и получить квалифи-цированную помощь.

Патронатный воспитатель имеет право:
– на уважительное отношение и соблюдение личного достоинства, на получе-ние информации о своих правах и порядке их осуществления;
– самостоятельно определять распорядок дня, решать текущие вопросы жиз-ни воспитанника в соответствии с планом по защите прав ребенка и догово-ром о патронатном воспитании;
– участвовать в составлении плана по защите прав ребенка, регулярных про-верках и заседаниях по оценке состояния здоровья, благосостоянии и разви-тия ребенка, давать предложения по изменению плана по защите прав ребен-ка; требовать и получать помощь от специалистов всех отделов школы-интерната.

Патронатный воспитатель обязан:
– отвечать за жизнь и здоровье ребенка, переданного на воспитание в его се-мью;
– выполнять план по защите прав ребенка, условия договора о патронатном воспитании, рекомендации специалистов школы-интерната;
– отвечать за обеспечение прогресса в развитии ребенка, за осуществление процесса обучения и реабилитации в соответствии с индивидуальным планом развития ребенка;
– не применять телесных наказаний к ребенку;
– не вывозить воспитанника за пределы г. Москвы Московской области без разрешения службы по организации патронатного воспитания;
– сообщать школе-интернату о состоянии здоровья, об изменениях его психи-ческого состояния, о болезни или происшествиях, случившихся с ребенком, о его не запланированном уходе из дома воспитателя, о фактах жестокого об-ращения или травмах, нанесенных ребенку;
– незамедлительно информировать школу-интернат о перемене своего места жительства, об изменениях в составе семьи, о болезни, прочих обстоятельст-вах, могущих повлиять на воспитание и развитие воспитанника;
– соблюдать конфиденциальность информации о ребенке.

Читайте также:  Сдача квартиры иностранцу проблемы

Патронатный воспитатель имеет право:
– на уважительное отношение и соблюдение личного достоинства, на получе-ние информации о своих правах и порядке их осуществления;
– самостоятельно определять распорядок дня, решать текущие вопросы жиз-ни воспитанника в соответствии с планом по защите прав ребенка и догово-ром о патронатном воспитании;
– участвовать в составлении плана по защите прав ребенка, регулярных про-верках и заседаниях по оценке состояния здоровья, благосостоянии и разви-тия ребенка, давать предложения по изменению плана по защите прав ребен-ка; требовать и получать помощь от специалистов всех отделов школы-интерната.

Кто становится патронатным воспитателем

Поскольку изначально патронат задумывался как профессиональная помощь нуждающимся, к лицам, желающим вступить в данные правоотношения, предъявляются определенные требования :

  • достижение совершеннолетия;
  • правоспособность;
  • дееспособность;
  • крепкое здоровье;
  • хорошие жилищные условия;
  • отсутствие проблем с законом;
  • прохождение обязательного обучения.

В браке состоять необязательно, отсутствие высокооплачиваемой работы препятствием для оформления патроната не является, а вот наличие педагогического или медицинского образования приветствуется. Впрочем, если есть желание подарить свое тепло и заботу малышам, вы вполне сможете получить этот статус. Для успеха в данном начинании необходимо научиться сочетать обязанности заботливого родителя и строгого, но справедливого воспитателя, что удается далеко не всем.

Патронат как вид опеки и попечительства наделяет воспитателя правами, идентичными правам законных представителей усыновленных детей.

Среди дополнительных обязанностей воспитателя выделяют :

  • мониторинг психофизического состояния подопечного, незамедлительное решение возникающих у него проблем;
  • постоянное сотрудничество с детским домом;
  • разумное употребление ежемесячного пособия;
  • составление отчета в произведенных тратах по установленной форме.

Помимо этого, исчерпывающим образом освещается материальная сторона вопроса. Определяется зарплата воспитателя, которая не бывает ниже 3,5 МРОТ на каждого опекаемого. По ТК РФ воспитателю оплачиваются больничные листы (на себя и подопечного), предоставляется и оплачивается ежегодный отпуск.

Преимущества патроната

Заключение патронатного договора с социальной службой принесет новоиспеченным воспитателям определенную пользу:

  • Бесплатные курсы правильного воспитания детей.
  • Выплаты денежных средств (пособий, алиментов) на содержание ребенка.
  • Официальная работа с отпуском, трудовым стажем, заработной платой, премиями и оплатой больничного листа.
  • Бесплатная помощь юриста, детского психолога, педиатра, социального работника и педагога.
  • Полезный опыт воспитателя.


Детям патронатное воспитание принесет не меньше пользы:

  • Ребенок продолжит получать гарантированные государством пособия и льготы.
  • У сироты появится возможность жить в комфортных условиях с людьми, желающими заботиться и ухаживать, а не в приюте.
  • Малыш получит хорошее образование и требуемые социальные навыки, воспитываясь в семье.



Детям патронатное воспитание принесет не меньше пользы:

Патронатное воспитание в Российской Федерации

Статья направлена на изучение патронатной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Рассматривается важность и необходимость урегулирования патрона в России. Характеристика данной формы, анализ законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов, научных работ и проектов по данной теме. В статье выделяются основные проблемы в практике, их последствия и способы решения.

Одной из самых главных функций нашего государства является защита самых маленьких граждан страны, так как они не способны защитить себя сами. Особенно в такой защите нуждаются те, кто обделен заботой родителей, кто не имеет поддержки со стороны взрослых людей. Сложная ситуация состоит с детьми, родители которых живы, но должным образом не выполняют своих обязанностей по отношению к своему ребёнку, не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем, другими словами социальное сиротство. Именно в таких ситуациях в помощь приходит государство и общество, пытаясь помочь ребенку в его воспитании, заботе, а также социализации. Так же, помощь в некоторых небезнадежных ситуациях затрагивает и родителей, чтобы помочь им наладить свою жизнь, встать на ноги и снова воссоединиться со своим ребёнком. Данная форма устройства детей в настоящее время именуется патронатом для несовершеннолетних.

Проанализировав законодательство Российской Федерации (далее – РФ), а именно Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 29.05.2019) “Об опеке и попечительстве”, нельзя выделить какое-то единое определение патроната, но можно использовать определение, которое используется в законопроекте Федерального закона N 587253-5 “О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации[1]. Там указано, что воспитание детей в патронатной семье (далее – патронатное воспитание) является формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем их размещения органами опеки и попечительства в патронатную семью при разграничении прав и обязанностей в договоре о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) между родителями (законными представителями ребенка), органами опеки и попечительства и патронатными воспитателями. Хоть указанный законопроект был отклонен в 2017 году, по моему мнению, определение, которое в нем даётся все же имеет место при разъяснении этой формы устройства.

Упомянутый законопроект предлагал внести главу в Семейный кодекс, которая была бы посвящена воспитанию детей в патронатной семье. Целью данного законопроекта является обеспечение правовыми нормами по защите детей, которые нуждаются в государственной защите и регулировке отношений, которые возникают при устройстве детей по патронатное воспитание. По моему мнению, данный проект отвечает на такие вопросы, какие лица могут быть патронатными воспитателями, при каких условиях дети могут передаваться под такую форму устройства. Также законопроект разграничивает права и обязанности между органами опеки и воспитателями, а также детскими учреждениями, что как раз таки не хватает на данный момент в правовом регулировании данной формы патроната над детьми на федеральном уровне.

В Семейном кодексе РФ упоминается патронатное воспитание в ст. 145 в таком ключе, что это форма устройства полностью находится в ведении субъектов РФ, также этому свидетельствует тот факт, что в законодательных актах федерального уровня данная форма отсутствует [1]. Из этого можно сделать вывод, что отсутствует единая нормативно-правовая база, которая могла бы регулировать патронатное воспитание как правовой институт.

Юридическая природа патронатного воспитания выделяет следующие признаки:

1) возмездная форма опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

2) договорный характер патронатного воспитания;

3) комплексная природа данного правого института, основанная на нормах гражданского, семейного и административного права [3].

Воспитание детей в патронате является целой системой, которая охватывает некую совокупность отношений ребенка со своей семьей, с патронатными воспитателями и с органами опеки, создавая определенные предпосылки для защиты законных прав несовершеннолетнего [4]. Как упоминалось в определении выше, данная форма строится на разграничении полномочий между родителями, органами опеки и патронатным воспитателем.

Каждый субъект, участвующий в патронатном воспитании, должен быть профессионально подготовлен этому, это является особенностью данной формы помощи. Являясь системой, она включает в себя обязанности по организации и проведению реабилитационной и воспитательной работы с ребенком, а также с родителями. Также обязательным является подготовка граждан, которые готовы стать патронатными воспитателями, например, в Москве такие граждане должны пройти обучение в школе приёмных родителей. После передачи ребёнка на такое воспитание, процесс сопровождается оценкой, поддержкой, вмешательством и изменениями в кровной семье ребёнка, способствуя налаживанию отношений между ребёнком и его родителями, ставя перед собой цель сохранения семьи [5].

Читайте также:  Как разблокировать карту Сбербанка?

Нужно отметить, что патронатный воспитатель не является его законным представителем в полной мере, эти функции возлагаются на орган опеки и попечительства, а также на учреждения, где числится ребёнок. Патронатный воспитатель находится с ребёнком большую часть времени, исполняя воспитательные функции и заботясь о нем.

Между патронатным воспитателем и учреждением, где числится ребенок, оставшийся без попечения родителей, заключается договор. Положение о патронатном воспитании утверждается органом государственного управления, ведающим вопросами образования субъектов. Например, в Москве действует Закон г. Москвы от 14.04.2010 N 12 (ред. от 05.06.2019) “Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве”, документ детально, четко и ясно отражает все стороны организации патронатного воспитания детей, участие и функции сторон договора, механизм реализации.

В данном законе в ст. 13, посвященной договору о патронатном воспитании, указано, что в договор должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, меры по защите его прав и законных интересов, права и обязанности сторон. Также, патронатный воспитатель ведет учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка, переданного на патронатное воспитание. Сведения об израсходованных денежных средствах представляются в письменной форме один раз в три месяца в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, если иное не установлено в договоре о патронатном воспитании [6].

Договор можно заключать на срок до шести месяцев (краткосрочный) и от полугода и более (долгосрочный). Проблему может вызвать тот факт, что договор можно расторгнуть досрочно по инициативе любой стороны. Несовершеннолетний может быть произвольно изъят у патронатного воспитателя, передан другому воспитателю или в учреждение. Проанализировав практику, можно отметить, что в старшем возрасте ребенок вполне осознает, почему он передан другому воспитателю или вернулся в детский дом, но малышам очень сложно понять этот факт. Как объяснить, что договор закончен или органы опеки и воспитатель не сошлись мнениями о вопросах воспитания, содержания и так далее. Такие обстоятельства наносят тяжелые моральные травмы ребёнку, особенно, если это происходит больше одного раза, такие моменты в жизни ребёнка могут привести к психологической травме и повлиять на будущее ребёнка, но ответственность за последствия такого вреда в законодательстве РФ не отмечено. Из этого следует, что законодатели субъектов должны учитывать возраст при заключении договора, внести поправки о регулировании вопросов воспитания и образования, если они возникают между органами опеки и попечительства и патронатным воспитателем.

Нужно определить, как решать такие вопросы, нанося меньший вред ребёнку, которому трудно будет адаптироваться в случае возвращения в детский дом или при смене воспитателя. У патронатных воспитателей же отсутствует осознание ответственности над несовершеннолетним, имеет место быть рассмотрение эту форму как непостоянную, потому что администрация учреждения, где числится ребёнок или органы опеки произвольно могут изъять ребенка из надзора патроната.

Патронат является некой новой формой устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, но это не значит, что в стране отсутствует опыт такого устройства детей. Опыт есть, просто он не совсем удачный. Раньше патронатное воспитание никак не сопровождалось профессиональной подготовкой, отсутствовали профессиональные службы по устройству детей, не предусматривалась подготовка патронатных воспитателей. Таким образом, патронат был вытеснен усыновлением и опекунством.

Иная ситуация складывается в обществе сейчас, когда хотя бы на региональном уровне существует система организации патронатного воспитания, создаются профессиональные подготовки патронатных воспитателей (прим. Школа приемных родителей), существуют некие разграничения полномочий между органами опеки и попечительства, детскими учреждениями и патронатными воспитателями.

Практика других стран и профессиональные исследования показывают, что помещение ребёнка на патронатное воспитание будет вполне успешным, если воспитатель и ребёнок будут готовы к этому, также, если после устройства им будет оказана необходимая помощь, которая будет предусматривать предотвращение возвратов детей и, конечно же, воспитание детей будет осуществляться профессионально. Патронат предлагает детям условия в области проживания и образования лучше, чем детские дома. Данный институт позволяет усилить индивидуализацию по отношению к каждому ребёнку.

Существуют еще множество проблем в данной сфере, которые не урегулированы законодательством нашей страны. Необходимо обратить внимание, что патронат имеет комплексный характер, который охватывает нормы гражданского, административного и семейного права, из этого следует, что необходимо урегулировать данный институт на федеральном уровне. Было бы полезным принять решение о добавление в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» специальную главу о патронатном воспитании. В ней можно урегулировать патронатное воспитание основными принципами, правами и обязанности органов опеки и попечительства, детских учреждений и патронатных воспитателей, требования к патронатным воспитателям, уточнить правовую природу патроната, тем самым урегулировать его договорной характер, добавить пункт о льготах воспитателям, а также выделить виды и черты патроната [7]. Далее выделить компетенцию субъектов в данном вопросе, а именно регулировку размера выплат и создание достойных условий данной формы устройства несовершеннолетних.

Между патронатным воспитателем и учреждением, где числится ребенок, оставшийся без попечения родителей, заключается договор. Положение о патронатном воспитании утверждается органом государственного управления, ведающим вопросами образования субъектов. Например, в Москве действует Закон г. Москвы от 14.04.2010 N 12 (ред. от 05.06.2019) “Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве”, документ детально, четко и ясно отражает все стороны организации патронатного воспитания детей, участие и функции сторон договора, механизм реализации.

Преимущества и недостатки патроната

Подобный вид воспитания имеет как положительные, так и отрицательные стороны, так, например, к положительным можно отнести:

  1. проживание в патронажной семье дает возможность приобрести ряд ценностей, которые в детских домах им не получить;
  2. жизнь в семьях позволяет гражданам стать более приспособленными к самостоятельной жизни став взрослыми;
  3. воспитание в семье позволяет несовершеннолетнему гражданину, расти в той среде, в которой это и должно происходить, что выполнение каких-либо обязанностей по дому и т.д. позволяет воспитать понимание чувств ответственности, долга и т.д. так как взрослые являют собой пример, на который они ровняются;
  4. расти в семье это значит обрести жизненные ценности, которые к сожалению, не всегда прививаются выходцам из детских домов.

Помимо положительных сторон подобный вид имеет и отрицательные стороны:

  • нередко между воспитанником и воспитателем возникают конфликтные ситуации;
  • несовершеннолетний понимает, что после того, как он достигнет совершеннолетия ему придется покинуть семью, но чувство привязанности может нанести травму;
  • иногда бывает так, что несовершеннолетний малыш вынужден вернуться обратно в детский дом, что также вызывает у него стресс.

Прежде чем принять на воспитание подопечного, стоит подумать хватит ли терпения и сил на воспитание, так как они потребуются и скорее всего не малые.

  1. лицо, ставшее патронатным воспитателем;
  2. уполномоченные органы;
  3. и если имеются, то родители воспитанника.

Детский дом №2 приглашает патронатных воспитателей

Если ВЫ верите, что способны изменить жизнь хотя бы одного ребенка, взяв его в семью, стать ему верным другом и подарить детство, то обращайтесь к нам!

Читайте также:  Нужна ли виза Мексику для россиян в 2020 году

Требования к воспитателям

Основным органом, занимающимся вопросами установления патроната над детьми, является ООиП. Именно они предъявляют особые требования, которым должны соответствовать потенциальные воспитатели:

  • Наличие собственного жилья, отвечающего социальным нормативам по площади, а также санитарно-техническим требованиям. Если претендент снимает квартиру, оформить договор о патронате практически невозможно: очень важно, чтобы ребенок не оказался в ситуации, когда он может в любой момент лишиться крыши над головой. Нормативы по площади устанавливаются на региональном уровне. Например, в Москве на одного человека должно приходиться минимум 18 кв.м. Обязательно наличие отдельной комнаты для несовершеннолетнего.
  • Отсутствие судимости. Для подтверждения предоставляется справка из отдела полиции в ООиП.
  • Хорошее здоровье. В качестве подтверждения в органы опеки кандидаты должны приносить медицинские справки. Если есть тяжелые заболевания, препятствующие установлению патроната, в удовлетворении заявления будет отказано.
  • Полная дееспособность и совершеннолетие.
  • Наличие прописки в городе, где оформляется патронат.
  • Отсутствие наркотической и алкогольной зависимости. Это подтверждается справками из соответствующих диспансеров.
  • Оптимальный официальный доход. Граждане, трудоустроенные неофициально, к патронату не допускаются, даже если их заработок весьма существенен. Это объясняется невозможностью подтверждения заработной платы документами.

Не смогут оформить патронат граждане, лишенные родительских прав. Также заключение такого договора невозможно при следующих обстоятельствах:

  • отсутствие собственного жилья;
  • наличие судимости, наркотической зависимости;
  • отмена усыновления по вине усыновителя, если в дальнейшем он претендует на патронат;
  • недееспособность, инвалидность.
  • лишены родительских прав или ограничены в них;
  • находятся на длительном лечении вследствие тяжелого заболевания;
  • признаны умершими или пропавшими без вести;
  • отбывают наказание в местах лишения свободы;
  • находятся в тяжелом финансовом положении, не позволяющем обеспечивать ребенка;
  • признаны полностью или частично недееспособными по решению суда.

Как стать патронатным воспитателем? Куда обращаться?

Лица, желающие стать патронатными воспитателями, обращаются в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть па-тронатным воспитателем.

Патронат – воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната.

Патронатный воспитатель – совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на ос-новании договора с уполномоченной службой (организацией) по патронату о патронатном воспитании или о социальном патронате.

Патронатное воспитание – форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномочен-ной службой (организацией), патронатным воспитателем.

Патронатное воспитание ребенка- это форма воспитания, при которой семьи или родственники ребенка могут взять его к себе на какой либо определенный срок (по договоренности):
– краткосрочный патронат – от 1 дня до 6 месяцев, а так же на выходные, праздничные или каникулярные дни.
– долгосрочный патронат – от 6 месяцев и больше

Патронатным воспитателем школы-интерната могут быть совершенно-летние лица обоего пола, за исключением:
– кровных родителей;
– лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в роди-тельских правах;
– отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее вы-полнение возложенных на них законом обязанностей;
– бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
– лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию детей;
– лиц, имеющих судимость на момент обращения.

Лица, желающие стать патронатными воспитателями, обращаются в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть па-тронатным воспитателем.

Документы необходимые для подготовки заключения ООП о возможно-сти быть патронатным воспитателем:
– справка с места работы – о занимаемой должности и заработной плате;
– характеристика с места работы;
– копия паспорта;
– автобиография;
– копия трудовой книжки;
– справка об отсутствии судимости;
– копия финансового лицевого счета;
– копия свидетельства о браке (в случае, если лицо состоит в браке)
– медицинская справка о состоянии здоровья лица, желающего стать патро-натным воспитателем;

Патронатные воспитатели, принимая в свою семью ребенка:
– получают зарплату и пособие на ребенка;
– все юридические вопросы решает интернат;
– в любой момент они могут обратиться за поддержкой к специалистам па-тронатной службы: психологам, социальным педагогам и получить квалифи-цированную помощь.

Патронатный воспитатель имеет право:
– на уважительное отношение и соблюдение личного достоинства, на получе-ние информации о своих правах и порядке их осуществления;
– самостоятельно определять распорядок дня, решать текущие вопросы жиз-ни воспитанника в соответствии с планом по защите прав ребенка и догово-ром о патронатном воспитании;
– участвовать в составлении плана по защите прав ребенка, регулярных про-верках и заседаниях по оценке состояния здоровья, благосостоянии и разви-тия ребенка, давать предложения по изменению плана по защите прав ребен-ка; требовать и получать помощь от специалистов всех отделов школы-интерната.

Патронатный воспитатель обязан:
– отвечать за жизнь и здоровье ребенка, переданного на воспитание в его се-мью;
– выполнять план по защите прав ребенка, условия договора о патронатном воспитании, рекомендации специалистов школы-интерната;
– отвечать за обеспечение прогресса в развитии ребенка, за осуществление процесса обучения и реабилитации в соответствии с индивидуальным планом развития ребенка;
– не применять телесных наказаний к ребенку;
– не вывозить воспитанника за пределы г. Москвы Московской области без разрешения службы по организации патронатного воспитания;
– сообщать школе-интернату о состоянии здоровья, об изменениях его психи-ческого состояния, о болезни или происшествиях, случившихся с ребенком, о его не запланированном уходе из дома воспитателя, о фактах жестокого об-ращения или травмах, нанесенных ребенку;
– незамедлительно информировать школу-интернат о перемене своего места жительства, об изменениях в составе семьи, о болезни, прочих обстоятельст-вах, могущих повлиять на воспитание и развитие воспитанника;
– соблюдать конфиденциальность информации о ребенке.

Патронатное воспитание ребенка- это форма воспитания, при которой семьи или родственники ребенка могут взять его к себе на какой либо определенный срок (по договоренности):
– краткосрочный патронат – от 1 дня до 6 месяцев, а так же на выходные, праздничные или каникулярные дни.
– долгосрочный патронат – от 6 месяцев и больше

Обращение в опеку

Первый шаг – это обращение в органы опеки. Туда нужно предоставить заявление, приложив к нему ряд документов:

  • автобиография;
  • копия свидетельства о браке;
  • медицинские справки, подтверждающие отсутствие наркотической и алкогольной зависимости, прочих тяжелых заболеваний;
  • справка с места работы о размере зарплаты;
  • справки об отсутствии судимости;
  • согласие остальных членов семьи о согласии на патронатное воспитание.

Согласие должны давать все родственники старше 10 лет.

В заявлении указывают такую информацию:

  • ФИО заявителя, данные паспорта;
  • сведения о родственниках, проживающих вместе с заявителем;
  • указание на отсутствие обстоятельств, которые могли бы препятствовать заключению брачного союза.

Если заявитель получает пенсию, то нужно указать ее размер.

Приняв документы, органы опеки проводят их анализ, проверяют указанную информацию. Если требуется уточнить детали, то возможно обращение в уполномоченные органы за дополнительными данными. Проверяются и жилищные условия. Также будущие воспитатели должны пройти обучающие курсы (до 80 часов), которые обычно проводятся органами опеки.

Если все документы в порядке, то можно начинать поиск ребенка. Для этого можно обратиться к базам данных, где содержится информация об их характере, возрасте, состоянии здоровья и о том, где в данный момент этот ребенок находится. Можно обратиться напрямую в органы опеки.

В заявлении указывают такую информацию:

Добавить комментарий